Аннотация: Редко в фэнтези можно найти книжку без Главного Злодея (ГЗ). Во всяком случае мне такие еще не встречались. Куда ж без него? Кого Главный Герой убивать/морально уничтожать/перевоспитывать будет? Так что поговорим о Злодеях.
Мои требования к произведению в жанре фэнтези
Злыдень Злодеевич Монстриков или Тьма побери этих Главных Злодеев.
Редко в фэнтези можно найти книжку без Главного Злодея (ГЗ). Во всяком случае мне такие еще не встречались. Куда ж без него? Кого Главный Герой убивать/морально уничтожать/перевоспитывать будет? Так что поговорим о Злодеях.
Никто не воюет под знаменем зла.
Под знаменем тьмы? Да сколько угодно! Люди воюют прежде всего затем, чтобы либо им было хорошо, либо за какую-то идею (тогда хорошо только автору идеи и малому кругу приближенных лиц). Садистов же в мире слишком мало, чтобы подчинить себе даже захудалую страну.
Злодей - псих
Народ за ГЗ не последует, если он уж совсем уж идиот, съехавший с катушек. К сожалению, за чуть сумасшедшими людьми народ идет с радостью (Адольф Гитлер - яркий тому пример) Так что, описывая злодейский истерическо - демонический хохот, не переусердствуйте. Пусть он смеётся не чаще, чем один раз за сорок страниц.
Хотя, честно говоря, я предпочитаю злодеев умных и без психических отклонений - они и достойные противники и в коей-то мере привлекательные герои.
Злодей должен быть оригинальным
Не менее, а иногда и более остальных героев. Он вторая личность после ГГ, он обязан быть запоминающимся! Пример приведу избитый и заезженный - окообразный Саурон в "Властелине Колец".
Действия злодея должны быть не очень предсказуемыми.
Частицу "очень" лучше упустить. И Г.Г. и Г.З. в большинстве книг предсказуемы до ужаса. Первый через всю страну/континент/другие миры прется в Черную Твердыню чтобы второго убить. Главный Злодей посылает ему навстречу своих слуг и насылает проклятья или как минимум ими же, проклятьями, громко ругается. Да все понятно и даже в некоторых книгах неплохо аргументировано. Но скучно то как, товарищи!
Действия Злодея должны быть оправданны
То есть, если он послал героя на фиг ватагу разбойников и ГГ их таки перебил, то второй раз отправлять такие же по размеру силы он не будет: либо магию использует, либо наймет хорошо владеющих оружием наемников. Кстати тут нужно не переусердствовать: читала я книжки где ГЗ раз пятнадцать насылал на ГГ ватаги то варваров, то наемников, то нечестии, но тот с упорством матировавшего таракана выживал.
Злодей должен быть не лишен обаяния.
Злодей должен быть симпатишным внешне, а иногда и внутренне. Почему? Потому что человек с начальной испорченностью характера заставляет задуматься. А значит и книжку читать намного интереснее и приятнее.
Народ послали и народ пошел...
Должно объясняться, почему если Г.З. такая бука-бяка, но народ почему-то до сих пор не собрался и не сверг тирана и деспота, или хотя бы не эмигрировал в соседние государства, что б там пожаловаться Доброму Королю. Нет, все сидят и мирно ждут появления Главного Героя! А иногда ещё делают ему же пакости. Неужели Тёмные Властелины собирают-таки законченных мазохистов?
О добре, в смысле имуществе
Объясните мне, почему замок Злодея почти всегда триумфально рушится после победы Добра и Света? Зачем такие штампистые штампы?
О силе Тьмы
Главный Злодей должен быть достойным противником. Какой интерес читать о Жмыре Злодейчикове, у которого десяток слуг и магия на уровне простейших фаэрборлов (которые ныне модно называть пульсарами)? Злодей должен быть не только подготовлен ко встрече с героям (замок, укрепления, ракеты земля-земля, сильно могучая магия и подземный ход из замка на всякий случай), но и стараться свою силу наращивать.
О оксюморонах
ГлавЗлодей уверен в своей победе на все сто, это почти везде. Но при этом у него параноидальная мания преследования: он боится Главного героя и из своего замка даже нос не кажет.
О темных народах
Меня умиляет, что ГлавЗлодей подчиняет себе государства методом кнута и кувалды, обходясь без пряников и халвы. А как же политические уловки? Наглядная агитация? Он так и без Главного Героя долго на своем высоком посту не продержится.
О монстриках аффтарских и классических
Ну, тут все просто. В последнее время в фэнтези все реже и реже используются самостоятельно придуманные аффтаром чудовища. Зачем лишний раз напрягаться, если можно взять уже давно знакомых читателю вампиров, оборотней, упырей и оживших скелетов? А чтобы читатель не заподозрил писателя в скудности фантазии можно сослаться на то, что наши миры создали одни и те же демиурги.
Но это еще ладно, иногда встречаются такие подробнейшие описания монстрятин, что и аппетит могут отбить. Ну, не мне, человеку уже ко многому привыкшему, а там новичку-читателю пожалуйста. Все эти щупальца, рога, зубы и безразмерные пасти... Ужас! Да и заезженно тоже ужасно.
Тут могу только одно посоветовать: купите вы на последние деньги хорошую энциклопедию нечисти и/или научитесь монстров описывать не очень подробно, но все равно страшно. Оригинальность как и всегда приветствуется.
И еще раз о любви
Любоффь у Главного Злодея должна отсутствовать. По двум простым причинам:
Во-первых, его становится жалко убивать, раз уж он способен хоть на какое-то чувство. ГГ вообще очень трепетно относятся к таким обстоятельствам и начинают Злодеев жалеть.
Во-вторых, любовь - это и есть главное оружие добрых сил! Аффтару и в голову не придет дать его плохому дядечке Глав Злодею.
Согласны со мной? А вот и зря! Потому что сюжет, где главный злодей влюбляется, кажется, еще не стал штампом в отличие от первого варианта.
Ну и плюс ко всему этому нужно прочитать Петера Анспрача "100 вещей, которые я сделаю, когда стану злым властелином"
Люди, мне по-прежнему очень важны ваши комментарии и добавления к этому сборнику!