Баша Виолетта Викторовна : другие произведения.

Коммуналка в космосе

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


  
   подробности
  
   Коммуналка в космосе
   Вокруг МКС "разборки" космического масштаба  [] Как же она все-таки красива, это сотворенная человеческими руками сказка в космосе!  [] Только на первом этапе она обошлась в 20 миллиардов долларов.
    [] По некоторым оценкам на нее планируется затратить около 40 миллиардов долларов.
   Виолетта Баша
   @ "Единая Россия", 20, 2004
  
   25 мая на МКС отправится ракета-носитель "Союз-V" с грузовым кораблем "Прогресс-М49", чтобы доставить на космическую станцию все необходимое: топливо, оборудование и пищу. Сейчас на борту станции находится девятая длительная экспедиция, в состав которой входят россиянин Геннадий Падалка и американец Майкл Финк. Казалось бы, программа МКС работает, символизируя успешную кооперацию международных сил, о чем человечество мечтало со времен первых полетов в космос. Однако за кулисами этого космического шоу разыгрываются нешуточные страсти.
  
   Брак по расчету
   Вся история с МКС напоминает брак по расчету. В 1984 г. президент США Рейган объявил о начале работ по созданию национальной орбитальной станции, получившей вскоре название Freedom ("Свобода"). Исследования велись в течение 10 лет, на них ушло около 20 млрд долларов. Но затраты стали быстро расти, и выяснилось, что США в одиночку с таким проектом не справятся. В это время в СССР работали над проектом своей станции "Мир-2". Однако в дальнейшем экономическая ситуация в России изменила наши планы: было решено продолжить эксплуатацию прежнего комплекса "Мир".
   Таким образом, в 1993 году США и Россия встали перед необходимостью создать совместную космическую станцию. Российское Космическое Агентство (РКА) и НАСА подписали соответствующее соглашение. Но и здесь, как уже было, выяснилось, что проект обходится значительно дороже, чем предполагалось. Дополнительные затраты для США оценивались только в 1994 году в 400 миллионов долларов. Увеличение суммы вызвало недовольство некоторых американских сенаторов. Однако правительство США настояло на том, чтобы нужные деньги были выделены. В поисках средств две космические державы решили привлечь новых партнеров. Ими оказались Канада, Япония, Италия, страны - участники Европейского космического агентства (ESA) и Бразилия.
   К 1998 году вложенные в программу средства распределялись так: США - 18 миллиардов долларов, ESA - 5 миллиардов, Япония - 3,5 миллиарда, Канада - миллиард. Вклад России - около 10%. При этом наш вклад рассчитывался по соотношению рубля к доллару. В результате стоимость одной и той же детали в российском сегменте оценивалась намного ниже, чем американской, точно такой же по качеству. К тому же, как остроумно выразился недавно руководитель корпорации "Энергия" Юрий Семенов, "один и тот же болт можно сделать за рубль и за 2 доллара и доказывать после, кто вложил средств больше". Если бы оценка была более реальной, выяснилось бы - наш вклад в разы больше.
   Началась дележка ресурсов - сегментов и времени пребывания на них космонавтов. В итоге те сегменты, которые создавались только США и Россией, достались этим странам соответственно. Европейский и японский модули поделили между собой НАСА (около 47%), ESA (51%) и NASDA (51%). Время пребывания на борту распределили так: российским экипажам из трех человек было разрешено постоянно работать на своем сегменте. Время на американском сегменте для четверых астронавтов поделили США (около 77%), Япония (около 13%) и другие страны. В итоге Россия, вложив по разным оценкам от 6 до 10% средств, получила около 33% ресурсов МКС. И этот расклад гораздо ближе к реальному вкладу России в создание МКС.
   Однако "брак по расчету" скоро стал давать трещины.
  
   Яблоня раздора в космическом раю
   Сразу же после первого в мире полета космического туриста Денниса Тито в 2001 году, когда весь мир следил за пребыванием в космосе этого оригинала, США не только выразили недовольство самим фактом пребывания незапланированного гостя, но и заговорили о том, кто сколько денег вложил в МКС и какими ресурсами и правами должна пользоваться каждая из сторон.
   Денис Тито - тот самый чудак, захотевший потратить 20 миллионов баксов, чтобы посмотреть на планету из космоса. Первый в мире космический турист.
   Юрий Семенов назвал претензии НАСА необоснованными и добавил, что Россия может пересмотреть договор с США по МКС. Глава Росавиакосмоса Юрий Коптев был еще категоричнее. Он заявил, что Росавиакосмос и РКК "Энергия" собираются и дальше отправлять на МКС туристов, причем намерены делать это каждые полгода. Это было уже не яблочко раздора в космическом поднебесье, а целая яблоня.
   Но о каких доходах шла речь? Деннис заплатил за свою мечту увидеть Землю из космоса 20 миллионов долларов. Сумма не огромная, если не сказать смехотворная, по сравнению с затратами на создание самой станции. Ее можно назвать копейками для богатой Америки. России же именно деньги от космических туристов давали возможность покрывать расходы на эксплуатацию МКС.
  
   Россию пробуют на роль бедного родственника
   Между тем к 2002 году проблема финансирования МКС для России стала довольно острой. Где-то уже бродила мысль о прекращении полетов, невозможности строительства новых транспортных кораблей, которые могли бы доставлять космонавтов на станцию. Директор российского отделения программы МКС и главный инженер корпорации "Энергия" Валерий Рюмин тогда заявил, что на строительство одного корабля уходит два года, и если сейчас упустить время, то к 2004 году лететь на МКС будет не на чем. А если не будет "Союзов", то погореть может весь проект легендарной космической станции. Американские "Шаттлы", по словам Рюмина, не предназначены для продолжительного пребывания на ней - три недели, не более. Капсулы "Союзов" же пристыкованы к МКС постоянно, и могут служить средством экстренной эвакуации в случае аварии. Кроме того, запуск "Шаттла" стоит на порядок дороже, чем запуск "Союза" или "Прогресса". Россия дважды выходила из положения благодаря космическим туристам - Деннису Тито и Марку Шаттлуорту. Хотя после того, как полет поп-звезды Лэнса Басса сорвался (за "кандидата" не заплатили), очевидной стала мысль: ставить финансирование российской части МКС исключительно в зависимость от ненадежных туристов, опрометчиво.
  
   Скандал: повод и истинная причина
   Две вещи не дают покоя США. Прибыль от космического туризма и собственная зависимость от российских средств доставки. Полеты американских "Шаттлов" были прекращены после катастрофы в феврале 2003 года космического челнока "Колумбия". С этого момента основная нагрузка по обеспечению жизнедеятельности МКС легла на российскую сторону.
   Оба фактора сошлись в одном, когда руководство российского Федерального космического агентства (ФКА) в начале марта направило НАСА официальное предложение о продлении сроков пребывания основных экипажей на МКС до года вместо нынешних шести месяцев. В случае увеличения длительности экспедиций Россия получает возможность отправлять на МКС ежегодно двух космических туристов - на чартерных кораблях "Союз". Это увеличило бы ее доходы.
   НАСА отвергло это предложение. Сразу после успешной стыковки "Союза" с МКС во время девятой экспедиции заместитель главы НАСА Фред Грегори поспешил заявить по поводу полета следующей десятой экспедиции: "Преждевременно говорить о возможности продлить его на год". Агентство, сказал он, пока не готово говорить о более продолжительных полетах.
   Причина? По словам американцев, еще недостаточно изучены последствия воздействия невесомости на организм человека. Длительное пребывание в невесомости приводит к атрофии мышц, а хороших тренажеров на станции нет. Правда, позже тот же Грегори проговорился, выдав истинную причину отказа: "Прежде всего мы должны возобновить полеты "Шаттлов"".
   Реакция главы ракетно-космической корпорации "Энергия" Юрия Семенова была жесткой: "Мы к длительным полетам готовы, и техника у нас готова. Нашим американским партнерам следовало бы поторопиться с решением".  []
   Прогресс М-46 до сих пор лучший в мире грузовик.
  
   Теперь мы можем делать это за деньги
   Деловых американцев можно было бы понять, если б не одна подробность. После прекращения полетов "Шаттлов", доставлявших на орбиту экипажи и грузы, вся тяжесть по обслуживанию станции легла на Россию. Мы сейчас американские грузы и экипажи доставляем на МКС бесплатно. И стоимость одного полета "транспортника" гораздо выше, чем прибыль от одного космического туриста. Так что резкость Юрия Семенова имеет реальную опору. Если НАСА не пойдет на увеличение срока пребывания на орбите своих астронавтов, ФКА может сделать платными рейсы "Прогрессов" для США. "Мы подчас не знаем, что доставляется "Прогрессами", причем бесплатно, на орбиту американцам", - отмечал не так давно бывший тогда еще пресс-секретарем ФКА Сергей Горбунов. По его словам, российское космическое ведомство продолжит давление на американцев и "еще не раз вернется к этому вопросу". Американцы окончательно не отказывали России в продлении полетов на срок до одного года, говорит он. Но у них в связи с этой проблемой есть пока нерешенные вопросы. Основной - медицинский.
  
   Шумиха на Западе
   Между тем на Западе дискуссия вокруг МКС набирает обороты. Приведем самые одиозные из высказываний.
   "Вашингтон Таймс": "НАСА оказывается в роли мышки, с которой играет большой космический русский кот по имени "Союз". Россия планирует отправить туриста Грега Олсена в паре с другим платным космонавтом из ЕКА. В апреле (2005 года - ред.) на борту трехместного "Союза" остается одно место для российского космонавта - и нет мест для представителя НАСА. Россия предлагает, чтобы следующая команда, которая должна отправиться на станцию в октябре, осталась там на год, а вместо них в апреле
   (следующего года - ред.) с орбиты вернулась команда гостей. Агентство НАСА попыталось призвать Россию к порядку, объясняя, что они не готовы оставить октябрьскую команду в космосе на год. Поскольку собственные эвакуационные корабли НАСА все еще на стадии планирования, американские астронавты в обозримом будущем будут находиться в зависимости от России".
   Журнал "Шпигель":
   "Владимир Путин недвусмысленно дал понять: "великая Россия" снова должна стать одним из главных действующих лиц в космическом пространстве. Человека, который должен этим заняться, зовут Анатолий Перминов, он генерал-полковник, до недавнего времени - командующий космическими войсками. Путин поставил его во главе Федерального космического агентства. Перминов, долго не мешкая, предложил жесткий подход. Его первым действием на новом посту стало нечто вроде ультиматума в адрес США. Генерал потребовал удвоить срок пребывания основного экипажа на МКС. Тем самым он хочет заполучить больше мест в трехместных капсулах "Союз" для богатых космических туристов".
  
    [] Виолетта Баша: Чашечка горячего шоколада на юге Франции не хуже пищи для астронавтов. А теперь слово моему постоянному консультанту и другу... Слушаю Вас, Валентин Анатольевич!
   особое мнение
   Валентин БЕЛОКОНЬ, действительный член Академии космонавтики РФ:  []
   - Мы являемся великой космической державой. Но судьба дала нам позицию силы, а мы ее не используем. По уровню техники первое место в космосе занимает Россия, затем - Китай, третье - Европейское космическое агентство (ракета "Ариан-V"). США находятся на четвертом месте (закупая ракетные двигатели у РФ). США сейчас не на чем запускать астронавтов, что стало ясно после гибели "Колумбии". Это был провал всей программы американских "Шаттлов". Между тем у нашей страны был свой "Шаттл" - "Буран-Энергия". Мы могли бы поддержать этот проект совместно с Китаем и Индией, однако похоронили его в угоду Америке. Почему Россия должна согласовывать свои полеты к МКС с США? Мы могли бы только их уведомлять. Я считаю неадекватной, рыночно не оправданной оценку вклада РФ в МКС, рассчитанного по заниженному долларовому эквиваленту рубля. Реальный вклад - ближе к тому, какое количество ресурсов мы получили. Другим примером нерыночного подхода является затопление станции "Мир", которую мы могли бы выгодно продать Китаю, о чем, в частности, у меня был разговор с китайским атташе по науке, проявившим к ней явный интерес. Один только телескоп со станции "Мир" стоил 200 миллионов долларов. В ситуации, которая сложилась вокруг МКС, я бы настаивал не только на оплате доставки американских астронавтов, но и, используя позицию силы, на отмене поправки Джексона-Веника.
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"