"Нуха, как мы сказали, очаровательный город или, с нашей точки зрения, восхитительная деревня".
А.Дюма. "Кавказ"
Решено: еду в Шеки, в один из древнейших городов Азербайджана, несмотря на уговоры дождаться теплых дней и насладиться этим курортом в жаркое время года.
Француз Александр Дюма в 1858-59 годах три месяца провел на Кавказе, и посетил Шеки в зимнее время, что не помешало ему оценить красоту этого горного края.
Еду из Мингечевира, где наши соседи - шекинцы, периодически приглашающие погостить в их, так сказать, родовом доме. Хагигат (совсем молодая бабушка) как раз там с мужем и внуком у неженатого сына. Она-то и встречает меня у ворот их дома, мимо которого проезжает автобус.
От Мингечевира до Шеки не больше 80 километров, и автобус то и дело останавливается у придорожных сел. Люди входят и выходят, пополняя провинциальные новости. Я слушаю их краешком уха, поеживаясь от утреннего холода и гляжу из окна автобуса на приближающиеся предгорья Большого Кавказского хребта. "Утесистые, живописные горы составляли один из тех отдаленных очаровательных пейзажей, свойственных лишь только природе. Я не видел ничего прелестнее этой картины..." Правда, Дюма ехал в Шеки несколько другой дорогой - через хребет из Дагестана. Хотя природа не менее очаровательная.
У меня свои воспоминания о Шеки. Летние пионерские лагеря, лазанье по горам, дальний поход к горе "Гялярсян-Гёрярсян" ("Придешь и увидишь"), когда я быстрее всех мальчишек перебралась через сумасшедшую горную речку, перепрыгивая по скользким валунам.
Тогда город назывался Нуха. Двойное имя города выясняется просто. БСльшая часть населения вначале жила в долине реки Киш, в селении Шеки. В 1772 г. мощное наводнение разрушило Шеки, и люди переехали на нынешнюю территорию (Нуха).
Нуха - одно из древних поселений Азербайджана. О Нухе упоминает Птолемей в своей географии (II век). Это был один из значительных городов Кавказской Албании. Сначала новое место поселения назвали Шеки, затем вернулись к названию Нуха, которое бытовало до 1969 года. Теперь город опять называется Шеки.
В XVIII-XIX вв. он был столицей Шекинского ханства. В городе много архитектурных памятников: крепость (1890 г.), караван-сарай, мечети, бани, дворец шекинских ханов (1797 г.), богато отделанный резьбой и росписью.
Воздух уже горный. Резче чувствуется холод, хотя дышится свободней. Мы подъезжаем к Шеки.
"... Едучи в темноте, мы заметили дома с огромными садами, обсаженные великолепными деревьями, улицы, воды, текущие в разных направлениях, с приятным шумом, свойственным природным каскадам.
- А ведь Нуха, должно быть, хорошая сторонка? - дерзнул я спросить.
- Да, летом, - ответил Моане.
... Нуха очаровательная деревня довольно обширных размеров. За исключением центра города и торговых улиц каждый дом имеет свою ограду, свои великолепные деревья, свои ручьи. Многие из этих источников, бушуя, вырывались из садов на улицу".
Возле ограды своего дома и встречает автобус Хагигат с веселым смеющимся видом. Меня всегда умиляла эта искрящаяся доброжелательность шекинцев в общении. Ты только готовишься улыбнуться, они уже ласково приветствуют тебя, ты только подбираешь слова, а они уже сладкоречиво говорят с тобой со своим неповторимым акцентом.
"Что-то вы сегодня запозднились..." - здоровается она с водителем, пассажирами и принимает меня в объятия.
"Так это твоя гостья?!..." - восклицают в автобусе.
"Да", - весело отвечает Хагигат, и добавляет гордо: "Не просто гостья, а из Грузии..."
Я тушуюсь от всеобщего внимания. Все смотрят на меня с сожалением, что я не их гостья и несколько завистливо провожают нас взглядами. Иметь гостя в доме - честь для каждого шекинца. Значит, тебя уважают, с тобой считаются. И гостеприимство (как, собственно, на всем Кавказе) здесь - неизменная черта уклада жизни, возведенная в культ.
За оградой огромный двор, в глубине которого высится большой двухэтажный дом, с просторной галереей на втором этаже, на которой мы летом спали, когда гостили в прошлом году.
Но сейчас мы минуем ледяную галерею и стремительно направляемся в гостиную, где тепло, светло и уютно.
Развязывая шаль, я попадаю под град вопросов, которые обрушивает на меня Гафар - муж Хагигат. Как там, в Грузии? Кто такой Саакашвили? К чему приведет революция? Четырехлетний Джавид звонко кричит: "У нас гости, у нас гости"...
Хагигат тем временем стремительно накрывает стол: оранжевый чай в грушевидных стаканчиках "армуди", шекинская халва, пахлава, булочки, варенье, сласти... И всё так красиво, нарядно. Я, обжигаясь, пью горячий терпкий чай, закусывая нежной халвой, и чувствую, как холод отступает, а тепло обволакивает меня.
В доме, как у всех шекинцев, чистота и уют; разноцветные одеяла, подушечки и матрасы, отливая шелком и атласом, кокетливо высятся на резном сундуке.
У меня мало времени, и потому, не мешкая, захватив с собой Джавида, мы с Хагигат выходим в город. Сегодня она - мой гид. Собственно, это и не город еще, скорее пригород, называемый "Даг Диби" ("подножье горы").
Но сначала об истории города. Как было сказано, Шеки - один из самых древних городов Азербайджана. О Шеки имеются упоминания в арабских, персидских, турецких, армянских, грузинских источниках, а также в произведениях русских и средневековых европейских авторов. В VII веке захватили арабы. В IX веке, в период слабости арабского халифата, в Шекинской провинции образовалось независимое правление. Население начало заниматься ремесленничеством, торговлей, рисоводством, садоводством, шелководством. Шеки экспортировал шелковые ткани, шелк-сырец, продукты ремесла. В конце XIV века Шеки превратился в центр независимого государства. В это время им руководил Сиди (Сеид) Али. В период нападения Тамерлана на Шеки Сиди Али оказал ему мощное сопротивление: в 1397-98 гг. он сформировал войско из шекинцев и направился на подмогу защитникам крепости Элиндже.
С 1524 года Шеки управляется Дервиш Мохаммед-ханом. Когда сефевиды пошли на Ширван, Дервиш Мохаммед-хан пришел на помощь Ширваншаху. Это послужило поводом для нападения сефевидов на Шеки.
(Сефевиды - династия, по происхождению азербайджанская, правившая в государстве Сефевидов в 1502-1736 гг. Названа по имени основателя ордена Сефевие шейха Сефи ад-дина Исхака. Сефевие - суфийско-дервишский орден, возникший в Ардебиле (Иранский Азербайджан) (1252 - 1334 гг.). Первоначально орден приобрел популярность, защищая своих приверженцев из простонародья от притеснений феодалов. В XV веке руководители ордена превратились в феодальных правителей Ардебиля и его округа, а Сефевие из мирного братство - в военно-духовный орден, опору шейхов в борьбе за политическую власть. В качестве военной силы шейхи Сефевие использовали "кызылбашей" и приняли шиизм, который стал их идеологическим орудием. ("Кызылбаши" - "красноголовые" - от шапки с двенадцатью пурпурными полосками в честь двенадцати шиитских имамов - объединение тюркских кочевых племен. Они были главной опорой ордена Сефевие.) Выступление последователей Сефевие в 1499 г. закончилось победой и образованием Сефевидского государства, которое просуществовало более 200 лет.)
Возле горы Гялярсян-Гёрярсян" ("Придешь и увидишь"), шекинский хан Дервиш Мохаммед, оказывающий сефевидам мощное сопротивление, погиб в бою. Шекинская провинция была присоединена к государству Сефевидов. В результате османско-сефевидской войны в 80-х гг. XVI века, Шеки перешел в подчинение к османцам. В 1606 г. Шеки вновь был возвращен государству Сефевидов.
В период правления Надир-шаха (1736-47 гг.) в Шеки стало нарастать недовольство владычеством Ирана и деспотизмом его наместников. В 1743 году шекинцы подняли восстание и убили наместника Надир-шаха в Шеки. Местный феодал Хаджи Челеби, возглавивший мятеж, взял правление в свои руки.
После смерти Надир-шака Хаджи Челеби-хан укрепился во всей Шекинской провинции. В период его правления Шекинское ханство было самым мощным ханством Азербайджана. Основой экономики его являлось сельское хозяйство (главным образом, шелководство), были развиты ремесла. В 1765 г. вокруг города были выстроены крепостные стены.
Главная улица и площади города сформировались во второй половине XVIII - начале XIX вв. Здесь были размещены лавочки, мастерские, караван-сараи, бани, мечети. В верхней части города - дворец шекинских ханов, дом Шекихановых, остатки крепостных стен.
Русско-иранская война 1804-1813 гг. закончилась поражением Ирана, который признал переход к России Дагестана, Восточной Грузии, а также ряда ханств: Карабахского, Гянджинского, Ширванского, Шекинского, Бакинского, Дербентского, Кубинского, Талышского, что было закреплено Гюлистанским мирным договором 1813 года. Тем не менее, купцы обеих стран имели право свободной торговли.
В 1819 году Шекинское ханство было ликвидировано и преобразовано в провинцию, подчиненную русской военной администрации. В 1840 году Шекинскую провинцию переименовали в Шекинский уезд в составе Каспийской области; в 1859 году уезд вошел в состав Бакинской губернии.
"...Главная торговля Нухи состоит в шелке, - писал Александр Дюма. - В городе есть шелкомотальная фабрика. Прекрасные деревья, окружающие нухинские дома, это, как выяснилось, тутовые деревья, листья которых служат кормом для червей, составляющих своими коконами богатство страны".
Первые гусеницы, из которых впоследствии получили шелк, были выращены в Китае примерно 5 тысяч лет назад. В Азербайджан шелкопрядные коконы были привезены где-то в V в. В средние века шелководство в Азербайджане было самой основной и прибыльной отраслью сельского хозяйства. Азербайджанский шелк экспортировался в Иран, Малую Азию, Сирию и некоторые страны Европы.
Все, с кем я говорила в городе, сокрушались о том, как угасает шелководство в Шеки. На шелкокомбинате могут работать 7 тысяч человек, но сейчас там всего одна тысяча, но и те занимаются всего лишь переборкой коконов, выращенных не здесь.
А ведь Шекинская провинция была основным центром шелкового производства Кавказа. Она давала 40% произведенного в Азербайджане шелка. В 1828 году в Шеки было построено шелкопрядное предприятие, в 1861 году - большая шелкомотальная фабрика, на которой производилось 1200 пудов шелка в год. На международной выставке в Лондоне в 1862 году шекинский шелк был удостоен медали. В 1863 год шекинский шелк получил первое место на Тифлисской выставке шелковых изделий, медали на Московской (1872 г.) и на Венской (1873 г.) Всемирных выставках.
В 1931 году в Шеки был создан самый большой в СССР шелковый комбинат. Азербайджанская ССР занимала второе место в СССР по выращиванию шелкопряда и первое - по качеству шелка.
Молодой таксист охотно вступает со мной в разговор, и на вопрос чем был знаменит Шеки, тоже говорит: прежде всего, шелком, потом вздыхает: но уже не то... Людям негде работать, по чайханам сидят. Затем быстро перечисляет: еще халвой, пахлавой, вообще своими сладостями.
Что правда, то правда. По изысканности вкуса шекинских сладостей, я не знаю им равных.
"Что же ты не говоришь о золоте? - смеется Хагигат. - Самыми большими охотниками до ювелирных изделий были шекинцы. Да и сейчас наши невесты готовы обвешать себя золотом с головы до пят, клянусь вам!.."
Мы выходим на ремесленную улицу, где я хочу поглядеть на изделия шекинских мастеров. Здесь раньше были мастерские, лавки, торговые ряды. Вот как описывает этот базар Дюма.
"... Мы вошли на настоящий базар. Толпились прохожие, любопытные, зеваки, покупатели и продавцы. В этих жалких, но экзотичных восточных лавочках по обеим сторонам улицы помещались, если так можно выразится непривилегированные торговцы, лоточники; каждый продавал вещь одного какого-либо рода, но никогда двух родов: одни торговали саблями, кинжалами или пистолетами и кубинскими ружьями, другие - шемахинскими коврами, третьи - шелком-сырцом и в мотках, полученных с гор.
...На здешних базарах все производится и все продается. Три самых великолепных базара, какие я когда-либо видел - Дербентский, Бакинский и Нухинский; даже Тифлисский во многом им уступает.
...Делают и продают ковры, оружие, сёдла, черкески, обувь всякого рода. Там делают и продают кольца, браслеты, ожерелья, в один, два и три ряда татарских монет, головные уборы, которым позавидовали бы наши театральные красавицы, ... булавки, корсажи, из под которых висят золотые или серебряные фрукты... И все это блестит, отсвечивается, шевелится, спорит, дерется, вынимает ножи, хлопает плетью, кричит, угрожает, бранится, сложа руки на груди, обнимаясь, живя между пистолетом и кинжалом".
Но большинство лавок было закрыто, хотя вид у улицы был еще ремесленным. Я даже вошла в кузницу, уставленную утварью, где разлетались огненные брызги, но все-таки было жаль, что лучшее время этой торговой улицы уже в прошлом.
Оттуда мы направились ко дворцу шекинских ханов - в верхнюю часть города. Вот как описывал его Дюма.
"Ханский дворец, как обыкновенно все такого рода постройки, расположен на самом возвышенном месте города. Он новейшей архитектуры (тогда - да! - К.Б.)и построен в 1792 году (в 1797 году - К.Б.) Мохаммед-Гасан-ханом. Самый замечательный человек из всей династии, к которой этот хан принадлежал, был его основатель - Хаджи-Джелаби-хан. Он несколько раз сражался с Надир-шахом, побеждая его во всех битвах. Он полностью покорил Ширван, дошел до Тавриза, взял его, оставил там своего наместника и распространил свое владычество до самого Тифлиса.
Когда два брата, грузинские царевичи Александр и Георгий оспаривали друг у друга в 1798 году корону своего царственного отца Ираклия, тогда еще живого, Александр проиграл и удалился в Нуху. Мохамед-Гасан-хан заключил его в крепость, где Гасан-хан, несмотря на то, что был фанатичным мусульманином, позволил ему иметь греческого священника для религиозных отправлений. Эта терпимость заставила татар заподозрить, что хан намерен заделаться христианином. Они восстали против него и Александр вынужден был бежать в Персию.
В 1825 году он возвращается. Племянник Мухаммед-хана, верный семейным преданиям, принял его к себе. Он признал его царем Грузии, хотя Грузия уже более 20 лет как вошла в состав российской империи. В 1826 году победа русских над персами вынудили хана и князя, которому он покровительствовал, бежать в Эривань, тогда еще персидский город. Александр умер там в 1827 году, а в 1828 году русские заняли Нуху и с тех пор уже не оставляли его.
Дворец очаровательной постройки. Только кисть художника может изобразить это строение с его чудесными арабесками. Интерьер восстановлен по древним рисункам к приезду великих князей, которые в нем останавливались..."
В свое время это был комплекс зданий внутри Шекинской крепости, двухэтажное здание, потолок первого этажа - зеркальный. Внизу небольшой водоем. Говорят, хану достаточно было взглянуть на водную гладь, чтобы прочесть записи своих советников, которые отражались дважды - в зеркале и маленьком бассейне, вокруг которого обычно восседал хан со своими придворными. На потолке второго этажа - свыше 5 тысяч художественных композиций, состоящих из геометрических фигур. На фризе - рисунки на темы охоты, сцены войны. Окна ажурные, в т.н. стиле "шебеке". Считается одним из бесценным дворцов, построенных в Азербайджане в XVIII веке. Уста (мастер) Аббаскулу считается зодчим дворца. Но посмотреть этот дворец сегодня не удается: он закрыт на реставрацию, и напоминает издалека строительную площадку. Но я утешаюсь тем, что можно осмотреть краеведческий музей рядом, который расположен в старинной албанской постройке V-VI вв. После прихода русских в 1895 г. ее достаивают, придав в плане форму креста, и она служит церковью для царской администрации. Музей полон прелестных старинных вещей, где встречаешь ружье времен Челеби-хана, шелковые платки - келагаи, старинную медную посуду изысканных форм, образцы тамбурной вышивки, ажурные деревянные витражи стиля "шебеке", музыкальные инструменты.
Мы прогуливаемся вдоль зубчатой крепости, и я делаю несколько снимков. Уже середина дня. Вот что значит горы. Утром я закутывалась в теплую шаль, а сейчас город залит ярким солнцем и довольно тепло.
Несомненно, Шеки это город, статус которого он получил в 1963 году. В нем, не считая шелкокомбината, есть сельскохозяйственный техникум, педагогическое, музыкальное и медицинское училища. Количество жителей варьируется от 80 тысяч и выше. Не считая естественной миграции, объяснение этому простое.
"С апреля до октября население возрастает от 60 до 122 тысяч человек, - пишет Дюма. - Все ищут здесь убежища под прохладной тенью близ прелестных ручейков".
Здоровый цвет лица и чистый блеск глаз - отличительная особенность внешности шекинцев.
Недалеко от города в бывшем зерносовхозе построен поселок для беженцев из Агдама и Лачина, которых, говорят, около 5 тысяч. На ферме, в трех километрах от города, живут 15 семей месхетинцев, поселившихся там после ферганских событий.
Домой мы попадаем к накрытому столу. "Горячий хянгяль у нас - одно из уважаемых блюд,"- говорит Хагигат, внося большой поднос с дымящимся... нет, не хинкали, а хянгяли. Это кусочки раскатанного теста, густо обложенные обжаренным фаршем. Очень вкусно!..
Дом полон гостей. Услышав о моем приезде, сбежалась вся округа и ближайшая родня. Как же, ведь будут писать об их городе! Периодически звонит телефон, справляются обо мне, просят остаться погостить. Приехал и старший сын Хагигат Эльчин забрать отца в Мингечевир. Ему тоже интересно и он добавляет подробности о нравах шекинцев.
За столом - таким же обильным, сколь и изысканным, я продолжаю делать пометки в блокноте. Попутно я начинаю чувствовать нечто, чего не запишешь в блокнот.
Никто никуда не торопится. Ощущение праздности и удовольствия от пряных запахов вкусных блюд, свежего чая, красиво убранного стола. Его также украшает открытая доброжелательность, которую излучают лица моих собеседников.
Это еще один из феноменов шекинского уклада жизни. Внешняя праздность, времяпрепровождение за красивым столом. И непоказной труд (ведь все это надо тщательно приготовить и красиво подать). Труд остается за дверью. Здесь царят красота, вкус, неторопливая беседа. Это особое искусство шекинцев; я бы назвала его искусством наслаждения жизнью.
Как-то я слышала мнение о том, чем отличается столица от провинции. Столица - это, дескать, цинизм, а провинция - это юмор. Не знаю, как насчет столицы, но провинциальный Шеки полон юмора и самоиронии.
Я делаю вид, что ничего не знаю об их городе и подзадориваю моих собеседников:
"Говорят, шекинцы особый народ. Чем уж таким вы особенны?"
Гости загалдели. Потом седой мужчина, лукаво улыбаясь, говорит:
"У нас есть то, чего нигде не найдешь."
"Например?"
"Возьмем наш знаменитый шекинский акцент. У нас в районе их 27. Причем в каждой деревне говорят по-своему. Где вы такое видели? Например, в селе Гёйнюк жители не используют букву "р", просто не выговаривают ее".
"А наши ювелиры? Шекинские украшения совершенно особые."
"Наши пловы, долма, пити - лучшие в Азербайджане..."
"Шеки называют вторым Габрово, но им не догнать нас по анекдотам и юмору". Я знаю, что периодически публикуются сборники шекинских анекдотов, хотя делаю вид, что слышу об этом впервые, и прошу рассказать пару анекдотов.
"Сын одного шекинца уезжает куда-то далеко, фотографируется вместе с ослом и посылает снимок домой с подписью: "Папа, гляди, справа - это я!". Вот вам еще один: мать дяди Хаджи слышала, что есть такая вещь, как зеркало. У мужа оно было, но он не показывал ей. Она посмотрела, как муж несколько раз гляделся в него, а потом прятал. Думает: как бы и мне взглянуть на это самое зеркало. Как-то муж уходит на покос. Жена находит зеркало в потайном месте и удивленно смотрится в него. "Тьфу на тебя, несчастный! - гневно восклицает она. - Я-то думала муж на себя смотрит, а в зеркале-то женщина!.."
У всех шекинцев есть свои прозвища. Например, "Баккал Вейсал" - это бакалейщик, "Золотой Фаррух", прозванный так за свою честность.
"Все места в Шеки имеют свои особые названия. Наш махаля (район города) называется "Союг дёянляр" ("Кующие холодно"): наши кузнецы были такими сильными, что ковали железо в холодном виде".
"А наши знаменитости! - восклицает один из них. - Шеки - родина азербайджанского просветителя и драматурга М.Ф.Ахундова, поэта Бахтияра Вахабзаде, композиторов Джаваншира Кулиева и Шафиги Ахундовой. Наш театр носит имя нашего драматурга Сабита Рахмана. Лютфали Абдулаев - известный комик - тоже был нашим земляком, как и кинорежиссер Расим Оджагов."
- Будь спокойна, Эльчин тебя отвезет, - говорит Хагигат, видя как я поглядываю на часы.
Поздно вечером гости всей гурьбой провожают нас. Морозный воздух, яркие звезды, какие бывают только в горах, смех, шутки... Мы усаживаемся в "жигули". Впереди устраивается Гафар. Эльчин очень ловко ведет машину в темноте, продолжая наш разговор о Шеки, о его традициях и нравах.
"А тебе где больше нравится?" - спрашиваю я Эльчина.
"Не знаю,- задумчиво отвечает он, глядя на мчащуюся навстречу ленту дороги. - В Мингечевире я родился, вырос, но мои корни, моя душа - это Шеки, который я люблю всем своим сердцем".
И я думаю - невозможно не любить Шеки, этот прекрасный самобытный край, населенный замечательными людьми.