Баринов Александр Евгеньевич : другие произведения.

Что

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 4.59*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Чего хочет современный литератор - или о назревшей потребности в адекватной адоптации.

  Что?
  
  Опыт работы в совместных франко-британнико-американо... одним словом, западно-российских предприятиях отложил в голове такое базисно-корневое положение, сформулированное одним из первых моих директоров - иностранцев, на заре еще перестроечно-капиталистических отношений, когда тот желая въехать в тему, выпытывал у своего референта - чего хочет тот или иной конкретный партнер по бизнесу - славы или денег? Иного - иных мотивов поведения, наш капиталист - иностранец и не предполагал...
  
  И вот у нас уже двенадцатый год как сменилась на дворе общественно-экономическая формация, а понять - чего надобно нашей литературе... чего надобно литераторам - этого до сих пор никто четко определить для себя не может. Кроме, пожалуй, самых... flexible... легкоприспособляемых - адаптирующихся к рынку издателей. Именно издателей, потому как писательская масса по причине профессиональной психо-динамической предрасположенности своей к некой прострации - а точнее - к инерционной неспособности мыслить рационально, писательская масса пребывает в состоянии маниловского гроги времен катастрофы 1861 года.
  
  И гибкий практический ум ловкого издателя довольно быстро изменяет ситуацию, ставя писателя перед выбором - либо смерть от голода - либо миска похлебки после двенадцати часов на хлопковой плантации.
  Издатели, конечно, тоже разные. Но время издателей-романтиков, пытавшихся по-пионерски поиграть в капитализм, и приступая к издательскому бизнесу не оставив идеалистической мишуры интеллигентских своих химер - разорились и пошли по миру... Гордые тем, что не печатали коммЭрции...
  А вот умные издатели... И умные писатели...
  Умные издатели пошли от обратного - не от текста, не от гениальных провидений романа, а от прилавка, от простого учета - чего и сколько продал сегодня лотошник Вася возле метро Новослободская. Сколько продал грошовых женских романов, сколько бандитских детективов, сколько эрпотической фантастики... И те писатели, которые вовремя оказались рядом - превратились в носителей брэнда.
  
  Издатель - рыночник (а денежный успех - это априори - неоспоримая правота) скоро уразумел, что насыщать лотки пестрым разнообразием имен - пагубно для продаж. Читатель путается. Это как и в любых других продажах - хоть и той же парфюмерии. Существует десяток брэндов - Шанель, Кендзо, Нина Ричи... И появление других только путает и отталкивает покупателя. Новым именам покупатель не доверяет. Поэтому, экономя деньги на раскрутке имен, издатель предпочитает печатать все новые и новые романы под раскрученным уже брэндом будь то Акунин, Маринина или Бушков... Это как те же Шанель и Ив Роше. Только названия духов (романов) - новые.
  Да, повезло первым писателям, что стали носителями брэнда. Теперь они получают свой потиражный процент даже не прикоснувшись к рукописи того или иного романа, выходящего под их славным именем.
  Но кто посмеет обвинить держателя брэнда Кока-колы в том, что тот стрижет бабки на чужом труде? Дело в том, что он вовремя подсуетился, вовремя занял поляну, вовремя организовал свой бизнес. А теперь - писательское дело добровольное - хочешь славы... Ищи! А хочешь денег - иди литературным негром в систему брэнда.
  
  Это теперь ни для кого не секрет.
  Литература стала процессом коллективного, пооперационно разделенного труда. Прошло время самоделкиных - теперь НОТ проник и в святая святых литературного процесса. Маркетинговый совет издательства изучает рынок - каких книг хочет покупатель... Потом директор издательства утверждает план, затем зам по лит части дает команду авторам синопсисов - писать сценарии, потом включаются бригады негров.... И так создается литература.
  
  Что остается тем гордым писателям, что остались вне этого процесса? Им остается надуваться гордостью оттого, что они ВНЕ этого - вне денег, вне славы... Мы бедные, но мы не прода...
  
  Ну да и Бог с ними.
  Литература поехала дальше - а на гордых воду возят.
  Теперь вопрос лишь в том, как коммерческой литературе стать высокохудожественной?
  А это - процесс времени.
  Дело в том, что мало-помалу, но умеющие писать, наступают себе на горло и идут - таки в негры и поденщики. Да и авторы синопсисов - прописывают не только такой сюжетный набор, когда Вася замочил Петю, а Маша страстно отдавалась им обоим на фоне красивостей западного антуража. И авторы синопсисов, и члены советов директоров издательств - понимают, что качество литпродукции - это залог стабильности уровня продаж.
  
  Но вернемся к вопросу - ЧТО?
  
  Деньги, слава? Или гордость от того, что не пишу я коммЭрции?
  
  Читавшие Юнга (или хотябы издали видевшие эти книжки) - знают, что истинной мотивацией может быть только базисно-корневая моторика поведения - идущая от таких основ как ЖРАТЬ и ИМЕТЬ качественный секс. Гордость же, как и слава - это не базисная компонента, но производная. Поэтому, отвечая на вопрос ЧТО - здоровый писатель должен однозначно выбрать деньги. А они лежат в успешных издательствах. Но попробуйте туда принести то, что напечатано на СИ... Попробуйте! Возьмите хоть и из взлелеянного отцами-организаторами ТОП-40... Вот и вопрос - А КАЧЕСТВЕННО ЛИ ЭТО?
  И почему издательства (разумеется - преуспевающие, а не романтическо-убогие с тиражами 10 тыс. экз.) - на рыщут серым волком по страницам СИ?
  
  Подумайте...
Оценка: 4.59*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"