Дрезденская галерея, в отличие, скажем, от Венской, не такая большая, с меньшими амбициями, и несколько консервативная (а кто сказал, что это плохо ?). В ней может быть мало больших коллекций одного и того сильного живописца, хотя есть: и "Молодой человек" Дюрера, и спящая Венера Джорджоне, и красивые картины Тициана, Рубенса и несколько загадочного голландца Рембрандта, и милая шоколадница, и другие. В Дрезденской галерее мало официоза, по сравнению с Венской галереей, нет имперского блеска, как в Венской, оправдывающего галерею бывшей имперской столицы Австро-Венгрии. Но в ней есть красота, соответствующая небольшой, до сих пор изящной (особенно в центре) столице знаменитой немецкой Саксонии, культурной, мирной и в то же время - знаменитой своими воинами. Красота, сохранившаяся, несмотря на все трагические моменты истории, особенно трагедии, связанной с англо-саксонской бомбардировкой 1945года. Красота и изящество, вернувшиеся благодаря последовательному, более чем 50-летнему труду саксонцев по их восстановлению. И радует, что к этому приложили руки и наши: советско-российские специалисты, восстановившие и вернувшие изумительные картины обратно в Саксонию. Много чего, может, и нет в Дрезденской галерее, при наличии неброской изящной скромности.
Но есть ГЛАВНОЕ, что можно назвать СЕРДЦЕМ ГАЛЕРЕИ - Сердцем Цвингера-Сердцем Дрездена и Сердцем всей Саксонии - это необыкновенная по сути и силе - "Сикстинская Мадонна" Рафаэля.
Существует гипотеза, что картина была написана в 1512-1513 годах в честь победы над французами, вторгшимися в Ломбардию в ходе Итальянских войн. Но что весьма необычно для начала XVI века, материалом служила не доска, а холст. Это может свидетельствовать о том, что полотно планировалось использовать как хоругвь [1]. (Хору́гвь - религиозное знамя, используется в Православной и восточно-католических церквях. Представляет собой полотнище на древке с образом Иисуса Христа, Богородицы или святых. Или воинское знамя в Древней Руси и у славянских народов других стран, а также в казачьих войсках.[2]).
Наверное, какая то незримая связь с Россией Мадонны Рафаэля была и до революции. Русские путешественники начинали гран-тур именно с Дрездена, "Сикстинская Мадонна" становилась для них первой встречей с вершинами итальянского искусства и оттого получила в России XIX века оглушительную известность, превосходящую все другие мадонны Рафаэля [2]. О картине - иконе писали почти все русские художники и писатели, путешествовавшие по Европе - Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский ("небесная мимоидущая дева"), В. Кюхельбекер ("божественное творение"), А. А. Бестужев ("это не Мадонна, это вера Рафаэля"), К. Брюллов, В. Белинский ("фигура строго классическая и нисколько не романтическая"), А. И. Герцен, А. Фет, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, И. Репин, Ф. М. Достоевский. Несколько раз упоминает об этом произведении не видевший его воочию А. С. Пушкин. Может и существует незримая, но очень сильная связь картины с Россией, с христианской Россией. Но место её в Дрездене.
Вероятно (по моему мнению), что эта картина с самого начала создавалась Рафаэлем именно, как икона, как строго религиозное произведение, фактически, как икона. Тем более Рафаэль - любимый живописец Римских пап и Римской итальянской церкви. И сам - Рафаэль - живописец с величайшим талантом. А икона - это часто намоленное произведение.
Что такое "намоленная икона"? Читаем [3]: "В иконе важно все: и внутреннее содержание и совершенная внешняя форма. И если это достигнуто, то такая икона привлекает молящихся, возле такой иконы задерживаются прихожане храма, перед такой иконой особенно легко возносить молитвы. И молитва получает определенный отклик - икона становится источником благодати - особого действия Божьего в нашем мире. И люди, чувствительные к подобному воздействию, такую икону называют намоленной" ([3]). Намоленная икона - это концентрированный источник энергии тысяч людей, обращавшихся к ней с молитвой. Возможно, подобным произведением (артефактом) является и шедевр Рафаэля в Дрездене. Приходящие в зал, где размещается эта картина, подолгу не могут оторвать глаз от неё и перейти в следующий зал. Картина выжила в тяжелое время и вернулась обратно в Дрезден, на своё место, дав необходимую гармонию Дрездену.
Информация и культура, вероятно: и материальны, и нематериальны. Как свет, обладающий свойствами волновыми нематериальными - электромагнитной волны, и при этом свет - поток фотонов (материальные свойства). Информационный сакральный файл или религиозная культура, как энергия, заключена почти в любом материальном религиозном предмете. И Мадонна Рафаэля, видимо - тот случай. Возможно, Рафаэль не только чувствовал, но и даже владел знанием реального образа Богородицы. Так ли, или иначе - получился шедевр с необычайно сильной энергетикой.
Люди подолгу не могут выйти из зала, картина притягивает, излучает чистый свет и чистую энергию. Здесь хорошо и спокойно: ты как будто находишь под покровом Великой Матери.
Я задержался надолго, притих и сидел долго рядом мой вечно неугомонный сын. Времени было мало, я сделал усилие, что пройтись и осмотреть всю галерею: увидеть и Дюрера, и Рубенса, и милую молочницу, и других... Но я вернулся потом.
Особое спасибо немцам, и служителям галереи Дрездена, и вообще дрезденцам за создание такого удивительного уголка - сердца Дрездена! Без напряжения они переходили на русский язык, помогали во всем, советовали и относились с хорошей симпатией. Наверное, так и должно здесь быть.