Старик, тяжело кряхтя, поднялся со своего ложа - неширокой деревянной лавки. И чуть было не упал: ноги совсем ослабели, - старость издевалась над молодой душой. Выглянул в окно: светало. Где-то на другом конце села пропел первый петух. Его кукареканье подхватили другие, и уже через пять минут над деревней раздавалось многоголосая петушиная симфония.
- Ну, распелись... Шаляпины.
На душе у старика было неуютно. Он чувствовал, что очень близко подошел к черте, за которой Вечность. Жизнь прожита, и совсем не так, как надо. Всю жизнь ему мечталось, хотелось, как он теперь понял, совершенно пустое. И на это пустое угроблена вся жизнь. А мечталось, хотелось стать магом, обладателем тайных знаний, узнать силу человеческую и божественную. И в один прекрасный миг (очень поздно!) понять, что все это лукавая суета, что все эти тайные знания потому и тайные, что для человека не предназначены, не по силам они ему, не по уму. Как не предназначены формулы высшей математики для дошкольника, каким бы вундеркиндом тот ни считался. Тайные знания для человека, что граната для обезьяны. Он не знает (может воображать, что знает, но на самом деле только воображает): зачем они, для чего. Вышло - только для утоления своего не в меру распертого тщеславия - мол, я обладаю, а другие нет, значит, я избранный, я белая кость не в пример невежественному плебсу. Но толку от такого тщеславия... Если на душе как было тошно, так и осталось; как не был он никому на свете нужен, ни единой живой душе, так и остался в полном одиночестве.
Понял это старик лишь тогда, когда... достиг желаемого. Да, волшебная Чаша Грааля, о которой он грезил всю жизнь, у него в руках - но зачем она ему теперь?! Впрочем, и тогда, в юности, он бы вряд ли сумел воспользоваться ей. Он хотел осчастливить мир, все человечество - не сделал счастливым ни единого человека, даже себя. "Любишь всех скопом - не любишь никого", - говаривал его дед. Думал, любил всех, оказалось, никого. Никто не вспомнит о нем добрым словом. Един как перст. Ни семьи, ни друзей, ни даже врагов - видимо, не заслужил даже этого... Ученики? Да, есть, но... Вот именно, что "но". Его грабли для них не урок...
За окном занимался и полыхал багрянец зари. Кровавый багрянец зари революции - шел 1919 год.
Жизнь начиналась легко и просто. Он - гимназист-отличник из преуспевающей купеческой семьи. Увлекся восточной философией, революционной литературой и магией, своя философия не устраивала: православие требовало слишком большого труда - и духовного, и физического. Хотелось чего-нибудь полегче, а результатов побыстрее и побольше. Чего только не понапихал себе в голову, и выросло древо мировоззрения с причудливыми плодами. Он решил дать счастье людям. С помощью легендарной Чаши Грааля. "Раньше Трою считали сказкой, потом нашли, почему бы и Грааль не отыскать", - всю жизнь он посвятил поискам. Пожертвовал всем: ради благородной цели ничего не жаль, ведь не будет болезней, нищеты, войн. Человеку будет сделана прививка справедливости, и он перестанет быть жадным, завистливым, жестоким. Только вот не сообразил сразу, что корень зла не в бытии, а в сознании... А сознание нельзя изменить даже самым волшебным снадобьем, да и напасти человеческие все от самого человека происходят, а не с неба падают. Тогда казалось: протяни руку, до небушка достанешь и уцепишь за бороду самого Господа Бога. Не достал, не уцепил.
Старик вспомнил погоню за Чашей, своих соперников, первого убитого человека, ведь негодяй был, а почему-то его жальче всех. А главное - убивать-то его не было никакой необходимости, но тогда думал: не убил, - таракана раздавил. Поморщился, ну почему мудрость приходит так поздно?! Вот наконец эта легендарная, волшебная Чаша Грааля в его руках. Ну и что? И где это мировое счастье? Идет война - самая кровавая в истории России, самая братоубийственная - повсюду смерть: даже в таком затерянном и глухом краю, как этот полулесной уголок. То белые, то красные, то вообще бесцветные, но суть волки двуногие с обрезами.
Сегодня старик ждет своих учеников - Спиридона Штейна (у него интересная национальность - он гном), Прокопия Боголепова (самый первый его ученик - по счету) и Макара Торквемаденко (самый умный, самый честный, самый первый по таланту ученик)... И сегодня старик решит, в чьи руки отдаст Чашу, или не отдаст никому...
Как старик ни ждал гостей, но все-таки стук в дверь для него раздался неожиданно, хотя стук был робкий и тихий, как будто стучавший раздумывал: входить ему или нет.
- Кто там?
- Это я, дядя Кузьма. Спиря, Спиридон Штейн. Помните такого?
- Не забыл, - действительно, Спиридон (самый безалаберный из учеников, хотя не бездарный, мечтатель неисправимый, но зато самый смешливый и простодушный, за то и полюбился): невысокий, плотно сложенный, как все гномы. Юркнул, как мышь, в избу.
- Ты чего, как вор, крадучись и с такого спозаранку?
- Я, дядя Кузьма, в бегах, как белка в колесе. Я ж эксплуататор трудового народа, из семьи ювелиров. Мой папа (с ударением на последнем слоге, явно издеваясь) давно в Голландию укатил.
- А ты что ж, белка колесная, за ним не подался?
- А я ж дурак, дядя Кузьма, бестолковый и глупый. Люблю я ее, дуру, жить без нее не могу. И самое подлое в моем положении - безответно и навсегда.
- И тебя бабы окрутили.
- Да какие бабы, дядя Кузьма, Россию я люблю, сильно люблю, а вот она меня нет, гоняет, как охотник волка.
- Во-во, своей любовью столько народу в гроб загнала. Не могу я, дядя Кузьма, без России, не могу. Бывал я за границей, пожить там не худо, но только месяц-два, от силы год, а потом тоска заедает. Люблю я Россию, хоть она, дура глупая, погналась за дешевым счастьем.
- Я гляжу: вы с ней два сапога пара, она - дура, и ты - дурак, - беззлобно рассмеялся старик.
- Так ведь я один, чего с меня взять, безмозглого? А в ней вон народа сколько и все с ума посходили. Вот, дядя Кузьма, в отличие от меня, ты человек умный...
- Не прибедняйся.
- Да не прибедняюсь, просто ничегошеньки в этой жизни не понимаю. Ну, скажи, дядя Кузьма, на кой ляд сдалась им эта революция? Ведь все равно: ну, поубивают друг дружку, богатых пограбят. А годков через десять, а то и меньше, новые богатеи появятся, только если по-другому зваться будут - не министрами-капиталистами, а наркомами-чекистами...
- Ты что же: белый?
- Не-а, белые меня под Тобольском чуть не повесили, сдуру кому не след анекдот рассказал про Колчака. Оказалось, там у них таких анекдотчиков целая аллея висельников. Нет, дядя Кузьма, белую былую Россию не вернуть. Россия теперь вся красная, в крови. Но жалко мне ее, дуру! Россию, знаете, как жалко, дядя Кузьма.
Спиря был обязан старику: по молодости лет проиграл в карты очень большую сумму, почти состояние. Отдавать было нечем. Отец - прижимистый куркуль - наотрез отказался помочь сыну: "Сумел проиграть - сумей отдать, сам влип, сам и вылипайся" (так и сказал: "вылипайся"). Мысль пришла: застрелиться. Дядя Кузьма спас - заплатил долг своими кровными. Взамен попросил быть учеником: помогать в опытах и поисках, а искал дядя Кузьма то ли философский камень, то ли драгоценный фолиант (Спире было без разницы - ну ищет и ищет, почему бы не помочь), ему требовался помощник. Сначала не хотел, поневоле пришлось: считал себя обязанным по гроб жизни, потом понравилось, вошел во вкус. Но никогда занятия дяди Кузьмы всерьез не воспринимал, так - баловство. И даже не скрывал: "Вся эта серо-буро-малиновая магия - чепуха на постном масле". Был самым непреуспевающим учеником ("Ученик колдуна поневоле", - шутил сам Спиридон), но исполнительным, незлобивым, и дядя Кузьма это ценил.
Учитель смотрел, как исхудавший ученик жадно уплетал за обе щеки краюшку ржаного хлеба:
- Не женился?
- Да нет, в такой смуте разве женишься? Вот устаканится все, тогда...
- Отец денег хоть немного оставил?
- Да он за копейку удавится. Я для него блудный сын, а он для меня блудный отец. Да ну их к лешему, эти деньги, их нет - голова болит, есть - еще сильнее болит...
Стук в дверь - осторожный и частый - прервал их разговор.
- Я спрячусь, мало ли что, - встрепенулся Спиря.
- Кто там? - старик укрыл его в соседней потайной комнате, а сам поспешил на стук.
- Это я - Прокопий, Кузьма Петрович, - голос хриплый, простуженный, немного заикающийся.
Второй ученик. Этот тоже был обязан старику жизнью. Ребенком угодил в Трясучку ("Сучка-Трясучка", - так зовут люди гиблые местные болота), чуть не утоп - Кузьма выручил. С тех пор Прокопий привязался к своему спасителю, попал в ученики. Не слишком способные, но зато усидчивые. Хоть магия давалась Проше с трудом, но желание овладеть ею било через край. Впрочем, как и Спиря (Бог все делает к лучшему), Прокопий оказался магом незадачливым.
- Ну, заходь.
- У тебя в доме красных нема? - это вместо "здравствуйте".
- Я думал, ты для приличия поздороваешься.
- А ну да, здорово, - Прокопий озирался в полутемной избе близорукими маленькими щелочками глаз (было в них что-то азиатское, видимо, предки были из монголо-татар), как будто находился не в избе, а в чистом поле.
- Ты что же - белый?
- Я - зеленый, дядя Кузьма, банду Идола знаешь? - вопросом на вопрос ответил Прокопий.
- Ты тот самый Идол? - старик так и сел, ничего себе ученичок - разбойник с большой дороги. Банда Идола держала в страхе всю округу, нападая на всех, кого ни попадя, - грабила, убивала, насиловала. Стыдно-то как, старик на секунду даже зажмурился - вот они, плоды его добрых намерений.
- Агач, я и есть тот самый страшный Идол. Не прогонишь? - ученик одновременно и бравировал, и боялся: вдруг учитель прогонит, спрашивается, зачем похвалялся? А хотелось: посмотрите-ка на меня, когда-то хилого маленького человечка: меня люди боятся.
- Проходи, коли пришел, приглашенных не гонят.
- Спасибо, дядя Кузьма. Знаю: небось, про себя думаешь - лучше бы ты Прокоп в Трясучке утоп. Рифма даже получилась: "Прокоп - утоп".
- Ничего я не думаю. Ты сам сделал свой выбор.
- Красные совсем обнаглели со своей продразверсткой. Хлеб отбирают, людям есть нечего, девчонок насилуют. Давеча в монастырь нагрянули - ну, и знаешь, чего с монашенками сотворили. Не я эту войну начал... - Прокоп оправдывался.
- Ну да, а в Куличках красного петуха по деревне кто пустил и по кругу для своей банды кто местных девок пустил - тоже комиссары? - оправдания ученика учителя ничуть не смутили.
- Да это ребята до дешевого самогону дорвались. Но я всех зачинщиков к стенке поставил. Клянусь! - Прокоп потупил взор, не зная куда его спрятать.
- Не боишься сам к стенке встать?
- Мы это еще посмотрим. Мы у себя дома, а они гости незваные.
- То-то ты у себя в деревне вором ходишь, каждого куста боишься, - на этот выпад ученик не нашелся что ответить. - А Бог не Микишка, Он все видит.
- А ты, дядя Кузьма, я вижу: в Бога поверил. Смотрю - иконы у тебя, крестишься на каждом шагу.
- Будешь смеяться: поверил. И магию свою считаю грехом великим.
- А ведь когда-то учил нас, что человек сам бог себе.
- Учил, - старик тяжело вздохнул: об этом он жалел больше всего на свете. Успокаивало только то, что ученики оказались непреуспевающими. Учитель радовался бездарности учеников! Но ведь был еще и третий ученик.
- Зачем звал, дядя Кузьма? - наконец спросил второй ученик. Учитель только открыл рот для ответа, но тут раздался громкий и требовательный стук в дверь и громоподобный голос:
- Именем революции, откройте! ЧК!
- Е... - выругался Прокоп и достал из-за пазухи обрез. - Не думал, дядя Кузьма, что ты мне засаду готовишь.
- Я никогда подлецом не был, - ответствовал старик. - И если думаешь, что это я, стреляй, не думай.
- Нет, не ты, - опустил оружие Прокоп, - иначе меня бы взяли у порога.
"Только перестрелки мне здесь и не хватало", - Кузьма даже немного растерялся. Потом почти насильно втолкнул Прокопа в соседнюю потайную комнату - туда, куда четверть часа назад спрятал Спиридона:
- Сиди тихо, никто не догадается.
Открыл дверь. На пороге стоял третий ученик - Макар Торквемаденко. Один. В кожанке, вычищенных до блеска сапогах, на боку кобура.
- Здравствуй, дядя Кузьма. Извини за глупую шутку.
- Бог извинит... - учитель совершенно не ожидал от своего ученика такой выходки. Макар был самым способным его учеником, хватал все на лету. Кузьма лелеял его и возлагал большие надежды.
Будучи подростком, он украл лошадь с барской конюшни. Вернее, не украл: покататься хотел, потом вернуть. Воришку поймали, привязали к козлам и всыпали розог без счету. Если бы не лечебные мази и травки дяди Кузьмы, отошла бы душа Макара в мир иной. "Я ведь только покататься, а они меня..." - всхлипывал мальчонка.
- Ну, проходи, садись, гостем будешь.
- Да я ведь ненадолго, дядя Кузьма. Я тут по делу, охочусь за бандой некоего Идола. Совсем, сволочь, озверел: грабит, насильничает, убивает. В Ведьмине у беременной женщины живот вспорол, мол, комиссарова жена.
- Подожди, подожди, а ты разве не получал моего приглашения?
- Какое приглашение? Ничего не получал. Прослышал от верных людей, что ты в Куличках появился. Решил навестить. Думаю, может, знаешь, где наши: Спиря, Прошка. Спиря, помню, все ворон ловил, а Прошка - как он выживет в этом аду, он же даже постоять за себя не может, мухи не обидит.
"Ну да, только вот люди для него и его ребятишек стали как мухи", - подумалось старику, а вслух произнес:
- Я смотрю: ты чекистом стал, красный.
- С головы до пят, как вареный рак. Правда - за большевиками, за Лениным. Они Россию поднимут, и без магии счастье дадут.
- Вот-вот, дадут, потом догонят и еще добавят, - усмехнулся учитель.
- Зря ты смеешься, дядя Кузьма.
- Твои ребята в монастыре погром устроили. Бог-то чем вам помешал?
- Там монашенки контру прятали, подкармливали, что еще оставалось делать. Может, немного перестарались, зато другим неповадно будет. Правда на нашей стороне.
- У каждого своя... кривда. Бог не в силе.
- От кого я это слышу? - вздернул удивленно брови ученик. - Не ты ли, дядя Кузьма, учил, что Бог - это ошибка человеческого сознания, порождение его страха. Надо преодолеть страх, стать самому богом. Не так?
- Бог есть, я это знаю, - ответил Кузьма: ему еще раз напомнили-укололи о прошлом грехе. Так отливаются Павлу грехи Савла.
- Бога нет, - убежденно произнес третий ученик. - Даже если Он есть, куда Он смотрит? Что же Он не наказывает воров, негодяев, подлецов, почему Он допускает ЭТО? Даже если Он есть, так ли Он хорош и благ? Чем Он лучше сатаны? Такой Бог нам не нужен.
- Ну да, если человек набедокурил - не себя же в этом винить. Бог дал человеку свободу, выбор, и кто тебе сказал, что Он не наказывает подлецов? Только ты спроси: кто себя подлецом считает? И белые, и красные: все уверены в своей правильности, все честные, все хорошие, все найдут оправдания своим поступкам. В преступлении виноват судья, так, по-твоему?
- Ну да, а боль, а слезинка ребенка, в них кто виноват?
- Боль и детская слеза на совести взрослых. Неужели ненависть и месть лучше милосердия?
- Мы говорим на разных языках... - неожиданно взгляд чекиста уперся в стену, где находилась дверь в потайную комнату. - У тебя кто-то еще есть?
- Нет, - не моргнул глазом старик: "Бог мне простит эту маленькую ложь, иначе смертоубийства не избежать".
- А я ведь уроки твои магические не забыл, дядя Кузьма, - третий ученик быстрыми шагами подошел к стене, нащупал какой-то крючок и... обнаружил потайную дверь - рывком распахнул ее...
- Он ушел через окно, - кивнул на раскрытые ставни Спиря: он спокойно сидел в кресле и читал какой-то старый растрепанный журнал. Макар сразу понял, кого имел в виду Спиридон.
- Ну, сука, я его из-под земли достану! - чекист со злом что есть силы пнул ни в чем не повинный табурет. - А ты, Спиря, чего же не убежал? Ты же сын буржуя, чекистов бояться должен.
- Бояться-то, может, и боюсь, только надоело бегать мне. Как волк от гона. Что будет, то будет.
Но Спиря Макара не интересовал. Чекист только попенял старику:
- Зря, дядя Кузьма, ты его спрятал. Он еще таких бед натворит.
- Все в Божьей воле...
Макар Торквемаденко обвел глазами комнату и тихо, не попрощавшись, вышел прочь. Сел на коня и ускакал.
- Эх, человече, дешевого счастья захотел, - вздохнул старик и перекрестился. - Кимвалы звенящие - не люди!
- Никогда он не был таким! - удивился и Спиря.
Дядя Кузьма долго думал, потом принял решение:
- Никогда не думал, что из всех своих учеников буду награждать самого неудачливого...
- Награждать? За что? Я вашу науку никогда не осиливал, - изумился Спиря.
- За это и буду награждать, что не осилил. Все к лучшему. Неисповедимы пути Господни. Вот что, Спиридон. Слушай меня внимательно. Есть у меня Чаша Грааля. Да, не удивляйся, та самая, из которой на Тайной Вечери пил Спаситель и которую искал, но так и не нашел сэр Ланселот. Очень дорогой ценой она мне досталась. Вещь ценная и не должна попасть в злые руки. Напиток из этой Чаши с Божьей помощью излечивает от всех болезней, но только покаянные сердца. И только один недуг она никогда не излечит.
- Какой?
- Злосердечие. Бери, она твоя, - дядя Кузьма раскрыл небольшой буфетный шкафчик и извлек из его недр великолепную Чашу, инкрустированную бриллиантами. - Говорят, один из этих камней философский... Впрочем, суета это все, досужий вымысел. Даже если и философский, ну и толк от него какой?..
- Спасибо, дядя Кузьма, - Спиря осторожно, любовно взял Чашу в свои руки.
- Никогда не имей с нее корысти и не отдавай в злые руки! Слышишь! Никогда! - напутствовал своего неудачливого ученика неудачливый маг. - Бог все видит...
Спиридон дождался следующей ночи, положил драгоценную ношу в вещмешок, взвалил этот вещмешок на спину, попрощался с учителем и тихо вышел из дома. Он знал, что будет делать...
После того, как ушел его ученик, старик сел за стол, взял в руки перо, обмакнул в чернильницу, осторожно, чтобы не поставить кляксы, и стал что-то писать. Потом перечитал написанное, расставил несколько запятых и подумал: "А ведь не поймут, люди не любят, когда их поучают". Он скомкал бумагу, но приступ ярости оказался секундным. "Если хотя бы один, хотя бы один человек поймет, хотя бы один" - старик тщательно расправил скомканный листок и спрятал в ящик стола...
...Краском Торквемаденко долго гонялся за бандой Идола, пока, наконец, не загнал ее в Трясучие болота. Однако тут краскома ждала неприятность - главарь банды таинственно исчез, не оставив ни одного следа, хотя красные обложили банду со всех сторон, без единой щелочки. Идол отчаянно отстреливался и исчез. Макар решил: утоп. А в 37-м исчез и сам Макар, когда его пришли арестовывать его сослуживцы-энкаведешники. Проследили, как он вошел в свою служебную квартиру, ворвались и... никого не обнаружили. Люди решили, что краском сгинул в Сталинском болоте ГУЛага, тем более что вскоре пропала и вся его семья, хотя чекисты неусыпно следили за ней, устроив засаду в квартире. Спиридон Штейн только пожимал плечами, когда его спрашивали о судьбе пропавших:
- Легкое счастье легко и уходит... - сам он так и остался на всю жизнь в Куличках. Там и умер в глубокой старости уже при Брежневе. Кузьме повезло меньше: через год его расстреляли красные. Случилось это при разорении монастыря, в котором раскаявшаяся душа отмаливала свои магические грехи. Убили за то, что смел прятать под своим ложем иконы, которые безбожники хотели сжечь. Он загубил свое тело, но этим спас свою бессмертную душу.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ТАЙНА ПЛЯШУЩЕЙ СМЕРТИ
Первая глава
У ЧЕРТА НА КУЛИЧКАХ
Я приехал в эту глухую сторонушку в отпуск. Городская суета надоела пылью, грязью, шумом, скандалами. Захотелось тишины. В Куличках живет моя тетка - Клавдия Васильевна Кошкина, женщина бездетная. Вот к ней-то я, ее родной племянник, и направил свои стопы. Сложил свои немногочисленные пожитки в "адидасовскую" сумку и поехал. Зловещая, недобрая слава этих мест ("Аномальная зона, аномальная зона!" - прожужжали все уши знакомые и друзья) меня отнюдь не пугала. Скорее, улицы нашего Стрелецка, особенно в ночное время - вот аномальная зона и сборище всякой криминальной нечисти.
Эти края еще с незапамятных времен пользовались дурной славой - что, дескать, облюбовали эту сторонку нечистая сила да всякие лихие люди. Нет дыма без огня - в густых, непроходимых лесах все время кто-нибудь таился. Сначала это были фанатичные язычники вместе со своими волхвами, не желавшие принимать христианство. Потом остатки русского воинства, разгромленного монголо-татарами. Враг не отваживался преследовать их в чащобах. Беглецы, видя это, забирали с собой семьи и весь скарб, какой только можно было унести. А так как с природой они жили в ладу, лес принял их под свою охрану. Лесное население не трогало бродяг - более того, нередки были и смешанные браки.
"На стороне русских вся лесная рать", - говорил сам хозяин степей Батый. Он обошел эти места стороной после того, как сгинул в Пьяном лесу один из его темников вместе со своей тьмой. Русские пленные прятали усмешку: "Леший уволок, али кикимора в болоте утопила!" Лишь дикая непокорная мордва, кума самой кикиморы, не боялась жить в этих лесах. Мордовские князья даже воевали с лесным воинством и нередко бивали его, хоть и сами были биты не раз.
Позднее от самодурства Ивана Грозного сюда бежали многие бояре. Говорят, что одно время в этих краях скрывался от царской опалы сам князь Серебряный. Здесь жили, да и сейчас живут затворниками упрямые кулугуры-раскольники. Местные жители наивно убеждены, что Иван Сусанин их земляк, и спорить с ними бесполезно. Из всех царей лишь неустрашимый Петр Великий рисковал посылать войска в эти дебри: Меншиков на колени вставал, мол, Батюшка-Государь, позволь турка бить, со шведом воевать, только не в Пьяный лес, но уговорить упрямого монарха так и не смог.
Многие искатели приключений ломали в этом лесу себе шею - лес не любил чужаков. Здесь же хоронили от чужих глаз награбленное "лесные разбойнички". В революцию прятали в схронах свое добро богачи, надеялись вернуться, да большевики не дали. Страшные времена пережили эти леса совсем недавно, когда Иосиф Прекрасный устроил здесь лагеря для нежелавших строить коммунизм. Много повыжгли, много порубили ценных дерев, много редкого зверя уничтожили "сталинские соколики". Обозлился тогда лес на вождя, ох, осерчал. Осушенные болота наполнялись водой, да не простой, а мертвой, гати в самых надежных, казалось бы, местах проваливались, заготовленный для отправки лес в одночасье превращался в трухлявый. Окаянный фашист не дошел до этой глухомани, а то бы и ему досталось "на орехи".
В эти леса бежали, из этих лесов бежали. Не говоря уже о многочисленных лихоимцах, для которых здесь было приволье. Поговаривали, что где-то в этих местах похоронена голова грозного Емельяна, что, мол, друзья его тайные выкрали его головушку прямо с плахи. И что зимой, в годовщину казни, призрак Пугача бродит по чащобе и ищет свою голову. И если встретит одинокого путника, голову с того может снять: "Постой-ка, добрый человек, а не моя ли это головушка?" (Меня эта легенда всегда удивляла своей наивностью - как может говорить человек без головы?)
Много тайн и загадок хранят здешние леса, и с кем попало этими тайнами и загадками делиться не собираются. Ведь в этих лесах, по словам старожилов, даже папоротник цветет аж целую неделю.
Населения в Пьяном лесу жило немного, зато по хитрости и изворотливости ему не было равных. Сто кровей текло по жилам непокорного и гордого народа.
Вот в эти леса я и поехал на отдых. А деревушка, куда я направился, словно в насмешку, называлась... Кулички. Словно чертовы. Меткое название. Это забытое Богом селеньице, действительно, находилось черт знает где! Сразу до него и не доедешь. Добирался сначала электричкой до районного центра, потом автобусом до села Ведьмино. Прибыл в это село к вечеру. А до Куличек этих чертовых нужно было еще пехом топать километров десять, а то и боле, по пересеченной местности, абсолютно мне незнакомой.
И заночевать, как назло, негде. Один, как перст... Кошмарная ситуация - врагу не пожелаю: хоть под первым лопухом ложись. Обратился в сельсовет: мир не без добрых людей - помогли, устроили на ночлег.
Тут-то и начались мои первые удивления: избушка, в которую меня устроили, была... на самых обыкновенных курьих ножках. Правда, деревянных, но они... двигались, вернее, переминались с ноги на ногу, как переминается человек, у которого от долгого стояния застывают ноги. Если бы я знал, что меня ждет впереди, то не стал бы так сильно изумляться. Сам домишко, несмотря на крепкие ноги, был какой-то ветхий, допотопный, державшийся, по-моему, на одном честном слове. Осторожно поднялся по полусгнившим ступенькам на крыльцо, хотел постучать, но дверь сама отворилась и сама затворилась, только я переступил порог. Чудеса продолжались.
- Здравствуйте. Меня, вот, переночевать... Из сельсовета...
Я запнулся на полуслове: в доме никого не было. На всякий случай разувшись у порога, осторожно прошел по уютной чистой комнате - половицы протяжно заголосили, "совсем, как дома, в городе", - отметил я про себя, и в этот момент избушка показалась мне родной и до боли знакомой, словно уже однажды был здесь.
С печки, немного напугав, спрыгнул смоляной кот. Он потерся у моих ног, замурлыкав какую-то свою кошачью песню, потом шмыгнул на кровать и вальяжно, как избалованный барчук, развалился на одеяле.
- Ждраштвуй, шынок, - от скрипучего старушечьего голоса, неожиданно раздавшегося сзади, я вздрогнул:
- Здравствуйте, бабушка, меня вот...
- Жнаю, жнаю, милай, а ты шлучаем, не Иванушка ли дурачок будешь?
"Вот уж не в бровь, а в глаз. Только такой дурачок, как я, в такую даль и мог запсотиться", - подумал я, а вслух сказал:
- Да нет, я не Иванушка, меня Александром зовут, а фамилия моя Бочков.
- И не штрашно чебе, шынок, в нашу глушь ехать? - она с сожалением посмотрела на меня, мол, как же тебя угораздило?
- Так чего бояться? Люди еще и не здесь жили, - легкомысленно ответил я. - Я ж не навсегда, в отпуск.
- Шмелый, шмелый, но у наш и не такие головы черяли, - в ее словах прозвучала не то угроза, не то жалость. - Чебе, можа, баньку иштопить?
- Спасибо, не надо, - мне на ум пришли сказки, а превращать их в быль не хотелось - телосложение не то, не сказочное.
- Дело хожяйшкое, а то попарилшя бы ш дороги... А ты шам откель будешь?
- Из города, бабушка.
- Ишь ты, иж шамого городу. Давненько я в городе не бывала, ежели памячь не подводит: ш того году, када Наполеона-шупоштата окаянного громили.
Мне показалось, что я ослышался, а переспрашивать посчитал неудобным, а бабуля невозмутимо продолжала:
- Как тама город, как городшкой голова, губернатор?
Я зачесал затылок, не зная, что и ответить. С одной стороны - древняя бабулька, а с другой - в красном углу телевизор цветной стоит, не наш, корейский, в другом углу радиоприемник, значит, не такая уж она и отсталая, как это на первый взгляд кажется. Поэтому ответил неопределенно:
- Живут помаленьку.
- Я шлышала: на "Мершедешах" ражъежжают?
От такой осведомленности я немного опешил, и скорее по инерции кивнул:
- Разъезжают.
Я, конечно, понял, кого она имела в виду, но из-за цензурных соображений фамилии их и должности опускаю: своя рубашка ближе к телу. Мне ведь возвращаться в город через месяц, мало ли чем все может обернуться. К счастью, бабка сменила тему разговора:
- Давай-ка, шынок, я чебе ужин приготовлю. Я, штарая, жаговорила чебя, а ты небошь ешть хочешь?
- Спасибо, бабушка - мне мама тут в дорогу приготовила.
- Материншкий хлеб - богатыршкий хлеб, - философски заметила хозяйка. - А ужин я чебе вше-таки приготовлю.
Она проворно удалилась в другую комнату, и я услышал странное заклинание:
- Тумба-юмба патефон, арба-тарба мегафон - молоко, молоко, жделай Шашу шильным, жтобы его не жагрыж вурдалак, не жадушил бебека, не уволокли в тряшину кикиморы, не утопил в омуте водяной, черти не жамаяли, тьфу-тьфу-тьфу.
При чем тут патефон и мегафон? У меня к этому времени и без них помутилась голова - уж не сон ли я вижу? Даже ущипнул себя - нет, увы, явь. Кот, доселе лежавший спокойно на кровати, сладко потянулся и... я бы не удивился, если бы он заговорил человеческим голосом или, к примеру, превратился в какого-нибудь сказочного царевича. Я был готов ко всему, но животина, почуяв из соседней комнаты запах съестного, моментально прогнала сон и затрусила быстрой, но гордой походкой к бабуле. Тем временем добрая старушка с удивительным для ее лет проворством накрыла на стол: налила горячего борща, приготовила добрый кусок выпеченного дома ржаного каравая, вынесла крынку с молоком и... сто грамм.
Ну как я мог утерпеть, если с утра маковой росинки в рот не брал. Старушка села напротив меня, глаза ее почему-то наполнились слезами, но, перекрестившись, она уняла слезы - сильная женщина. Она мне чем-то напомнила мою бабушку, может, этими бесконечно добрыми глазами, а может, морщинистыми, не по-женски мозолистыми руками, которые не знают устали и до сих пор. Что она пережила? Сколько бед вынесла? Сколько горя впитало ее сердце? Гибель мужа на войне, а войн на ее век хватило с излишком. Голод, полынно-картофельный хлеб, сборщики налогов выметали из избы все подчистую, не заботясь о ее голодных детях, презрение власть имущих. А была еще работа в колхозе за "палочки"... Нищенская пенсия за все труды. И страшное одиночество, ощущение того, что ты никому больше не нужна. Детям и внукам она если и нужна, то только как смотритель садово-огородного участка...
От ста грамм я отказался - не любитель я этого, что же касается всего остального - смолотил в один присест, сам от себя такого не ожидал - вот что значит голод.
- Какое вкусное молоко! Спасибо, бабушка, - я облизал губы, нахваливая вовсе не в угоду хозяйке - такого вкусного молока отродясь не пробовал: отменное молоко, деревенское.
- Молочко швежее, швое, козье, - похвалилась она.
Постелила мне добрая бабка на печке. Никогда в своей жизни не спал на печи. Жестковато, но зато какая экзотика. Однако как я ни устал, а уснуть не мог. Сказывалась моя странная, мешавшая самому, привычка - я никак не мог заснуть на новом месте, в гостях ли, дома. К новому месту мне надо было привыкнуть. Изрядно повозившись с боку на бок и досконально изучив кирпичную кладку печи, я вдруг услышал странные голоса:
- Смотри, у карги еще один постоялец появился. Неужели и этого слопает?
- Как пить дать, слопает.
- И уголовного кодексу не побоится?
- А чего он ей, энтот кодекс? Кто участкового милиционера скушал? Она, старая. И даже не зарестовали. А ты - кодекс, кодекс! - голос произносил слово "кодекс", смягчая букву "д". - Пиши анонимку. Я не я буду, ежели ее отседова не выселю!
- Да уж триста лет с гаком выселяем - все не выселим, - сокрушался другой голос.
- Теперь или никогда! Она ж... как сейчас помню - когда Петр Великий здесь проездом был, кто ему, бедняге, в трубку сонного порошку подсыпал? Она, Яга. Петр после этого чуть концы не отдал: в последний момент передумал. А сколько царевичей-королевичей извела, я уж и не говорю... И этот бедняга, не завидую я ему, умрет и не заметит, - раздался проникновенный вздох. - Недолго ему жить осталось. Ничего, мы за него аванцем отомстим, анонимку на нее накатаем.
До меня наконец дошло, что речь идет о моей скромной персоне, что это меня хотят ни много ни мало, как съесть - в прямом смысле этого слова. Я приподнялся на локтях, резко одернул занавеску - никого. Между тем разговор продолжался, а я никак не мог понять, где же притаились таинственные анонимщики.
- Печатай! - диктовал первый, более властный, немного с хрипотцой голос. - Где машинку-то спер? - как бы между делом спросил он.
- В райотделе, а чо? Она ненашенская, "гаманитарная" (так и сказал - "гаманитарная") помощь, во, глянь, маде ин усы, а чьи усы не сказано.
- Энто Америка, дуралей, страна такая, страна свободы, жвачки и Голливуда. Они ж нам все присылают задрипанное - "Хэнд-секэнд" (с ударением на каждом "э"): на те, Боже, что нам негоже.
- Точно-точно, наши коровы вон свою жвачку жуют, зато молоко какое, а от ихней жвачки одна ижжога. Энта машинка цельный год на складе валялась, пылью заросла - никому не нужна. Америка, Америка! - он пропел на мотив неофициального американского гимна.
- Смотри, обнаружат пропажу - греха не оберешься.
- Да про нее еще лет десять не вспомнят, пока не устареет, а как вспомнят, верну, я ж не вор, - отвечал более мягкий, более приятный голос.
- Ну, ежели с развратом, тьфу ты, с возвратом, тады лады. Ты, ежели они про компьютер забудут - не зевай, - согласился первый голос. - Ну, пиши попервоначалу туда, откель спер - в районный отдел милиции анонимка.
- А говорят, их сейчас того, не рассматривают.
- А мы, чай, ее подпишем - полтергейстами, - смягчая первое "т", объяснил первый. - Нас сейчас так по-модному кличут.
- Ишь ты, чудаки, все домовыми были, теперь вот энти - пол... гейсты, етишкин пистолет, все, поди, опять Америка? - заохал второй. - А как правильно пишется: "ананимка" или "ононимка"?
- А леший ее знает?!
- Не ври, леший не знает, я у него уже спрашивал.
Господи, что за бред? Впрочем, меня предупреждали: рядом с Куличками находится какая-то аномальная зона, типа Бермудского треугольника, что там де творятся странные вещи. Но я думал, что все это глупые предрассудки и суеверия.
Полтергейсты между тем продолжали спор о правописании слова "анонимка", наконец я не выдержал и встрял:
- Анонимка.
Голоса на миг затихли. Однако вскоре опять послышалось их перешептывание, более тихое, но вполне различимое:
- Ишь ты, услыхал, ушастый!
- Не спит, паразит. Надо и на него анонимку написать, чтобы не подслушивал...
- А ну кыш отшедова, кыш-кыш, - раздался гневный голос старушки. - Ишь, жлодеи, плювализм ражвели - обплювали вше.
- Атас, удираем, Яга! - я выглянул из-за занавески и на стене, освещенной ярким лунным светом, увидел удивительные тени - маленькие, горбатенькие, с небольшими бородками - одна тень с печатной машинкой под мышкой. Тени рванулись прочь, в темноту, и исчезли так же таинственно, как и появились.
- Кто это?
- Да домовые, жаража их побери, жа пошледние тришта лет вшю душу иж меня вымотали, проклятущие. Школько на меня анонимок да челобитных ишпишали - не шчешть. Шначала напишали, что я людоедка - а я ж вегетарьянка - мяша, окромя рыбьего, отродяшь не ела. А в пошледний раж чо удумали: напишали, что я дрова не то направо, не то налево шбываю. Швои дрова - ладно, колхожные. Учаштковый приходил, шлава Богу, ражобрался, что к чему - понятливый мужик окажался - шел на швой лишапет, да и укатил: "Не бешпокойшя, говорит, бабка, вше будет эта... окей" (слово о'кей бабушка произнесла на одном дыхании, при этом перепутав ударение). А энти антихришти пуштили шлух, что я шъела его. И жа что Гошподь нашлал на меня такое накажание? Я жа ижбу легулярно плачу, жаконы уважаю - что я, нехристь какая?
- Они что-то про Петра Великого говорили?
- Да шлышали жвон, а не жнают где он. Когда Петя ждешь был, уштал очень, уморилшя, а жашнуть не мог: бешшонница напала. Я и дала ему шонного шнадобья. И ничего ш ним не шлучилошь. Прошнулшя ждоровый, вешелый, под Полтаву, мать, пойду, шкажал, шведа бить. А энти антихришти, пропашть их жабери, понапишали... Я чую - доняли они чебя - шпать мешают.
Я свесил ноги с печки и с интересом стал слушать хозяйку.
- А как вас зовут, бабушка? - мне стало ужасно стыдно, что я так до сих пор и не поинтересовался именем хозяйки.
- Да когда-то Дарьей кликали. Да жови, как вше, - Ягой.
- Да как-то неудобно.
- Ну, тогда жови прошто - бабушка. Понравилшя ты мне, шынок. Приятно поговорить с кулюторным человеком, не то что энти домовые - антихришти. Вше бы им анонимки катать - аноништы проклятые. Одна я ошталашь. Мои-то оглоеды вше до веролюций (так и сказала: "веролюций") были охочи - одному вмеште ш шамим Робешпьером неподкупным на гильотине голову шрубили, другой в Парижшкой коммуне шгинул. Третий, шерединочка моя, чапаевец, в тридцать шедьмом на Колыме ухайдокалшя.
- А младшие? - спросил я тогда, когда бабушка надолго замолчала.
- Четвертая - дочурочка моя единштвенная - дуреха иж дурех, в шекшуальную веролюцию ударилашь. В Мерику энту окаянную жбежала. Давеча пишьмо пришлала. Живет на чужбине, непутевая. Я, маманя, пишет, в жолоте купаюшь. Да ражве шшаштье в жолоте? Эх, дурочка! Вот тока младшенький мой, гордошть моя, перештройку ладил - депутат Думы. Думать он горажд. Ш шамим Горбачевым жа ручку цацкалшя. Молодец! Боюшь вот толька, кабы вшех их, перештройщиков, шкопом не пошадили. Один он у меня ошталшя - надежа моя.
- Приезжает?
- Да вше внуков шлет, шамому лень али некогда. Да и чего ему у меня, по правде шкажать, делать? Одна шкука - он жа депутат, в пиджаках ходит, а у наш мешта дикие, беж хитрошти и колдовштва не прожить. Депутат... можа, жнаешь, - я аж подпрыгнул от услышанной фамилии - поверьте, она настолько известна, что я до сих пор не решаюсь ее обнародовать - ведь он, чего доброго, откажется - кому ж охота ходить в родственниках Бабы-Яги. И я ж еще буду виноват.
- А шам-то ты к нам надолго?
- В отпуск, на месяцок, - хмыкнул я в ответ.
- Энтот месячок еще прожить надо. Дам-ка я чебе одну очень волшебную вещь. Я уж штарая, мне она ни к чему, а чебе в шамый раж. Чтоб Пляшущая Шмерть не замаяла.
- Пляшущая Смерть? А кто это?
Бабушка-Яга посмотрела на меня удивленным взглядом, словно я с луны упал - таких вещей не знаю, - потом тяжко вздохнула:
- Эх, лучче бы ее вообще не увидеть. Шамое опашное в наших мештах. Пуще вшего бойшя ее. А окромя ее, опашайшя жаходить в Пьяный леш. Шъедят чебя там. Не Шмерть Пляшущая, так болотники в трясине утопят.
От такой перспективы у меня запершило в горле. Ничего себе, поехал отдыхать. Может, пока не поздно, от греха подальше, вернуться и укатить в более безопасные места?! Экстремальный отдых - вот как мое сумасбродство теперь называется.
- Вожьми, - и бабка Дарья протянула мне интересную вещицу, похожую на компас, только чуть больше размерами. - Это клубок-компашок. Ш ним нигде не заблудишшя, о любом вороге лютом предупредит жа вершту. Инштрукчию, не жабудь, прочитай. Ты не бойшя, не наш, - успокаивала меня бабка Дарья, передавая волшебную вещь из рук в руки.
И точно, на компасе, с обратной стороны, стояло иностранное клеймо: маде ин..., а страну что-то я не разобрал. Посмотрел инструкцию: "Клубок-компасок, маде ин (неразборчиво), дата изготовления - 31 мая ("конец месяца"), год (опять неразборчиво). Гарантийный срок - 500 лет ("ого-го, не то, что у нас, японская, видно, штукенция"). Завод-изготовитель". Рядом стоял размазанный до неузнаваемости штамп бригады.
Я покрутил компасок в руках - компас как компас, на оборотной стороне латиницей по-русски написано: klubok-kompassok. Стороны света обозначены, но стрелки, которая должна была бы по идее на эти стороны света указывать, не было и в помине. В зависимости от ситуации компасок менял цвет: белый цвет означал, что все хорошо, все спокойно и нечего бояться, об этом говорила и соответствующая надпись "все о'кей", при зеленом цвете на компаске высвечивалась надпись - "смотри под ноги", при голубом - "будь осторожен!", и, наконец, самый опасный цвет - красный - надпись предупреждала: "беда!". Кроме того, при приближении опасности компасок начинал наигрывать траурную мелодию.
На ночь добрая женщина напоила меня каким-то чудодейственным отваром из разных трав. И я, как убитый, проспал чуть ли не до полудня. Зато утром чувствовал себя лучше всех и был готов свернуть ну если не Эверест, то Казбек точно.
Надев подарок на руку, я попрощался с гостеприимной хозяйкой и пошел пешком до этих самых Куличек - автобусы туда не ходили, а попутной машины решил не дожидаться: будет ли она вообще? "И почему мне бабка ковер-самолет не дала, или, скажем, сапоги-скороходы", - неблагодарно охал я.
Долго ли шел, коротко ли, только вскоре увидел распутье трех дорог. Асфальтовая заканчивалась, и начинались три грунтовые. Мне повезло: дождей не было достаточно давно, и выглядели все три весьма сносно. На распутье стоял невысокий деревянный столб, выкрашенный почему-то в пограничные цвета. К столбу была прибита табличка, деревянная, с лаковым покрытием, со следующим текстом на русском и английском языках:
"Направо пойдешь - с.Разбойниково (совхоз имени Котовского) - к рэкетирам попадешь, да и пропадешь. Налево пойдешь - с.Купцовка (колхоз имени пятилетия пятой пятилетки) - пуд (16 кг) золота найдешь - кооператором станешь, но сердце потеряешь. Прямо пойдешь - д.Кулички (колхоз "Восход коммунизма") - в черную дыру провалишься, да и навеки там останешься".
Я горько вздохнул: что делать, и пошел прямо, оставляя за собой небольшие фонтанчики серой пыли. По правую руку тянулись бесконечные пастбища с разбросанными точками коров и овец где-то у горизонта. По левую руку находились злаковые поля. А так как я человек сугубо городской, то не могу ручаться за то, что смогу правильно назвать эти злаки. Вроде бы рожь. А может, озимая кукуруза.
Вдали на дороге замаячила фигура сгорбленного, старого человека. Он, натужно охая, нес какой-то, судя по всему тяжеленный мешок. При этом так страдальчески охал, стенал и надрывался, что моя душа не выдержала. Я нагнал старика:
- Дедушка, давайте я вам помогу.
Он обернулся: лицо у него было искажено гримасой страдания. Он вздохнул:
- Так ведь не приподнимешь мою ношу, мою ношу даже тяжелоатлету не одолеть.
Комплекция вроде у него не Бог весть какая - и я должен поднимать то, что ему по плечу.
- Ну, попробуй, коли осилишь.
Я легкомысленно взялся за гуж, и пожалел, что взялся - оказался едва дюж: такой тяжеленный мешок, портфель школьника и то легче. Но слабину показывать не хотелось, и я потащил.
- Вам докуда?
- До конца жизни.
Что за чудной старик: все загадками говорит.
- Дедушка, а что в мешке-то, если не секрет: кирпичи, что ли?
- Не секрет, почему секрет: грехи это людские, грехи. Ладно, сынок, не тужься, не по тебе эта ноша неприподъемная, - он снял мешок с моего плеча - как гора с плеч. - У каждого свой такой мешок. Но за помощь спасибо.
- Да не за что. А вы из Куличек?
- Я? Нет. Знаешь, сынок, хорошие люди, как мамонты, вымирают. Люди людям не всегда бескорыстно помогают. Тебе помощь потребуется, я тебе помогу.
Ну, какая помощь мне от этого старика: случайно встретились на дороге, и наверняка никогда больше не встретимся, тем более, он не из Куличек. Но благоразумно промолчал: зачем мне с ним спорить?! Да и совет бывалого человека не помешал бы в этой глухомани.
- Но, прости, я не представился: я Божий ангел-хранитель, - он сделал шаг вперед и - о чудеса - передо мной стоял молодой человек в белых сияющих одеждах с бесконечно грустными глазами. Я попятился от неожиданности: в свое время атеист завзятый был, а тут... - Не представляйся, я знаю, кто ты. Ты - Александр Бочков, едешь в отпуск к своей родной тетке - Клавдии Васильевне Кошкиной. Верно?
Я проглотил язык, не зная, что и ответить.
- Не удивляйся, тебе потребуется моя помощь. Я тебе помогу: но только три раза, запомни. Поэтому если жизнь прижмет так, что смерть и сатана захотят тебя одолеть грубой силой, сделай крестное знамение и прошепчи: "Ангеле-Хранителю Божий, заступник мой верный, спаси и сохрани мое тело бренное и душу мою грешную. Аминь". Запомнил?
Я закивал головой: чего тут запоминать. И тут ангел просто исчез, испарился. Я завертел головой, но его нигде не было. Мистика какая-то: может, это мне все привиделось? Мистика мистикой, но дорогу осилит идущий, и я продолжил путь.
Не представляю, сколько бы я еще шел, но, на мое счастье, меня настиг порожний грузовичок. За рулем сидел угрюмый щетинистый мужик лет сорока-сорока пяти. В старых, поношенных брюках, в светлой, с короткими рукавами, рубашке, в некоторых местах испачканной мазутом. Видно, гнал машину без передыху.
- В Кулички? - приостановил он машину возле меня.
- Да. Подвезете?
- Садись.
И уже в машине он страдальчески посмотрел на меня:
- Как же тебя угораздило в наши края попасть?
- Отдыхать еду.
- Отдыхать? В наших краях? - он посмотрел на меня изумленным взглядом, каким окидывают на прощание приговоренного к смертной казни - такой молодой и...
- Почему бы и нет?
- Вон, видишь, череп и кости. В прошлом году я вот такого же, как ты, вез. Шустрый был, любопытный. Так Пляшущая Смерть насмерть затанцевала!
Я посмотрел с улыбкой на шофера, но тот не шутил! Он специально притормозил, чтобы на обочине я разглядел аккуратно сложенный пирамидой скелет. Пирамиду венчал череп. На черепе сидела ворона-альбинос и, глядя в мою сторону недоброжелательным взором, глухо каркала. По моей спине пробежала легкая дрожь.
- Бедняга...
- Бедняга, - согласился и водитель. - Да еще эти вампиры, совсем обнаглели. Смотри!
Он сунул мне чуть ли не под самый нос свою жилистую руку, и я увидел многочисленные кровавые отметины на коже. Красные припухлости величиной с крупную горошину.