Краснов : другие произведения.

Социализм без Маркса или можно ли "взять всё, да и поделить"?

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Сказ о том, что современные левые у власти - те, против кого боролся Маркс полтора столетия назад.

  Сказ о том, что современные левые у власти - те, против кого боролся Маркс полтора столетия назад.
  
  После того, как президентом Франции был выбран г-н Аланд, многие российские левые вздохнули с облегчением. Социалист же! Следовательно, наш. Пусть и евросоциалист, не революционер, но уже что-то.
  Однако первым делом французские социалисты приняли непродуманный и безумный в своём популизме закон, по которому подоходный налог для богатых начал составлять 70%. После чего богатые люди выстроились в очередь, отказываясь от французского гражданства, а налоги уплыли в соседям.
  После этого социалисты легализовали однополые браки, чем вызвали бурю протестов среди французов.
  А затем полностью легли под США и поддержали их как в ливийской и сирийской авантюрах, так и во всех последующих европейских делах
  В итоге "добренькие" французские социалисты оказались самыми непопулярными руководителями Франции за всю послевоенную историю.
  
  Другим кумиром наших левых является наследник Чавеса г-н Мадуро. Личность ещё более примечательная. Благодаря неумелым мадуровским управленцам с 3 классами образования, инфляция в нефтедобывающей Венесуэле самая большая в регионе. В стране неуклонно набирают силу антисоциалистические элементы. Президент же в основном занимается популизмом, ищет заговоры и устраивает раздачи бытовой техники населению. Причём, эти раздачи из-за неорганизованности оборачиваются погромами. Придумано, что и говорить, здорово! У населения нет денег купить что-то, президент говорит: идите разграбьте торговую сеть.
  Через пару лет такой "политики" у него не останется ни одного здорового сектора в экономике, и к власти вернётся капитал. Да ещё и к социалистам надолго приклеится клеймо идиотов. Будет как в Чили, только ещё хуже. Так что недолго юным российским социалистам осталось радоваться, глядя на социализм с венесуэльским лицом.
  
  Среди левых модно также восхищаться президентом Уругвая по фамилии Мухика.
  Сей государственный муж славен тем, что проживает не в официальной резиденции, а в своём частном доме на окраине столице, из собственности имеет лишь автомобиль Volkswagen двадцати с лишнем летней давности. года выпуска, и большую часть президентской программы жертвует на благотворительность. А также тем, что где-то с год тому подписал закон о легализации однополых браков.
  Это в типичный латиноамериканский вариант "социализма". Пиар-акции напоказ, а в это время в стране торжество буржуазной политики во всём её уродстве вплоть до однополых браков.
  
  Социалистическая идея в понимании таких деятелей может быть сведена к двум тезисам. Первый сформулировал булгаковский Полиграф Полиграфович: "Взять всё, да и поделить". Второй можно было бы выразить примерно в таком же духе: "взять, да и всем всё разрешить".
  
  В чём дело? Дело в отказе от марксизма. Где-то явного, как в случае с европейскими социалистами разлива Аланда. Где-то наоборот: социалисты возносят над головой портреты Маркса и Энгельса. Но при этом полностью выхолащивают марксистскую сущность, оставляя лишь форму. К тому же в утрированном карикатурном виде.
  Современное социалистическое движение во многом отброшено на домарксовы, донаучные позиции. Исчезает понимание того, что преобразования в социальной сфере, в области культуры и тем более в области права без преобразования производственных отношений обречены на провал.
  
  Для того, чтобы разобраться с тем, чем должны заниматься придя к власти социалисты (если они действительно социалисты, а не притворяются таковыми), стоит обратиться к одной из классических работ Маркса.
  
  В статье "критика готской программы" Карл Маркс подробно излагает свои соображения по поводу "взять всё и поделить по справедливости", что предлагали предшественники Мадуро и Аланда ещё полтора столетия назад. Споря со сторонниками теории "неурезанного трудового дохода", которые предлагали разделить совокупный общественный продукт между всеми членами общества, он подробно, иронично, а порой теряя терпение (поскольку объяснять очевидные вещи ему приходится уже в сотый раз) разжёвывает, что понятие справедливости не применимо там, где в дело вступает экономическая наука. "Что такое "справедливое" распределение? - спрашивает Маркс, - Разве буржуа не утверждают, что современное распределение "справедливо"? И разве оно не является в самом дело единственно "справедливым" распределением на базе современного способа производства? Разве экономические отношения регулируются правовыми понятиями, а не наоборот, не возникают ли правовые отношения из экономических? И разве разные социалистические сектанты не придерживаются самых различных представлений о "справедливом" распределении?"
  
  Дело в том, говорит Маркс, что перед тем, как "взять всё, да и поделить", из совокупного общественного продукта сперва необходимо вычесть:
  
  "Во-первых, то, что требуется для возмещения потребленных средств производства.
  
  Во-вторых, добавочную часть для расширения производства.
  
  В-третьих, резервный или страховой фонд для страхования от несчастных случаев, стихийных бедствий и так далее.
  
  Эти вычеты из "неурезанного трудового дохода" - экономическая необходимость, и их размеры должны быть определены на основе наличных средств и сил, отчасти на основе теории вероятности, но они никоим образом не поддаются вычислению на основе справедливости. (курсив мой, - Т.К.)
  
  Остается другая часть совокупного продукта, предназначенная служить в качестве предметов потребления.
  
  Прежде чем дело дойдет до индивидуального дележа этой оставшейся части, из нее вновь вычитаются:
  
  Во-первых, общие, не относящиеся непосредственно к производству издержки управления.
  
  Эта доля сразу же весьма значительно сократится по сравнению с тем, какова она в современном обществе, и будет все более уменьшаться по мере развития нового общества.
  
  Во-вторых, то, что предназначается для совместного удовлетворения потребностей, как-то: школы, учреждения здравоохранения и так далее.
  
  Эта доля сразу же значительно возрастет по сравнению с тем, какова она в современном обществе, и будет все более возрастать по мере развития нового общества.
  
  В-третьих, фонды для нетрудоспособных и пр., короче - то, что теперь относится к так называемому официальному призрению бедных.
  
  Лишь теперь мы подходим к тому "распределению", <...> той части предметов потребления, которая делится между индивидуальными производителями коллектива.
  
  "Неурезанный трудовой доход" незаметно превратился уже в "урезанный", хотя все удерживаемое с производителя как частного лица прямо или косвенно идет на пользу ему же как члену общества".
  
  Таким образом, справедливость - вещь относительная. И каждый раз, когда политики говорят о справедливости, у марксистов (вслед за самим Марксом) возникает неприятное ощущение, вроде зубной боли. Заговорили о справедливости, не говоря о том, кто, как и сколько должен работать, что конкретно делать с общественным продуктом, кто именно это будет делать, как это делать, и что делать с теми, кто выступает против? Если заговорили - значит, пытаются протолкнуть какую-то гнусность. На слово "справедливость", если о ней говорят не попы или поэты, марксист должен выработать стойкий условный рефлекс. Услышал от политика слово "справедливость" - дал политику в голову.
  
  То же самое можно сказать и о другом слове: о слове "Равенство". В той же "критике готской программы" Маркс пишет: "один человек физически или умственно превосходит другого и, стало быть, доставляет за то же время большее количество труда или же способен работать дольше; а труд, для того чтобы он мог служить мерой, должен быть определен по длительности или по интенсивности, иначе он перестал бы быть мерой. Это равное право есть неравное право для неравного труда. <...> оно молчаливо признает неравную индивидуальную одаренность, а следовательно, и неравную работоспособность естественными привилегиями. Поэтому оно по своему содержанию есть право неравенства, как всякое право. По своей природе право может состоять лишь в применении равной меры; но неравные индивиды (а они не были бы различными индивидами, если бы не были неравными) могут быть измеряемы одной и той же мерой лишь постольку, поскольку их рассматривают под одним углом зрения, берут только с одной определенной стороны, как в данном, например, случае, где их рассматривают только как рабочих и ничего более в них не видят, отвлекаются от всего остального. Далее: один рабочий женат, другой нет, у одного больше детей, у другого меньше, и так далее. При равном труде и, следовательно, при равном участии в общественном потребительном фонде один получит на самом деле больше, чем другой, окажется богаче другого и тому подобное. Чтобы избежать всего этого, право, вместо того чтобы быть равным, должно бы быть неравным".
  
  Одним словом, уравниловка (которой никогда не было в сталинском СССР), и к которой так стремятся современные левые - это вещь антимарксистская. На данном этапе развития общества, когда реализовать лозунг "каждому по потребностям" невозможно, ни о каком равном "справедливом" распределении не может быть и речи.
  
  "Право никогда не может быть выше, чем экономический строй и обусловленное им культурное развитие общества", - пишет Маркс. И эту фразу надо бы обвести золотыми буквами, начинать с неё обучение марксизму и во всех "марксистских" пабликах в соц. сетях (в кавычках, потому что большая часть из них состоит именно из тех, благодаря кому Маркс в конце жизни грустно произнёс, что сам он не марксист) эту фразу надо вывести в статус и оставить там навеки. Никакими лекциями, никакими воспитательным процедурами, никакими фильмами, книгами, никакой самой мощной пропагандой, никакими суровыми законами и карательными мерами невозможно изменить человека. Сознание человека меняется, когда меняется мир вокруг него. Лишь после изменения экономических отношений в обществе начинает меняться социальная структура общества, за ним культура, следом меняется право, реагируя на эти изменения. Многие "марксисты" и по сию пору не в состоянии понять этого главного марксистского тезиса.
  
  "Я остановился более обстоятельно на "неурезанном трудовом доходе", с одной стороны, и на "равном праве" и "справедливом распределении" - с другой, для того чтобы показать, какое большое преступление совершают, когда, с одной стороны, стремятся вновь навязать нашей партии в качестве догм те представления, которые в свое время имели некоторый смысл, но теперь превратились в устарелый словесный хлам, а с другой стороны, желают извратить реалистическое понимание, с таким трудом привитое партии, но теперь уже пустившее в ней корни, идеологическим правовым и прочим вздором, столь привычным для демократов и французских социалистов".
  
  Вот что пишет Маркс, совершенно недвусмысленно давая понять, что общие слова о справедливости и равенстве - "словесный хлам", извращающий реалистическое (научное) понимание происходящих в человеческом обществе процессов. Увы, корм оказался не в коня. 140 лет спустя марксисты ведут ровным счётом ту же борьбу с утопическими социалистами. С той лишь разницей, что сегодняшние утописты частенько именуют себя марксистами.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"