Баринов Александр Евгеньевич : другие произведения.

литобзор 7

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Андрей Лебедев роман Мурашов молодой


   Литобзор 7
   Лебедев Андрей Викторович
   Молодой Мурашов
   Что бы писать эпические произведения в век, когда люди дорожат каждой секундой - надо иметь либо большую смелость и уверенность что тебя будут все же читать (о времени, потраченном самим писателем мы не говорим), либо относиться к судьбе своего произведения совершенно наплевательски. После прочтения романа Андрея Лебедева Молодой Мурашов становится ясно, что второе можно исключить. Вещь стоит того, чтобы потратить на нее пять вечерочков без телевизора или пару дождливых деньков сидя на даче.
   Как и подобает в доброй старой прозе Голсуорси и Томаса Манна, история одного семейства охватывает здесь весьма долгий период времени, начиная с середины 70-х и кончая самым концом ХХ века. Замах у автора РОМАНА был изначально большим - изложить в стиле медленного, но занимательного повествования жизнь и судьбы семьи Мурашовых: старшего Владимира Михайловича - бывшего в начале книги молодым энергичным директором - коммунистом -хозяйственником, а к концу доросшим до хозяина-капиталиста и младшего - Саши Мурашова, хиппующего и диссидентствующего студиоза, после сурового удара судьбы, пришедшего в виде родительской заботы о правильном будущем - превратившегося в злого кооператора - предтечу новых русских, а потом и в самого нового русского.
   Нельзя сказать, что Лебедев как то оригинально представил современный конфликт отцов и детей. Да и так же нельзя сказать, что это открытие Ивана Тургенева является главной темой романа. Этот конфликт, переросший в непримиримую вражду - есть! Как же. Ведь отец сам, спасая свою чистую номенклатурную биографию - сажает связавшегося с диссидентами сына в психиатрическую клинику. Но автор не выпячивает этот конфликт и эту сыновью обиду, в романе, как и в большой жизни - рядом с болью находится место и для любви, и для маленьких радостей - кстати неплохо и со смаком описанных, как у Алексея Толстого, здесь есть просто вкусные места, которые не след читать в голодный год натощак..
   Если слегка пренебречь авторским любованием своим героем - что здорово заметно, то образы и ситуации поражают правдивостью и достоверностью. Автору уже с третьей страницы начинаешь полностью доверять. Создается впечатление, что все это не просто когда то видено, но в комплексе составляет часть его собственной жизни. То есть в романе прозрачно сквозит духом автобиографичности.
   Об этом можно догадаться хотя бы по тому, как чисто выведены любовные линии - никакой обнаженки и модной нынче неряшливости, хотя есть сцены очень эротичные. Автору дороги эти воспоминания и он с ними обходится любовно, как доктор-дантист ставит пломбочку своей маленькой племяннице.
   На мой взгляд, роман представляет интерес для тех, кто изучает жизнь по достоверным источникам. Молодой Мурашов - это тот микроскоп, тот телескоп, тот вольтметр, которому пытливый ученый может доверять - прибор не искажает и не искривляет действительности. Создавая вполне ЧИТАБЕЛЬНОЕ в смысле занимательности произведение, автору даже удалось избежать каких либо сюжетных натяжек. Все и без того получилось довольно закручено и непросто. И как тут не вспомнить известные слова, что жизнь - это лучший режиссер.
   Для читателя который не жил в 70-ые будет очень интересно погрузиться в высшей степени достоверную обстановку богемно-диссидентской тусовки питерских квартир, в студенческое гулялово тех лет и в детали незаконного бизнеса левым спиртным и наркотиками.
   Будучи героем очень симпатичным (мы уже говорили, как он нравится автору), Молодой Мурашов (в отличие от старшего Мурашова - в названии романа и указан главный персонаж), Саша Мурашов все же не претендует на звание положительного героя, как это было принято делать в книгах периода соцреализма. Саша скорее напоминает наказанного за вольнодумство Печорина, сосланного на Кавказ и там развлекающегося по мере ограниченно-стесненных возможностей провинции. Во второй части жизни после дурдома - Саша откровенно болтается, как неприкаянный, бросаясь то в запрешенное карате, то в рок-музыку, то в спекуляцию наркотиками. И только арест друга и отправка его в лагерь, как то встряхивают, заставляют героя очухаться. А тут, как раз и перестройка с кооперативами и приватизацией подоспели.
   Показан ли тип Мурашовых, как тип новых русских людей - капиталистической общественно-экономической формации? Наверное нет. Оба - и старший, умирающий в конце при своих миллионах долларов один - в палате простой районной больницы - и ни первая, ни вторая жена - ни сын не пришли, дабы принять последний вздох, и второй - крайне несчастливы. Старший от уродливой формулы жизни застойных лет, когда вся жизнь проходила на работе Саша помнил, как отец каждый вечер приходил поздно, всегда пьяный, и едва раздевшись, заваливался спать. И только разбогатев - почти в семьдесят лет - занялся личной жизнью, что благополучно и ускорило кончину. А младший - не обрел себя ни в бесконечных романтических увлечениях, ни в бизнесе... Разве что только в друзьях. Эта тема - тема верности друзьям - достойна наивысшей похвалы. Ее, пожалуй и можно засчитать в главный позитив в общем очень удачного произведения.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"