Баринов Александр Евгеньевич: другие произведения.

Пелевин

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс Наследница на ПродаМан
Получи деньги за своё произведение здесь
Peклaмa
Оценка: 3.66*13  Ваша оценка:


   Резникову Кириллу Юрьевичу на его критические экзерсисы.
   Пелевин Чапаев и Пустота
   Что касается Пелевина и его Чапаева и Пустоты, то до него я добрался благодаря Борису Парамонову, точнее его статье на сайте svoboda.org ,так как весьма доверяю его литературному вкусу и отдаю должное его чутью и мастерству, как литературного критика. Так вот, совершенно согласен с Парамоновым в той части, что Чапаев и Пустота - это пародия на рыцарский роман, где есть все присущие этому жанру признаки, как то: благородный герой, верность даме сердца и сюзерену, чары, колдовство, подвиг, чудесные превращения, и, наконец, счастливый конец с соединением влюбленных и назидательным наказанием зла. То, что в романе присутствует определенная восточная идеологема - выраженная в едва ощутимом прикосновении к парадигме дзен-буддизма, то это никаким образом нельзя воспринимать за основную идею романа - это будет детская и рабская ошибка сродни дилетантской восторженности фанатов БГ, когда в текстах своих песен тот жонглировал модными восточными словечками. Это непростительная для взрослого человека ошибка попасться на яркую наклейку и не увидеть за ней сути. Тем более, что заигрывания с дзен у Пелевина носят такой же поверхностно - игривый характер, как у помянутого мной Гребенщикова. Никто же не приписывает теперь автору Песни о Роланде - глубокой африкано-сарацинской сути, если уж там есть описание одеяний мусульманских воинов, и не приписывает автору Тристана и Изольды восточного философского, когда там есть места и персонажи из не христианского мира.
   Итак, что же увидел в Чапаеве и Пустоте уважаемый профессор антропологии? И чем вызвал восторженный писк юных дилетанточек, которые как и положено истеричным около-литературным экзальтуткам принялись буквально предлагать себя - де вы, батенька, такой крутой, попробуйте ка меня! Я отдаю (сь) вам, потому как верю, что вы со мною сделаете ЭТО САМОЕ очень хорошо.
   А увидал господин антрополог именно наклейку, как от подобных ошибок предостерегал еще приснопамятный профессор Харитонов: мужчина не должен прельщаться красивыми одеждами барышни, (если он-не фетешист - извращенец) его должна волновать та субстанция, что скрывается под одеждами. Так и в литературе, не след обольщаться внешними признаками. Но господин антрополог не проявил должной выучки (не тот факультет!!! Так и ботаник-академик может маху дать в области литературной критики - здесь господа профессора из иных областей знаний - такие же дилетанты, как и большинство не остепененных товарищей по Самиздату), не проявил, попался на детскую уловку и поспешил детерминировать. Вот уж эта страстишка всех ботаников и антропологов прибегать к разного рода классификациям по Брэггу или Маоосу! чуть что, сразу - ЭТО ПОСТМОДЕРНИЗМ, со всеми вытекающими. Профессора, увы, подчас тоже уподобляются восторженным студиозам, едва освоившим азы специальных знаний - уподобляются прыскающим в кулачок от напускной серьезности юным медикам с третьего курса, которым дали белые халаты и доверили сопровождать доктора во время утреннего обхода.
   Ну да, Бог простит!
   Итак, что же не разглядел в Пелевинском романе герр антрополог? А не разглядел совершенно не свойственных постмодернизму признаков (см.статьи Виктора Шкловского О постмодернизме или того же Бориса Парамонова О русском постмодернизме). Пелевин, как теперь говорят, СТЕБОК, то есть человек в своем творчестве не придерживающийся никаких канонов, (это модно в среде русских дилетантов и питается не от ума, а от неумения как надо или, попросту - от непрофессионализма ), Пелевин эклектик поневоле - не обладая законченной системой знаний в области литературного ремесла, (равно, как и его критик - профессор антропологии) берет отсюда помаленьку, и отсюда понемножку, и получается Чапаев и Пустота. По форме - дилетантская эклектика (этакая капитель, одновременно ионическая и дорическая - да еще и с коринфским уклоном), а по содержанию РЫЦАРСКИЙ РОМАН.
   Но! О чем особенно хотелось сказать, Пелевин (сам того не подозревая) открыл новый жанр Роман - антианекдот. И если мастера Ильф и Петров, Войнович творили в жанре романа-анекдота, то Пелевин пошел от обратного. Шкловский и любящий его Парамонов тут бы обязательно развели бодягу про Фрейда и детские сексуальные переживания Виктора Пелевина, где он возненавидел похабщину про сисястую Анку-пулеметчицу, все время отдававшуюся на полковом знамени то Фурманову, то Петьке, то самому Чапаю. И он - Пелевин, отомстил своим детским обидчикам - возведя Анну на недосягаемую для их культуры и понятий высоту. Но я не склонен все так сексуализировать по обожаемому Парамоновым Фрейду. Все проще - профессор (математики) В.Лук сделал как то блестящий анализ смешного в литературе.У него есть один несомненно правильный пассаж: смех вызывается неожиданным помещением типического (архетип) персонажа в нетипичную для него среду и наделением его несвойственными его культуры атрибутами. Все как учили, Пелевин и проделал со своими Петькой, Анкой и Чапаем. Получилось (не могло не получиться) смешно. И никаким, извиняйте батьку, постЪмодернизьмом здесь не пахнет.
  

Оценка: 3.66*13  Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com К.Федоров "Имперское наследство. Сержант Десанта."(Боевая фантастика) А.Ардова "Жена по ошибке"(Любовное фэнтези) С.Волкова "Игрушка Верховного Мага 2"(Любовное фэнтези) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) Д.Максим "Новые маги. Друид"(Киберпанк) К.Федоров "Имперское наследство. Вольный стрелок"(Боевая фантастика) М.Атаманов "Искажающие реальность-6"(ЛитРПГ) А.Минаева "Академия Алой короны. Обучение"(Боевое фэнтези) О.Обская "Возмутительно желанна, или Соблазн Его Величества"(Любовное фэнтези) О.Бард "Разрушитель Небес и Миров. Арена"(Уся (Wuxia))
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Время.Ветер.Вода" А.Кейн, И.Саган "Дотянуться до престола" Э.Бланк "Атрионка.Сердце хамелеона" Д.Гельфер "Серые будни богов.Синтетические миры"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"