Баскин Юрий Самойлович : другие произведения.

Идеология И Истина

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  ИДЕОЛОГИЯ И ИСТИНА
  
   Не для кого не секрет, что идеологий существует великое множество. Ведь люди по-разному оценивают свое отношение к действительности и друг к другу. Естественно, что, опираясь на эти оценки, они вырабатывают и столь же разные цели своей социальной деятельности, исповедуют разные подходы к разрешению существующих в обществе конфликтов.
   Конечно, главенствующей ролью обладает та идеология, которой руководствуется государственная власть. Например, российская власть опирается сегодня на предложенную нашим Президентом идеологию патриотизма. И пусть в деталях этой идеологии разобраться не всем удается, суть заключается не в этом. А в том, что все идеологии, не только те, которыми руководствуются государственные власти, утверждают свое видение действительности, настаивают на своей правоте.
   Тем самым, они с неумолимостью закона вступают в противоречия друг с другом, вплоть до самых непримиримых позиций. Другими словами, идеология, подчеркнем, любая идеология - это то, что не объединяет, а, наоборот, разъединяет людей, обособляет ту или иную их группу от остальных, и создает этим основу неприятия, подозрения, вражды и ненависти друг к другу.
   Конечно, мы убеждены, что иного положения вещей быть не может. Ведь человек должен же чем-то руководствоваться, ему нужна какая-то опора, чтобы понимать, что и почему он делает, от чего отталкивается в своих поступках.
   А иначе, без такой опоры, его жизнь утрачивает смысл, поскольку оказывается, что не существует никакого разумного оправдания тем испытаниям, часто очень суровым, которые она обрушивает на человека. В его глазах они абсолютно несправедливы, потому что причина их неизвестна. И зачем тогда, спрашивается, жить в этом враждебном, несправедливом, ненавидящем нас мире.
   Идеология же дает такое оправдание. Она указывает нам совершенно четкие критерии справедливости и тем самым вдохновляет на борьбу, на сопротивление любым, в том числе, и самым тяжким жизненным обстоятельствам.
   Поэтому, не приходится сомневаться, что идеология жизненно необходима человеку. Больше того, благодаря ей человек и становится человеком в истинном смысле этого слова. Обеспечивая людям возможность осознанно действовать в окружающей действительности, она возвышает нас над миром животных.
   Конечно, мы видим, что в результате этой борьбы разворачивается сражение всех против всех. Что нескончаемые идеологические баталии, отраженные в политике и продолжающие себя в кровопролитных войнах, не только между странами, но и внутри их, сотрясают всю Планету. Сегодня нет ни одного уголка, так называемого цивилизованного мира, где бы пламя междоусобиц не полыхало с той или иной степенью интенсивности. И уже все понимают, что оно в любое мгновение способно разгореться в пожарище третьей мировой войны.
   Однако, как правило, мы считаем, что таков естественный ход истории, ведь без идеологии люди жить не могут. Расселившись по разным идеологическим квартирам, мы наивно думаем, что из этого положения существует только один выход - изобрести такую идеологию, которая собрала бы под свои знамена максимальное количество людей, и, тем самым, утвердила свое господство, обеспечила себе подавляющее количество ресурсов в противовес с носителями всех других идеологий. Вот тогда, дескать, пусть они хоть на смерть идут ради своих идеалов. Все равно победить не смогут, не смогут всколыхнуть мир.
   Однако, в том то и дело, что господство любой идеологии, господство одной, пусть и большей, части людей над другими не способно обеспечить мир. Наоборот, это основа неутихающей вражды, постоянно гниющая заноза, хроническая болезнь, неминуемо ведущая к обострению. Поэтому, сколько бы мы не уничтожали идеологических монстров, будь то носители фашизма или исламского фундаментализма, им на смену всегда будут готовы прийти новые, еще более ужасные звери рода человеческого. И история опять пойдет по кругу - к новой мировой схватке.
   Безусловно, многие из нас испытывают смутные подозрения, что все это происходит не просто так, что кто-то специально раздувает противоречия между людьми, руководствуясь известным принципом - "разделяй и властвуй". А некоторые, так открыто говорят о существовании мирового правительства, состоящего из хозяев гигантских транснациональных капиталов. Дескать, вот кому выгодны любого рода социальные конфликты и бесконечные войны. Ведь они позволяют концентрировать в своих руках, вместе с колоссальными наднациональными капиталами, и столь же необъятную власть, которая шаг за шагом подминает под себя все национальные правительства, превращает их в своих слуг, независимо от персонального состава. Как следствие, и все международные организации оказываются в сфере влияния этого закулисного правительства.
   Однако, его существование ровным счетом ничего не меняет. Не меняет потому, что любое стремление уничтожить подобного рода теневой кабинет, который целенаправленно раздувает уже имеющиеся противоречия между людьми, лишено всякого смысла. Ведь для этого надо ликвидировать сами транснациональные корпорации, а иначе, к мировой власти придут их новые хозяева...
   Другими словами, реальность состоит в том, что пока мы руководствуемся той или иной идеологией, нам не удастся свернуть с дороги взаимной вражды и страданий, с пути безжалостного истребления друг друга во имя защиты самых разных идеалов справедливости.
   Естественно возникает вопрос, так что же делать, как остановить на Земле кровавую бойню? Отказаться от идеологии? Но это не мыслимо, ведь мы лишимся основы наших взглядов на жизнь, в то время, как никакой другой основы нет. Да и быть ее не может, потому что на белом свете не существует всеобщей справедливости. Всегда кто-то богаче, талантливее или здоровее, чем другой, кто-то имеет все, а у кого-то нет ничего. Словом, кричащее о себе неравенство, вот естественный атрибут нашей жизни. Поэтому любые разговоры о возможности достичь справедливости в отношении каждого человека - блеф. Они не имеют ничего общего с реальностью и, следовательно, отказаться от идеологии - это абсолютно невозможная вещь.
   Конечно, мы сотни раз слышали утверждение мудрецов, будто наша жизнь - сон, иллюзия. И, следовательно, руководствоваться той очевидной реальностью, которая ежедневно разворачивается перед нами, нельзя.
   Однако, эта мудрость настолько противоречит здравому смыслу, что мы безусловно отметаем ее как некий изыск философствующего ума, который полностью оторвался от реальной действительности.
   Ну, на самом деле, попробуйте-ка, например, посчитать иллюзией рухнувший вам на голову кирпич или стены в квартире, где вы находитесь... Словом, для любого здравомыслящего человека утверждение об иллюзорности окружающего нас мира это чистейшей воды обман. И принимать его в расчет нельзя.
   Вот и получается, что нет никакого выхода - тупик. Без идеологии обойтись невозможно. И нам остается лишь смириться с роковой неизбежностью братоубийственных войн по той простой причине, что так устроен мир.
   Правда, люди, верующие в Бога, говорят нам, что существует Истина, что перед Ней бледнеет любая идеология... Однако, и здесь, следуя за Понтием Пилатом из "Мастера и Маргариты" Булгакова, мы готовы воскликнуть: "а что есть Истина?", ведь сколько людей, столько о Ней и мнений. Кроме того, Ее пытались разгадать величайшие умы человечества, неизменно обнаруживая при этом заблуждения друг друга. Однако, если заблуждались они, то нам, простым людям, не стоит даже рассчитывать на верность собственного суждения. Поэтому, мы никак не можем отказаться от идеологии в пользу Истины. Ведь сначала надо Ее познать.
   Здесь и кроется все существо дела, поскольку мы не в состоянии даже подступиться к Истине, ибо совершенно не видим дорогу, которая к Ней ведет. И только потому, что искренне верим, будто окружающая нас действительность существует сама по себе. В том смысле, что для того чтобы быть, ей совершенно не требуется наше с вами сознание. Она, дескать, представляет собой абсолютно самостоятельную реальность, которую мы познаем и, таким образом, шаг за шагом, приближаемся к Истине.
   Ослепленные этой верой, мы совершенно не отдаем себе отчет, что, Истина, которая находится в такой вот, отдельной от сознания реальности - это уже не Истина. Дело в том, что настоящая Истина охватывает собой бытие абсолютно всего, что существует, поэтому и наше с вами сознание никак не может быть за Ее пределами.
   Конечно, любой образованный человек знает, что у науки здесь есть свое объяснение. Дескать, сознание людей, в процессе изучения окружающей объективной реальности, способно достичь адекватного соответствия с ней, наполнится находящейся в этой реальности Истиной и, тем самым, как бы, соединиться с Ней. Вот Истина и охватит собой все существующее, а мы, соответственно, познаем Ее.
   Однако, это объяснение ровным счетом ничего не объясняет, ибо раз уж, до возникновения соответствия сознания и объективной реальности, Истины еще нет, Она только рождается в процессе достижения такого соответствия, значит, Она не вечна и, следовательно, никак не может быть началом всего существующего, не может быть Истиной.
   Одним словом, мы теряем драгоценное время, рассчитывая найти Истину там, где это совершенно невозможно. А ведь именно сейчас, быть может, как никогда раньше, от нас требуется сделать хотя бы один шаг в верном направлении. Потому что без него нет смысла вести речь о познании Истины.
   Шаг этот в том и состоит, чтобы полностью осознать, что настоящая Истина включает в себя все - и сознание, и познаваемый им мир. В Ней они изначально находятся вместе, не существуют друг без друга.
   Конечно, мы со всей очевидностью видим, что сознание кардинально отличается от всего остального. В нашем понимании это абсолютно разные вещи. Поэтому мы убеждены, что и в объединяющей их Истине эти различия должны сохраняться. Однако, руководствуясь очевидным, мы не замечаем того обстоятельства, что, если существует граница между сознанием и остальной действительностью, то о их единстве говорить бессмысленно. Ибо единство в том и состоит, что в нем нет никаких границ. В противном случае это не единство, а соседство друг с другом. Но Истина то одна. Она не может соседствовать сама с собой. Поэтому, в Ней невозможны никакие границы. А в отсутствие границ, нет и различий между сознанием и всем остальным. В Истине они ни то, и не другое по отдельности, а нечто Третье, в котором все различия растворены. Таким образом, это Третье - реально существующая субстанция, из которой состоит абсолютно все, которая является сущностью, содержанием сознания, равно как и всех, самых разнообразных вещей без каких бы то ни было исключений. Так что, за пределами Истины ничего нет и быть не может. Есть только Она. Это единственная реальность. Одна живая сущность.
   Поэтому мудрецы и утверждают, что окружающий нас мир -иллюзия. Не потому что он не существует на самом деле, а потому, что он - это только внешняя сторона, оболочка, - одежда реальности, которую непосредственно ощущают наши телесные органы чувств.
   Конечно, было бы глупо отказаться доверять собственным глазам, ушам или носу, вкусовым и тактильным ощущениям, ведь они говорят нам о том, что достоверно существует. В этом нет никаких сомнений.
   Однако, именно эта, чувственная достоверность и заслоняет от нас Истину. Заставляет впадать в иллюзию, что реальная действительность - это как раз то, о чем свидетельствуют наши органы чувств. А ведь они не ощущают никакого единства, подобно тому, как неспособны уловить, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца.
   Наоборот, они сообщают нам, что мы, со всей очевидностью, живем среди обособленных друг от друга разнообразных предметов, растений, животных, людей, что в Космосе нас окружают, разделенные между собой колоссальными пространствами Планеты, Звезды, Галактики, Вселенные... Иначе говоря, опираясь на органы чувств, мы принимаем обособленность всех вещей за самую что ни на есть достоверную реальность. Мы абсолютно убеждены, что она в этом и состоит, а потому всеобъемлющее единство необъятного многообразия Природы оказывается для нас вопиющим противоречием реальной действительности.
   Мы скорее готовы допустить существование Бога, который живет где-то на небесах, отдельно от созданного Им мира, чем согласиться с мыслью о всеобщем, тотальном единстве. О существовании сверхчувственной реальности, которая является источником и содержанием всего. Не только того, что нас окружает, но и нас самих.
   Естественно, нам даже в голову не может прийти, что все люди - это не обособленные тела, а одна разумная сущность. Что на самом деле существует не множество сознаний, каждое из которых принадлежит отдельному человеку, а одно единственное сознание, один всеобщий - Высший Разум, лишь внешней стороной которого является то сознание, с которым мы непосредственно имеем дело, общаясь друг с другом. Мы принимаем его за все сознание человека, однако, при этом, стыдливо прячем своего внутреннего собеседника, поскольку абсолютно не представляем, где искать ему место. Ведь он не принадлежит окружающему объективному миру, а живет прямо в нашем собственном сознании. Мы все чувствуем, что внутри него существует еще одно сознание, некий потусторонний голос, который ведет себя очень странным образом. Он всегда тих, никогда не навязывает своего мнения, так что от него с легкостью можно отмахнуться. Мы это и делаем, в полной уверенности, что такого быть не должно, что голова одна, а сознание в ней не одно. Кто же тогда, спрашивается, его хозяин?
   Будучи не в состоянии ответить на этот вопрос, мы остаемся в полном неведении, что это сама Истина, которая живет в каждом человеке, и которой, в действительности, является каждый из нас. Внутри и с наружи одно - одна единственная реальность, одна Истина. Так что, познанием Ее, занята, исключительно, только Она сама, - один, Высший Разум, а не кто-то другой. не миллионы отдельных человеческих голов. В реальности не существует двух разных сознаний - вечного Божественного и смертного человеческого, поскольку ничего не может быть раньше или позже вечности. Это всегда одна только вечность, одна всеобщая разумная субстанция, один бессмертный Высший Разум. Поэтому, искра Его - Человек - это существо вечное.
   Однако, когда он попадает в смертное физическое тело, сознание его раздваивается, поскольку частью своей вынуждено привязаться к воспринимаемой этим телом действительности. Как следствие, человек вначале полностью отождествляет себя со своим телом, и, потому, абсолютно убежден, что сознание, которое ему принадлежит - это продукт его головного мозга. Исключительно благодаря этой убежденности у человеческого сознания и появляется возможность обнаружить в себе что-то, как ему кажется, совершенно другое, чем оно само, некую потустороннюю реальность, - Высший Разум.
   Только так Высший Разум способен отличить себя от себя самого, стать для себя объектом познания. Без человека Он этого сделать никак не может, а потому вечно движет Природу к созданию обособленных друг от друга разумных существ.
   Собственно, в этом и заключается ответ на вопрос: почему все происходит? Зачем Космос идет на грандиозные усилия своего развития? Или как поставил этот вопрос великий математик Лейбниц: "Почему существует что-то, а не ничего?"
   Процесс познавания Единой разумной сущностью самой себя - вот нескончаемый источник всякого движения. Он невозможен без снисхождения Ее в самые плотные тела с тем чтобы различить в себе себя же саму. Именно по этой причине существование "ничего" абсолютно исключается, а всегда, вечно существует "что-то", - бесконечное разнообразие форм Единого.
   Все дело в том и состоит, что познание человеком самого себя и познавание себя Высшим Разумом это один и тот же процесс, в котором человек вновь обретает целостность своего сознания. То есть становится тем, кем он и так является по своей природе - бессмертным Высшим разумом, Истиной, Богом.
   Разумеется, что, глядя на разгул насилия бушующего на Планете, ту беспредельную жестокость, изуверства, которым люди подвергают друг друга, мы даже мысли допустить не можем, что каждый человек - это Бог. Наоборот, мы еще со школьной скамьи твердо усвоили, что люди - это разумные животные. Естественно, они не могут отказаться от своей природы и, потому, не в силах положить конец убийствам друг друга.
   Вооруженные этим знанием мы с легкостью находим оправдание собственной злобе и ненависти. А стоит их подкрепить какой-нибудь идеологией и вот вам, пожалуйста, уже готов высокоморальный продукт, - определены идеалы, защита которых неминуемо ведет к битве с другими людьми.
   Мы, с упорством фанатиков, ставим знак равенства между собой и собственным телом, совершенно не задумываясь, что уже только этим выставили себя за пределы Истины. Но Она одна для всего абсолютно. И потому, любая степень нашего, всем очевидного, несоответствия Ей совершенно не имеет значения. Нам просто некуда идти от самих себя. Мы изначально обречены двигаться к Богу в себе. И даже тогда, когда полностью Его отрицаем.
   Это неизбежно, поскольку всеобщее единство означает, что не только и не столько поступки, сколько наши мысли, которые мотивируют эти поступки, не могут улететь в пустоту. Они всегда порождают неизбежные, точно соответствующие им следствия. Рано или поздно, но каждый человек обнаружит эту неразрывную связь собственных мыслей с внешними обстоятельствами, в которых он находится. И в поисках счастья, будет вынужден, вместо насилия, вместо стремления возвыситься над другими людьми, искать, чем он может служить им. Одним словом, неизбежно выйдет на дорогу к незнающей никакого выбора любви - к Божеству в себе.
   Однако, уже сегодня, ни для кого не должно быть тайной, что корень зла, из которого произрастают все побеги нашей вражды, содержится в убеждении, что сознание существует отдельно от всего окружающего. Именно это убеждение блокирует все подступы к осознанию нашего единства друг с другом. Оно не дает нам понять, что призыв "возлюби ближнего своего, как самого себя" отражает не лепет блаженной души, потерявшей всякую связь с реальностью, а глубочайшее знание источника абсолютно всех законов Космоса - знание Истины.
   Поэтому, до тех пор, пока всеобщее единство, не станет основой нашего мировоззрения, государственная политика так и будет опираться на какую-нибудь идеологию, неизменно превращая Россию в одну из сторон того или иного конфликта, лишая ее возможности стать умиротворяющей силой не только для самой себя но и для всей Земли.
  
  Ю.С. Баскин
  
   Москва 2017 год
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"