Аннотация: Это не руководство "как надо делать". Это скорее пособие "Как делать не надо. Часть 1"
Мои требования к произведению в жанре фэнтези.
ГГ - места дислокации и особенности поведения
Все это написано скорее для себя, чем для кого-то там. После прочтения около пятидесяти произведений в этом жанре я поняла основные ошибки, допускаемые авторами. И вот, чтобы не забыть, все ошибки напечатаны и систематизированы. И перед прочтением предупреждаю: это ИМХО, ИМХО и ещё раз ИМХО! ?
1. Главный Герой (Героиня)
1.1 Сами мы не местные, или герой из другого мира.
Честно говоря, не люблю "пришельцев". Мне кажется, это ещё более штампованным, чем классический поход из дома сумасшедших Светлой Башни в вотчину Темных Сил. Очень редко можно найти что-то хорошее, написанное на основе перемещения героя отсюда - туда. Вот основные ошибки, допускаемые авторами:
а) Не знаю как других, а меня уже порядком бесят истории типа: " в этом мире её (ему) жилось плохо, она (он) сразу спас царство/мир/принцессу/эльфа и стали они мирно жить и добра наживать." Бедные герои, как над ними только не издевались, чтоб объяснить, почему они уходят в другой мир! Воспитывались будущие спасители в неполных семьях или родителям было глубоко наплевать на своего отпрыска. А ещё герой может быть (нужное подчеркнуть): больным шизофренией, некрасивым, не уважаемым всеми, нелюбимым и просто странным. Но что самое прикольное, при попадании в другой мир все эти застарелые комплексы исчезают, как пятна под напором тети Аси.
б) Почему наш человек становится магом / воином в мире, где большинстве людей крестьяне? Где ж ваша логика, авторы?
в) Герой не испытывает НИКАКИХ затруднений. Если бы меня угораздило переместиться в другой мир, то я бы испытывала кучу неудобств! Человек XXI века привык к комфорту, каким бы аскетом он бы ни был. И без компьютера, телевизора, книг и средств гигиены он чувствовал бы себя в другом мире как минимум неуютно. Да и не радовала бы меня перспектива расстаться с друзьями, родными и со всем, к чему я привыкла. И у него болела бы голова от слишком чистого воздуха (по сравнению с нашими городами). Что поделаешь, человечество мутирует потихоньку. И ещё меня поражает: откуда герои знают языки этой страны? В некоторых рассказах этому не дается никакого объяснения!
г) Мне непонятно, почему пророчества указывают именно на этого пришлого человека? Ужель у них своих самолично взращенных героев нет? Или их уже всех перебили, до прихода нашего героя?
д) Ни один нормальный человек не пойдет с бухты-барахты освобождать мир от противного Темного Властелина. Тут надо быть не столько психом смелым, сколько безбашенным психом с соуцидальными наклонностями.
1.2 В день два - три подвига, не больше или герой нашего времени из этого мира.
а) Он не "пришелец", он знает, сколько людей умерло в банальной Черной Башне. Но даже после этого он с упорством бронированного осла туда идет. Самоубийц развелось, блин...
б) Главный герой должен вписываться в среду, в которой он родился. Поэтому некоторых слов в его речи быть просто не может (например "супер", "кайфово" и т.д. и т.п.). Но писать в стиле "гой еси добрый молодец" тоже не нужно, хотя бы потому, что читатель замучается и закроет вашу книжку.
1.3 Характер и манеры
Эти пункты относятся к любому герою, откуда бы он не был, и чтобы с ним ни случалось.
1.3.1 Что я не люблю.
а) Герой/героиня находит общий язык со всеми, кроме плохих дяденек - тетенек Главных Злодеев. Причем, иногда героиня имеет такой характер, что на месте её спутников я её давно бы придушила.
б) Не люблю, когда герой оказывается лучше всех. Лучший маг (воин) всеми любимый и уважаемый. Читателю, ИМХО, не нужен герой, которого он может полюбить, а нужен тот, с которым он может себя олицетворять. А герой мери-сью, меня лично выводит из себя.
в) Не люблю, когда персонаж постоянно считает себя виноватым в том, на что он повлиять ну ни как не мог! Если уж так хочется заставить героя мучаться муками совести, то пусть уж он совершит что-то на самом деле плохое.
г) Ладно, если хочется человеку помереть героической смертью, то это его право (хотя самоубийство - грех, между прочим). Но на фиг он спасает ВСЕХ обездоленных и несчастных? Так и хочется такого героя обнять и взлохматить волосы... на проверку наличия крыльев и нимба, а вы что подумали? ;) Человек достаточно эгоистичен по природе своей, и не будет шнырять по стране, защищая сирых и убогих. Он же не ангел! Хотя единичный случай возможно и стоит вставить для показания характера героя.
д) Долгих размышлений на темы: "почему я?" и "почему я такая несчастная?". Самокопание людям, конечно, свойственно, но в книге пропорция должна быть две страницы на десяток. Хотя попадаются и замечательные копалки, например у Вероники Ивановой.
е) Повальную удачливость героев или же наоборот. Жизнь, как это ни банально, черно-белая.
1.3.4 Что я люблю
а) Хорошо прописанные небанальные характеры героев, которые не меняются в течение всей книги. Допускается изменения только в таких исключительных случаях, как Любофь или вселенская печаль, из-за них характер может измениться, но не сильно и ненадолго. Развитие характера (не внезапное) тоже приветствуется!
б) Характеры героев должны быть не похожи друг на друга, иначе не интересно будет читать. А в зависимости от характеров будут различаться и привычки, взгляды на мир и стиль разговора.
в) Попробуйте в каком-нибудь диалоге заменить имена ваших персонажей на Васю, Петю, Машу и Дашу. И поглядите, различается ли стиль разговора. Если нет, то, увы, придется переделывать. Потому что у каждого героя есть свои любимые выраженьица и фразочки, способ построения выражения и характер. Они будут также различаться в зависимости от среды в которой герой воспитывался и от образования. Если это все есть, то произведение пропащим быть не может.
г) Люблю я неоднозначные характеры. Например, Снейп в "Гарри Потере". Не плохой, а чуть испорченный чем-то, таинственный. Если персонаж такой, то читатель будет читать книгу, стремясь разгадать его загадку, понять, а какой же он на самом-то деле?
д) К сожалению (или счастью?), женский типаж "принцесса обыкновенная" в фэнтезийных дебрях не выживает. Но типаж "своя в доску" меня тоже порядком достал. Так что не бойтесь смешивать все характеры, для получения чего-то своего - родного.
1.4 Внешность
а) Не люблю, когда вся внешность героя до мельчайших деталей описывается в одном абзаце или предложении. Во-первых, лучше её уж так подробно и не описывать, а оставить читателю простор для воображения. Во-вторых, лучше её описать как-нибудь так:
... Рядом с Васей появилась длинноволосая блондинка ...
... Блондинка, едва достававшая Васе до плеча, вздернула курносый носик и спросила чуть свысока: "Что там происходит?" ...
... Вася внимательнее всмотрелся в ее лицо. Хорошенькая. В серых глазах плясали задорные чертики. ...
(Вместо "..." должно идти описание происходящего, эмоции Васи по этому поводу и т.п.)
Внешность же героев, которые и появляются-то на секунду лучше и описывать двумя словами, например, "худенькая девушка", или "лохматый мальчик".
б) Писатели часто впадают в крайности: или внешность героя глубоко идеальна, или же у него существуют недостатки, на которых он и зациклен. Самое странное, и в том, и другом случае герой шибко страдает. Если красивый - из-за приставаний поклонников. Если некрасивый - то его мучают жуткие комплексы (авторские что ли?) и он об этом напоминает на каждой страничке.
в) Не нужно на каждой страничке напоминать, какого цвета у героя глаза и волосы. Если у читателя склероз, это ему не поможет, а нормального человека это будет раздражать.
1.5 А откуда ты такой хороший выполз? Или история главного героя.
а) Не надо грузить бедных читателей подробной жизнью героя до того как он пошел совершать самоубийство бороться со вселенским Злом. Если это важно по сюжету, то пишите. А если нет, то хватит и двух-трех предложений.
б) Не берите читателей "на жалость", не выбивайте вы у них слезу рассказами о том, как бедного маленького будущего героя шпыняли и обижали. Да, возможно нам будет его жалко, но зачем вставлять в действие совершенно неработающую деталь?
1.6 Имя
а) Всем кто придумывает имя, настоятельно рекомендую прочитать публикацию Сапковского "Имя есть знамение" там почти все сказано, я лишь добавляю чуточку от себя.
б) Господа авторы, не называйте вы своих персонажей на одну и ту же букву (Алан, Алекс, Алина и т.д.)! Это затрудняет восприятие текста, потому что постоянно судорожно вспоминаешь: кто же этот Алекс? Блондин-воитель, или маг-клирик?
в) Моя подруга долго хохотала над именем Нисветиль. Оно у неё почему-то ассоциировалось с "засветил". У меня, как у автора, это имя не вызывало ни малейших нареканий. Так что дайте кому-нибудь прочитать имена ваших персонажей.
1.6 Оружие - это наше все!
а) Не навешивайте на бедного - несчастного героя тонны металлолома! Ну, одноручный меч, двуручный меч, кинжал, арбалет, сюрикены, метательные ножи, и бомба в кармане! Обычного берут одно или два, в крайнем случае, оружия ближнего боя (сиречь сабля, меч, катана, и т.д.). И одно дальнего: арбалет, лук, сюрикены, духовая трубка иль метательные ножи.
б) Потрудитесь заглянуть в энциклопедию оружия! А то читаешь и ужасаешься: "...и он вытащил двуручный меч из заплечных ножен". А меч двуручный, между прочим, длиной 1,5 метра. Как он его из-за спины мог вытащить? Только что перебирая пальцами по лезвию.
На этом первая часть моей вольной лекции законченна! Если у кого-то есть какие-то вопросы или предложения прошу в комментарии. Если я вам в чем-то помогла или же вы вкорне со мной не согласны - прошу туда же!
Если отзывы будут (хоть какие) - выложу вторую и последующие части этого исследования.