Бастинда-Гизи Де Глемур : другие произведения.

Буддизм и Арканы Таро

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Здесь я сопоставляю Старшую Аркану Таро с 12 частями (ниданами) 12-членного закона причинности буддизма. Смысла в этом нет ни малейшего, но просто мне интересно. Насколько мне известно, параллели между Арканами Таро и всем остальным уже проводились. А вот про буддизм и Таро я не слышала ;)

  Меня однажды посетила идея сопоставить Старшую Аркану Таро с 12 частями (ниданами) 12-членного закона причинности буддизма. Смысла в этом нет ни малейшего, но просто мне интересно. Насколько мне известно, параллели между Арканами Таро и всем остальным уже проводились. А вот про буддизм и Таро я не слышала. В принципе, такое сопоставление вполне корректно. 12-членный закон причинности (двадашамгапратитьясамутпада) устанавливает непрерывную, строго упорядоченную цепочку причин и следствий, обусловливающих существование индивида в цепи перерождений, то есть в "колесе сансары". Старшая Аркана также рассматривается как строго последовательная лестница человеческого восхождения. Обе системы подразумевают непрерывность и последовательность, однако в буддизме эта последовательность линейна, а в Старшей Аркане, на мой взгляд, она имеет уровни - когда кончается первый виток, за ним сразу же начинается второй такой же, но на другом уровне.
  
   При трактовках нидан я частично использую "Введение в буддологию" Е.А. Торчинова. Источники трактовок карт Таро я не привожу, они чересчур многочисленны. Однако в этих рассуждениях я опираюсь на свою колоду ("Mysterious"), ее иконография достаточно традиционна, но, разумеется, имеет отличия от других колод Таро. "Справедливость" и "Сила" в ней также традиционно имеют номера 8 и 11, соответственно (в колодах, основанных на толкованиях Артура Эдварда Уэйта и Пола Фостера Кейза, эти карты поменяны местами).
  
   В Старшей Аркане 22 карты. Поскольку знак бесконечности имеется только на I ("Маг") и на XI ("Сила") карте, я делю Старшую Аркану на четыре марша: нулевая карта, первые 10 карт, вторые 10 карт и еще одна карта. Подтверждения такому делению мне встречались в некоторых источниках.
  
  Карта "Дурак" или "Безумный" традиционно считается нулевой (хотя есть колоды, где она последняя или предпоследняя). Я считаю ее нулевой, и в таком качестве она позволяет замкнуть Старшую Аркану в кольцевую структуру.
  Сопоставим ее с первой ниданой, во всех вариантах традиции именующейся "Неведение". Смысловая связь очевидна. Далее попробуем по порядку.
  
  Вторая нидана "Самскара" - это энергия кармы, по Торчинову: "Неведение .... обусловливает наличие самскар (формирующие факторы, мотивации, базовые подсознательные влечения и импульсы), влекущих умершего к новому переживанию бытия, новому рождению".
  На этом месте будут следующие две карты - карта I "Маг" и карта XI "Сила", обе отмеченные знаком бесконечности, что вполне соотносится с энергией кармы.
  В "Маге" импульс к достижению нового очевиден, а мотивация, что нужно туда стремиться именно для увеличения могущества, подтверждается смыслом карты "Сила".
  
  Третья нидана "Виджняна" - сознание.
  На этом месте будут карта II "Верховная жрица" и карта XII "Повешенный".
  Смысловое значение "Жрицы", связываемое с тайным знанием и иконографически подчеркнутой бинарностью, это хорошо соотносится со смыслом со-знания - двойственной позиции виджняны, обращенной одной стороной к сансаре, а другой - к нирване. Смысл "Повешенного" - добровольная жертва своими иллюзиями ради обретения истинного знания, и иконографический образ - переворот вверх ногами и лишение точки опоры, четко соотносится с буддийским видением просветления - безопорности сознания, обрести каковое человек может лишь через третью нидану.
  
  Четвертая нидана "Нама-рупа" - имена и формы, по Торчинову - психофизические характеристики человеческого существа, что, на мой взгляд, неоправданно сужает поле смысла.
  На этом месте будут карта III "Императрица" и карта XIII "Смерть".
   Основной смысл "Императрицы" - плодородие - здесь выступает как умножение сущностей, а обречение каждой из сущностей ее именем и формой на конечность символизируется "Смертью".
  
  Пятая нидана "Аятана" - органы чувств. По Торчинову: "Шесть баз (шад аятана), то есть шесть органов или способностей (индрия) чувственного восприятия. Шестой индрией является манас ("ум"), также считающийся органом восприятия "умопостигаемого".
  На этом месте будут карта IV "Император" и карта XIV "Умеренность".
  Лично я воспринимаю "Императора" как карту положительную, олицетворение надежности, стабильности, но и некоторой ограниченности. И смысл "Умеренности" из нее как бы вытекает. Органы чувств - вещь нейтральная, одновременно дарующая спектр возможностей и его же ограничивающая.
  
  Шестая нидана "Спарша" - соприкосновение с объектами чувственного восприятия.
  На этом месте будут карта V "Иерофант" и карта XV "Дьявол".
  Основной смысл "Иерофанта", подчеркнутый иконографически мужчиной и женщиной, предстоящими перед его троном, - установление связи, что прямо соотносится с шестой ниданой. Смысл "Дьявола", традиционно имеющего схожую иконографию, трактуемую большинством исследователей именно как "пародия" на V Аркан, - неизбежное извращение этих связей, что вполне соответствует буддийским представлениям.
  
  Седьмая нидана "Ведана" - ощущение; по Торчинову: "чувство приятного, неприятного и нейтрального".
  На этом месте будут карта VI "Влюбленные" и карта XVI "Башня" ("Богадельня", "Падающая Башня").
  Хотя многие исследователи связывают иконографию "Башни" с разрушением Иерусалимского Храма, я бы ее скорее связала с Вавилонской башней (и по смыслу, и по иконографии), в этом случае и странное название "Богадельня" обретает некоторый смысл.
  На мой взгляд, ведана - это именно "изведанное ощущение" и две карты, символизирующие всю яркость любви и весь ужас разрушения, довольно четко обрисовывают возможный диапазон ощущений.
  
  Восьмая нидана "Тришна" - жажда; по Торчинову - это влечения, страсти, проистекшие из чувства приятного, и отвращение, сформированное чувством неприятного.
  На этом месте будут карта VII "Колесница" ("Колесница Гермеса") и карта XVII "Звезда" (в иконографии которой над головой женщины семь звезд, что может быть и отсылкой к 7-й карте).
  Единство и противоположность влечения и отвращения прочитывается в иконографии обеих карт: в "Колеснице" - черный и белый сфинксы, насильно запряженные вместе, в "Звезде" - два кувшина, с добровольно изливаемой из них водой. Весьма наглядная иллюстрация жажды и ее прекращения.
  
  Девятая нидана "Упадана" - привязанность; по Торчинову - схватывание, привязанность (как факт, а не как чувство).
  На этом месте будут карта VIII "Справедливость" ("Правосудие") и карта XVIII "Луна".
  "Правосудие" - это, в первую очередь, закон и порядок, во имя поддержания равновесия, это символизируют поднятый меч и идеально уравновешенные весы. И люди, разумеется, связаны этим законом, привязаны, иногда помимо их воли, к установленным правилам. А "Луна" трактуется как приближение к границе неведомого, влекущей и пугающей именно тем, что там этот привычный порядок кончается, и начинается что-то совсем другое. Привязанность держится на страхе выйти за пределы привычного.
  
  Десятая нидана "Бхава". По Торчинову - это жизнь, сансарическое бытие. Однако эта трактовка поверхностна. Существует перевод "становление" и он более информативен: это бытие дается не просто так, а для накопления света осознания.
  На этом месте будут карта IX "Отшельник" и карта XIX "Солнце".
  Отшельник - одинокая фигура с малым источником света - фонарем, пытающаяся что-то увидеть. Это символ того, с чего мы начинаем. Солнце - источник ослепительного света, освещающий фигурки двух счастливых детей - мальчика и девочки. Это символ того, что мы можем достичь в пределе - ясное осознание бинарности мира и ее принципиальной невраждебности.
  
  Одиннадцатая нидана "Джати" - новое рождение.
  На этом месте будут карта X "Колесо Фортуны" ("Колесо Судьбы") и карта XX "Страшный Суд".
  "Колесо фортуны" тремя традиционными фигурами на колесе отчетливо изображает судьбоносное влияние накопленной кармы: кто-то поднимается по лестнице успеха, кто-то валится в пропасть, а кто-то пребывает наверху в относительной стабильности. Но как бы там ни было, карма в этом рождении накапливается и ее итоги будут подведены, что и символизирует Страшный Суд.
  
  Двенадцатая нидана "Джара-марана" - старость и смерть.
  На этом месте будет одна карта XXI "Мир" ("Вселенная"). Ни один таролог не станет трактовать ее столь мрачным образом, но у буддизма совсем другие представления об устройстве мира, и "Вселенная" - это всего лишь "сансара", которая, в отличие от "нирваны", ничего положительного в себе не содержит.
  А дальше вновь выпадает карта "Дурак", и поэтому на самом деле в Старшей Аркане не четыре, а три марша ступеней.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"