Отец наш - основатель и не скрывает своей слабости, что питает к Афганской и Чеченской теме. Да, тема интересная! Жизненная. С семьдесят девятого война идет уже двадцать три года. И как пел Виктор Цой, по звериному интуитивно выражая сакральное - саму ПРАВДУ - МАТКУ, "Война - дело молодых, лекарство против морщин". И вот в фильме "Война" Балабановский отец солдата Ивана (артист Гостюхин) - говорит: "был бы я молодым, в силе, пошел бы на войну, потому что война она мужика делает"...
А Балабанов нынче - это философский камень определения русской правды!
Итак, ВОЙНА - это одна из главных тем нашей жизни. И "писатель на посту, что стоит не унывая, и видит за версту - мысли выражая"... (текст Андрея Макаревича) - писатель не может абстрагироваться от военной темы.
Однако, далеко не всякая писанина про пиф-паф - может называться литературой.
http://zhurnal.lib.ru/g/gorbanx_w_w/
Горбань Валерий Вениаминович
"Вкус войны"
"Мы придем на могилы братишек"
Прочитав эти произведения, первое что пришло на ум - это то, что все это уже было по телевизору - в модных теперь сериалах про спецназ. Бесконечно растянутое на весь рассказ или повесть описание романтически - волнующих мальчишеское воображение пестиков, автоматов и прочего железа, всех этих залихватских косынок на загорелых лбах, татуировок на накаченном плече, ворох военных аббревиатур и модные "позывные" вместо имен - превращаются в ТЕЛЕВИЗОР. Автор пишет рассказ, как будто рассказывает слепому приятелю ТЕЛЕСЕРИАЛ про Чечню, про десантуру, про спецназ. Пересказывает увиденное на экране. Причем писателю и в голову не приходит, что у телеоператора с описанием подробностей военного снаряжения - получится ЛУЧШЕ. Заведомо лучше. И в голову писателя не приходит, что РАССКАЗ - это совсем иной жанр, нежели художественный телефильм.
Но автор упорно ПИШЕТ И ПИШЕТ ОПИСАНИЕ ТОГО, ЧТО ПРОИСХОДИТ НА ЭКРАНЕ. Вот крупным планом - командир спрыгивает с пыльной брони БМП-2, вот на его плече татуировка, вот в руках у него СВД с ночным прицелом, а на боку у него - ПМ- 9 мм..... И так без конца.
Но если в случае Валерия Вениаминовича - ни у кого не возникает никаких сомнений, что ОН САМ это видел и сам ТАМ был, то у иных авторов Самиздата - пересказ телеэкрана - просто вопиюще прет изо всех щелей.
Авторы, увы НЕ ЗНАЮТ, что проза о войне это не только описание того, как пролетели "вертушки" и забросали "духов" НУРСами, и как тенькали пули, рикошетя от камней.... Проза - это еще и сюжет. И развитие характера. И мораль... И много еще чего кроме.
Валерий Вениаминович хорош В ОПИСАТЕЛЬНОЙ ЧАСТИ, но решительно никакой - в других необходимых компонентах прозы. И беда Валерия Вениаминовича в том, что ТЕПЕРЬ в ХХ1 веке у людей есть еще и телевизор, с чем ТАКОЙ прозе - соревноваться трудно.
Однако, я потружусь повториться, все же - труды Валерия Вениаминовича, тем что написаны реальным участником, НА ПОРЯДОК выше стоят тех коньюнктурных рассказиков, которые выдающие себя за ветеранов "товарищи", пишут по впечатлениям телепередач.
Совсем иным представляется в этом смысле роман Михаила Евстафьева "В двух шагах от рая".
http://www.lib.ru/MEMUARY/AFGAN/evstafiev.txt
Тем, кто хочет писать о войне, я настоятельно рекомендую это почитать.
Здесь есть и "пиф-паф". Но это в прозе Евстафьева - совсем не главное. Главное - раскрытие внутреннего мира людей на фоне этого "пиф-паф".
О романе Евстафьева - отдельно в статье "Пепел Афгана" на моей странице.