ГЛАВА 8. Новелла о козлоногой братии и беглом гладиаторе
Примечания
Действие романа происходит на рубеже трансформации СССР в Россию. Т.е. конец 80-х - начало 90-х годов. Петербург, одна из центральных улиц и старый четырехэтажный особняк, в котором живут герои романа.
Технарь (Сергей) - главный герой. Молодой человек лет 25-26-ти. Энергичный, эрудированный, хорошо воспитанный, сообразительный, но не супермен. Работает инженером-технологом в одном из крупных НИИ. Умеет немного рисовать и поэтому иллюстрации, как и повествование в романе исходят от него. Живет с матерью и бабушкой.
Дворник (Ахмед) - моложавый и крепкий старик около 70 лет. Мудрец и добряк. На самом деле не так-то прост, как кажется на первый взгляд. По ходу сюжета выясняется, что он по образованию философ, окончивший ЛГУ еще до войны. Одинок.
Аристократка (Анна Петровна) - переводчица в издательстве. Загадочная и несколько таинственная особа неопределенного (вероятно около 50-55 лет) возраста. Дальняя родственница дореволюционных владельцев особняка. Одинока.
Капитан (просто Капитан) - крепкий, решительный человек 45-50 лет. Капитан дальнего плавания. Бывает дома несколько раз в году на неделю-другую. Одинок.
Учитель (Александр) - преподаватель русского и литературы в школе. Лет около 30-ти. Иногда язвителен и несколько бестактен, но этических границ не переступает. Одинок.
Все они, несмотря на внешнее отсутствие совместимости, обладают каким-то позитивным, врожденным морально-этическим свойством, которое по ходу действия объединило их в группу единомышленников и друзей. Именно это свойство и послужило толчком к возникновению у них необычных, фантастических способностей. В результате спокойная и, может быть, несколько скучноватая в начале завязка сюжета знакомства с персонажами начитает по мере развития обрастать необычными событиями как снежный ком.
Основной сюжетный узел в том, что, только находясь в стенах особняка, который они называют Домом с большой буквы, любой из этой пятерки может, проявив свое воображение, оказаться в сказочном, необычном мире своей мечты. Причем этот мир оказывается совершенно осязаемым, реальным. При этом из нашего мира герой исчезает, но может возвратиться в любой момент. Осязаемость воображенного характеризуется и тем, что из раз воображенного и где-то в иной материи возникшего нового мира можно приносить предметы и даже перемещать других людей из мира в мир. Однажды созданный волшебный мир продолжает где-то непрерывно существовать и в отсутствие в нем создателя. Происхождение такой способности с разной давностью для каждого героям поначалу непонятно и поэтому они расценивают ее упрощенно, как воздействие Дома.
Технарь создает свой воображенный мир (один из сюжетных узлов следующего порядка) как добрую волшебную сказку с принцессой, средневековым городом, и лесным народом в виде, фей, гномов, эльфов. В первое посещение этого мира главный герой завязывает знакомства, провоцирует замужество принцессы и посредством своей сообразительности и двух бочонков вина избавляет столицу королевства от нашествия морской рати.
Внезапное отключение электричества в Доме вдруг отрезает возможность перемещаться в другие миры. В беспокойстве герои собираются на совет и приходят к выводу, что источником их фантастических способностей не может быть Дом. Дом как строение электричества не потребляет. Скорее в Доме существует какая-то удивительная машина, которая и генерирует фантастические способности у некоторых избранных обитателей Дома. Отключили электричество - остановилась машина. Начинаются поиски этой машины. Энергетическая установка обнаруживается в скрытом бункере под фундаментом Дома, а сама машина в искусно скрытом потайном помещении первого этажа. Машину создал за несколько лет до революции 1917 года последний владелец Дома Генрих Швейцер - талантливый ученый и изобретатель. Аварию с подачей энергии в Дом устранили, и машина Швейцера заработала как прежде.
Во время дружеской беседы в гостях у Капитана хозяин предложил своему гостю - Технарю посетить мир, созданный Капитаном. Куда они и отправились на следующий день. Это оказался мир пиратов южных морей. А Капитан в нем владелец портовых кабаков и скупщик награбленного. Таково прикрытие для Капитана в этом мире, которое делает незаметными его внезапные появления и исчезновения. Капитан же является и тайным владельцем быстроходного корабля "Морской ветер" с сокрушительной артиллерией. Это судно базируется вдали от посторонних глаз на необитаемом островке и успешно охотится за пиратскими кораблями. Во время визита Технаря в этот мир происходит его знакомство с укладом пиратских краев, посещение пещеры, где Капитан хранит свои сокровища, участие в стычке "Морского ветра" сразу с двумя пиратскими кораблями. А также решение Технарем проблемы как избавиться от спасенной от пиратов аристократической красотки, не раскрыв при этом тайны "Морского ветра".
Посещение Технарем, созданного им сказочного мира интересно для него и притягательно. По воле случая он становится там партнером в средневековом портняжном ремесле, принося туда некоторые образчики популярной в нашем мире моды. Королевская чета в этом простом по нравам государстве не чуждается и простых развлечений с друзьями в обычной городской таверне. К числу королевских друзей относится и Технарь. Но не все весело в этом сказочном мире. Возникает конфликт между людьми и лесным народом из-за случайной порубки деревьев в Священном лесу. Технарь оригинальным образом разрешает конфликт. В возмещение ущерба он дарит лесным существам - известным меломанам граммофон, перетащенный из комиссионки в Петербурге. В награду Технарь получает от королевы фей разрешение в любое время посещать Священный лес и присутствовать на всех праздниках лесного народа.
Беседа Технаря с Дворником о некоторых сложностях появления и исчезновения в мирах своей мечты наталкивает их на удачную мысль о простых и незаметных перемещениях. Мысль настолько захватывает, что они для ее проверки тут же отправляются в воображенный мир Дворника - Багдад времен Гаруна-аль-Рашида. Дворник здесь богатый торговец, обремененный за много лет многочисленной семьей. Дворник приобретает Технарю в служанки рабыню Зубейду. Это девушка небывалой красоты, вокруг которой разыгрываются нешуточные страсти. Любовь Технаря и Зубейды неизбежна. В дружеском окружении Дворника - Синдбад, Багдадский вор, Аладдин, Али-Баба и Шехерезада. Эта веселая и авантюрная компания, включая и Технаря, совершает ночной налет на сокровищницу Халифа Багдадского с целью забрать оттуда волшебную лампу для Аладдина. Но Гарун-аль-Рашид застает их за этим занятием. Приходится выкручиваться и Технарь выручает всех, предложив халифу оригинальное решение его проблем с гаремом.
У Аристократки в ее мире мечты личная беда. А поскольку Технарь уже прослыл молодым талантом в разрешении разных проблем, то она просит у него помощи. Так Технарь и оказывается в графском замке Аристократки близ Парижа времен мушкетеров Дюма. Беда в том, что сын Аристократки непонятно за что арестован, попав каким-то образом в круг интриг кардинала Ришелье. На совет в замок собираются французские друзья Аристократки и как-то само собой Технарь проявляется как организатор контр интриги против Ришелье. Цель - вынудить кардинала отпустить арестованного. Выясняется, что арестовано без вины много людей из аристократических семей. А интрига Ришелье вызвана интриганством Гастона Орлеанского, метящего в короли. Контр интрига замышляется и реализуется многоходовой. Тут и выведение Ришелье из равновесия непонятностью событий вокруг него. И поимка кардинала на неблаговидных поступках. И убийство "серого кардинала" - отца Жозефа - друга и сподвижника Ришелье. И запугивание Гастона Орлеанского. И вовлечение в контр интригу королевы. И встреча, и беседа Технаря с Ришелье на балу в Лувре. В результате узники отпущены, а герцог Орлеанский прекращает свои козни против французского престола.
Завершающая глава раскрывает пристрастия Учителя как поклонника античности. Технарь набивается в мир его мечты на денек-другой. Непонятно искренне ли сопротивление Учителя или он просто разыгрывает Технаря. А ему ведь есть чем похвастаться. Учитель оставляет Технаря в своей мечте на попечение служанок, а служанки эти - амазонки. Волшебство мира нимф и фавнов поражает и восторгает Технаря. Но он при этом не теряет своей сообразительности. Выручает из рабства беглого гладиатора и устраняет вражду между амазонками и фавнами.
Повествование построено таким образом, что от главного героя не требуется неестественных способностей супермена, которыми грешит фантастика в наши дни. Роман заканчивается на перспективе сохранения машины Швейцера в тайне и недоступности для посторонних. Это может означать и его полное завершение, и возможное продолжение. В совокупности с тем, что сюжетные узлы второго порядка (созданные миры) оставлялись открытыми, роман может быть продолжен без проблем совершенно органично и последовательно. Да и основной сюжетный узел - машина Швейцера тоже не оборван и даже может быть расширен еще множеством новых воображаемых миров. Впрочем, ограничить все одной этой книгой тоже ничего не мешает.