Баринов Александр Евгеньевич : другие произведения.

Жанр Фэнтэзи как сорняк на Литературном поле

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 2.38*12  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жанр ФЭНТЭЗИ, как сорняк - заглушает злаки всего позитивного

  Литература "духлесс"
  
  Можно ли говорить о кризисе, которое переживает мертвое тело ?
  Здравомыслящие люди, и даже далёкие от медицины, согласятся со мной, что понятие кризиса - свойственно только живому организму.
  Поэтому, осмелюсь утверждать, что современная литература не переживает никакого кризиса. Она попросту мертва.
  Некие же подергивания уже окоченевающего тела, некие судороги и вздрагивания трупа, который уже покинула живая душа - не следует принимать за признаки жизнедеятельности. Медики вам скажут, что у трупов и ногти растут, и волосы... А вот недавно американцы измеряли электрическую активность мозга умерших, и обнаружили, что электромагнитная аура есть и у шестидневного кадавра.
  Так вот, не следует воспринимать факт того, что книги издаются издательствами, поступают в продажу и покупаются читателями как факт, подтверждающий некую жизнь современной русской литературой. И тиражи тут тоже не подтверждение в пользу жизни, потому как судорожные подергивания хвоста подохшего динозавра бывали, надо полагать, и очень сильными, способными даже и убить неловкого и зазевавшегося охотника.
  
  Так и с современным состоянием литературы.
  Она, по НЕВОЛЬНОМУ признанию одного из популярных авторов - "духлесс", то есть тело, без души. А тело без души, это по выражению врачей, "состояние несовместимое с жизнью".
  Давайте же попытаемся разобраться в сути явления, абстрагируясь от образности, которая хороша для затравки, но мешает строгим детерминантам, без которых нам не обойтись.
  
  Прежде всего, давайте определимся, что считать признаками живой литературы ?
  Вслед за Виктором Шкловским и Борисом Парамоновым, а они - вслед за академиком Жирмунским, а академик Жирмунский вслед за Фридрихом Шлегелем, Кантом и Шиллером (экая цепочка получается !) автор этих заметок берется утверждать, что разумная деятельность, лежащая вне этики, не может рассматриваться как, гуманитарное, а следственно, не может относиться и к литературе.
  По основополагающим изначальным компонентам литература изначально гуманитарна.
  Об этом писал я в статьях "О кризисе героя в современной литературе", "О постмодернизме" и в некоторых других. Но повторюсь вкратце: Чтобы быть и оставаться "литературой", она должна быть 1. развлекательной, 2. нравоучительной , 3. эстетически-совершенной (в достаточной мере) и 4. философичной.
  
  Что же имеем мы с нашим трупом.
  По причине погони за тиражами, издатель и погоняемые издателем авторы принялись гнать чисто-развлекательную прозу. Рынок ! Его величество - господин рынок заставил книгоиздателя гнать автора, заставляя его выдавать тонно-километры страниц развлекательного свойства.
  А как следствие - авторы, если еще и цеплялись по старой инерцией за какую-то эстетику форм, если и пытались по старой привычке написать что-то человеческое, то под хлыстом погонялы - издателя, весь этот рудиментарный пыл выпустили на пену. А лошадей в скачке можно загнать до смерти. Загнали и литературу.
  Но это не одна единственная причина.
  Свобода , которую нежданно дали капитализм и ИНТЕРНЕТ, позволили заявить себя писателями тем, кому при старой власти заявлять себя оными не позволяли ни общество, ни естественный человеческий стыд.
  Огромный прилив не то чтобы дилетантов, а просто чудовищно необразованных олигофрЭнов, воспринимающих единственное своё образование - курс ИНФОРМАТИКИ + самоучитель пользователя ПК, за необходимую сумму знаний, позволяющую писать сложносочиненные и большие синтаксические , выдаваемые ими за литературу.
  Парамонов писал об этом в своей книге "Конец стиля".
  Когда "мировоззрение" начинают путать с "методом", это говорит не о "незрелости", а о полной умственной недостаточности. Недостаточности для того, чтобы полагать себя "писателем". А нынешние авторы (или АФФТОРЫ, как они сами себя называют) путают метод с мировоззрением, полагая, что интерфэйс+системнеый блок+ Интернет - это и есть мировоззрение. О таких ошибках писал еще Виктор Шкловский, когда писал об авангардистских увлечениях современников Маяковского и Ко.
  Так что, подмена мировоззрения методом, которая в медицине сравнима с алкоголизмом и последующей неадекватностью, тоже стала причиной гибели (своевременной или несвоевременной - трудно судить)...
  А теперь - главная мысль.
  Когда литература перестала быть живой ?
  ..............................
  Когда стала говорить неправду, когда стала бредить ..... ФАНТАСТИКОЙ и СКАЗОЧНИЧЕСТВОМ (ФЭНТЕЗИ).
  (Кстати, человек - "живой человек" - иногда может быть неадекватным (пьяным) например... Но потом он трезвеет и становится нормальным). Так и литература, которая УМЕРЕННО допускала в себя фантастику и сказки, была еще живой. Но когда ПОЛОВИНА полок в магазинах стала наполнена СКАЗКАМИ про драконов, и грудастых секси-воительниц, говорить о некоей живой адекватности такой литературы уже не приходится.
  Почему фантастика и сказки (фэнтези) это не литература ?
  А потому что литература - это рассказ о правде жизни. Литература по корневому определению - ЗЕРКАЛО ЖИЗНИ. Недаром во все школьные программы мира литература включена как ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ предмет (и вовсе не для того, чтобы научить детей правописанию) а для того, чтобы ДАЖЕ не очень мудрый и не очень накопивший жизненного опыта УЧИТЕЛЬ мог бы научить детей НРАВСТВЕННОМУ... опираясь не на свой опыт бедной училки, а на опыт Льва Толстого, опыт Пушкина, опыт Достоевского... Учить детей на ошибках Петруши Гринёва и на высокой нравственной чистоте князя Андрея...
  Чему научат сказки про бабу-воительницу с сексуальным бюстом ?
  
  
  Знаете, термин "сказки" более точен. Просто аффторам, которые нынче творят в этом жанре, им стыдно, они стыдятся, как те самые братья - воришки, что в романе Ильфа и Петрова служили в богадельне при завхозе - и они воровали, и им было стыдно. Но остановиться братья застенчивые воришки никак не могли, потому что иного ничего не умели. А жить то надо ! Так и эти, пишут сказки, и им стыдно, так как все-же мечтают не только о деньгах, но и о литературной славе. А быть сказочником - как-то вроде и не очень прилично ? Это как с проститутками в период перестройки. Проститутка - это неприлично, а вот ПУТАНА - это класс ! Так что - вопрос, собственно говоря, только в терминах ! Хотя, для справки, "путана" по французски - это резкое и хлёсткое слово "блядь"... Так и с фэнтэзи. Сказочникам приятнее быть не проститутками от рынка, а... путанками. Не сказочниками, а фэнтэзийщиками.
  Но к нашим баранам !!!!!
  
  Итак, сказки - могут ли считаться литературой ?
  Да.
  На филологическом факультете историю литератур преподают восемь семестров и начинают ее с древних литератур и с курса народного творчества - читай, сказочничества. Так что, сказки - это часть литературы. Но какая ее часть ? Вот в чем вопрос.
  Для ясности, приступим к проблеме с другого конца - что общество всегда ждало и ждет от литературы ?
  Литература, как я уже повторял слова Белинского (и академика В.Жирмунского) это зеркало общества, в котором оно - общество себя узнаёт, по которому мерит свои болячки. Вот ведь почему в золотом Х1Х веке с таким восторгом публика встречала романы Анна Каренина, Братья Карамазовы, а до этого - поэму Мертвые души , Евгения Онегина и Героя нашего времени.
  В этих книгах общество - интеллигенция, узнавали себя. По ним мерили степень болезней, уровень добродетельности и порочности.
   И писателя воспринимали в обществе как лекаря, как врача, ставившего обществу и СОВРЕМЕННОМУ ЧЕЛОВЕКУ диагноз. Диагноз на жизнепригодность, если угодно. Писатель был больше чем заложено в пресловутой фразе, приписываемой то Горькому, то Сталину - "инженер человеческих душ". Писатель был врачом.. Судьёй и Лекарем общества. В золотом для нас Х1Х веке, была такая литература, что всегда враждебная нам Англия - вынуждена была признать в энциклопедии Бриттанника, что Х1Х век русской литературы с ее Толстым и Достоевским - сравнимы по значению для мировой культуры со значением Эпохи Итальянского Возрождения... Вот как !
  И что теперь ?
  Имея еще 100 лет назад такие высоты, писательство добровольно сдаёт эти высоты и скатывается из положения равного столпам лучших умов человечества - скатывается в сказительство. В сказочничество, придумав своей туфте ласковое название - фиговый листок - ФЭНТЭЗИ.
  Вернусь к тому менсту, где говорил о роли сказительства в литературе:
  Да, на определенном этапе фэнтэзийность БЫЛА литературой. Когда она развивалась. Из сказок и былин Бояна и Гомера в первые светские романы...
  Но а теперь то почему и отчего ОТ КОМБАЙНОВ - назад к сохе , к серпу и граблям ?
  
  А ВО-ПЕРВЫХ : потому, что с появлением ПК многие люди возомнили себя писателями.
  И если раньше - писателем мог стать только человек кроме богатой фантазии (какие сказки писали Пушкин, Толстой и Достоевский !) обладающий еще и ннструментами обширной культуры, включающей широкую образованность (образование сделало Пушкина (Лосев)) и общую дисциплинированность, делающую целенаправленной всю писательскую деятельность (зачастую, против бенефита выгоды) то теперь, кроме сомнительных талантов выдумывать винегреты из сексуальных картинок, боевых сцен, монстроидальных чуд, и прочей сказочной чепухи, желающие лавров писательства, пишут - ЧТО ПОЛЕГЧЕ. То биш - сказки.
  По ихнему - фэнтези.
  
  Призывать этих пишущих к совестливости - глупейшее занятие. Это все равно, как в Басне Крылова - кота Ваську , сожравшего сало, журить...
  Они будут писать, покуда публика хавает.
  Уродливый российский рынок , замкнутый сам на себя, вдруг и обнаружил, что мы, на самом деле КАК ХВАСТАЛИСЬ - не просто САМАЯ ЧИТАЮЩАЯ НАЦИЯ, а самая идиотически читающая. Поглядите кА - что читают в метро ? Старухи сканворды разгадывают, а молодежь и на ай-подах музон слушает.
  
  Писатели ! Если таковые еще остались ... Пипл хавает то, что ему дают. К чему его приучают.
  С наступлением рынка, Писатель ДОБРОВОЛЬНО откатился с передовых рубежей прогресса - на уровень 14 - 16 веков русского народного сказительства !!!!!!!!!!!!
  Просто сказитель теперь - не тот убогий образованием БОЯН, а инженеришка, читавший некогда книжку про сопромат и про электротехнику. А отсюда и сказки, написанные этим инженеришкой - они и с техникой, но и обязательно с грудастой воительницей...
  
  
  Итак, выдумщики - фэнтэзисты...
  Они еще у нас и в выдумке то не шибко горазды - эти наши сказочники, гордо называющие себя не проститутками - сказочниками, а путанками... - фэнтэзистами. Выдумывают то по какому то шаблону, где действие происходит в некоем наполовину диком пространстве, где обитают дикие (а то и вовсе сказочные) животные, но при всей дикости мира, где обитают герои (люди ходят в шкурах, живут в пещерах), - там присутствуют элементы высокотехнологичного цивилизованного мира, особенно что касается средств войны - бластеры, шмастеры, плазмомёты... но в тоже самое время, истинный герой там бъется холодным оружием... разве что, для высокотехнологичности, заговорённым и заколдованным (мечем, палицей, дубиной)... Герой, естественно, сражается против плохих. Плохие - это супер, архи, мульти-ужасные созданья, которые воруют у пещерных людей детей и девушек (чтобы их есть, предварительно насилуя и мучая их без наркоза), кроме того, плохие подавили государственность и демократию у пещерных людей, и замахиваются на то, чтобы вообще (здесь, обычно у фантазийщиков случается полный креаивный здец) - плохие хотят либо погасить солнце, либо сдвинуть Землю с орбиты, либо вообще загасить всю галактику. Герой, естественно - со своей заговоренной дубиной в руке (и с плазменным бластером на героически заголенном бедре ) седлает своего гнедого дракошу (или иное транспортное средство) и летит (едет, ползёт, шкандыбает) в поисках того самого дуба, на котором сундук, в котором утка, в которой яйцо, в котором игла - на конце которой конец той самой цивилизации плохих ребят.
  Ну, естественно, у героя есть подруга.
  Она - супер-секси (фэнтезийные ведь сказки, они ведь не для дошкольного возраста, их взрослые дяди и тёти читают.) поэтому, героиня - секси-вумэн, с пятым номером бюста (ходит по горам по долам в очень удобном костюме (судя по иллюстрациям и по обложкам ) в этакой смеси первобытной рабочей спецовки пещерного человека и купальником мини-бикини - Майами - Анталия - мама не горюй ! На крутом загорелом бедре героини тоже висит кобура бластерного плазмомёта и она тоже лихо водит упаряжку летающих дизельных дракошек.
  Вобщем, при таких защитниках у пещерных народов, не долго плохие ребята будут занимаются бесчинствами, воруя детей на пересадку органов и девушек, для услады престарелых, выживших из ума руководителей нехорошего банд-формирования. К концу четырёхсотой страницы, герой непременно победит главного плохого и в последний момент, достанет свою девушку из под самой.... (в вариантах) мучительной и унизительной казни с сексуальным уклоном (надо выдумать такое - что само за себя говорит обычно о сексуальной нездоровости выдумщиков)...
  И так как добро, вроде как побеждает зло, защитники жанра фэнтези говорят, де мы людям несем позитивную идею...
  Да...
  Но на каком уровне ?
  Такую позитивную идею несли и создатели вечно-великого Колобка и сказки про Машу и медведей...
  
  Так вот, всеже...
  Отчего писать фэнтези - плохо ?
  Оттого, что истинная литература - это литература реального мира и реальных ситуаций.
  Именно в реальном отражении сегодняшнего реального мира, созданном мастером - ИНЖЕНЕРОМ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ, именно в таком отражении общество и может увидеть свои язвы.
  Именно реальная реалистическая литература может служить высоким идеалам искусства - воспитывать молодежь, заставлять ученых мужей задуматься - усовеститься, если кто увидит в этом отражении себя, усовеститься и излечиться...
  Но !
  Но чтобы написать произведение о реальной жизни, ведь надо знать эту самую - реальную жизнь, не так ли ?
  А откуда может знать эту реальную жизнь, дурно-образованный полу-инженер, полу-придурошный клавонабиватель, вообразивший себе, что он хорош в выдумках, настолько хорош, что может выбивать из своей клавиатуры тексты про воина и воительницу , которые потом будут читать такие же придурки, как он сам ?
  Вот и попала литература в карусель.
  А те, кто говорят, де литературу убило телевидение и Интернет с сетевыми играми - те неправы. Что лежит на полках в форме си-дишек ? Те же фэнтези ! А какие игры лежат на полках ? Те же самые - с полу-голыми обладательницами плазмомётов в мини-бикини, на помеси дракона с харлей-дэвидсоном верхом.
  
  Умерла литература.
  Уже даже слабо подергивается.
  А вслед за литературой - подохнет и общество.
  Потому как нет будущего у поколения игнорантный придурков, сутками просиживающих за сетевыми игрушками, и мастурбирующими на полу-голые титьки ВОИТЕЛЬНИЦЫ с бластером.
  А сказочники-проституты, или наоборот - проституты-сказочники, вышедшие, кстати, из этих же... четверть-образованных... Они и будут виноваты.
  Потому, как ПИСАТЕЛЬ - НЕСЕТ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СУДЬБЫ ОБЩЕСТВА В КОТОРОМ ЖИВЕТ.
  А эти - они ведь считают себя - ПЕСАТИЛЯМИ
  
Оценка: 2.38*12  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"