Бастинда-Гизи Де Глемур : другие произведения.

Теодицея Бастинды

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Почитала я тут как-то в "Живом Журнале" дискуссию Ходжи и Хомы Брута про страсти Христовы. Страсть, как умно! Но более всего поразило меня слово "теодицея" - оправдание Бога. Нет, ну до чего ж народишко наглый - самого Бога ОПРАВДЫВАЮТ (на протяжении столетий!) и ничего - кары небесные на них не обрушиваются! Ну, раз Бог настолько терпим, то я, пожалуй, тоже рискну...

   Есть такой роман С.Логинова "Многорукий бог далайна". Великолепная, кстати, книга, а на Самиздате имеется превосходная рецензия на него Николая Желунова. И вот в этом романе изложена оригинальная вариация почтенной традиции монотеизма.
  Исходные постулаты традиции: есть Бог и он добрый. Есть дьявол - он злой. Есть человек - в нем эти качества перемешаны. Причем добрый Бог создал и злого дьявола, и человека. Зачем или с какой целью? Очень верующие люди отвечают: неисповедимы пути господни, - и выкидывают вопрос из головы. Не очень верующие и сильно любознательные все-таки пытаются исповедать эти пути. В романе - одно из возможных толкований путей господних. Насколько я поняла - схема такая.
   Единый Бог занят размышлением о вечном. Но поскольку в нем содержится абсолютно все, что может быть, часть этого содержимого мешает ему размышлять о вечном. Он отбрасывает это мешающее и из этих отбросов возникает дьявол, который тоже начинает мешать размышлениям Бога.
   У Бога есть еще одна вещь - творческая способность вместе со стремлением ее осуществлять. Мы - люди - считаем эту вещь ценной. Бог, видимо, тоже считает ее, в отличие от остального отброшенного, ценной, но она мешает его главному занятию - размышлять о вечности.
   Он поступает остроумно: создает человека по образу и подобию своему, а творческую искру сначала отдает дьяволу, но таким макаром, что дьявол вынужден, не попользовавшись, передать ее человеку, и эта ценная вещь проходит мимо его носа. Утеряв драгоценность, дьявол немедленно начинает досаждать человеку в надежде драгоценность отнять. Человек же, пользуясь этой драгоценностью, борется с дьяволом, досаждающим ему, и в конце концов уничтожает дьявола. Но, дабы в мироздании не образовывалось пустот, победитель дьявола тут же сам превращается в дьявола и вынужден, по первоначальному установлению, сразу же передать драгоценность другому человеку. И все начинается сначала. Все при деле, все заняты и никто и ничто не мешает Богу размышлять о вечном.
   Далее идет моя личная развертка этой схемы, в романе не обозначенная.
   В традиции монотеизма искра творения пребывала с Богом и после того, как он экстериоризовал из себя дьявола и означенный дьявол ему сильно мешал (восстание и падение ангелов и пр. Кстати, одна из трактовок понятия "ангелы" - они не создания, а мысли и чувства Божии. Под этим углом зрения интересно выглядят некоторые эпизоды Священного Писания). Явленный (тварный) мир Бог стал творить позже, видимо, уже имея план дальнейших действий. Последним его творением стал человек и, судя по всему, это было действительно последнее творение Бога, т.к. искру творчества он сразу же после этого отделил от себя и определил в яблоко раздора между дьяволом и человеком.
   Однако, Бог просчитал и то, что, обладая только положительными качествами, присущими ему самому на этот момент, его подобие - человек не сможет воспользоваться искрой творения (ну хотя бы из-за отсутствия такого свойства, как неудовлетворенность достигнутым), да и для борьбы с дьяволом ему понадобятся многие качества, которые Бог от себя уже отринул. Все эти качества уже были у дьявола, а не у Бога, а брать у него что-то взаймы было неспортивно.
   Поэтому Бог вновь выбрал простое и остроумное решение: вложил в человека частицу своих (некоторых) очень хороших качеств и от себя же подарил человеку кусочек "духа познания", который, помимо прочих полезных свойств, позволит человеку набраться всякой гадости от дьявола, использовать это впоследствии для борьбы с ним же, а у Бога при этом остается сплошная выгода и абсолютно чистые руки.
   Так, партия, включающая сотворение мира и человека, искушение, грехопадение и т.д., была продумана много ранее своего начала и на много ходов вперед. И в любом ходе, составляющем эту партию, Бог остается безупречным, то есть любой упрек ему - это клевета, поскольку лично он ничего плохого не делает. Даже само начало этой игры нельзя, на самом деле, поставить ему в упрек, т.к. надо же ему размышлять о вечном (больше некому), а без всего, предпринятого им далее, это было бы невозможным.
   Кстати, не зря, видимо, у Ника Перумова "Дух познания" обозначается как третья сила. Третья, не третья, но у дьявола, согласно приведенной схеме, "духа познания" нет. Некоторые мыслители, натыкавшиеся на эту проблему, иногда пытались отождествить "дух познания" и дьявола, но получалась интуитивно ощущаемая несостыковка.
   Бог же по определению "всеведущ" и "дух познания", присущий ему, видимо, существует в некоей латентной, непредставимой для нас форме.
   То же, что мы подразумеваем под "духом познания" - вещь довольно активная и в этом своем активном состоянии "дух познания" принадлежит только роду людскому.
   Из всего этого я делаю оптимистический вывод: наша любознательность - явление богоугодное.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"