Баринов Александр Евгеньевич: другие произведения.

Литобзор 10

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс фантастических романов "Утро. ХХII век"
Конкурсы романов на Author.Today

Летние Истории на ПродаМане
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Мадам Стяжкина и ее паровоз из Ромашково

  Печальный литобзор.
  Стяжкина Елена Викторовна.
  
  Абстрагироваться от факта существования женской литературы было бы также нелепо, как не брать во внимание наличия в воде и атмосфере болезнетворных бактерий. Ну да, существует в природе гангрена, сифилис и еще ряд пренеприятных явлений, так есть и феномена женской прозы - никуда от этого не денешься. Другой вопрос - как с нею сосуществовать? Принимать ее за литературу как таковую - или нет. Вопрос этот, кстати и не нов - сколько в свое время шуму наделала одна только мадам Жорж Занд! Но тогда величина нравственного вреда, наносимого социальному сознанию измерялась только защитой женщинами прав носить штаны и курить в общественных местах. Теперь же, вопросы, предлагаемые так называемой "женской прозой", выходят за рамки формального равноправия, и идут дальше - пропагандируют откровенную распущенность. Женщинам, научившимся шустро нажимать пальчиками на кнопки клавиатуры, уже нет необходимости биться за равные с мужчиной права. Курить, пить водку, носить штаны, ругаться нецензурной бранью они свободно могут равно как и голосовать на выборах и размещать свои тексты в библиотеке Мошкова. Поэтому, какая нужда защищать не нуждающееся в защите?
  Попытки женской прозы утвердиться наравне с традиционной, в идейной содержательности своей носят характер превнесения в общественное сознание этакого esperation de maladie.
   Я уже как то писал о женщинах в СИ. И вот вновь прихожу к выводу, что любое присутствие женщины в библиотеке Мошкова, дарит пример той или иной социальной аномалии. Это либо амнезия и недостаточность, как в случае с Асей Анистратенко, литературные потуги которой напоминают открывание и закрывание рыбой рта... Рот открывается и закрывается... Глаза выпученно глядят, а ничего не слышно. Нет мыслей.
  
  А вот в случае с разрекламированной некими иногородними поклонниками творчества Елены Стяжкиной ее повести "Паровозик из Ромашково" - болезнь иная. Слова из под пера у этой дамы выходят достаточно слышные. И (вот уж прям по заявке еще одной знаменитой на СИ фемины - некоей Джэн) кстати посмотреть на эти слова с позиции опубликованного недавно малого манифеста.
  
  Друганы мадам Стяжкиной в своей рецензии писали о некоем небывалом блеске стиля...
  И что мы находим? Претензию на что то среднее между ранним Львом Толстым и Айрис Мердок - от всего понемножку - этакая messalenia из потока сознания и дневниковых отрывков. Нового здесь ничего нет - открытия в форме изложения мадам Стяжкина никакого не сделала. Парадоксальное кольцо вроде "завтра было вчера" можно прочитать и у Франсуазы Саган. А вот что до нравственных подвигов, то извините - ценность изысканий госпожи Стяжкиной в представлении образа героини нашего времени сравнима разве что с ценностью проникновения бледной спирохеты в здоровый общественный организм. Вообще, общественная ценность вызывания сочувствия к откровенной нравственной распущенности, преподносимой под соусом ПОПЫТКИ ПРОВИНЦИАЛЬНОЙ БАРЫШНИ ЖИТЬ ПО МЕРКАМ СТОЛИЦЫ, выглядит так же гадко и беспомощно, как и попытка легитимизировать в общественном сознании образ вора или наркомана, что с успехом и делается в нынешней поп-литературе. Вообще, подобные madame Стяжкиной и mademoiselle Джен провинциалки за то и любят столицы за то, что там мол настоящая жизнь - там можно курить на улице и не быть одернутой за это "отсталой дремучей бабулей". Свобода в их понимании - это "этакая правильная столичная житуха" - полная освобожденность от рутинной морали и природой заложенной ответственности женщины... В понимании Стяжкиной и Джен - мораль, понятие о необходимой компоненте женской сдержанности - так же "мешают жить", как длинная юбка при входе и выходе из общественного транспорта. Этим духом и наполнено сочинение госпожи Стяжкиной.
  Имеет ли такая литература право быть?
  Вопрос столь же забавный, как и претензия уже помянутого мною возбудителя срамной болезни быть представленным в благородном зверинце наряду с жирафой и слоном на том лишь основании, что спирохета - тоже представитель живой материи.
  Должна ли литература быть нравственной?
  Обсуждать этот вопрос с дамами, желающими переехать в Питер ради того, что там на улице можно курить, а на заседание кафедры ходить в штанах - полагаю лишенным смысла...
  Правда, зависть провинциальных барышень к столичным штучкам очень быстро перерастает в зависть к "отъехавшим" на ПМЖ. В этом - вершина НОВОЙ ЖЕНСКОЙ СТОЛИЧНОЙ МОРАЛИ. Советую всем мадамам и мамзелям, грешащим пером и клавиатурой - почитать вещи подписанта моего манифеста - Андрея Викторовича Лебедева - пьесу "Собака" или его эссе "Леди" - там мораль новой героини нашего времени так и определена: "самозабвенно выполнять оральный секс за парижскую прописку"!!!!
  
  Русская литература не имеет какой-либо монополии на философичность. Французские философы Руссо, Вольтер, Монтескье были неплохими беллетристами. Русские же писатели получили свой почетный знак философского клуба, как признание их заслуг перед мировой культурой и как компенсацию того факта, что во время расцвета мировой философской науки, Россия не дала умов и талантов, равных Канту, Шеллингу, Фихте, Гегелю, Ницше и Шопенгауэру... Зато составители Бриттанники на полном серьезе возвели "золотой век" русской литературы Х1Х века в ранг этапных явлений мировой культуры, сравнимых с Античностью и Возрождением... Так Толстой и Достоевский стали "холодными" профессорами философии, а у русской литературы появился миф о некоей ее философской компоненте.
  Русская философия долго раскачивалась, и в то время, когда гениев "золотого века" литературы сменили манифестанты бесконечных литобъединений, в философии с такою же силой долженствовала прозвучать плеяда русских философов. Помешали война, революция, преследования большевиков и нищета в эмиграции.
  Однако, кое-чем мы можем воспользоваться:
  Так Алексей Федорович Лосев писал о женской нравственности (уже в то время, когда были и капрон, и стрижки Sassoon:
  Женщина с непокрытой головой и в короткой юбке не должна входить в Русский Православный храм. Такая, с позволения сказать, блудница вызывает у нас не моральное негодование, а чисто эстетическое отторжение. Но если мы рассматриваем женщину в эстетике Голливуда - в джазовый век Скотта Фицджеральда, такая блудница "имеет право быть"... А госпожа Стяжкина - в какой эстетике она рассматривает свою блудницу?
  Все дело в стиле и его смешении. Борис Парамонов писал о Лосеве, что тот понимал, что Иродиада, пляшущая на пиру царя Ирода, эстетически выразительна не меньше, чем воспетая на страницах "Диалектики мифа" православная монашка.
  Другой русский мыслитель "несостоявшейся плеяды" Константин Леонтьев - большой эстет, говорил о деспотизме формы. Он не терпел смешивания стилей. Ему было до боли обидно думать что, Моисей ходил в Синай, что эллины строили изящные акрополи, римляне вели Пунические войны, красавец Александр бился под Арабеллами, апостолы проповедовали, блистательные рыцари бились на турнирах и умирали в Крестовых походах, а... некая госпожа Стежкина на развалинах этого величия благодушно писала пошлости вроде "Паровозика из Ромашково".
  
  Беда претензий на литературу, что помещается на сайтах СИ в том, что авторы не имеют ни малейшего понятия о стиле как таковом, и что еще более страшно - идут в писатели не имея никакого нравственного стержня.
  Возвращаясь к разговору о четырех "необходимых составляющих компонентах" беллетристики, затронутый нами в маленьком манифесте, еще раз с грустью вынужден констатировать, что большинство авторов, едва выучившись грамоте полагает что ГЛАДКО РАССКАЗЫВАТЬ БАЙКИ ИЗ СВОЕЙ или чужой РАЗВРАТНОЙ жизни - ЭТО И ЕСТЬ ЛИТЕРАТУРА...
  Это величайшее из пагубных заблуждений НИКОГДА не выведет СИ в ранг какой то АЛЬТЕРНАТИВНОЙ литературы, о чем размечтался господин Шленский.
  Альтернативы нравственности нет и не может быть.
  И красивые байки про блядей - никогда не превратятся в литературу, потому как уже изначально ЕЩЕ ОТ ГОМЕРА - литература была собранием текстов о ГЕРОЯХ!
  
  
  
  
  
  
  Текст вставляется сюда или выше указывается имя файла.
  ВНИМАНИЕ! Некоторые браузеры не могут вставлять сюда
  большие тексты, поэтому проверьте, поместился ли здесь
  весь Ваш текст, если не поместился, воспользуйтесь
  загрузкой через файл.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Куликов "Пчелиный Рой. Уплаченный долг"(Постапокалипсис) В.Пылаев "Видящий-4. Путь домой"(ЛитРПГ) В.Старский ""Темный Мир" Трансформация 2"(Боевая фантастика) А.Вильде "Эрион"(Постапокалипсис) М.Тайгер "Выжившие"(Постапокалипсис) В.Соколов "Мажор 3: Милосердие спецназа"(Боевик) Н.Лакомка "Я (не) ведьма"(Любовное фэнтези) А.Кочеровский "Утопия 808"(Научная фантастика) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) А.Ардова "Брак по-драконьи. Новый Год в академии магии"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Д.Иванов "Волею богов" С.Бакшеев "В живых не оставлять" В.Алферов "Мгла над миром" В.Неклюдов "Спираль Фибоначчи.Вектор силы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"