Бархатов Юрий Валерьевич: другие произведения.

Кибература (тм)

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь] [Ridero]
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Хороним литературу. Короткая версия.

В самом начале XXI века жил на свете Тимофей Семенович Лазарев. По образованию - инженер, по призванию - графоман. Придя вечером с работы, он не садился посмотреть телевизор, не выходил в клубы, кино и театры или хотя бы в бар. Он, наскоро перекусив, садился за старый компьютер и начинал творить. Лазареву только это в жизни и требовалось - писать длинные романы, распечатывать и бандеролью посылать в издательства.
Это может показаться странным, но книг Тимофей Лазарев тоже не читал. Когда их читать-то? Все свое свободное время он отдавал литературному процессу. Понятно, что никакой личной жизни у Лазарева при таком режиме не было и быть не могло. Вот прославлюсь, утешал он себя, и девушки будут толпами за мной ходить, у подъезда караулить.
Но куда там! Пятнадцать лет он рассылал по редакциям свои многотомные творения - и все безрезультатно - настолько они были плохи. Мало кто, отважно развернув пришедший по почте увесистый кирпич, мог одолеть хотя бы десять станиц. Постепенно имя Тимофея Лазарева запомнили, и бандероли вообще перестали вскрывать.
Но Тимофею было все нипочем. Не печатают - и ладно. Сижу себе и в ус не дую - весь такой непризнанный гений.
Потом он решил, что против него конкретно существует заговор издательств. Вроде жидомасонского, только еще хуже. То, что денег ему на работе платили столько, что можно было только сводить концы с концами (плюс бумага и тонер для принтера), он связывал теперь как раз с этим заговором. А то бы он быстро опубликовался за свой счет!
'Ах, так, - решил он в конце концов, - не печатаете меня и не признаете, тогда держитесь! Вам же хуже будет! Если мне не быть писателем, писателей не должно быть вовсе!'
В каком-то смысле Тимофей Лазарев все же был гением. По крайней мере, одна черта гения у него имелась - одержимость.

Рассуждал Лазарев примерно так.
Кому там не все равно, написал книгу Достоевский или Вася Пупкин? Читатель, покупая книгу, хочет получить из книги нечто, никак с именем автора не связанное. Читатель читает книгу, потому что ему нравиться ее читать. И он приходит в магазин и ищет на витринах что-то созвучное своей душе или хотя бы настроению... Здесь Достоевский выигрывает у Пупкина только потому, что многие знают, о чем может быть книга Достоевского, каким языком написана и т.д. Про Пупкина же никто ничего толком не знает. Как, в таком случае, продать Пупкина?
Издатели идут на уловки.
Покупая детектив Агаты Кристи, к примеру, читатель хочет получить традиционное убийство в загородном доме, мудрого сыщика, атмосферу "доброй старой Англии" и все такое прочее. Агата Кристи все это замечательно предоставит. Но вот беда - она уже, к сожалению, в могиле, и новых книг не напишет. Что делать бедному читателю? Неужели он останется без порции консервативного насилия в эти выходные?
Нет, конечно. Если на обложке какой-нибудь Нэнси Шеллиман написать 'классический детектив в духе Агаты Кристи' читатель именно это и купит.
Читатели Умберто Эко, скажем, нуждаются в сложной постмодернистской мозаике из истории, мифов, древних трактатов и прочей зауми, но с приправой в виде острого сюжета. А этот ленивый итальянец пишет в год по чайной ложке.
Отлично - находим что-либо более-менее похожее и с лейблом "для поклонников Умберто Эко" оправляем в магазины. Набегут и купят.
А вот Толкин написал свою одну-единственную эпическую сагу и успокоился. Это же читателю, ищущему в литературе способ сбежать от серых будней, на одну неделю чтения в лучшем случае! Что найдет он, придя в книжный магазин? А то и найдет - "Наследники Толкина", "В традиции Толкина", "Ученики Толкина". Вон, целая полка ими забита, читать - не перечитать!

Как видите, вполне здравые мысли - для маньяка и параноика Тимофея Лазарева. Но это так, к слову.
А Тимофей от слов перешел к делам. Он пришел к одному своему старому знакомому, ушедшему в большой бизнес на ниве компьютерных технологий и предложил создать виртуального писателя. Всего-то.
Знакомый, которого звали Леонид Щеммель, поначалу идеей не загорелся. Более того - отнесся скептически. 'Кому это надо? - были его аргументы. До фига вон писателей невиртуальных, больше, чем надо. Ты вот, Тима, к примеру':
'Есть ведь виртуальные актеры, копирующие знаменитостей прошлого' - отвечал на это Лазарев.
'Да, есть - но они обходятся слишком дорого. Фильмы с ними не окупаются'.
'Писатель выйдет гораздо дешевле, - уверял Лазарев. - Практически бесплатно'.

"Как вы определите писателя? - вещал он, - Что мы должны выделить у человека такого писательского, что заслуживает занесения в компьютерную программу-модель? Личность? Не смешите меня. Нам нужен только текст, про который любой литературовед скажет: "Вот это несомненный Лев Толстой". Зачем нам для этого личность этой глыбы и матерого человечища?
Незачем. Нам нужна программа, которая воспроизвела бы некие тексты, которые мог бы написать Толстой. И что такой программе надо? Владеть стилем Льва Толстого. Все.
Есть же уже программы для определения авторского стиля, способные по тексту опознать, кто его написал? Я же предлагаю решить обратную задачу (не стоит забывать, Лазарев был по образованию инженером) - пусть у нас будет известный стиль, а программа напишет текст!
Ты вкладываешь в разработку программы деньги, я же осуществляю руководство проектом. Двадцать процентов с будущих доходов для меня - я думаю, это будет честно. Только представь, какие могут быть прибыли!"
"Льва Толстого никто особенно покупать не будет" - сказал Щеммель.
"Да он вообще был только для примера!" - возмутился наш герой, - "Пусть будет Роберт Стивенсон или Дюма-отец. Да хоть Пелевин, даром, что живой еще, все ровно ни черта не пишет!".

Бизнесмены - люди осторожные. Заработать деньги - это они хорошо понимают. Понимают и возможности программистов - задача не так уж сложна. Как бы облегченный вариант искусственного интеллекта. Ерунда какая.
Беспокоило Щемеля другое. В литературе он не разбирался - вот в чем проблема. И Тимофей тоже - а если б разбирался, то уж как-нибудь сумел хотя бы рассказик в малотиражке тиснуть! Но сама идея была хорошая - от нее исходили флюиды финансового благополучия на долгие годы. Подумал он, подумал - и дал добро. Но, поскольку был человеком осторожным, в помощь старому другу нанял несколько литературоведов и лингвистов из Гарварда, Оксфорда, Сорбонны и МГУ (из последнего - в знак патриотизма).

'Дурацкая затея, - заявили лингвисты. - Ничего более глупого и придумать нельзя. Но - деньги ваши - ладно, будем работать'.
'Вообще-то, - заметил один из них, - есть писатели, которые меняли стиль весьма значительно. Возьмем, к примеру, Германа Мелвилла'...
'Или Шекспира, для простоты, - заявил другой. - Сравнив "Ромео и Джульетту" с "Бурей" вы, даже без привлечения аналитического аппарата, можете увидеть'...
'Я знаю, знаю, - отвечал им Тимофей Лазарев (ничего он, разумеется, не знал), - будем моделировать весь спектр стилей'.
'Ладно, стиль эта ваша программа воспроизведет, - продолжали докапываться профи, - а вот как насчет сюжетов? Кто их будет выдумывать?'
'А тоже программа. В ней будет база данных на все вероятные и невероятные сюжеты, которые только могут быть. Из них будут отбираться возможные для данного автора.'
Оставался еще вопрос с копирайтом, но подключились юристы, и его быстро замяли. Авторский стиль? А у вас есть на него права? Что это вообще такое?

Через год состоялась презентация.
"Мы можем предложить вам, - заливался соловьем Щеммель перед представителями почти сотни крупных издательств со всего мира, - новые романы самых популярных и успешных авторов за всю историю существования литературы! Вы больше не зависите от авторских прихотей, их капризов, жалоб на отсутствие вдохновения, жадности! Производство заказанного романа происходит в кратчайшие сроки. Сегодня заказ - завтра вы уже имеете готовый роман! Возможны продолжения популярных серий, да вообще любые сюжеты на ваше усмотрение! И всего-то за десять процентов от продажной цены книги! В случае оптовых закупок - скидки!"
"А называется наша продукция", - добавил Лазарев, - "кибература".
Тут один из присутствующих на презентации литературных критиков выразился в том смысле, что ему очень жаль, но, тем не менее, термин уже занят. Это, дескать, синоним сетературы, такое название для творений авторов, работающих исключительно с компьютерными гипертекстами.
Ерунда, отвечали ему, наша КибератураTM - это не жалкие писания каких-то жалких сетевых графоманов. Настоящая литература пишется Настоящими Писателями (или их виртуальными двойниками) и печатается на бумаге!

Издателям кибература пришлась по вкусу. Лазарев и Щеммель только успевали подсчитывать прибыли - а на книжных полках красовались бестселлеры нового времени. Постепенно появлялись новые рынки сбыта - у Шекспира, скажем, выходили отличные сценарии для телевизионных криминальных сериалов.
Но для Лазарева это был еще не конец. Руки у него теперь были развязаны - доходы позволяли - и он приступил к окончательной реализации своего плана.
Следующий шаг был более радикальным.
Нужно было вообще отказаться от идеи "писателя".

Если читатель предпочитает, скажем, Эрла Стенли Гарднера Рексу Стауту, это вовсе не значит, что первый так уж хорош, а второй плох. Просто Гарднер ближе по совокупности показателей к точке идеальных читательских предпочтений, чем Стаут, только и всего. Но он тоже далек от этой точки. Понятие "любимый писатель" - результат компромисса, выбора из небогатых возможностей.
Дадим читателю возможности более богатые! Позволим настроить параметры "виртуального писателя", который отныне носит название "идеальный писатель". Все очень просто - вот визуализованные шкалы для грубой настройки, а вот список параметров для более тонкой. Да, да, этих параметров больше тысячи. Но вы же не супер-пупер эстет? Значит, вам гарантировано хватит визуализованных шкал!
Побольше описаний природы? Чуть-чуть побольше цветастых эпитетов? Поменьше технических деталей и побольше насилия в сюжет? Стоп, достаточно. Ну, разве не об этой книге ты мечтал(а) всю свою жизнь?
Персональная версия "Кибературы" - уже в продаже!

Таким образом человечество плавно въехало в расцвет литературы, вернее КибературыTM. Издательства пережили короткий расцвет - и разорились. Но Щеммель и его мегакорпорация от этого ничуть не пострадали. Персональная версия "Кибературы" была практически у каждого, обновлялась и требовала восстановления лицензии каждый год. Читатель получал одну или несколько книг 'под себя', идеальные книги, которые можно читать и перечитывать... Они могут надоесть? У вас сменились вкусы? Никаких проблем! Несколько минут для перенастройки - и все ОК! Новый идеальный роман перед вами. Хотите - читайте с дисплея, теперь это почти не утомляет глаза, хотите - специальная служба "Кибературы" в считанные часы соберет вам бумажную книгу.
Вот только куда податься в этом раю писателям?

'Книгу создают бездушные программы!' - кричали они.
'Черта с два, заткнитесь, неудачники! Это читатели теперь создают книгу', - отвечал Лазарев, потирая руки.
Он праздновал победу, рассказывая всему миру о своем удавшемся плане расправы с писателями и издательствами.
'Ну и что? - говорили ему. - Для вас это была лишь месть, но для всех остальных - шаг к лучшему будущему. И вы предлагаете вас осудить как злодея и маньяка? Бросьте. Вы благодетель человечества.
Кибература убила литературу? Ну что же, такой путь прогресса. Давайте посмотрим - кому от этого стало хуже? Кучке писателей? Да они и сами рады теперь не предаваться больше сомнительному удовольствию творчества. Большинство ведь делали это только из желания денег или самоутверждения'.

Так что книги теперь человеческие существа не пишут. Да и не только книги. Данный текст создан автором, говоря по правде, таким же способом.
Я задал следующие параметры - 12000 знаков, популярное изложение, язык легкий, но местами наукообразный. Должна быть интрига. Включить упоминание нескольких классиков. Немного иронии, но не перебарщивать.
Ну, разве плохо? По-моему, вполне замечательно для главы в персональный учебник истории моего восьмилетнего сына..


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Елка для принца" В.Медная "Принцесса в академии.Драконий клуб" Ю.Архарова "Без права на любовь" Е.Азарова "Институт неблагородных девиц.Глоток свободы" К.Полянская "Я стану твоим проклятием" Е.Никольская "Магическая академия.Достать василиска" Л.Каури "Золушки из трактира на площади" Е.Шепельский "Фаранг" М.Николаев "Закрытый сектор" Г.Гончарова "Азъ есмь Софья.Царевна" Д.Кузнецова "Слово императора" М.Эльденберт "Опасные иллюзии" Н.Жильцова "Глория.Пять сердец тьмы" Т.Богатырева, Е.Соловьева "Фейри с Арбата.Гамбит" О.Мигель "Принц на белом кальмаре" С.Бакшеев "Бумеранг мести" И.Эльба, Т.Осинская "Ежка против ректора" А.Джейн "Белые искры снега" И.Арьяр "Академия Тьмы и Теней.Телохранительница Его Темнейшества" А.Черчень, О.Кандела "Колечко взбалмошной богини.Прыжок в неизвестность" Е.Флат "Двойники ветра"

Как попасть в этoт список

Сайт - "Художники"
Доска об'явлений "Книги"