Аннотация: Как благодаря ЮСИА я узнала, что такое Аюрведа.
В ОБЪЯТИЯХ СПРУТА
Второй раз я приехала в Индию в сентябре 1971 года. В это время я перешла на пятый курс института. Первое полугодие студенты-пятикурсники проходили практику в различных учреждениях, как правило, там, куда после окончания должны были быть распределены на работу. Уже в конце четвертого курса разгорались страсти - студенты отделения международных отношений стремились правдами и неправдами прорваться в МИД, студенты отделения международных экономических отношений - в министерство внешней тороговли,а будущие журналисты - в ведущие газеты, журналы, в ТАСС, в АПН, на Гостелерадио, на телевидение. Довольно значительное число студентов направлялось на практику в различные учреждения за границей.
В числе таких студентов оказалась и я. Меня направили на практику... в Генконсульство в Калькутте. Игорю удалось убедить генконсула в том, что лишний работник на полгода им не помешает, и тот послал заявку на практиканта. А уж убедить институтское начальство в том, что идеальным кандидатом на пост практиканта является большой специалист по проблемам Индии - Беглова Наталья Спартаковна - было делом техники. Формальным поводом, дававшим мне право претендовать на поездку в Индию, было и то, что тему дипломной работы, материал для которой полагалось собирать во время практики, я подобрала такую, что не придерешься: "Идеологическое проникновение США в Индию". Обычно тех студентов, кто ехал на практику за границу считали счастливчиками, им завидовали.
Я же испытывала двойственные чувства. С одной стороны, была рада, что я оказалась среди "избранных", отправляющихся в первую в своей жизни официальную командировку. Приятно было ловить на себе завистливые взгляды. Радовала встреча с Игорем, перспектива увидеть Дели, вновь оказаться в Индии. Но в то же время я завидовала ребятам из моей группы, которые шли на практику в "Правду", в "Известия", на радио, на телевидение. Я знала, что их практика будет значительно интересней моей, они получат возможность "обкататься" на действительно журналистской работе.
Именно тогда я впервые поняла справедливость утверждения о том, что за все в жизни приходится платить. Вернее, в тот момент я еще не приняла, как неизбежность, эту истину, которая в будущем станет для меня одной из самых очевидных закономерностей человеческой судьбы. Сегодня у меня не вызывает сомнения, что в жизни не бывает беспроигрышных вариантов. Добиваясь чего-то одного, вы неизбежно упускаете какую-то другую возможность. А потом приходят сожаления: эх, почему я сделал так, а не этак. Эти сожаления отравляют вам жизнь и они бессмысленны. Ничего уже изменить нельзя. А главное, вы поступили так, а не иначе, потому что в тот момент вы этого хотели, вам это нужно было, а не другое. Так, для меня в тот момент все было подчинено желанию увидеться с Игорем, быть рядом в ним. А все остальное было в тот момент вторично.
И вот, мое желание почти осуществилось. Я лечу в Индию. Правда на пути к заветной встрече - досадная отсрочка. Необходимо собрать материал для дипломной работы, а поскольку главный "очаг распространения американской дезинформации", в частности, основной объект моей критики - отделение Информационного агентства США (ЮСИА) находится в Дели, мне приходится первую неделю провести в Дели.
Дели поразило меня своей европеизированностью. Широкие улицы, обсаженные деревьями, современные здания, спокойное движение на улицах, чистота. Вместо обычных рикш, моторикши, т.е. мотоциклы с приделанными сзади колясками. После Калькутты Дели показалось практически лишенным восточной экзотика. Н, Красный форт, старый город и все. Правда одно общее - жара. Я приехала в Дели в августе, сезон муссонов заканчивался и жара была оглушающая. Именно в Дели я в первый и последний раз упала в обморок, получив солнечный удар. Как ни странно, в отличие от большинства людей, я лучше переносила влажную калькуттскую жару, чем сухую, делийскую.
Приехав в Дели в следующий раз, я смогла больше времени поездить по Дели и увидела его красивые уголки. Но в этот раз, как примерная студентка, я проводила большую часть времени в библиотеке делийского отделения ЮСИА, стремясь как можно быстрее собрать материал. Я была приятно удивлена простотой правил, регулировавших работу библиотеки и доступностью любых книг и материалов. Воспитанная в системе строго дозировавшегося доступа к информации, всех этих спецхранов, различных систем допуска и прочих цензурных прелестей, я просто была в растерянности от той легкости, с какой мне выдавали любую литературу. Все сотрудники американцы, с которыми я сталкивалась, были очень любезны, предупредительны. Это меня еще больше озадачивало. Однажды я не выдержала и решила уточнить у девушки, выдававшей книги, не произошло ли какого недоразумения, за которое я потом еще, не дай бог, буду отвечать.
--
Я могу получить этот материал? - спросила я девушку в очередной свой приход в библиотеку, выбрав нарочно что-то явно повествующее, как мне показалось, о "подозрительных" аспектах деятельности ЮСИА. Это были отчеты о деятельности различных отделений ЮСИА в Индии.
--
Конечно.
--
А вы можете выдавать это всем? Вот я, например, русская студентка.
--
Ну и что? - несколько озадаченно поинтересовалась она.
--
И я могу указать на вашу библиотеку как источник получения материала? -не унималась я.
Видимо мое неверие в открытость информации пустило свои корни и в душе этой американки, поскольку она посмотрела на меня несколько более задумчиво и сказала, что пойдет уточнит у шефа. Через несколько минут она вернулась. Ее лицо светилось радость.
--
Да, можете.
Я порадовалась тому, что по крайней мере, не я явлюсь причиной ее разочарования в американской демократии.
Тут на сцене появился и сам шеф, который, посмотрев на меня в явным любопытством, спросил:
--
Я так понял, что вы пишете исследовательскую работу об ЮСИА. Если хотите, я могу попросить, чтобы с мест нам прислали самую свежую статистику.
--
Да нет, что вы, не надо, - поспешила отказаться я. - Тем более, что я уезжаю через пару дней.
--
Но вы можете оставить ваш адрес и мы пришлем материалы вам в Москву.
"Так, вербуют" - пронеслось у меня в голове. А если даже нет, мне только не хватало, чтобы на мое имя в Москву пришла корреспонденция из ЮСИА. Я тут же представила все возможные обвинения и последствия подобного события. Несанкционированное вступление в контакт с иностранцами, предоставление им информации (московский адрес) - одного этого достаточно, чтобы стать надолго, если не навсегда не выездной. Я еще раз поблагодарила и заверила американского начальника, что и имеющегося материала с избытком хватит, я чуть не сказала, чтобы разоблачить вас и вашу лавочку, но, естественно, воздержалась.
После этого разговора я еще более неуютно чувствовала себя в американском информационном центре. Приходя туда, я как-то съеживалась и напрягалась. Мне казалось, что вот сейчас, когда я переснимаю очередную, по нашему советскому понятию, совершенно секретную информацию, на мое плечо опустится тяжелая рука и резкий голос произнесет:" А подать сюда Тяпкина-Ляпкина!"
Сейчас все мои опасения могут показаться смешными. Но мои сверстники журналисты-международники, наверное, помнят, что ЮСИА рассматривалось у нас тогда, как один из главный инструментов ЦРУ, использовавшийся не только для распространения американского влияния, но и для организации подрывных операций в странах третьего мира. Вообще нечто очень опасное и, мягко говоря, несимпатичное. До сих пор помню обложку книги, посвященной деятельности ЮСИА, на которой был изображен спрут, раскинувший свои щупальца по всему миру. Все эти стереотипы прочно въелись в наше сознание, стали частью нашего менталитета.
Позже, вплотную соприкоснувшись с работой наших пропагандистских организаций за рубежом, я имела возможность убедится, что и мы везде занимались, наряду с распространением информации, точно такой же деятельностью, как и американские информационные службы. Для этих целей под видом журналистов в зарубежные представительства и ТАСС, и АПН (Агентство Печати Новости - второе по величине после ТАСС информационное агентство СССР), и в представительства крупнейших газет направлялись сотрудники спецслужб. У каждой службы были свои подкармливаемые журналисты из местных, свои "карманные" органы печати (по крайней мере в развивающихся странах), через которые распространялась нужная информация, а зачастую и откровенная дезинформация и т. д. Все это было секретом полишинеля, главное, было соблюдать определенные правила игры и все были довольны. До тех пор пока кто-нибудь не зарывался или не происходило вторжения на "чужую" территорию, или по политическим мотивам необходимо было "разоблачение врага". Вот тогда и появлялись скандальные "разоблачения" о подрывной деятельности той или другой стороны, осуществляемой под видом распространения информации, битие себя в грудь и доказывание того, какие они плохие и какие мы хорошие.
Тогда, надо признаться, я была даже несколько разочарована, что эти первые "плохие", с которыми мне пришлось столкнуться в своей взрослой жизни были достаточно симпатичные люди. Насколько проще было бы если бы взглянув на них сразу же стало ясно: "Ба, да это же плохой дядя, ну да чего же вы хотите, он(она)-агент ЦРУ!" И все уложилось бы в привычный стереотип и стало бы все опять просто. Ведь насколько же легче жить, когда не надо самой ничего анализировать, все разложено по полочкам, за тебя все решено. Проще, но надо признать менее интересно.
Благодаря отсутствию противодействия со стороны сотрудников библиотеки, сбор материалов, призванных разоблачить деятельность организации, на которую они работали, продвигался быстро. И я иногда, чтобы отвлечься, просматривала брошюры и журналы, не имевшие отношения к теме моего диплома.
Так, именно в библиотеке ЮСИА я впервые услышала об аюрведе. На стене красовался плакат, сообщавший о том, что состоится лекция какой-то знаменитости. Название лекции мне ничего не говорило. Какой-то Аюрведа. Но поскольку я человек по натуре любопытный, я решила все-таки уточнить, что это такое и спросила все у той же любезной библиотекарши:
--
А о ком это лекция, кто это Аюрведа?
--
Не кто, а что, - библиотекарша посмотрела на меня довольно удивленно. - Это лекция о традиционной индийской медицине.
Поскольку, как выяснилось, лекция должна была состояться уже после моего отъезда из Дели, я не могла на нее пойти. Но тема меня заинтересовала и пока я ждала какие-то материалы для диплома, я между делом просмотрела пару брошюр предложенных мне любезной американкой.
Я узнала, что эта древнеиндийская традиционная медицина, возникшая в устной форме еще в начале позапрошлого тысячелетия, а возможно и ранее, и по преданию пришедшая к людям от богов. Буквально "Аю" на санскрите означает "жизнь", а "Веда" - "знание". Таким образом, в переводе с санскрита аюрведа означает "знание жизни". Иногда еще "аюрведа" переводят как "наука долголетия". Понятие здоровья в аюрведе имеет две неразрывные составляющие - здоровье ума и здоровье тела, т.е. человек рассматривается как единство разума, тела и духа, которые определяются различными энергиями или дошами. Вата (воздух) - отвечает за все движения тела, ума и чувств. Питта (огонь) - за обмен веществ, энергию и пищеварение. Капха (вода) - за строение тела, вес, баланс жидкости в организме. У каждого человека имеются все три доши, но их соотношение разное. Как правило, чаще всего в человеке преобладает одна энергия, но вторая присутствует в значительных размерах. Соотношение различных энергий и определяет физический и психических потенциал человека. Есть люди типа Вата, типа Питта и Капха. Но более распространено сочетание двух энергий.
Я, например, отношусь к типу Питта - Вата, т. е. у меня преобладает энергия Питта, но в значительных размерах присутствует и энергия Вата. Для определения типа каждого человека существует целая система вопросов, ответив на которые, вы выясните, к какому типу вы относитесь. Определив ваш тип, вы затем сможете узнать, что вам полезно и что вредно, будь то еда, питье, физические нагрузки. Вы узнаете, какой образ жизни в целом более соответствует вашей физической и психической организации.
Когда эти три энергии внутри человека сбалансированы, все в порядке. Но когда одна из энергий начинает доминировать, происходит нарушение баланса и начинаются проблемы. Отсюда целый ряд подходов к процессу лечения, которые мне показались очень мудрыми.
Во-первых, нужно лечить не болезнь, а человека, в то время, как современная традиционная медицина лечит даже не саму болезнь, а ее симптом.
Во-вторых, аюрведа утверждает, что все болезни психосоматичны по своей природе. Человек - это сочетание ума и тела и соответственно болезнь порождается не только телом, но и умом. Аюрведа пытается помочь человеку избавиться от источника беспокойства, стресса, которые чаще всего и приводят к болезни.
В-третьих, в аюрведе лекарства не приносят вреда. В них не присутствуют химические элементы, как в традиционной медицине. Это натуральные препараты, которые, к тому же тонизируют организм человека, дают ему силы. Более того, в аюрведе пытается помочь человеку сохранить молодость как можно дольше. Для этого существуют специальные лекарства, тоники, которые способны замедлить процессы старения, происходящие в организме.
В-третьих, важнейшим постулатом этого учения является необходимость профилактики. Она пытается помочь человеку разобраться в том, что ему необходимо для сбалансированного образа жизни, а значит и для здоровья.
И наконец мне понравилась простота и близость к природе этой системы. Важным элементом этой медицинской системы является правильная диета, разная для разных типов людей. Правильное дыхание, физические упражнения. Большое значение придается и общению с природой. Кроме того, в природе нет ничего, что нельзя было бы использовать для лечения. Камни, минералы, артезианская вода, масла, травы, продукты питания, массажи, медитация, дыхательные упражнения - вот далеко не полный перечень того, что может послужить лекарством для вашей болезни.
В целом можно сказать, что Аюрведа учит человека, познав себя, жить в гармонии с самим собой, со своим телом, с окружающими людьми и с природой.
Вечной жизни не обещает даже это учение, чем оно и отличается, кстати, от религии. Но дает вам надежду умереть тогда, когда это предусмотрено для вас природой, и умереть, избежав старости, отравленной недомоганиями и болезнями. К тому же, еще и дает надежду выглядеть моложе, не прибегая к драматическим средствам, вроде косметической хирургии. Должна сказать, что позднее, я встречала людей, которые не были фанатами системы Аюрведе, но следовали некоторым ее принципам, например, вели образ жизни, соответствующий их типу личности и занимались медитацией. Должна подтвердить, что выглядели они значительно моложе своих лет.
Вдохновленная всем прочитанным, я решила, что как только приеду в Калькутту, разузнаю, нет ли там аюрведического центра и займусь всерьез изучением этой системы. Но, как говориться, благими намерениями вымощена дорога в ад. Как всегда это бывает, в Калькутте нашлись более важные дела. Здоровье тогда позволяло еще относиться к нему пренебрежительно. Во всяком случае, как казалось, заняться здоровьем можно было и попозже. И о системе Аюрведа я вспомнили лишь много лет спустя, когда меня действительно, что называется, приперло. И как я тогда пожалела, что не занялась всем тем, чем я занимаюсь сейчас и что, безусловно, мне помогает, гораздо раньше. Тогда, в молодости.