Бекасов Шен: другие произведения.

О классической литературе

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Из цикла "Ворчалки" Шена Бекасова.

  "Книга, лежащая перед глазами читателя, представляет собою от начала до конца, в целом и в частностях, - каковы бы ни были отклонения, исключения и отдельные срывы, - путь от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню, от вожделений к совести, от тлена к жизни, от зверских инстинктов к понятию долга, от ада к небесам, от небытия к богу. Исходная точка - материя, конечный пункт - душа. В начале чудовище, в конце - ангел." (Виктор Гюго. "Отверженные")
  
  
  ***
  
  
  Недавно прочитал роман Виктора Гюго "Отверженные".
  
  В наше время, пожалуй, уже пора пояснять, что такое "Отверженные" Гюго, ибо, кроме смутных школьных воспоминаний про смелого мальчика Гавроша на революционных парижских баррикадах, что-либо более конкретное припомнить сложно. Кстати, говорю это без тени сарказма или снисходительности, так как это как раз про меня. Так что для таких, как я, поясняю: роман "Отверженные" (1862) великого французского писателя и общественного деятеля Виктора Мари Гюго (1802-1885) - это эпохальное художественно-философское произведение страниц этак на тысячу, которое повествует о жизни Франции первой половины XIX века через описание судеб нескольких главных персонажей. Если кому-то еще интересно, о чем этот роман, то даю ориентир по ключевым словам: "социальная несправедливость", "парижская жизнь", "французские революции", "Наполеон Бонапарт", "империя и монархия", "народ и нищета", "нравственность и буржуазия" и т.д. Впрочем, о своей книге лучше сказал сам автор, и его слова я вынес в эпиграф.
  
  Сразу предупреждаю, я не литературный критик. Я вообще не критик. Я не умею рассуждать об "экзистенциальности авторского мировоззрения", "девиациях в конструкции сюжета" и "языковых феноменах". И читаю вообще-то немного. И то - в основном газеты, а чтобы очень серьезные книги - так вообще редко. Но после героического преодоления тысячестраничных "Отверженных" захотелось кое о чем вскользь заметить.
  
  Пару раз в год я принуждаю себя прочитать что-нибудь из классики. Понятие классики, разумеется, растяжимое. Для меня лично классика с детства ассоциируется с книжным шкафом в родительской квартире. Там стройными рядами стоят книги в серьезных переплетах, все сплошь толстые и солидные, и от них веет, знаете, таким особым пыльно-картонным запахом. Именно с этих полок ко мне в свое время пришли Булгаков, Толстой, Достоевский, Грин (и Александр, и Грэм), Сименон (те его произведения, что не про Мегрэ), Пикуль, Сэллинджер, Айтматов… Хотя я всегда брал очередную книгу из того книжного шкафа с чувством какого-то опасения, я теперь убедился, что эти писатели на самом деле меня почти никогда не разочаровывали. Там, как правило, находился и хороший сюжет, и яркие персонажи, и идея - интересная либо своей оригинальностью, либо своей вечной актуальностью. Читалось простому человеку очень даже ничего и бывало даже, что взахлеб. Читалось так, как от замшелой и насаждаемой в школе классики вовсе и не ожидалось.
  
  Может быть, кто-нибудь задавал себе вопрос: почему вдруг возникло такое разделение литературы - классика, которую читать как бы надо, если ты интеллигент, и некое современное чтиво, которую читать как бы хочется, если только не боишься прослыть обывателем, поглощающим массовую жвачку? Я прекрасно осознаю, что для очень многих такого разделения вообще не существует: одним тяжко от того, что вообще что-то в этой жизни приходится читать, а другие мнят себя продвинутыми читателями и чванливо делят литературу исключительно по своему вкусу на хорошую и плохую. Но в массе обычных более или менее образованных людей, не гнушающихся телевидения и киноблокбастеров, могущих поржать над комедийным сериалом и с удовольствием посмотреть какие-нибудь там "Секретные материалы", находящих внятный смысл далеко не во всех фильмах Тарковского и Бергмана, - среди таких обычных потребителей культуры, к которым отношусь и я, существует что-то вроде комплекса неполноценности в отношении неприступного и таинственного массива под названием "Классическая литература". Этот комплекс усугубляется тем, что хорошо разрекламированные новинки книжного рынка проглатываются этими же читателями просто на "ура".
  
  Например:
  
  - Я на днях закончил перечитывать "Идиота" Достоевского…
  
  - О-о-о! Ну, ты даешь, старик! Что это ты вдруг?
  
  Но в то же время:
  
  - Вот только вчера дочитал последнюю книжку Акунина про Фандорина…
  
  - О-о-о! Старик, ты среди нас ее, пожалуй, последним осилил…
  
  Если и заводится сейчас разговор о литературе, то уж наверняка про последний хит Бориса Акунина или Виктора Пелевина, про новинки от Марининой, Донцовой или Татьяны Толстой, а может, и про последнюю сагу о Гарри Поттере… Дискуссия о персонажах Толстого, Достоевского и иже с ними, судя по всему, была завершена для нас еще в школьных стенах на ненавистных уроках по литературе.
  
  Для чтения классики нужно созерцательное настроение, а оно в наше время - роскошь. В нашем современном мире с каждым днем нарастает неудержимая лавина технологических соблазнов. Называемая "книгой" стопка бумажных листов, стиснутых в обложке, постепенно проигрывает конкуренцию прочим носителям информации - веб-сайтам, ТВ, FM-радио и проч. Для того чтобы завоевать внимание, книга теперь должна быть яркой по форме и захватывающей по содержанию. Иными словами, книга должна быть отрекламированной, привлекающей к себе внимание и по возможности короткой. Жизнь сейчас стремительна, и перелистывать талмуды времени нет. Тексты сейчас перерождаются в графические презентации (по аналогии вытеснения текстового DOS разрисованным Windows), собрания сочинений - в дайджесты, монографии - в тезисы… Да даже вот эта самая "ворчалка" явно длинновата для интернета и многими не будет дочитана до конца…
  
  Вот и спрашивается: разве классическая литература может отвечать требованиям сегодняшнего ритма культурной жизни и ее кричащему многообразию?
  
  Большинство (если будет честным и не будет прикидываться интеллигенцией) ответит "нет" и будет по-своему право, и правота эта берет свои корни еще со школьной скамьи. То, как в средней школе преподают литературу, - это по сути компрометация классической литературы. Годами наработана и оставляет мало простора для фантазии учительская система оценок персонажей, значимости тех или иных произведений, а темы задаваемых школьных сочинений столь банальны и академичны, что только усиливают ощущение архаичности и ненужности литературы в повседневной жизни. Литература, будучи предметом не прикладным напрямую и, даже скажем, духовным, очень уязвима для всех недостатков системы образования. Тинэйджеры (при прочих равных условиях) задвинут подальше именно литературу, потому что в идеале она требует откровенной эмоциональной реакции на прочитанное, а какой нормальный подросток в самый расцвет "трудного переходного возраста" позволит себе "раскрывать душу" перед учителем и одноклассниками? Вот никто и не будет распинаться, боясь быть осмеянным, да и сочинения напишут по шаблонам, которых, к тому же, сейчас в интернете пруд пруди.
  
  С этим смутным и не до конца осознанным отторжением классики мы и живем дальше. Как вы не любили овсянку за то, что вас ею пичкали, так вы и не любите классическую литературу, которую вам приходилось читать по школьной программе. А вот если кормили бы нас тогда (да хорошо бы кормили - до тошноты, до зубовного скрежета, до полного "омцырения") детективами, фантастикой да любовными романами, да еще заставляли бы писать сочинения-рефераты… Вот было бы забавно теперь наблюдать, как в метро народ хватает с лотков и жадно "проглатывает" красочные покетбуки из серии "Горячие бестселлеры классической литературы" - Достоевского, Фолкнера или того же Гюго - да еще с какими-нибудь вызывающими иллюстрациями… Раскольников с окровавленным топором... Н-да. Чем не триллер?
  
  Что и говорить - классическая литература плохо вписывается в нашу сегодняшнюю жизнь. "Все это было давно и неправда." Дескать, люди другие, эмоции непонятные, взгляды иные… Не то чтобы мы сейчас живем только будничным сегодня или фантастическим завтра, ведь вполне готовы читать того же Акунина, но суть как раз в том, что Акунин - это взгляд нашего современника на прошлое, а классика - взгляд человека из прошлого на тогдашнюю современность. Язык другой, стиль непривычный, манера изложения иная… Акунин в своей дебютной книжке об Эрасте Фандорине ("Азазель") еще "соблюдал" язык тогдашней литературы, и в этом был свой шарм и изюминка - наш современник, оказывается, умеет писать совсем как авторы XIX века! А попадись вам "Азазель" на неприметной полке районной библиотеки "Русская классическая литература" да не знай вы, что Б. Акунин - это модный и хорошо раскрученный сейчас писатель и драматург Григорий Чхартишвили, так бросили бы читать "Азазеля" после первой же главы, так как даже детектив, написанный языком позапрошлого века, требует от читателя определенной целеустремленности. И не зря, ох не зря, Акунин в последующих своих книгах "фандоринской" серии принялся неуклонно переходить на современный стиль изложения, ибо "старообрядческие" литературные забавы хороши только в меру и к месту.
  
  Я и сам "преодолевал" классика Гюго по причине "устаревшего" стиля и непривычной манеры изложения (в чем, может быть, отчасти вина перевода с французского языка, но, увы, я французским не владею). Если конкретнее, мое удовольствие от прочтения "Отверженных" было омрачено двумя аспектами, которые, возможно, со всей очевидностью демонстрируют, в чем пропасть между писателем XIX века и читателем века XXI.
  
  Во-первых, Гюго при появлении нового персонажа немедленно дает его моральную характеристику, причем столь четкую и однозначную, что сразу становится понятно, положителен этот герой или отрицателен. В дальнейшем его мотивы и действия в той или иной ситуации, за редким исключением, становятся предсказуемыми; я же лично всегда ценил предоставляемую читателю возможность самостоятельно оценивать героя по его поступкам, тем более что у меня больше сочувствия вызывают неоднозначные персонажи, более близкие простым людям, которым тяжело дается благородство и гораздо проще - человеческие слабости. Вероятно, хочется читать про героя, на месте которого легко представить самого себя…
  
  Во-вторых, немалую долю той тысячи страниц "Отверженных", что пришлось осилить, составляют исторические экскурсы, философские отступления, личные реминисценции автора и прочая, прямо скажем, публицистика, уводящая читателя прочь непосредственно от сюжета. Например, когда по ходу захватывающих событий Жану Вальжану с раненым Мариусом на плечах приходится спуститься под землю в городскую канализацию, Гюго прерывается и со знанием дела излагает историю "парижской клоаки" в течение нескольких глав. Все это довольно познавательно и даже интересно, но я еле сдерживал себя, чтобы не пролистать вперед для скорейшего выяснения дальнейшей судьбы двух главных героев. Я уже давно обратил внимание: таковы издержки эпохальных художественно-философских произведений (в качестве аналогии мне сразу в голову приходит "Война и мир" Льва Николаевича Толстого) - то, что придает книге историческую либо философскую ценность, как правило, наносит ущерб ценности чисто художественной. Гюго, впрочем, в "Отверженных" удалось более или менее гармонично совместить беллетристику и публицистику, но, читая классику, надо быть готовым, что автор использует художественное произведение для декларации своих политэкономических убеждений или философских воззрений. Оно и понятно: у тогдашних писателей было немного возможностей двигать в народ свою публицистику. Это я сейчас могу фонтанировать своими "ворчалками" по любому вопросу и даже сделать отдельный веб-сайт про парижскую канализацию, но что оставалось делать Гюго, которому тема городских нечистот оказалась столь близка? Правильно, отправить главных героев "Отверженных" в сточные трубы и попутно ненавязчиво рассказывать читателю на протяжении всего-навсего шести глав, как зародилась канализация, как она засорялась, гнила, изучалась смелыми первопроходцами и какое светлое будущее ждет экономику Франции, если все экскременты направить на сельскохозяйственные удобрения... (Между прочим, смеяться не надо - история отчасти подтвердила его правоту.)
  
  Как вы, надеюсь, поняли, я не сторонник проповедей "Все - на чтение классики!". Я скорее агитировал бы вообще за чтение литературы, причем в самых разнообразных ее проявлениях, потому что чтение - это хороший и увлекательный способ перевода мозга из суетного ритма всепроникающего шоу-бизнеса в режим созерцательности, осмысления и тренировки воображения. Что же касается чтения именно классики, то, на мой взгляд, это делать все-таки нужно, поначалу даже заставляя себя, как это делаю я. Могу даже сказать, что после прочтения какого-нибудь признанного классического шедевра чувствуешь некий прилив удовлетворения и гордости - словно от завершения большой и важной работы. И что самое интересное - внезапно осознаешь, что эту книгу тебе стоит перечитать лет этак через двадцать, чтобы сравнить мысли и ощущения. Насчет мыслей и ощущений не сомневайтесь, хорошее классическое произведение всегда заставляет кое-что переосмыслить и перечувствовать - даже если вы сначала этого и не замечаете…
  
  Итого:
  
  1. Классику читать тяжело, потому что авторы писали не для нас, а для своих современников.
  
  2. Классику читать тяжело, потому что в сегодняшнем темпе жизни почти нет места созерцательности, необходимой для понимания авторов прошлого.
  
  3. Но классику читать нужно, потому что существуют вечные ценности, природа которых зародилась в прошлом. Вы вдруг обнаружите, что вся хорошая современная беллетристика - это та же классика, изложенная современным языком и с использованием современного антуража.
  
  4. Классику читать нужно, потому что она может преподнести вам сюрприз как требовательному читателю. Плохая классическая литература до наших дней - по законам естественного отбора - попросту не дожила, в то время как среди современного чтива дерьма попадется много. Что? Вы спрашиваете, имею ли я в виду собственное творчество? Ладно-ладно, история нас рассудит...
  
  
  (2002) http://www.bekasov.ru/
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"