Белкин Алексей Михайлович: другие произведения.

Ледяная философия Владимира Сорокина (тем, кто читал "Лед")

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О том, как философствуют молотом (из Ницше)

  Ледяная философия Владимира Сорокина >>
   Особенность постмодернизма – его философичность, доступная многим (как в третьей части “Льда”, когда Откровение стало продаваться, невзирая на цвет волос и глаз в электронной версии). “Новая” литература - суть та же сказка, басня, притча, все тот же “Золотой осел”, и т.п., только без назидательности. И если постмодернизм обвиняют в разрушительности, то разве разрушение “вещей” своей оборотной стороной не являет метаморфозы, волшебства преображения? Человеческое сознание противится чистому Ничто.
  Объединительным Началом старых и претворенных вещей является идея-схема, с высоты которой они обозримы. Во “Льде” - это схема Религии - в ее чудесном рождении, мифе и обряде, исторической трансформации, - данная через череду пикантных “кувырканий” людей. За этой схемой сквозит главный постмодернистский посыл - относительность всех ценностей, бессмысленность существования - Идея в старом “классическом” смысле. А это уже подражание философии, что уже и есть философия, как считал Аристотель. Аллюзии новейшей истории делают интересным сюжет, а брутальная фактура превращает текст в острое блюдо.
   Синонимом русской классической традиции в литературе стал “реализм–психологизм”. Его метафизическая схема, могла быть “увидена” по прошествии долгого времени и оставалась уделом литературной критики и философии. (Среди новейших примеров - итоговые для русской культуры прозрения на тему “Русской идеи” у Галковского в “Бесконечном тупике”). Метаморфоза главных героев была духовной, но не могла затронуть их формы в узком смысле, - их биологического вида. Потому повесть о человеке воспринималась в рамках моральной идеи. Но при этом общей для всей литературы (и человеческого сознания) идеей была и остается метафизическая идея тщеты, которая высказывалась в виде сентенций, вроде: “Скучно на этом свете, господа”, “Человеческая комедия”. Или путем противопоставления дел Человека и “равнодушной Природы” - смерть Базарова, небо Аустерлица ит.п. В постмодернистской литературе схема дана сразу, как сюжет.
   Сорокин на современном лексиконе любовно выписывает сцены насилия. Морализирование в отношении произведений модернизма и постмодернизма является “проблемой” читателя. В примитивистском конструктивизме постмодернизма низкое - “главненькое”, каким бы “духовным” он (постмодернизм) не прикидывался. Разумеется, этой грязи должно быть в меру. Там, где темой является Религия, “грязь” не только не предосудительна, но и в высшей степени уместна. Религия – вещь кровавая, окончательная, “ разделочная”. Она выступает тут прикрытием. Сейчас в России время сектантское (как, говорят, и в последние 300 лет), несмотря на “цивилизованный” тон СМИ. “Скинхеды” с Климовым в голове и штангой в руке на фоне бандитской Москвы.
   Сорокин сварганил схему религии, “ грубо, зримо”, близко к “архетипу”. Правда, - это жуткая смесь родовых “ посвящений” и сердечных откровений, чего не бывает. Ведь ”посвящение” в “ лесном доме” / см. В. Пропп / пробуждает не “сердце”, а страх вместе с “магическими способностями”. А, чтобы пробудилось сердце, надо, во-первых, его иметь, а во-вторых, подвергнуться ледяным ударам неудач. Но с точки зрения замысла, если он вообще был, раскрывающегося в 4 части книги, это - мелочи.
   Не в первой книге Сорокин проделывает литературный эксперимент скрещивания немецкого нацизма и российского “ гебизма”. Это ответ на новый и уже вечный интерес к двум мифам 20 века, “Гогу” и “Магогу” новейшей истории.
  Основой занимательной фактуры “Льда” является “здоровая натура Сорокина” (как определил ее кто-то из его друзей). Допустим. Допустим, кто-то скажет иначе, например, что Сорокин – садомазохист. Но это, в общем, - нормальный тип советского русского. Певец родного нашего хамства, барско-холуйского и с художеством. Любование хамством “ железных” наркомов и “фуражек с черепами”, конфузы простой деревенской девушки (Храм) - вот тональность сорокинского сердца, откуда берет начало пародийная тема религии сердца и сектантско-революционного свального греха. Так было в “Сале”, так было и в “Сердцах четырех”. Удачно также дана тема “Heaven for everybody” после того, как за дело “детей Света” взялся брат, в чертах которого угадывается Чубайс. Это первая ступень снижения Идеи, десакрализации путем перехода ее на коммерческую основу. Религия как всегда оказалось изнурительной, хрупкой мечтой, к тому же нравственно сомнительной с ее бестрепетностью в делении людей на своих и чужих.
  Мальчик в последней главе мне видится вовсе не сентиментальным разрешением в духе “Снежной королевы” бед взрослого мира. Его слаборасчлененное (“котыпес” ) игровое сознание нормально (открыто, дружественно), но элементарно (согреть лед, потому, что вокруг вещи привычно более теплые). Он еще не зафиксировал и не гипостатизировал противоположности (они еще не идейные, а вещные) и не взвинтил страсти, как взрослые, - им движут чувства-фантазии. Все кончается ничем,- баловством в детской, также как все выходит из детской. Этот намек на относительность “больших идей” и на Относительность, если я сам не принимаю пошлую поделку за символ, не хуже пелевинских наркотических метаморфоз.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"