Лужи серебрятся, транспорт чухается, зима тает под тёплыми ладонями февраля. Взяли пирожки, катим на прогулку к авиаторам.
Был хороший, лётный день. Аэродром окрашен голосами и моторами. Небо полосками: узкие лоскуты синие, более широкие со стразами из облаков. Выпавший три дня назад снег тает. Этой зимой с декабря погода каждую неделю норовит повернуть к весне.
- Пошёл, надо размяться пару кругов. А потом покатаю.
На полосе шла конвейерная посадка и взлёт. Обучается молоденький курсант. Тимофей в боковом кармане, вот диспетчер разрешает выезд на полосу для взлёта.
Мы с Пенкой прогуливались по вертолётной площадке, наблюдали, как самолёты сочетаются с полосатым небом.
Тимофей получил разрешение на взлёт. Закрылки, по газам, разгон - полёт.
Приземлился Аэропракт, как оранжевая стрекоза в теле, Сесна отработал конвеер и пошёл на последний круг. С севера на полосу идёт Бичкрафт.
И тут я с ужасом замечаю, что у Бичкрафта нет шасси. Тимофей всё ниже. Холод сорвался с облаков и побежал по спине. Я очнулся от оцепенения и заорал: "Шасси!!!" Через секунду услышал голос диспетчера: "Шасси, Тимофей!" Машина скользила вдоль поля, на невероятной высоте. Ей не хватало касания до земли ровно на длину выпушенных шасси. Только они покоятся в крыльях...
Самолёт горизонтально скользит, а затем очень плавно, единственно верно в такой ситуации, поднимается над землёй и уходит на следующий круг.
Диспетчер сожалеет: не посмотрел, как следует, отвлёкся.. К полосе вновь приближается Тимофей. - Ноль пятьдесят пять - три зелёных. - Три зелёных. Так, шасси вижу!
Бичкрафт нормально совершает посадку. Тимофей открывает кабину. - Ну, как? - Ничего. Испугался только, что сейчас винт потеряю... чувствую, что начало полосы уходит, а контакта нет. И тут слышу голос по рации от Сесны, Андрей Алексеич мне: - Шасси, Тим. Затем через секунду слышу от диспетчера - Шасси!
Ладно. Теперь мне лететь. Каким маршрутом? - спрашивает меня Тим. Давай вокруг Суздаля. Хорошо. Залезаю в кабину, пристёгиваюсь, наушники. Показывай, говорю, где зелёные кнопки? Всё - вижу. Делай, как знаешь, но я сегодня буду главным по этим трём кнопкам.
Летим. Тим отпускает штурвал, показывает мне - давай сам - вправо-влево. Карты вроде нет. Как он вообще тут ориентируется? Ладно, прикидываю, что сейчас мы летим по направлению к Хельсинки. Значит, мне лучше плавненько поворачивать к востоку. Вроде так. Тим показывает мне прибор, где можно контролировать горизонтальный полёт. Да, вижу.
Всё, говорю, Тим. Под нами какой-то тёмный лес. По моему, средневековый. Вокруг Суздаля должны быть поля... давай сам, а то потеряемся... Он улыбнулся и повёл Бичкрафт по курсу.
*
Следующей пассажиркой с Тимофеем полетела Татти. Возвращаются, рулёжка, затихает винт, подхожу к кабине. - Прикольно, - говорит Татти. - В воздухе у нас выключился мотор. Это я случайно ногой перекрыла кран подачи топлива... Заглохли было, но Тим быстро сообразил в чём петрушка.
- Я не поставил заглушку на место, - говорит Тим. - Сейчас привинчу назад.
Смотрю, это такой пластиковый ограничитель на полу кабины, который изолирует красный кран. Что ж, буду знать, что не надо случайно поворачивать в полёте. А так да, если что, и мотор остановится, то машина может планировать до самой посадки.