Отмечают, что проблемы и понятия, на первый взгляд кажущиеся простейшими, примитивными, при углубленном изучении оказываются самыми сложными. Я столкнулся с этим парадоксом при попытках вникнуть в ход истории, в развитие человека и человечества.
Начнем с того, что отсутствует единое определение, кто таков есть ЧЕЛОВЕК.
Самое чёткое, однозначное определение понятия "человек" следует из Библии, Это живое существо, созданное Б-гом по образу и подобию своему на 6-ой день творения. Сотворить человека оказалось настолько трудной работой, что на седьмой день творец вынужден был взять отгул. С тех пор и мы, подобные творцу, в седьмой, субботний день, отдыхаем.
Платон полагал, что человек - это двуногое животное без перьев.
Энциклопедии дают самые различные определения понятия "человек". Приведем только самые крайние, самые противоречивые.
Претендующий на марксистский подход Советский энциклопедический словарь видит отличительную особенность человека в способности производить орудия труда и использовать их для воздействия на окружающий мир. Следовательно, история человека, Homo sapiens, человека разумного, насчитывает всего 40 тысяч лет, может быть, немного больше. До изготовления орудий труда человека не существовало. Были похожие на человека животные.
Русская, 2001 года, Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия, решительно восстающая против марксизма, утверждает, что человек - общественное существо, отличающееся сознанием, разумом (орудия труда ни при чём?). От мира животных человека отличает прямохождение, развитой головной мозг, мышление и членораздельная речь. Авторы "КиМ" полагают, что человек, как биологический вид, образовался около 2 миллионов лет тому назад и прошёл эволюционное развитие: вначале был австалопитек, затем, примерно 1,5 миллиона лет тому назад, человек умелый, Homo habitus, затем человек прямоходящий, Homo erectus. Наконец, около 200 тысяч лет тому назад, образовался человек разумный, Homo sapiens. Формирование "человека разумного", "сапиенсация", биологически завершилось примерно 40 тысяч лет назад.
Некоторые авторы совсем заумничают. К примеру, М. Веллер: "Человек - это двухуровневая система, существующая субъективно на уровне ощущений - и объективно на уровне действий". Сам себе он кажется умным. Позвольте усомниться.
Определиться с основополагающими понятиями нужно и важно. Сущность человека, его происхождение и назначение - центральные проблемы философии, религии, наук и искусств.
В настоящей работе мы ограничимся временем, доступным для изучения по имеющимся в распоряжении историков источникам, документам и материалам. Это не более 10 тысяч лет до Н.Э.
Даже в этих пределах для построения оси времени нам придется использовать не только знания, но и воображение, экстраполяцию, предположения.
Итак, наша ось времени выглядит примерно так:
-40тыс. лет
-10 тыс. лет
-2000 лет - Новая эра
Средние века
Современность
Будущее.
Льюис Генри МОРГАН (1818 - 1881), американский историк и этнограф, убедительно доказал, что люди на всех континентах прошли аналогичные пути развития, хотя и со значительной сдвижкой по времени.
Морган попытался внести в предысторию человечества определенную систему. Он разграничил 3 главные эпохи истории: ДИКОСТЬ, ВАРВАРСТВО И ЦИВИЛИЗАЦИЮ. Дикость и варварство подразделил на НИЗШУЮ, СРЕДНЮЮ И ВЫСШУЮ ступени, сообразно с процессом производства средств к жизни.
По Моргану, ось времени, история человечества, выглядит так:
Дикость : низшая, средняя и высшая ступени.
Варварство : низшая, средняя и высшая ступени.
Цивилизация
Временные границы стадий и ступеней разные у разных народов. Пример: в девственных лесах Австралии и Индонезии поныне находят племена, находящиеся в стадии дикости. Народы Европы стадию дикости прошли на 3000 лет раньше.
Основываясь на исследованиях Моргана и других авторов, Фридрих ЭНГЕЛЬС написал превосходную монографию "Происхождение семьи, частной собственности и государства", которой мы и воспользуемся для краткого изложения прошлого человечества.
ДИКОСТЬ - младенчество человечества. Началось оно с появлением существ, биологически схожих с современным человеком и закончилась с возникновением гончарства. На НИЗШЕЙ ступени дикости люди жили преимущественно на деревьях. Использовали, собирали готовые продукты природы: плоды, орехи, коренья. На этой стадии человек только начинает ощутимо выделяться из царства животных. Появляется членораздельная речь.
СРЕДНЯЯ ступень дикости ознаменовалась освоением огня, изготовлением и использованием простейших, грубо сделанных каменных орудий. Человек освоил рыбную пищу, в основном сошёл с деревьев, стал жить на равнинах вдоль рек.
На ВЫСШЕЙ стадии дикости изобретены лук и стрелы, люди научились изготовлять шлифованные каменные орудия. Появились крупные родовые поселения, деревни. Люди стали жить общинами, хозяйство велось на условиях первобытно-коммунистических. Появилось первое общественное разделение труда: между мужчинами и женщинами. Мужчина воюет, ходит на охоту добывает продукты питания в сыром виде. Женщина занята по дому: варит, ткёт, шьёт. Каждый по мере необходимости изготавливает нужные ему орудия труда. Человек овладевает первыми, примитивными пока способами увеличения производства продуктов.
Эпоха ВАРВАРСТВА начинается с освоения гончарного искусства, с приручения диких животных, превращением их в домашних, с возделывания растений.
СРЕДНЯЯ ступень варварства: освоение строительства жилищ из дерева, камня, кирпича-сырца. Преимущественно пастушеский образ жизни. Молочная и мясная пища. Изготовление орудий и оружия из бронзы. Разделение труда между общинами и внутри общин: выделение пастушеских и земледельческих общин. Первые навыки огородничества, полеводства, луговодства. Внутри общин появляются излишки определенных продуктов, создаются условия для обмена. В качестве всеобщего эквивалента при обмене, в функции денег, используется скот.
На средней ступени варварства изобретены ткацкий станок, плавка меди, олова, бронзы, использование самородного золота и серебра. Человек совершил свой первородный грех: появилась частная собственность. Изобретено РАБСТВО. Для общества, находящегося на низшей ступени варварства, раб был бесполезен: он дополнительного продукта не давал, едва мог прокормить себя. Поэтому на низшей стадии военнопленных либо убивали, либо съедали. Людоедство ради сытости - я присоединяюсь к мнению ряда авторов - более гуманное, более естественное занятие, чем совремённые войны, на которых убивают миллионы людей исключительно ради прибыли властителей. С введением скотоводства, металлических орудий, полеводства, ткачества, производительность труда возросла, применение рабского труда приобрело смысл, стало выгодным. Первобытное равенство людей нарушилось. Старейшины родов, военачальники, стали присваивать себе в личное пользование имущество общин. Богатство теперь оценивалось количеством скота, земли, рабов. Но рабы ещё не стали изгоями общества. Они включались в состав семьи, их эксплуатация ограничивалась кое-какими положениями (вспомним, хотя бы, ограничения в использовании рабов, изложенные в Библии.).
На ВЫСШЕЙ ступени варварства люди освоили плавку железа, плуг с железным лемехом, железный меч, буквенное письмо. Появились города, огражденные каменными стенами. Это, к примеру, эпоха героических греков, описанная Гомером. Отделение ремесленничества от земледелия. Усовершенствование орудий труда сделало рабочую силу способной производить продуктов больше, чем требуется для поддержания жизни. Развилась торговля, появились металлические деньги.
Конец ВАРВАРСТВА приблизительно соответствует по времени началу писаной истории. Земля уже поделена, перешла в руки частных владельцев. Развилось товарное производство, торговля. Общество разделилось на классы: господ-рабовладельцев, обслуживающих их ремесленников и рабов. Количество рабов превысило количество свободных граждан. Для удержания рабов в узде потребовалась сила, особая организация, именуемая государством. Формально государством управляло народное собрание. Фактически - короли, царьки, князьки, старейшины. Военачальники обзавелись дружинами, которые впоследствии превратились в гвардии и армии.
Уже в Афинском государстве рабы составляли большинство населения. Войско и флот набирались из свободных граждан, полиция - из рабов. Ко времени наибольшего расцвета Афин общее количество свободных граждан, включая женщин и детей, составляло приблизительно 90000 человек, а рабов - 365000. Чужеземцев и вольноотпущенников - 45000. На каждого взрослого гражданина мужского пола приходилось 18 рабов. Подавляющее большинство свободных граждан были бедняки; земля и рабы принадлежали богатому меньшинству. Добывание средств к жизни собственным трудом признавалось делом, достойным лишь рабов, для свободного человека работать считалось более позорным, чем грабёж. Подчёркиваю: производством жизненных благ, товаров, в античном обществе занимались только рабы, свободные граждане паразитировали. Рабов было в несколько раз больше, чем паразитов.
Рабство достигло своего наивысшего развития в условиях цивилизации - следующего после варварства стадии развития человечества. Цивилизация ознаменуется завершением деления человечества на эксплуатирующий и эксплуатируемый классы. Это разделение существовало и существует на всех стадиях цивилизации: в античном мире рабовладельцы и рабы; в средние века крепостники и крепостные; наёмный труд в новое время. По существу, это разные формы рабства, открытого и замаскированного. Эту истину я излагаю по Энгельсу, но её понимали и деятели, далекие от марксизма. Например, Лев Толстой писал: "Рабство есть не что иное, как пользование одних подневольным трудом многих". "Рабство продолжает быть"...
Экономически цивилизация началась с введением металлических денег, появлением денежного капитала; появлением купцов, как посредников между производителями; возникновением частной собственности на землю, развитием рабского труда, как основной формы производства. Благородные, общественно полезные мотивы в деятельности граждан исчезли: единственной движущей силой цивилизации стала низменная алчность, богатство не общества, а отдельного индивида.
На этом можно подвести чёрту под первой частью нашей работы, рассматривающей дела давно прошедших дней и являющейся, по существу, конспектом книги Энгельса. Нас интересует нынешнее время, и, в ещё большей степени, перспектива, будущее человечества. Лет 30 назад, в Советском Союзе люди жили в одном времени - в будущем. Да и во всём Мире о будущем писали в бравурных тонах, ожидали расцвета творчества, всеобщего благополучия, свободы, равенства, братства народов. Нынче доступные моему взору предсказатели ожидают всевозможные катаклизмы, чуть ли не конец света.
Как мы показали выше, важнейшим признаком цивилизации является неравенство, деление человечества на угнетателей и угнетенных. Цивилизованное общество - заведомо несправедливое общество. История свидетельствует, что с самого зарождения цивилизации и до нынешних дней угнетенные пытаются избавиться от неравенства, от эксплуатации. Вспомним, хотя бы, восстания Спартака, Разина, Пугачёва, Болотникова, наконец, Октябрьскую революцию в России. Все происходившие с древнейших времен восстания и революции имели целью освобождение угнетенных, но все они терпели сокрушительное поражение. Паразиты оказывались победителями, менялись лишь собственники, эксплуатация тружеников усиливалась.
Работа Энгельса "Происхождение семьи..." вышла в свет в 1884 году. В те годы представление цивилизованного общества в двухклассовом варианте казалось достаточным. Последующие 120 лет ознаменовались ростом энерговооруженности труда в тысячи раз, ручной труд сменился машинным, а затем и автоматизированным, скорость передвижения по планете выросла в сотни раз, атомная, ракетная техники увеличили возможности человека невиданно. Наконец, появилось чудо, информатика, компьютеры, роботы, мы стоим на пороге создания искусственного интеллекта. Революция в материально - технической сфере не могла не сказаться на классовой структуре общества. Уже с половины 20-го столетия оценка человечества, как двухклассового общества, недостаточна, неточна, неконструктивна. Невозможно не замечать оформившийся, невиданно выросший, третий класс. Невозможно не учитывать изменения в классовой структуре общества, особенно состоявшиеся в последние 25--30 лет.
Эти годы ознаменовались особенно агрессивным наступлением капитала на низший класс, как в части условий труда, так и идеологии.
Пожилая израильская журналистка А. Исакова сравнила нынешние нравы общества с теми, что были всего 20 - 30 лет назад. В то время богачей было меньше, они стеснялись своего наворованного богатства, скрывали его. Нынче кичатся богатством, шикуют, презирают тружеников. 30 лет назад израильское общество из кожи вон лезло, чтобы не допустить бедности, поощряло многодетные семьи, заботилось о стариках, больных, матерях-одиночках. Нынешнее правительство Шарона - Натаньягу и кнессет не скрывают своего презрения и ненависти к бедным, постепенно ликвидируют все социальные завоевания, достигнутые народом нового Израиля за его недолгую, героическую историю.
30 лет назад соотношение доходов наиболее высокооплачиваемых 10% населения Израиля к доходам 10% самых низкооплачиваемых составляло 2,5. Нынче - свыше 15!
30 лет назад в России (в то время - СССР) богачей не было, не было и голодающих. Нынче Россия обзавелась собственными миллиардерами, а половина населения живет ниже уровня бедности. В России 2004 года у 17% населения не хватает денег на еду, у 53% - на одежду, у 88% на покупку простой бытовой техники. Аналогично: не так давно США считалась образцом равенства и демократии. Сегодня это страна наибольших социальных контрастов, уверенно примеряющая на себя фашизм. Богачи Америки через глобализм постепенно завоевывают мировое господство.
Ни в Израиле, ни в России, ни в Америке во властных структурах нет ни одного труженика, бедняка, рабочего. Одно время в Госдуме России был один рабочий, Шандыбин. Вся мировая пресса потешалась над Шандыбиным: как же, он "со свиным рылом забрался в калачный ряд!"
Тенденция: загнать трудящихся в состояние презренных рабов времен стадии варварства ныне наблюдается по всему миру. Мы привели в пример Израиль, Россию и США потому, что эти станы наиболее легко доступны нашему наблюдению.
Повсеместно в сознание граждан вдалбливается идеологическая установка: рост богатства избранных оправдывает нищету народных масс.
Итак, современное общество состоит из трех классов:
НИЗШИЙ класс, рабочие и трудовая интеллигенция, трудится на заводах, полях, в шахтах, лабораториях, институтах, театрах и т.п. Везде, где производится нечто нужное, полезное, стоимости. Трудится тяжко, "в поте лица своего" зарабатывает свой хлеб. Нижний класс не владеет землей, фабриками и заводами, другими средствами производства. Они занимают нижний этаж общества. Они бедняки. Трудящиеся.
ВЕРХНИЙ, паразитический, класс владеет большинством средств производства и большей частью богатств планеты. Владеет Миром.
СРЕДНИЙ, прислуживающий класс, не производит стоимости, подобно трудящимся, и не владеет значительными объёмами средств производства. Этот класс не работает, он служит, он выполняет услуги паразитам верхнего класса. Класс этот почти такой же древний, как классы угнетателей и угнетённых (купцы в древнем Риме, солдаты, чиновники). Но ранее при анализе общественных явлений слугами пренебрегали ввиду их социальной несамостоятельности и малочисленности.
Средний и верхний класс тоже работают. Но, в отличие от низшего класса, целью их труда является не производство полезных вещей, продуктов, товаров, стоимостей. Иная у них цель, на их взгляд, более важная. Они решают проблему - как отнять у трудящихся сработанные теми полезные вещи, забрать их лично себе, или своему хозяину, пока не перехватил другой прохиндей. Во имя этой "высокой" цели они портят себе глаза, просиживая долгие часы за компьютером; портят нервы, рискуя на бирже; рискуют жизнью в сражениях. Они занимают верхние этажи общества, куда не доходит запах труда, запах пота. Им ведом только запах денег.
Деление общества на классы: верхний, средний и нижний, классы угнетателей, прислуги и угнетенных, тружеников, лакеев и паразитов официально не признано, поэтому учёта количества представителей каждого класса статистика не ведёт. Для хотя бы приблизительной оценки нам придётся воспользоваться косвенными сведениями.
Выше мы показали, что уже в древних Афинах рабов было в несколько раз больше, чем свободных граждан.
С ростом производительности труда в новое время наблюдается быстрое уменьшение количества представителей верхнего класса, постепенное, плавное сокращение количества рабов, тружеников, работающих в производственной сфере, и рост среднего класса, прислуги, предоставляющих услуги верхнему классу.
Косвенное, не строго количественное подтверждение сказанному следует из следующей информации:
В СССР 75% трудящихся было занято в материальной сфере, и только 25% в сфере услуг.
В Израиле 1995 года в производстве занято 33% работающих, 67% - в сфере услуг.
В самой развитой капиталистической стране, США, в производстве трудятся менее 25% трудящихся, в т.ч. в с/х-ве 2%. Остальные 75% - занято в сфере услуг (2000 год).
Изложенные цифры требуют осмысления.
Итак, по мере совершенствования орудий и средств производства, по мере роста производительности труда, человечество достигло стадии развития, именуемого цивилизацией. Социологически цивилизация отличается от предыдущих стадий - дикости и варварства - главным образом завершением деления общества на эксплуатирующий, паразитический, господствующий класс и класс эксплуатируемый, трудящихся. Для нашего исследования важно проследить историю каждого класса, изменение его положения со временем.
Договоримся о методологических приёмах:
Первый. Любые изменения происходят чаще всего сравнительно медленно, эволюционно, постепенно. По мере накопления эволюционных изменений наступает момент скачка, проявляются изменения революционные, меняющие отношения классов. Изменения в жизни общества вовсе не обязательно идут в сторону прогресса, временами наблюдается регресс. Пример революции регресса - пресловутая "перестройка" в России, отбросившая страну в общественном отношении на целую эпоху, в державном отношении лет на триста. Для наших целей не стоит тратить время и силы на изучение промежуточных позиций, нам важны окончательные, значимые ступени развития общества.
Второй. Известно: у каждого человека, у каждой общины, у каждого класса своя правда, своя оценка исторических событий. Нам, мне и моим товарищам, выбора не дано: историю, жизнь мы оцениваем с позиции низшего класса тружеников. Мы рождены и воспитаны в трудовых семьях, в трудовых коллективах, клеймо низшего, бесправного класса у нас на лбу, на наших мозгах, и мыслить иначе, чем мыслят миллионы тружеников, созидателей всех богатств мира мы не можем, и не хотим.
Третий. Оценки любого события могут быть либо категоричными: белое - чёрное, хорошее - плохое, горячее - холодное; либо плавными, постепенными: цвета всей радуги, температура от точки кипения до ледяного холода, хорошее с отрицательными моментами, среднее, ни то ни сё, плохое, очень плохое. Нам, для целей нашего исследования, не подходят мягкие оценки. Только категоричные: хорошо или плохо!
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО, ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО?
Вопрос этот - один из самых важных в деятельности общества и каждого человека в отдельности. Вопрос из самых древних, и нестареющий. Библия, буквально в первых строках, о том же: "И увидел Бог свет, что он хорош", " И увидел Бог, что это хорошо"...
Радикально решить проблему "Что такое хорошо"... попытался В.В. Маяковский. Увы, сделал он это на интеллектуальном уровне крошки сына и его папы.
Ответ на вопрос, "Что такое хорошо" разный для различных людей, для разных классов, для разных обществ, в разное время. По существу, вопрос сводится к решению одной из сложнейших проблем философии - вопросу об абсолютной и относительной истине. Для любопытных - есть специальная литература. Нам же достаточно рассмотреть лишь несколько отдельных примеров.
Античные философы, включая Аристотеля, считали рабство естественным состоянием общества. По Аристотелю, "Рабы являются лишь говорящими орудиями". И большинство рабов с этим соглашались. И нынче многим рожденным в неволе нравится жить рабстве - вспомните эльфов из сказки о Гарри Потере - это ведь автор изложила свою, рабскую, жизненную позицию. Но не всем по вкусу неволя. В 70-х годах до Н.Э. рабы Рима во главе со Спартаком решили, что рабство - это плохо, они восстали, потребовали свободы. Рабовладельцы сумели силой доказать, что рабство - это хорошо. Против спартаковцев были двинуты несколько легионов во главе с Крассом. Многие тысячи восставших были убиты, казнены, распяты, остальные возвращены в кабалу, в рабство. Во все времена в борьбе идей гибнут люди.
Попытки изменить Мир, сделать его более справедливым, предпринимали многие герои: Иисус Христос, Ленин, Бен Гурион, другие. Они выдвигали идею приоритета всеобщего перед индивидуальным, доказывали, что идея материального равенства может быть реализована.
Во времена крепостничества, абсолютизма, правящие слои общества и прислуживающие им рыцари считали, что хорошо всё, что полезно суверену, верховной власти. Забитые, тёмные массы крепостных, чаще всего, своего мнения не имели. Пути свободного человека, живущего по собственному разуму и путь раба, который полностью лишён собственной воли чаще всего не пересекаются, они идут в жизни параллельно. В конце 18 столетия т.н. "третий класс" проснулся, выдвинул лозунги "СВОБОДА. РАВЕНСТВО. БРАТСТВО". "Третий класс" решил, что свобода - это хорошо. Что стремление к богатству аморально. Но мир богачей и священников был другого мнения. Великую Французскую революцию задавили, залили кровью. Как и в античное время, чисто философский вопрос "Что такое хорошо..." решился силой оружия и великой кровью.
Лозунги, идеи, иногда живут своей жизнью, независимо от воли людей. Весь Х1Х-й и начало ХХ-го столетия прошли под влиянием девиза ВФ Революции "СВОБОДА, РАВЕНСТВО, БРАТСТВО", хотя фактически правители только "закручивали гайки". Модификация этих лозунгов, применительно к новому времени и местным условиям России: "МИР НАРОДАМ, ВЛАСТЬ СОВЕТАМ, ЗЕМЛЯ КРЕСТЬЯНАМ, ФАБРИКИ РАБОЧИМ" - стали девизом победной Октябрьской революции. Революцию делали хорошие, благородные люди. "Благородный муж знает только долг, низкий человек знает только выгоду". Но по большому счёту ХХ век, пишет В.Шевелев, "это эпоха слов... которые устранили разницу между добром и злом... это время действий, в основе которых абсурд и бессмысленность".
То, что казалось "хорошо" совершившим Октябрьскую революцию рабочим, крестьянам, солдатам, не понравилось мелкобуржуазной сталинской бюрократии, захватившей через несколько лет после революции власть. М.Агурский считал, что "можно рассматривать чистки 1936 - 38 годов как один из последних этапов гражданской войны в России". Другие авторы (в их числе и А.Ветрочёт) показали, что Ельцин верный продолжатель дела Сталина. Революцию, революционеров добили. Вначале сталинская бюрократия имела, по выражению Троцкого, "дачно-гаремный характер". Но постепенно система подкупа льготами и привилегиями сплотила бюрократов в избранный класс, враждебный идеям революции, свободе, равенству. Новый класс, верно преданный верховному правителю (Генсеку, президенту), уверяет, что ему было хорошо при царе, что революция, свобода, это плохо, это не как у всех людей. И богатства, накопленные Страной Советов за 73 года, были разворованы, отданы кучке ловкачей. Народ остался нищим и убогим, каким был при царе. Хорошо в теперешней России ворам, жуликам, олигархам, плохо народам, труженикам.
Известно, что идеи, овладевшие массами, обладают материальной силой. При этом вовсе не обязательно, соответствуют идеи истине, или не соответствуют. Важно другое: с какой силой, как интенсивно они вдалбливаются в мозги людей. Сила пропаганды определяется суммой денег, которые в эту пропаганду вкладываются. Большие деньги позволяют скупать телевидение, газеты, писателей, артистов, священнослужителей, дешевых политиков, вроде Гайдара. Деньги позволяют, как то предлагал в своё время Козьма Прутков, создавть единомыслие в народе. Примеры:
В 1917 - 18 годах народ России презирал и ненавидел "Николашку", дрянного, глупого, предавшего свою страну царя. В начале 21-го века из этого ничтожества сделали героя, его канонизировали, объявили "святым".
Вполне современная писательница Дарья Донцова уверяет, что есть у русского народа характерная черта: увидев, что сосед выбился в люди и стал жить лучше других, русский человек предпочитает отчаянно завидовать везунчику, и отнюдь не станет работать больше, чтобы достигнуть такого же успеха... "Почему, например, в 1917 году произошёл большевистский переворот? Просто группе людей было невмоготу смотреть на чужое благополучие, вот они, сыграв на национальном чувстве зависти, и устроили заваруху"... Почём нынче опиум для народа, г-жа Донцова?
Дж. Оруэлл размышлял: "В начале ХХ века мечта о будущем обществе, невероятно богатом, с обилием досуга, упорядоченном, эффективном... жила в сознании чуть ли не каждого грамотного человека... Наука и техника развивались с удивительной быстротой... казалось, что так и будет развиваться. Но этого не произошло... В земном рае разуверились именно тогда, когда он стал осуществим... Мир сегодня (1984 год, А.В.) примитивнее, чем был 50 лет назад".
"Но... общий рост благосостояния угрожает иерархическому обществу гибелью... иерархическое общество зиждется только на нищете и невежестве" Оруэлл превосходно понимал, что если народам хорошо, то богачам это смерть!
Ещё пример: Религия, которая почти весь 20-й век признавалась "опиумом для народа", сейчас вновь призвана на службу оболванивания людей. Религия помогает богатым богатеть, бедных держать в бедности.
Знание истины - великая сила. Незнание её - ещё большая сила, противоречащая интересам народа.
СВОИМ УМОМ ЖИТЬ НАДО!
КЛАССЫ ОБЩЕСТВА - ЯВЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОЕ.
"Два - на миру - у меня врага,
Два близнеца - неразрывно - слитных:
Голод голодных - и сытость сытых".
Марина Цветаева
Каждой эпохе характерны свои особенности социальных отношений, свои классы общества. С изменением социума, с ростом производительности общественного труда одни классы уходят в небытие, рождаются новые.
Так, отношения рабов и рабовладельцев, крепостных и феодалов, крестьян и помещиков почти не встречаются в настоящее время. Атавизмы редки, они становятся объектом особого внимания. Пример: "Взгляд" N47 от 10 июня 2004 года (МиГ N182) сообщили в рубрике "Ужас", что украинский рабовладелец Вл. Рудый убивал плохо работавших и не выполнявших его приказы рабочих. Он нанимал к себе на работу бывших заключенных и малоимущих граждан, отчаявшихся найти работу. Два трупа убитых им рабов милиция нашла расчлененными в куче навоза. Милиция ищет останки еще нескольких человек, пропавших без вести во время работы на подворье Рудого.
Известны примеры жесткой эксплуатации арендаторов владельцами земли и строений, другие факты, свидетельствующие, что социальные отношения феодальной поры изжиты не до конца.
Нам представляется, что деление общества на три класса: высший класс, паразитирующий за счёт создаваемой трудящимися прибавочной стоимости; средний класс, прислуживающий паразитам; и класс трудящихся, создающих стоимости - универсально, охватывает все времена, все общества.
Чтобы, упаси Бог, не выглядеть новатором, приведу высказывание на сей счёт Дж. Оруэлла, которого искренне уважаю за ум, смелость и независимость суждений: "С конца неолита в Мире были люди трех сортов: высшие, средние и низшие... Никакой рост благосостояния, никакое смягчение нравов, никакие революции и реформы не приблизили человеческое равенство ни на миллиметр... все исторические перемены значили немногим более, чем смена хозяев".
Вся история человечества не что иное, как история борьбы бедных и богатых, тружеников и дармоедов.
Каждый класс прошёл свой путь развития, свою эволюцию. Скорость эволюции менялась в зависимости от скорости роста производительности общественного труда - от очень медленной в древности до бурной в Х!Х - ХХм веках. От эпохи к эпохе человечество переходило все быстрее. С начала письменной истории до падения Рима прошло 2500 лет. Средние века - более тысячи лет. Новая История - 300 лет. Новейшая - всего 120. Время как бы сжимается... Следующей эпохе глобализма вряд ли достанется больше 60, от силы 80 лет.
К началу третьего тысячелетия эволюция сменилась революцией, классы изменились неузнаваемо. Ужасное будущее формируется сегодня, из плохого нынешнего времени. Поэтому изучение процессов, описывающих формирование классов в условиях бредовой системы глобализма, представляет для нас наибольший интерес.
ЭВОЛЮЦИЯ ВЫСШЕГО КЛАССА
Облик высшего класса неоднократно изменялся. В самые древние времена это были военные вожди и старейшины племен. В античные - крупные рабовладельцы. Позднее - феодальная знать, наконец, в новое время - обладатели крупных капиталов. Их методики захвата власти, первоначального накопления капитала, устранения соперников описаны в тысячах научных трудов, публицистических и художественных произведений.
Адам Смит ("Исследования о природе и причинах богатства народов", 1776 год) открыл для широкой общественности истину, что прибыль капиталиста не что иное, как вычёт из продукта труда рабочих. С этого момента капиталистический способ производства лишился таинственности. К началу ХХ столетия все его секреты были раскрыты, изучены, добросовестно описаны. Оказалось, что первоначальное накопление капитала во всем мире, во всех странах сопровождалось грабежом и воровством в особо крупных размерах. Что будни капиталистического общества - постоянная борьба высшего класса с трудящимися. Что капиталистическое общество непременно инициирует войны. Что капиталистическое общество - категория историческая, оно со временем изменяется: "классический капитализм" сменился империализмом, фашизмом. Наконец, в ХХ1 веке, пришло время новой ступени капитализма, выросшей из империализма, и из фашизма. Наступила эпоха глобального капитализма, глобализма.
Сегодня глобализм победно шествует по миру. Глобализм очень молод, его особенности только складываются, наука по изучению новой общественной формации только зарождается. Хочу проявить инициативу, предложить название будущей научной дисциплине по изучению новой стадии капитализма. Отрасль науки призвана изучать отвратительный человеческий материал, отходы тысячелетней деятельности человечества. Изучали мочу, пот и кал, отходы жизнедеятельности отдельного человека. Теперь нужно заняться изучением отходов всего человечества, владельцев крупных капиталов. Полагаю, новую науку назовут паразитологией, или дерьмологией, по специфике изучаемого материала.
".
Важнейшие особенности новой формации, глобализма:
- Невиданная даже при империализме сепарация общества по имущественному уровню - большая часть богатств сосредоточилась в руках тончайшей прослойки, тысячной доли процента населения Земли. Концентрация капитала, размеры монополий превосходят все мыслимые масштабы, доходят до абсурда, до триллиона долларов в одной корпорации. Четверть мирового производства сосредотачивается в стране, где живет всего 4,5% землян. Половина всех богатств - у 0,004% населения Планеты!
- Свободное перемещение капитала по планете. Полная свобода маневрирования капиталу. По существу, интернационализация капитала. Богатые отечества не имеют. Ненасытное меньшинство богатых стремится приватизировать все ресурсы Земли.
--
В природе все стремится к равновесию. Глобальный капитализм действует вопреки законам природы: он с максимальной интенсивностью откачивает добро от бедных к богатым. Тысячелетиями простые системы - семьи, роды, племена - объединялись в более сложные - государства. ГЛОб, напротив, из сложных крупных систем - государств - выделяет отдельных владельцев крупного капитала.
--
Изменение классового состава, усиление контраста между развитыми и отсталыми странами. Мир поделился на развитые страны, где проживает "золотой миллиард" сравнительно благополучных людей, и остальные страны т.н. третьего мира, где в тенётах нищеты прозябает более 5 миллиардов человек.
- "Информационная революция". Суть ее в том, что вся информация стала глобально контролируемой. Все средства массовой информации в руках капитала. Информация массам выдается только целенаправленная, на обман и оглупление. Мир живет в плотном тумане лжи. В этом тумане лжи создается общество "консенсуса", "стабильности", "национального примирения", "без классовой борьбы", "status quo". Информация потеряла самостоятельную ценность, стала лишь средством повышения прибыльности капитала.
Дорогой читатель! Вам непременно скажут, что здесь автор проявил непонимание, узость мысли и т. п. Дескать, сущность информационной революции в новых технических средствах: микропроцессорах, сетевых телефонах, интернете, т. п.
Не верь лгунам. Информационная революция - это глобализация информации, полное подчинение ее капиталу, превращение информации в мощнейшее оружие господствующего класса.
Насильно прививаемый "классовый мир" - важнейший признак и главная цель фашизма. Режимы Муссолини и Гитлера были детской стадией, так сказать, пробой пера. Глобальный капитализм - новая, миллиардерская стадия, взрослость фашизма, его современный лик.
На начало третьего тысячелетия реальная власть над Миром и человечеством сосредоточена в руках небольшой кучки самых богатых людей и транснациональных корпораций (условно будем называть их "ГЛОБ"). Инструмент, обеспечивающий стабильность власти ГЛОБа - мировые жандармы: США и НАТО.
Правители высоких рангов теперь лишь марионетки, декоративные фигуры. Современная "демократия" подбирает правителей из числа персон, заведомо пораженных серьезными пороками (патологическая жадность (Сухарто, Маркос), пьяницы (Ельцин), сексуальные извращенцы (Клинтон), наглецы (Буш, Блэр), бездари). Чем порочнее диктатор, тем он послушнее.
ГЛОБ признал систему колониализма (т. е. государственного принуждения слабых стран) политически и экономически неэффективной, т.к. страна-колонизатор несет ответственность за социальное и экономическое положение жителей колонии. Целесообразнее эксплуатация при помощи экономических рычагов. Поощряется национальная и религиозная рознь, инспирированы "национально-освободительные движения", раздробление стран на мелкие национальные осколки. Говорят: "было время собирать народы, теперь время их разгонять".
Уже на Версальской Мирной конференции (1919 год) по настоянию президента США Вудро Вильсона были выделены новые "демократии": Латвия, Литва, Эстония, Польша, Венгрия, Югославия, Албания. Оттоманскую империю, словно буханку хлеба, нарезали на ломти, получившие названия Сирия, Ливия, Трансиордания, Ирак, Саудовская Аравия. Новые страны эти весь XX век будоражили Мир, стали центрами ненависти.
Объединенный, всемирный, интернациональный, глобальный капитал становится Мировой Империей. ГЛОБ последовательно реализует девиз всех империй: "Разделяй и властвуй!". Глобальной империи выгодно иметь подвластных разобщенными, разделенными на мелкие нации. "Освободились" многие страны Европы, Азии, Африки, Океании. "Освободились" бывшие союзные республики СССР. Никто из "освободившихся" народов не получил от этого выгод, не стал жить лучше; спокойнее, только местные, "свои" правители в награду за добросовестную службу ГЛОБу получили возможность грабить соплеменников.
ГЛОБ сумел добиться раздробления Британского содружества, СССР, Югославии, Индии, сейчас работает над расчленением России, Индонезии, Китая. Впереди, полагают. Италия, Канада, возможно даже США. "Дроби" бывших крупных стран: Индия и Пакистан; части Югославии; Китай и Тайвань; Россия, Грузия, Прибалтика, между собой враждуют.
"Национальная свобода", раздробление и ослабление государств позволяют повышать степень эксплуатации и неравенства. Свобода для завоевателей, американцев, вовсе не означает свободу для покоренных народов. Глобальный капитализм выделяет из общества тончайшую прослойку очень богатых негодяев и массу бедных людей, прозябающих в относительной, а в странах третьего мира и в абсолютной нищете. Между ними - средний класс слуг.
Новая общественная формация - глобальный капитализм - сейчас в самой начальной стадии, в процессе оформления. Кое-кто считает, что ГЛОБ, гигантская система циркуляции капитала, вчерне описана ещё В.И.ЛЕНИНЫМ под названием "ИМПЕРИАЛИЗМ". Ничем не сдерживаемая погоня за прибылью.
Мне бы хотелось довести до сведения читателей мнение выдающегося мексиканского революционера МАРКОСА. По Маркосу, глобализация и есть ТРЕТЬЯ мировая война: "Достаточно вспомнить конфликты, которые спровоцировали распад Советского Союза, Чехословакии и Югославии... подрывающих экономический фундамент национальных государств и их единство". "Нам продали колоссальную ложь: нам сказали, что в борьбе между капитализмом и социализмом победил капитализм и что... больше нет границ, нет разделенных между собой стран. А на самом деле границы умножаются, свободно могут перемещаться только капитал и войны....Расцвели различные виды фундаментализма ... Этнические конфликты - результат провокаций со стороны капитала"... По Маркосу, ЧЕТВЕРТАЯ мировая война будет не "войной рас", а войной гражданской: объединенное государство против объединенных несогласных".
Вовсю поговаривают о создании Мирового правительства, "Правительства 2000". Р.Хасбулатов предлагает преобразовать ООН в Мировое правительство. За создание мирового правительства ратует идеолог глобализма Джордж Сорос. Ряд политологов считает, что такое правительство миллиардеров втайне уже существует.
Для иллюстрации тенденции укрупнения капиталов, эволюции высшего класса в начальный период ГЛОБа используем некоторые факты по США, России и Израилю, опубликованные в периодической печати.
Количество миллиардеров в Мире в 2001 году 538, среднее состояние одного миллиардера 3,2 миллиарда долларов.
Общее состояние 500 сверхбогатых людей мира составило 1,54 триллиона долларов.
По данным доклада Ворд Велт Репорт, количество миллионеров составляло:
( в тысячах человек, 2003 год):
США - 2272; Англия - 383; Китай - 236; Канада - 200; Австралия - 117;
Россия - 84; Бразилия - 80; Индия - 61.
Соединенные штаты Америки: В 1957 году только 16 американцев обладали миллиардными состояниями. В 1982 году их стало 23, в 1989 - уже 132, в 1996 году - 196 миллиардеров.
В 2003 году американские миллиардеры составили почти половину списка миллиардеров Мира (222 из 476). В числе богатейших людей Мира, чьё состояние превышает 20 миллиардов долларов, лишь два не американца. Поэтому, так уж сложилось, что именно Америка стала символом глобализма. И наибольшие выгоды от распространения глобализма сейчас получает Америка.
Как создаются громадные состояния в Америке - великолепно изучено. В качестве примера предлагается книга Гарри Грея "Однажды в Америке". По этой книге снят великолепный фильм того же названия с Робертом Де Ниро в главной роли. Законопослушной нищете герои фильма предпочли великолепие бандитской романтики - обычный путь к большим деньгам.
В рейтинге 2003 года Европа представлена 134 миллиардерами, Россия - 17.
Российских миллиардеров тоже с каждым днем становится все больше и больше. В 2003 году их было 17. В феврале 2004 года журнал "Forbs" опубликовал список миллиардеров, в котором было уже 25 россиян. Эти 25 россиян владели 79,8 миллиардами долларов, 30% всех доходов населения России.
Через 2 месяца опубликован новый список, в котором уже 36 российских миллиардеров с совокупным состоянием 110 миллиардов долларов. А половина россиян по-прежнему живут за чертой бедности.
Российские миллиардеры это те, кто прибрал к своим рукам и эксплуатирует природные ресурсы страны, ранее принадлежавшие народу, государству. Профессор А.Панарин подсчитал, что российские олигархи приватизировали собственность. главным образом источники сырья, стоимостью в триллион долларов, всего за 5 миллиардов долларов. Заплатили 0,5% стоимости товара.
Самый богатый человек России - Михаил Ходорковский с его 15,2 миллиардами. Прокуратура утверждает, что Ходорковский украл - недоплатил налогов за 2000 год 100 миллиардов рублей.
Второй в рейтинге российских миллиардеров - 37 летний Роман Абрамович, которого оценивают в 13,2 миллиарда долларов. Абрамович приобрел гражданство Великобритании, купил престижный футбольный клуб "Челси" и стал богатейшим, самым богатым гражданином Англии. Купил самолёт Боинг-767 стоимостью 1 миллиард долларов. У него уже есть самолёт Боинг-737, яхта с площадкой для посадки вертолётов, собственная подводная лодка. Он также приобрёл один из дворцов на Английской набережной в Санкт - Петербурге. Он богаче герцога Вестминстерского, богаче королевы Англии.
Богатства российских миллиардеров не с неба свалились. Они разграбили экономику СССР. В 1987 году ВНП СССР составлял 30% от уровня США, сегодня не доходит и до 5% американского, по сравнению с советским уменьшился втрое. Россия с распадом СССР потеряла половину населения, четверть территории. По объёму ВНП экономика России скатилась с 3-го места в Мире на 15ое. Произошла деиндустриализация экономики. Страна больше не является носителем великой идеи строительства социализма. Страна одичала, её унизили. И всё это - безнаказанно!
В Англии насчитывается 29 миллиардеров. Состояние 300 богатейших граждан туманного Альбиона за 2003 год выросло на 28% и составило 147,3 миллиардов фунтов.
Вся мощь пропаганды уверяет население, что рост доходов высшего класса и рост иностранных инвестиций - это и есть рост экономики страны, высокая цель экономической политики правительств. Это ложь, одна из наглейших. Стоимости создают только низший класс, только труженики, и только рост производства и благосостояния низшего класса - реальный рост экономики! Россия, увеличивая количество проданной нефти, пытается выйти из кризиса - доходы олигархов растут, народ по-прежнему бедствует, даже беднеет. Банки сняли больше комиссионных - доходы банкиров растут, народ беднеет.
На 2005 год Минфин Израиля планирует налоговое послабление для предпринимателей в объеме 3 миллиардов шекелей. Для этого сократят бюджеты здравоохранения, образования, социальной защиты... Подняли цены на хлеб, молоко, яички - пищу бедняков, подняли цену на лекарства. Чтобы богатства росли, правое израильское правительство обирает бедных евреев...
3500, а может быть, все 4000 лет в любой, большой или малой еврейской общине существовал обычай ЦДАКА - анонимная помощь богатых нуждающимся. И только в последние годы правое правительство Шарона - Натаньягу изменило вековым обычаям. Оно откачивает средства от самых бедных, многодетных семейств, от матерей-одиночек, инвалидов, пенсионеров, чтобы передать их самым богатым, паразитическим слоям общества.
Россия всегда отличалась милосердием, благополучные граждане поддерживали материально убогих и бедных. Ельцинский переворот обогатил кучку олигархов, обратил в нищих большую часть народа.
И в Израиле, и в России, народ убеждают, что рост богатства избранных вполне оправдывает бедность, даже нищету низов.
Поднять доходы богачей - не путь преодоления кризиса! Один из умнейших президентов США, Рузвельт, в 1930 году сформулировал способ выхода из экономического кризиса: поднять покупательную способность общества, в первую очередь низшего класса. Современные руководители стран либо совсем не умны, либо не учат историю. Чаще всего элита не считает "этот народ" своим. Владельцы капиталов, руководители стран чувствуют близость друг к другу, но не к своим подданным.
Мне выговорил один из моих товарищей: как это так, страной руководят неумные люди? Такого не может быть! Увы, это так. Приведу лишь один пример: Премьер министр Израиля, злой гений евреев, Ариэль Шарон. Будучи министром строительства, вместо того, чтобы строить жилые дома для массы новоприбывших граждан, закупил за рубежом времянки, т.н. "караваны", непригодные для жизни людей в местном климате. Заплатил миллиарды. Караваны кое-как прослужили пару лет и были заброшены, миллиарды пропали. Будучи Министром Обороны, Шарон втянул страну в затяжную и бесперспективную Ливанскую войну. Войну против ливанских партизан Шарон, по-существу, проиграл, хотя он никогда своё поражение не признает. Совершил провокационный вояж на Храмовую гору, вояж тот явился сигналом для нового витка интифады, палестинского террора против евреев. Уже отметили четыре года интифады, инициированной Шароном. Есть положительный момент: израильские правые во главе с Шароном и Натаньягу прочно уселись на сытные правительственные должности и успешно ведут наступление на социальные завоевания израильтян. В остальном - сплошной минус. За эти четыре года в Израиле погибло 1017 человек. Больше, чем за все годы существования государства до 2000 года. Палестинцам удалось совершить 138 террористических актов-самоубийств и 13370 вооруженных нападений на граждан Израиля. По еврейским городам выпущено 460 ракет и миномётных снарядов. Появилось новое оружие - женщины-смертницы. (МиГ N199). По другим сведениям, только убитых с обеих сторон более шести тысяч человек. Евреи мстят арбам, арабы мстят евреям. Убивают и тех и других. Войну с палестинскими партизанами Шарон тоже проиграл. Чем больше убивают палестинских боевиков, тем больше становится в строй новых врагов Израиля. Шарон, хронический неудачник, не способен понять, что в первую голову надо ликвидировать нищету в Палестине, дать палестинцам возможность зарабатывать.
Глубинная еврейская мудрость, та самая, благодаря которой евреи сумели тысячелетия выжить среди враждебных им народов, гласила: "Если тебе человек сделал плохо, надо ему сделать хорошо. И чем он тебе сделает хуже, тем большим добром следует ему ответить". Это искусство обращать врагов если не в друзей, то хотя бы в терпимых, терпящих. Вспомним историю: как только евреи начинали задираться, мнить себя сильнее всех на свете, они непременно получали "героев - правителей", и их непременно разбивали, убивали, обращали в рабство. Вот и сейчас под "мудрым" руководством Шарона израильтяне конфликтуют с 200-миллионным арабским народом. Насилие создает врагов. Друзья создаются только добром. Шарон не может не понимать, что такое противостояние окончится для евреев плачевно. Но лично ни он, ни верхушка правых ничем не рискуют. Их жизнь охраняют многие телохранители, деньги они держат в иностранных банках. На войне гибнут простые люди. Правители на войне только зарабатывают.
Шарон - один из активнейших инициаторов строительства поселений на палестинских территориях, строительство поселений поглотило громадные деньги. Теперь Шарон готовится финансировать ликвидацию этих поселений.
У премьера нашего, как у Хлестакова, легкость в мыслях необыкновенная. Решили стоить разделительную стенку, отделиться от палестинцев. Сказано - сделано. Но не позаботились толком выбрать трассу под строительство. Строим, ломаем, возводим в другом месте. Конструкция стенки тоже выбрана по самому дорогому варианту. Деньги ведь не Шарона, деньги - народные... Глупость - тяжкий порок правителя. Глупость Шарона дорого обходится евреям. Пара Шарон - Арафат не дают возможности снизить напряженность в регионе. Шарон хитер, изворотлив. Знает, кому и когда нужно услужить. А народ, доверчивая, беззаветно-преданная масса, терпит, молчит...
По совокупности причиненного Израилю ущерба Шарона и Натаньягу давно пора судить строгим судом.
Феноменальную глупость проявили Горбачёв и Ельцин, ломая псевдосоциалистическую систему бывшего СССР. Они действовали по наущению Америки, Вся "перестройка" выполнена целенаправленно для уничтожения экономической и военной мощи России, для ликвидации социальных завоеваний народов Мира. Именно всего мира, не только СССР
Для решения задач ГЛОБа именно такие, решительные до дури и глупые до "бульдозерства" руководители стран нужны. Трудно поверить, что Горбачёв, Ельцин, Шарон сознательно вредили своим народам. Им внушили, они поверили, что надо действовать таким образом. Они - плод отрицательного отбора, имеющего место в классовом обществе. Умные руководители не выдерживают соревнования с услужливыми тупицами.
В богатом на пословицы русском языке есть пословица и на сей случай: "Услужливый дурак опаснее врага". Впрочем, может быть, ещё лучше по подобному случаю сказал Наполеон: "Лучше стадо баранов, во главе со львом, чем стадо львов, во главе с бараном".
В Израиле тоже есть 5 миллиардеров, они входят в список 500 самых богатых людей Мира.
Прибыли израильских банков в 2003 год выросли против 2002 года в несколько раз, главным образом за счёт резкого повышения комиссионных, т.е. за счёт обирания беднейших клиентов. "Зарплата" председателей и генеральных директоров ведущих банков составила от 220 тысяч до 381 тысяч шекелей в месяц.
Доктор экономики и адвокат Линда Эфрони: "Весь предшествующий опыт доказывает, что в периоды наиболее бурного развития экономики богачи богатеют быстрее, а бедняки - десятикратно ускоренными темпами - катятся на социальное дно".
Другая бессовестная ложь: что для нормального функционирования и для роста экономики необходима безработица и ограничение зарплат рабочих. Чушь! Рабочие, даже на убыточных предприятиях, приращивают ВНП, делают свой вклад в национальную копилку стоимостей. Став безработными, они, напротив, снижают ВНП, изымая из него пособия по безработице. Безработица и снижение зарплат рабочих нужны только бизнесменам для повышения доходности их бизнеса.
Миллиардерами становятся не только акулы капитала, но и крупные чиновники, дорвавшиеся до управления казной. Печать сообщает, что президент одной из беднейших стран мира, Индонезии, Сухарто, наворовал около 35 миллиардов долларов. Президент Филиппин Маркос - до 10 миллиардов. Президенты Заира Мабуто и Нигерии Абача - до 5 миллиардов каждый. Премьер России Черномырдин - свыше миллиарда. Премьер Украины Лазаренко - до 200 миллионов. Прокуратура Израиля тщетно пытается разобраться в сомнительных сделках Шарона - её не "пущают"... Сколько наворовал Ельцин - большой секрет. Неужели меньше своих коллег Сухарто, Маркоса?. Не верится...
Что такое миллиард долларов? Простому человеку понять это не просто. План Маршалла обошёлся Америке в 2 миллиарда долларов, он превратил Европу в американский протекторат. Газета АиФ утверждает, что три богатейших миллиардера Мира способны накормить всех голодных Планеты.
При описании высшего класса современного капиталистического общества напрашивается метафора. Высший класс времен глобализма сравнивают с известным из астрономии явлением сверхплотной звезды, т.н. "чёрной дыры". "Чёрная дыра" не представляет собой никакой ценности, ни света, ни тепла, ни материи никому не даёт, она поглощает в себя множество космических объектов, целые галактики. Сверхплотные звезды - паразиты, отхожее место космоса.
От верхнего класса глобального общества тоже никому нет пользы, один вред. Применительно к израильским реалиям, Шимон Перес назвал современное, врастающее в глобализм, израильское общество "свинский капитализм". Да, владельцы крупных капиталов - сытые свиньи. Они съедают, присваивают себе всё, что по силам их зубам. Но в отличие от свиней, из них не сделаешь сочную отбивную.
Зачем им миллиарды? На что они их тратят? До нас доходят лишь отрывочные сведения:
Говорят, будто компьютерные магнаты Гейтс и Эллисон ведут негласное соревнование в строительстве на территории своих усадеб искусственных водопадов и озёр.
Газетный магнат Херст построил в Калифорнии "домик", в котором 61 ванная комната и самый роскошный в Мире частный зоопарк.
Правитель Румынии Чаушеску завел 8 тысяч костюмов. Абрамович скупает футбольные клубы в чужой стране, и т.п.
Есть среди миллиардеров и примеры патологической скупости. Покойный нефтяной магнат Жан Поль Гетти экономил на еде, до конца жизни сам стирал свои носки.
Но главное увлечение, главная страсть миллиардеров - клептомания, стремление наворовать как можно больше, обобрать как можно больше тружеников.
Громадные богатства, неограниченная власть не делают людей счастливыми. Человек сам кузнец своего счастья, своего несчастья. Помнится, в средине прошлого столетия мы, советские люди, с отменным энтузиазмом строили заводы и электростанции. При довольно скудном быте мы были полны уверенности в светлом будущем, хотя и ворчали, Мы были счастливы, мы верили, мы гордились своей страной, своим народом, своим местом в обществе. А владыка и богач Наполеон уже на острове Святой Елены простонал: "Господи, да был ли я счастлив хоть два часа в жизни?" Богатые никому и ничему не верят, всё их поведение зиждется на жадности, наглости и хамстве.
Подведем итоги рассказу об эволюции высшего слоя общества в условиях глобализма:
--
Верхний класс численно уменьшается, сжимается, подобно "черной дыре", до размера кучки воротил. Но размеры богатства - как отдельных личностей, так и класса в целом, быстро растут.
--
Воротилы стараются быть по возможности малозаметными. Они не управляют, они владеют миром. Для управления нанимают слуг, менеджеров. Слугам щедро платят. Главные менеджеры крупных компаний США получают оклады по миллиону и более долларов в год. Даже простой американский солдат получает за службу до шести тысяч долларов в месяц.
--
Публичные личности среди самых богатых редкость, выглядят белыми воронами, плохо принимаются публикой и товарищами по классу. Этих можно сосчитать по пальцам: Березовский и Гусинский в России, Гейтс и Сорос в США, Берлускони в Италии...
--
Самые богатые не отличаются ни выдающимся умом, ни деловой порядочностью. Пословица рекомендует после рукопожатия бизнесмена пересчитать пальцы на руке. Как только они лишаются блеска богатства, оказываются чуть ли не придурками (примеры тех же Березовского, Черномырдина).
Отмечают, что с уменьшением численности высшего класса снизилось и качество человеческого материала, составляющего этот класс.
--
В условиях глобализма, теряют свою ценность национальные, религиозные, культурные особенности в пользу чисто корпоративных интересов. Исчезло соответствие между достоинствами человека и его материальным успехом. Стало почти нормой, когда талантливый инженер, ученый, писатель бедствуют, а бездарный пройдоха жирует.
Глобализм демонтирует навыки Просвещения, сложившиеся в СССР и по его примеру во многих других странах, в т.ч. в Израиле. Место просвещения заняла специализация, обучение навыкам квалифицированного труда не только рабочих, но и инженеров.
--
Мы утверждаем, что глобализм есть современная модернизация фашизма. Проблеме фашизма посвящена глава 3 части 3 нашей работы "Трудная дорога к добру и справедливости". Вряд ли стоит здесь повторяться. Напомним только, что глобализму, как и фашизму, свойственны: - Неуважение к человеческой личности, вопиющее неравенство граждан. Избранничество, выделение в обществе высшей касты господ при полном бесправии остальных.
--
Использование непрерывных, перманентных войн, как средства решения общественных проблем. При этом, как заметил ещё Ремарк, всегда сильные страны упрекают слабых в агрессивности. Пример самого беззастенчивого вранья перед открытием войны против Ирака только что показали всему Миру руководители США Буш и Англии Блэр.
Американский публицист Джон Камински пишет: "Наши военные сражаются не за свободу..., а за корпоративные прибыли... Среди тех, кто погибает в Ираке, нет детей из богатых семей... Кто скажет правду, если служишь... жестокому и всесильному хозяину, международной финансовой мафии, которая может принять тебя в мировую элиту только благодаря служению ей. А за отказ - судьба Дж. Кеннеди, У. Пальме, С. Милошевича, С. Хусейна... За хорошее служение - пожизненная пенсия, как у Шеварнадзе, или даже Набелевская премия, как у Горбачёва". Все верно, однако...
ЭВОЛЮЦИЯ НИЗШЕГО КЛАССА
Во все времена Истории к низшему классу относили трудящихся, тех, кто своим трудом, своими руками создавали стоимости. Понимание, что "без труда не вытащишь даже рыбку из пруда", пришло только в новое историческое время. В древние, в античные, в средние века, в начале царствия капитализма заниматься трудом, физическим или умственным, заниматься производством материальных благ считалось делом позорным, хуже, чем грабежом. Только работы Адама Смита и Карла Маркса открыли обществу глаза: Трудящиеся есть корни, ствол, ветви и листья древа жизни, все остальные классы - лишь потребляют, ничего не производя. Истина эта оказалась невыгодна господствовавшему паразитическому классу капиталистов. На её "закрытие" брошены все наличные псевдонаучные и пропагандистские силы. Несколько нобелевских премий, и Миру доложили, что Смит и Маркс устарели, что деньги способны рожать новые деньги, а люди труда лишь маргинальные составляющие процесса материального производства. Со страниц любой газеты, с экранов телевизоров нас убеждают, что от капиталистов есть прок, польза обществу...так в российских деревнях уверяли, что без тараканов и клопов нет уюта!
От эпохи к эпохе менялось именование людей низшего класса. Сперва это были рабы, затем крепостные крестьяне, ремесленники, рабочие, пролетарии. Неизменным оставалось бедственное, униженное положение. Трудящиеся не владели землей, не обладали средствами производства и вынуждены были отдавать высшему классу все большую часть плодов своего труда. В ранние периоды цивилизации труженики видели, знали своих владык, падали ниц пред ними. С укрупнением капиталов, в стадиях империализма и глобализма владыки отдалились, стали недоступны обозрению. Сейчас трудящиеся вживую своих хозяев не видят и не знают. Взамен им подсовывают виртуальные ценности: "демократию", "свободу", религиозные и национальные приоритеты, лидеров правящих партий.
Только короткие годы после Октябрьской революции низший класс, пролетарии, числились в "гегемонах". Вследствие сталинской мелкобуржуазной контрреволюции "гегемоны" заняли положенное им, как низшему классу, униженное положение. В совремённой России подсчитали: доходы богатых растут в 40 раз быстрее, чем заработки бедных.
Из 1-го тома "Капитала" Маркса: "Положение рабочего класса должно ухудшаться, какова бы ни была, высока или низка, его оплата...Накопление богатства на одном полюсе есть в то же время накопление нищеты, муки труда, рабства, невежества, одичания и моральной деградации на противоположном полюсе, т.е. на стороне класса, который производит свой собственный продукт как капитал".
Нынче трудящиеся почти по всему миру бедствуют. В странах "Третьего Мира", в СНГ, в бывших колониях, якобы "освободившихся", народ голодает, нищенствует. Но и в богатых странах часть трудящихся бедствует. Так, по сообщениям печати, в Италии три миллиона человек живут на грани голода. В основном это рабочие, но среди терпящих бедствие есть до 8% "белых воротничков" - преподаватели, служащие. В Израиле 11% безработных (фактически много больше, потому что в стране занято только 54% трудоспособного населения, тогда как во всем мире процент занятости составляет 64%).. В Израиле 14% населения живут ниже уровня бедности. В США - 19,7%. В "свободной" России половина населения бедствует. Россия - страна парадокс. Очень богатая страна очень бедных людей.
Впрочем, так было во все времена, даже при сталинском ложном социализме. Тогда очень точно подметил Г.Свирский: "Молоко дают коровы, а ордена получают доярки!".
Бедняки чаще всего подчиняются "Закону табуна" - они довольствуются законопослушной нищетой. Вытравить психологию раба непросто - она прививалась тысячелетиями. Вытравить раба - это воспитать в человеке уверенность, что он не хуже любого другого человека. Средний человек должен поверить - нет, должен убедиться - что он не хуже Березовского или Натаньягу, что он не неудачник, нет, он просто порядочнее богачей. В себя поверить.
В истории человечества много примеров остервенения народа, бунта бедняков, тружеников против угнетения и угнетателей. Известны герои, вожди бунтарей: Спартак, Иисус Христос, Пугачёв, Ленин, Бен Гурион. Вожди, Спартак, Иисус, Ленин давали выход накопленному веками протесту социальных низов против угнетения и эксплуатации, порыву их к лучшей, более справедливой жизни. Все выступления угнетенных против угнетателей заканчивались поражением, казнью тысяч бунтарей. По образному выражению Нобелевского лауреата Иосифа Бродского, в жизни действует "Закон умножения зла".
Сегодня ни в одной стране нет ни одного рабочего во властных структурах. Социальные завоевания и права, приобретенные трудящимися некоторых стран в средине ХХ столетия под влиянием примера СССР, постепенно исчезают. Израиль был образцом социальной заботы о стариках, многодетных семьях, малоимущих. Правое правительство Шарона - Натаньягу из кожи вон лезет, чтобы эти социальные завоевания еврейского народа у бедняков отнять, тем самым поднять прибыли богатых. Шарон - Натаньягу ведут себя как злостные антисемиты, враги трудящихся евреев.
Отметим несколько моментов, характерных для современного положения низшего класса:
В Советском Союзе, да и в раннем, сионистском Израиле, было два "привилегированных класса": дети и старики. Им - всяческие льготы. Нынче спектр социальных льгот по всем странам неуклонно сжимается. Дети и старики в России голодают, вымирают. Опубликованы сведения об уровне детской инвалидности по России на 10000 детей: в 1990 году 43,1; 1997 год - 160,7; 1998 - 199,3; 1999 - 205,6.
Профсоюзы, призванные защищать интересы рабочих, в большинстве стран приватизированы капиталом, стали импотентными, "независимыми". Частные предприятия не берут на работу членов профсоюза. В этом - одно из самых привлекательных для капитала преимуществ приватизации.
Во многих странах, особенно бывшего "социалистического блока", подвергшихся рыночным реформам, идет процесс деиндустриализации. Квалифицированные рабочие теряют возможность трудиться по специальности.
Трудящиеся не защищены никем и ничем. Несмотря на то, что (с учётом стран третьего мира) тружеников на планете всё ещё большинство, пролетарии перестали быть гегемоном. Выработалось презрение к труженикам, подобно тому, как это было в античном мире к рабам. Защита бедняков нынче признак дурного тона, моветон. В почёте делец. Говорят: "Кто не вор, не попадёт в фавор!" М.Веллер констатирует: "Культ героя заменен культом преуспевающего дельца. Честность жалка, патриотизм неприличен, богатство похвально и вожделенно. Карман толст, дух тощ".
Традиционные, существующие десятки лет коммунистические, социалистические и рабочие партии оказались неспособными решать проблемы низшего класса. Похоже, капитал на них надел намордник-невидимку. Скатываются к меньшевизму.
--
Образование, особенно высшее, стоит очень дорого. Обязательное начальное образование некачественное. Падает культурный уровень народа. Это не ошибки отдельных правительств, не уделяющих достаточного внимания школе. Это целенаправленная деятельность высшего класса на снижение боеспособности низшего.
--
Газета "МиГ" публикует результаты опроса взрослых британцев: 11% считают, что Гитлер был вымышленным персонажем, 33% - что Муссолини никогда не было, 9% - что Черчилль никогда не существовал. 44% уверены, что Столетней войны никогда не было, и т.п. Темнота!..
--
Низшему классу недоступны спорт, физическая культура, полноценный отдых.
--
За тысячелетия униженного положения в значительной части класса выработалось ощущение отчаяния, безнадёжности: "Умереть сражаясь, умереть ненавидя богатых - это и есть доступная бедному свобода!"
ПАРАДОКСЫ СРЕДНЕГО КЛАССА.
Деление общества на классы: высший класс и низший класс появилось только тогда, когда производительность труда выросла настолько, что труд раба стал давать ощутимый прибавочный продукт. По времени это соответствовало средней ступени варварства. При дальнейшем развитии, на высшей ступени варварства, появилась надобность рабами управлять, использовать рабов не только как физическую силу, но и как умственную, для управления. Уже в Афинах, где рабы составляли большинство населения, их использовали в качестве полицейских. В Афинах и в Риме большинство учёных, учителей, врачей, законоведов были из рабов или вольноотпущенников. Общество не признавало их за полноценных граждан, но они постепенно заняли довольно высокое положение, стали нужными. Позднее, положение среднего класса между богатыми и бедняками заняли купцы, священники, цеховые мастера. И всё же этот класс считался маргинальным, историки и социологи им манкировали.
И в этой работе мы пренебрегаем прослойкой малого бизнеса, как не играющей самостоятельной роли в современном обществе. Малый бизнес лишь прикрывает прорехи, заполняет ниши, занимать которые несподручно, невыгодно занимать крупному бизнесу.
Пренебрежение средним классом держалось в обществе вплоть до второй половины ХХ столетия. На моей памяти пренебрегали интеллигенцией, представляющей наиболее яркую часть среднего класса, с презрением говорили: "интеллигенция - прослойка"...Между тем, в материальной сфере накапливались постепенные количественные изменения, давшие жизнь новому качеству.
С 1897 по 1997 год, по подсчётам Ирины Царёвой:
Скорость передвижения возросла примерно в 100 раз.
Мощность источников энергии в 1000 раз.
Убойная сила оружия в 100 000 раз.
Скорость обработки информации в 100 000 000 раз.
В настоящее время человечество потребляет энергии в количестве, эквивалентном 5 миллиардам тон антрацита за год. Количество потребляемой энергии удваивается каждые 20 лет.
Возникло множество глобальных проблем, Мы в силах здесь бегло остановиться только на некоторых, особо важных для нас в свете рассматриваемой этой статьей темы: куда пойдет человечество, чем дело закончится, что ждет впереди?
Скачкообразное увеличение производительности труда в производственной сфере индустриально развитых стран.