Аннотация: Из цикла "Война и Мiръ КВЖД"Версия окончательная от 25.07.09
Белые перчатки.
(Из цикла 'Война и Мiръ КВЖД')
'Под поезд подъехал-бушует котёл,
Помощник всё в топке шурует,
Механик сегодня весёлый пришёл,
Кочегар, как обычно, танцует!
Кругом обежал, и все буксы залил,
И только поставил маслёнку-
Весёлую песню себе он запел,
Помощник кричит- 'Даёшь звёнку!'
Вот поезд готов и жезло принесли:
Кондуктор даёт отправленье,
ПоршнЯ за работу свою принялись,
Из кранов раздалось шипенье...
Последняя стрелка мелькнула вдали,
Раскинулась ширь перегона...'
... ну, Вы и нашли себе героев! Что старый, что малый...Гаврилов да Иванопуло - это называется, связался чёрт с младенцем!
Сам-то я из Политеха... и сундучок я себе самосильно, в четырнадцать лет, справил...не понимаете? А вот посмотрите, как прислуга паровозная, то есть, по -нашему, бригада- в рейс идёт!
Впереди- механик, в фуражке с чёрным бархатным околышем, на фуражке кокарда и молоточек перекрещенный с французским ключом...нет, колесо с крылышками- это Военные Сообщения, ВОСО...важный, солидный...потому как самый главный человек на дороге! Вот Вы, например, сколько получаете? А, то-то...а паровозный машинист первого класса , вместе с премиями за экономию угля, сбережение машины- до ста двадцати рублей в месяц! Да квартира казённая, да форма, да питание...впрочем, машинисты на казённых квартирах уж и не живут, в большинстве своём...либо казённую выкупают, либо своим домом обзаводятся...с садиком!
За машинистом- помощник... у него фуражка попроще, и одет он победнее (потому как получает не больше деповского слесаря, правда- слесаря первой руки, рублей до пятидесяти) ... а уж сзади валит - кочегар, да смазчик, да прочий паровозный народ...у которых на голове - не построенная специальным мастером фуражка- а простой картуз или засаленная кепка...
Но- кем бы ни был паровозник- у всех в руках одно и тоже: он. Паровозный сундучок.
Из крепчайшего дерева, обязательно жестью со всех сторон обитый (прочный настолько, что в крушениях сохранялся), с удобной ручкою...в сундучке- отделения. Для бутылки- с молоком ли, с квасом, а у кого - и с домашней наливочкой... для тормозка- пары кусков хлеба, сала, мяса отварного, головки лука, чтобы на перегоне перекусить... в отдельном ящичке- рубаха чистая, полотенце, мыло, носки да исподнее...
Но что главное- сундучки эти есть только у бригады! Это- как знак отличия, как герб. Я- паровозник! Если кто из другой службы сундучок заведёт- я уж и не знаю, что тогда случится! Нет, кто на сутки заступает-движенцы, путейцы, связисты- те с собой тоже самое практически берут...но только носят всё это в мешочках, сумках, баульчиках, а начальство- в портфелях...
Так вот, у Вашего Гаврилова даже сундучка нет! Обед в банке стеклянной с собой носит и у инжектора греет.
Вот я и говорю, забулдыга...вроде нашего Иванопуло...мы ещё когда из Питера в Москву ехали, то в Бологом послали его в станционную кубовую с чайником за кипятком...а там- вокзал путями окружён , как остров! Выскочил Иванопуло, да на что-то там залюбовался...то ли на депо- ротонду, то ли на башню водонапорную, в античном стиле...а тут ДСП второй, а потом и третий раз в колокол ударил!
Вылетел Иванопуло из кубовой как ошпаренный, да на подножку отходящего поезда и вскочил...того, который 'Москва- Санкт-Петербург'! Чуть назад в свой родной Питер не укатил...
Ну, два сапога пара, я и говорю... Гаврилова-то знаете, от чего на 'матаню' определили? Да, машинист он конечно, знатный! Да только вот...ага, Вы уж поняли! Российский недуг.
Мне Савельич рассказывал- когда он у Гаврилова помощником служил, то раз своего механика они вместе с кочегаром везли на станцию на саночках... кое-как втащили в будку, положили на левое сиденье, дверь открыли- чтобы ветром обдувало, и некоторое время так и ехали вдвоём, пока машинист не пробудился и не взял управление...
А вообще,Гаврилов никогда не уезжал в рейс без двух четвертинок- одну выпивал перед отправлением, другую- в середине перегона, на одном и том же месте, выкидывая в окно- а там уж лежало немало чекушек...
Согнали же его с курьерских после такого случая- раз, после Боксёрского восстания, попросился на машину пограничник один- вся грудь в орденах...прокатиться! Да и возьми скажи- мол, на этом-то самоваре , как на детской карусели, только малышню катать...
Ну, Гаврилов посылает кочегара в казёнку, дает денег- купи , мол, водки... и как начни Гаврилов, отправившись с Харбина, пограничника поить, и сам не плошал...да как потом упёр регулятор в пятку, реверс на площадку! Достиг невероятной скорости!
Паровоз шатает, трясёт, помощник с кочегаром бледные, а пограничник чуть на пол от бросков не полёг!
'А- кричит Гаврилов- будешь знать, как на самоваре кататься! Тут у нас пострашнее, чем у вас!'
И сам хлещет прямо из горлышка...
Про дорогу не думает, станции, на которых остановка- проезжает...Дежурный телеграфирует на Пограничную- 'Бригада пьяная, вызывайте жандармов!'Вот, конец перегона, дальше уж оборотное депо и другая дорога...Гаврилов остановился.
Пришли жандармы на паровоз, лезут в будку- а Гаврилов с ними сражается, точно в осаде- отбивается лопатой! А рядом пограничник со скребком!
И ведь отбились! Плюнули жандармы и отступили...а Гаврилов со своим пассажиром обнялись да и уснули в тендере...тут их и повязали...
Прогнали Гаврилова на товарные...
И вот как-то раз едет он- лето, жара...а тут, под городом- дачи, ровно в России на 'Казанке', возле Малаховки...и как раз у путей пивной ларёк. И - небольшая очередь...Гаврилов встаёт на переезде, и посылает кочегара с баклагой за пивком...а тот возвращается- мол, меня без очереди не пускают!
Гаврилов взрывается- как посмели? Паровозника не пускают?!
Подъезжает поближе к ларьку, и сметает его с лица земли вместе с очередью, потоком грязного пара из крана Эверластинга - вместе с приказчиком и пивом...только накипь в воздухе туманом висит!
Вот тогда Гаврилова на 'матаню' и убрали окончательно...
Откуда я всё про это знаю? Так в брехаловке посидишь тихонечко- узнаешь очень многое...что такое брехаловка? Неужели интересно?
Как Вы сказали- Вам интересно, как паровозы вообще ездят?
Ну, во-первых, паровозы вообще не ездят... паровозы, они ХОДЯТ.
Во-вторых, паровоз - паровозом на Дороге никто не назовёт. Потому что это- МАШИНА...а машину кто водит? Правильно , машинист...
Причём машиниста- машинистом тоже никто не назовёт. Паровозника назовут уважительно- механиком...
Нет, на дрезине- тоже не машинист. На дрезине, а также на снегоочистителе, подъёмном кране на железнодорожном ходу, на иной дорожной технике- водитель...это надо понимать!
Вообще, на Дороге много своих названий...например, чего стоят прозвища паровозов- Овечка, Борька, Зойка, Елена, Кукушка- это серии Ов, Б, З, Ел, Ку (Коломенский усиленный)...А маленькие паровозы серии Ъ как только не называют- Тузик, Бобик, Карапет, Безжопый...это если вместо тендера, для удобства манёвра, на Ъ установят по бокам котла баки для воды- танки...Прозвища имеют и отдельные части паровоза- например, крейцкопф называют кулаком... а кулисную тягу- жеребёнком...а потому, что в работе кулисная тяга поспешает возле важно ворочающегося ведущего дышла, как жеребёнок возле матки...инжектор зовут Натан...не знаю почему.
Как ещё говорят? Идёт паровоз, и валит из него невероятно чёрный дым- говорят, механик цыгана пустил...или идёт с натугой, отсечка грохочет- бах!бах! Говорят- во как, с музЫкой идёт! Труба с небом говорит!
Забавно? А, про людей рассказать...
Ну, извольте... рад буду помочь.
Итак , всё начинается с посыльного...днём и ночью, зимой и летом, в пургу и проливной дождь- неторопливо идёт по улице седой старик, в форменной фуражке, с брезентовой сумкой на плече...Как правило, из старых паровозников...скучно ему дома сидеть, гробовые (пенсию то есть) получать...подходит он , скажем, около часа ночи к крыльцу, стучится :''Помощник машиниста Иванов! Вам в Три часа - в рейс...'
Да Иванов и сам прекрасно знает, что ему в рейс- но за два часа обязательно его деповские известят, проверят- дома ли он, здоров ли, может ли выйти...у начальника смены- дежурного по подвижному составу- висит громадная доска с фамилиями- а на каждой графе- жестяная табличка- 'В рейсе', 'Отдыхает', 'Болен'- так что если в бригаде недостача- тут же и заменят...
А где живёт Иванов? Да в казарме...так и называется дом : Линейное Путейское Здание - ЛПЗ, 'Казарма 301 верста'.
Только ничего казарменного в том доме нет...единственно, что построен дом не далее как в полуверсте от дэпо- это обязательное требование ...вот и окружают дэповское здание улицы Путейская, Линейная да Паровозная...
И построен дом не абы как- а в едином стиле всей дороги...вот, на ветке Вологда-Котлас все ЛПЗ- сплошь древнерусские деревянные резные терема с крышами -кокошниками да косясчатыми окнами- как в сказочном царстве у царя Берендея...
А у нас- на Маньджурке- сплошь несокрушимый красный кирпич, и ажурное кованое железо, стиль арт-нуово...
Как правило- казарма- это одноэтажное здание на высоком фундаменте, с высокими, большими окнами, светлое да сухое...каждое жильё- имеет отдельный вход с просторной застеклённой верандой...у помощника машиниста Иванова жильё это- кухня и комната в восемнадцать квадратных аршин, как есть Иванов работник молодой и как правило, холостой (либо молодожён, без детей)...кстати, сосед его, урядник Иванов, жандарм станционный - в такой же комнате с ВОСЕМЬЮ иждивенцами (жена, тёща, сестра незамужняя и детишки малые ) мается...а потому мается, что жандарм к МВД, а не к МПС относится! А пойдут у помощника машиниста Иванова детишки- так и на расселение его в очередь поставят, дадут жильё и в две, и в три комнаты. А уволится Иванов с Дороги- пинком под зад коленом вместе с детишками зимой на улицу ...не дай Бог! Поэтому с каждой получки , два раза в месяц, два -четыре процента Иванов отчисляет в особую кассу- откуда деньги можно взять только по разрешению начальства, в особых случаях...копит деньги на выкуп жилья! Стоит такое однокомнатное жильё рублей девятьсот...
В жилье у Иванова две печи чугунные- маленькая, на кухне- с тремя конфорками, чтобы пищу готовить, и большая, круглая, унтермарктовская- для отопления комнаты (иногда ставят голландку- в простенке между кухней и комнатой, с одной стороны плита с конфоркою, с другой- гладкая поверхность от пола до потолка - для тепла) ...топят те печи углем, бесплатно отпускаемым Дорогой...да только вот выдают тот уголь самого последнего разбора, 'землю' - как паровозники говорят...ничего! Всегда можно пару мешков 'жирного' угля сбросить с тендера в известном месте... начальство про это знает и глаза закрывает...умное начальство, имею в виду...
На кухне в полу- люк, в домашний погребок со всякими заготовками...
Во дворе казармы - колодец , вешала для белья(только на них постельное бельё не вешают- мигом будет чёрным! Его, белое бельё- на чердаке казармы сушат) и службы- сараи (в которых дозволенная начальством живность- куры да утки...ещё паровозники гусей держат, злющих...а у тех, кто с вокзальным рестораном дружит- и поросёночек хрюкает) , ледник (куда лёд централизованно по весне завозят, и который в опилках до осени прекрасно и сам сохраняется, и продукты сохраняет), нужники (отдельные для каждого жилья, на особый ключик запираемые)- всё тоже кирпичное, типовое, и ...красивое! Тут же- клумба, кирпичами обложенная, беседочка со столом доминошным, а со стороны фасада- под каждым жильём палисадник с огородиком...штакетником белёным ограждённый...тоже типовым!
Сколько стоит? Что сколько стоит? Проживание? Нисколько Иванов за жильё не платит...более того, за счёт дэпо и ремонт проводится- крышу ли починить, стекло ли вставить, покрасить ли ...всё бесплатно. Заявку подай- и в течении СУТОК всё сделают.
А что ещё в железнодорожном посёлке есть? Линейная школа (для детей с дистанции пути- их бесплатно на пригородном учиться возят), ремесленное училище, церковь (или часовня при дэпо)- молятся путейцы часто и много, народный дом с читальней...линейная больница с амбулаторией и аптекой...хлебопекарня с булочной ... мастерская сапожная , ателье(где казённую повседневную форму по фигуре подгонят и свою собственную, парадную, пошьют... паровозники в форме постоянно ходят! И в церковь, и в концерт...) ... кабак с распивочной.
И то , без чего Иванову жить нельзя, и что работает круглосуточно и без всяких праздников и выходных : железнодорожный магазин, столовая, баня с прачечной...
В магазине - всё, что для железнодорожника нужно,от продуктов до парфюмерии. А как же? Вот, отправляется Иванов в рейс- заходит по дороге в дэпо в магазин, чтобы своей подружке броккаровский 'О-де-Колонн' купить да в сундучок свой паровозный спрятать...а на дворе -то второй час ночи! А как же...торгует лабаз!
Тоже и столовая...там люди завтракают в час ночи, обедают в пять пополудни , а ужинают в шесть утра!
Блюда там простые и незатейливые- на первое щи суточные или борщ с мясом (вкуснейшие!) , на второе- битки, или котлеты рубленые, или поджарка, порции огромнейшие ...чай крепчайший! Понимает персонал, что такое для паровозника - чай...и в стакан в тяжёлом медном подстаканнике нальют, и с собой в чайник набулькают...нет, в очереди никто не стоит! Садится бригада за стол- а подавальщицы тут же подбегут- и не спрашивая, мечут полный обед на стол, и добавки принесут, на тарелке с вензелем - затейливым , витым- 'МПС' ...а деньги- паровозники на выходе в ящик кидают. Стоит любая еда, которую ешь сколько влезет - двугривенный... за сытный да вкусный обед очень недорого. Так что недостаточные люди - студенты те же, частенько в тех столовых столуются...а потому что Дорога столовую субсидирует. Да, а то ещё подавальщицы прямо на перрон выйдут- и бригаде экстренного поезда принесут обед прямо на паровоз, в судках,и подадут второе блюдо на продолговатых металлических тарелках...
Про питание бесплатное? И про него скажу...попозже.
Баня, да...круглосуточно в ней свет горит, в любой час дня или ночи в парилке хлещутся вениками (берёзовыми, дубовыми , а кто и крапивными - радикулит, самая паровозная болезнь), в предбаннике гоняют крепкие чаи закутанные в простыни бригады...я когда маленький был, всё вопрос задавал - тятя, а почему, когда паровозники моются разноцветным мылом- коричневым, зелёным или красным- пена у них всё равно одного цвета?ЧЁРНОГО?
Здесь же и постричься можно, и мозоли тебе пространщик срежет, и прострел выправят- веник да баня всё поправят! Говорят, раньше в железнодорожной бане и зубы рвали, и кровь отворяли...сейчас для зубов кабинет специальный в амбулатории, тоже круглосуточный... а крови паровозника- супруга законная алчет. Есть уж за что...расскажу в свой черёд.
Да везде баня одинаковая... отличная... единственно, что у нас в предбаннике опытный знахарь- китаец попотчует вас чу-фун-ча с генсенгом и в нужное место иголку золотую воткнёт...а в Бологом вам ведающие старушки за ухо или ещё куда поставят пару пиявок...а в Ташкенте мудрый табиб с поклоном подаст вам настойку загадочного мумиё...
Здесь же, при бане, прачечная- можно форму сдать, в подсменку второго срока переодевшись- к следующему рейсу форму получишь чистую, отглаженную- причём пуговицы пришиты, прожжённые дыры аккуратно заштопаны...для холостяков- очень удобно. Женатым- обычно прозодежду (платье рабочее) их бабы стирают, и при этом обижаются смертельно, если муж форму в прачечную сдаёт - сразу подозревать начинают, не любушку ли мил-друг себе завёл? Не она ли, змеюка подколодная, ему брюки гладит? Иной раз, и не напрасно подозревают...
Понятно, для железнодорожников и баня, и прачечная- тоже за счёт Общества...бесплатно. Для членов семьи? А как же...есть и женское отделение. Взрослым- вход гривенник, детишкам- пятачок- если под меркою проходят! А на двери нарисованы- две марки- ростом дитя выше верхней- плати как взрослый, ниже нижней или вообще у матки на руках- бесплатно!
Государство в государстве, городок в табакерке... всё своё!
А почему помощника первым извещают? Да потому что ему первому надо быть в дэпо...он принимает машину!
Дэпо-то? Да , по -сути, это ремонтный завод...там, за огромными воротами, в стойлах- так и называется этот стапель, с подмостями, чтобы удобней было наверх залезать, и ямой- чтобы было удобнее снизу подбираться, расхоложенный паровоз , прибывший с оборота, проходит обслуживание...
Обслуживают машину- дэповские слесаря...а помощник машиниста- самый главный слесарь и есть! Когда машина на ремонте- он просто в дэпо переселяется на жительство- на верстаке спит...
Да, пришёл помощник в депо, зажигает...фонарик? Да ну! Факел! Специальный факел паровозный, на железной рукояти с крючками, чтобы повесить можно было...и с этим факелом осмотрит машину сверху донизу!
Вот, вспыхивает факел, набитый отработанной ветошью, обмакнутый в керосин- ярко полыхнёт, роняя огненные капли- а потом горит ясно, тихо- как керосинка домашняя...ночью в паровозном депо сияние факелов- как некое колдовское действо, на фоне чёрных громад шипящих и стучащих насосами паровозов, и человек в призрачно-дрожащем всполохе этих огней кажется призрачно-страшным...а дело делать надо.
Потому что как только помощник бирку с регулятора снимет- всё, машина считается в рейсе...а тут и кочегар подоспел...
Вдвоём с помощником они начинают важное дело- топку разжигать...следует сразу сказать, что истопник (так раньше кочегаров звали)- уголь в топку не бросает...это делает помощник, как более опытный...кочегар смазывает паровоз, гортает (подгребает) уголь из тендера в лоток, разбивает крупные угольные куски- наилучший размер для горения- это как чернослив ...А помощник- держит пар...мало дел у кочегара, говорите? Так он машину смазывает!
О, это дело тонкое...перед началом рейса вся рубка- в маслёнках разной формы, стоят они, греются...а потому что на оси идёт мало осевое (зимнее или летнее), которого на поездку уходит чуть не центнер, на цилиндры- вапор, на насосы- компрессорное...каждая маслёнка своего цвета- чтобы не перепутать. Самое это тяжкое дело- приехать и уставшему идти на маслораздачу, таскать тяжеленные емкости на машину...а ещё есть солидол- грызь, похожий на шоколадное масло...
Вот подошёл механик- и даёт помощнику ключи от регулятора...замок там, и кроме дежурного мастера депо и машиниста- никто паровоз тронуть не смеет.
После чего машинист идёт себе в брехаловку- комнату ожидания, а помощник с кочегаром выводят паровоз из стойла и идут снабжаться...
Первым делом- вода! А как же...
В тендер- до сорока восьми тонн воды входит, и за перегон вся она, почитай, паром в небо уносится...Качество воды- для машины очень важно...
Нет, как раз не чистота...да хоть из болота бери- мутную да черную, с лягушками...продуют котёл, да вся грязь и вылетит! Тут важна жёсткость и солёность...жесткая вода за один рейс может котёл насмерть угробить! Накипь- страшное дело...
А потом- идут на угольную эстакаду...
Угли бывают разные...
Антрацит, говорите? Господь с Вами, не надо нам такого счастья!
Конечно, антрацит имеет среди углей самую высокую калорийность, то есть температуру горения, но...он плавится, и заливает колосники- решетку, на которой сгорает- таким слоем, что , когда застынет- становиться прочным, как металл. После подобных случаев колосники вырубают в депо зубилами!
Воздух через такой панцирь снизу, из поддувала, уж конечно- не идёт...и говорят- зашлаковали топку, или просто- залили колосники...
Поэтому топить антрацитом- высочайшее из искусств. Нужно знать, когда и как его подбросить, когда вовремя горящий слой антрацита провалить в зольники- пока он не успел затянуть топку нежно-голубым, раскалённым, дрожащим желе...
Нет, самый лучший уголь- это брикеты кардиффа...или вот- в западных дорогах бывают угли марки шлезиен- горят, как бумага! То есть не оставляют никакого шлака...
И вот не знаешь- чего лучше- топить дорогими заграничными углями, или нашей дешёвой 'землёй'! Которую надо добывать в неимоверном количестве, и возить издалека...на Николаевской дороге- всё ясно! Проще купить великолепного английского угля и доставить его пароходом -угольщиком в Питер, чем везти скверненький донецкий уголёк с Юга - опять же паровой тягой...
Дровами?Х-хе...полный тендер хороших, сухих берёзовых двухаршинных дров хватает на семьдесят вёрст пути -под метлу (то есть чтобы палуба тендера оставалась пустой и чистой)...хотя на узкоколейках- да, дровами топят! Там даже на узкоколейных паровозах дверцы топок- круглые- и как раз по размеру хорошего полена...нет, у нас пасть шуровочная не круглая- а вытянутая, полуовальная, чтобы лопату при броске было удобнее располагать.
Да ведь топят еще и торфом, и сланцем, и нефтью (на Закавказской дороге)...и даже воблой сушёной...
Ну, у нас на Маньджурке угли янтайские, паровично-жировые, длиннопламенные, отягощённо-спекающиеся...средненькие!
Поэтому вдобавок к обычному углю всегда выдаётся ковш-другой высококачественного кардиффа...тут важно установить контакт с работником угольного склада! Например, у нас на станции- есть такой понимающий человек, которого так и называют- 'Родной'...так за мзду малую он тебе как раз и подбросит маленько сверх нормы ...чего следует! Банку жирного!
Да- снабдились, и надо поднимать пары...как старый паровозник говорит: 'Пошуруй топку и просифонь, чтобы баланец загремел!'
Это значит- прокидай как следует, просолонь, начиная от шуровочного окна, закидывая большие куски подальше, в углы, потом ровно по всем колосникам, навстречу шуровке, потом по ближним углам и уж потом под самую шуровку, чтобы образовалась скатерть- ровный сияющий слой - потом, открой сифон, и паром разожги пламя, чтобы вся кирпичная внутренность топки засияла стеклянной слезой - и загремел , то есть с рёвом открылся предохранительный клапан от избытка давления (что, в общем-то, категорически запрещено...)
Механизировать? А как же...и у нас есть такая машина! Горбатый стокер называется...то есть помощник машиниста...за смену восемнадцать-двадцать тонн угля перебрасывает он на своём горбу...приезжая на оборотное , помощники иной раз валятся на пол , без сил, с кровью из горла, от непосильной натуги...
Машина к рейсу готова...
Тут механик получает от движенца график, расписание, карточки с жёлтой и красной полосами (где, на каких участках пути рекомендуется держать какую скорость)- и бригада идёт к машине...впереди, конечно - сам...
Ну, поднявшись в рубку- чего греха таить...иной раз и по стаканчику ...на паровозе особо не запьянеешь- всё пОтом тут же вылетит, так что в меру- а особенно зимой- пара глотков не помешает! Начальство? Да знает, конечно...ведь в столовой и водка подаётся, и пиво- за отдельную плату...Савельич мне рассказывал, что однажды пиво не завезли- и тогда он с другими машинистами телеграфировал о сём самому Управляющему дороги- который очень возмутился, и дал команду немедленно доставить в буфет свежее пиво, что и было немедля исполнено. Нет, пассажиров это не касается- они об этом даже и не догадываются...
Вот только выедем мы с Савельичем под поезд - как я уже от всей бригады бегу в наш железнодорожный магазин, набираю полные карманы четвертушечек , и одну- у себя в тамбуре сразу же клю-клю-клю...а после мы все ещё маленечко вместе клюкнем, и хорошо, и на самом весёлом тоне выходим за семафор...
Но до выхода- ещё проверка готовности...надо звенку подцепить- это специальная цепь, с крюком, для винтовой сцепки...кондукторы размещаются по составу, хвостовые сигналы развешаны (три красных огня- поэтому, машинисты шутят- ежели один красный огонь впереди увидел- это ещё ничего, а вот когда три!), тормозные башмаки из-под колёс вынуты, воздушные и механические тормоза опробованы, обер-кондуктор документы и маршрут получил, залез в вагон, осмотрщики оси обстучали, смазчики буксы залили...а вот и жезло несут!
Несёт его ДСП - дежурный по станции, в красной фуражке...ни у кого иначе паровозники жезл не возьмут! Приняли жезл- значит, перегон открыт...
Да, на каждом перегоне такая история...вот, например, даже если остановки нет- помощник одевает ватник, берёт жезл, вставляет его в широкое хромированное кольцо- и спускается по трапу мчащегося паровоза...напротив здания вокзала стоит ДСП, ночью у его ног фонарь...в руках у ДСП такой же жезл, в таком же кольце... помощник при приближении роняет свой жезл на перрон, а затем на полном ходу с точностью циркача попадает рукой внутрь обруча, который держит дежурный, и подхватывает его на плечо...Вот для этого случая и надевается ватник- удар по плечу такой, что плечо может и опухнуть...а так- ничего! Главное, попасть рукой, иначе придётся останавливать поезд и осаживаться - то есть ехать назад за жезлом...без него- ехать категорически запрещено!
Да, а ещё перед отправлением - чтобы удалить водяной конденсат из цилиндров паровых машин- машинист продувает их, открыв специальные краны...и из-под паровоза, спереди, с обоих бортов, вылетают великолепные белоснежные усы! Разумеется, помощник сперва выглянет- нет ли людей- а то этим паром человека обварить можно... да и бывало такое, особенно ночью.
Вот что такое- краны шипят...
Ну, поехали...
В рубке - все члены бригады работают с полным напряжением сил...труднее всего, как ни странно, приходится машинисту!
Он ведёт паровоз- используя все органы чувств- смотрит во все глаза, слушает во все уши как работает механизм, чувствует подошвами ног, как содрогается машина и как она идёт по рельсовому пути... и даже нюхает, чем пахнет паровозный дым! Нет ли изгара, не уносит ли из трубы излишняя тяга не сгоревшее топливо...
Машинист врастает в машину- и вместе они представляются единым целым- этаким механическим кентавром...
Комфортно ли машинисту? Да судите сами- ноги печёт жар от топки, лицо и плечи студит встречный ветер...и хорошо, если не бъёт ему в лицо ледяная крупа или не сечёт его проливной дождь...
Очки защитные одеть ? Ну , знаете...как-то не принято! Смеяться над ним будут, стыдно...
Машинист свой путь - дистанцию- обязан знать наизусть...где увеличить скорость, где притормозить...ведь поезд- это протяжённая , гибкая конструкция! И бывает так, что голова поезда уже идёт на спуск, ускоряясь , а хвост- ещё продолжает подъём, замедляясь...что будет? Так можно запросто сцепку разорвать...значит, надо на спуске притормаживать...или наоборот- спускается поезд по уклону- а машинист ещё скорость добавляет- потому что впереди скоро будет затяжной подъём, и пара может не хватить...
Вообще, подъёмы- вещь ужасная... если уклон большой (более пятнадцати тысячных) - то помощник, бывало, выскочит из машины, паровоз обгонит- и сыпет под колёса песок или битое стекло, чтобы пробуксовки не было...
А сигналы? Их надо видеть! И поэтому тот член бригады, который сигнал первым увидал- обязан тут же называть сигнал вслух...увидел машинист семафор, кричит :'Зелёный, проходной!' Помощник обязан немедленно выглянуть со своего крыла, и если увидел тоже самое - то громко повторяет 'Зелёный, проходной!'...а если нет? Если увидел жёлтый? То он обязан немедленно, без всяких разговоров, остановить паровоз! Потому что, видимо, с механиком - какая-то беда...
Так что механик в пути- весь внимание... а то, ещё дорожный мастер (ПЧ) перед рейсом подойдёт, и сердечно попросит :'Мил человек, посмотри там мои путя!'
Тогда машинист поставит перед собой на специальную полочку стакан с водой- и всю дорогу смотрит в пол-глаза, не плещет ли? Куда, в какую сторону? Как сильно? А потом и телеграфирует- на триста пятой версте, второй пикет - следует проверить путь...левый рельс явно бъёт!
В ближайшее же окно- технологический перерыв, обычно глубокой ночью- к этому опасному месту выйдет рабочий путейский поезд-летучка...что, на Московской дороге окно с десяти утра до полудня? Хорошо устроились москвичи...да потому что дорога должна работать всё же не для удобства дорожных мастеров, а для пассажиров. Я прав? Ну вот и Управляющий так же думает.
Особенно тяжело приходится машинисту ...ночью? Да нет, ночью фонари как раз очень помогают...тяжело- в сумерках, в туман, в метель...бывает, что приехав на станцию, на скотосбрасывателе помощник с ужасом обнаруживает следы крови...и хорошо, если только зверюгу переехали...да, бывает. В прошлом месяце Савельич медведя сшиб...есть, есть зверьё...и что странно- паровоза совсем не боится! Как-то раз , из-за метели, встала бригада на перегоне... так волки одолели! Угли из топки горящие в них бросали...ничего не помогало! Осадили серые путейцев в паровозной будке да и шабаш. А кондукторам так и пришлось на крышу вагона забираться...
Про сани? Это легенда ... про сани, которые вместе с седоками на крейцфаркопфе повисли и так на станцию приехали, я ещё на первом курсе слыхал. Сказки это.
Паровоз если приложит- мало не покажется...даже стоять рядом с движущимся поездом опасно- притянет, засосёт под колёса...были случаи, да.
Ну ладно, мчится поезд заре навстречу...а куда и как далеко? Для паровоза перегон- около трёхсот вёрст. Проходит поезд их в среднем, с остановками, за восемь часов...курьерский? За четыре часа пролетает ...есть такие паровозы- 'Русский Прери'!
Но всё равно- это средняя величина перегона- потому что зависит от ёмкости тендера...и то, под конец , бывает, уже не уголь- а угольную пыль- штымп, помощник шурует...не любят её паровозники- потому что начинается тот самый унос- то есть не сгоревшая пыль улетает в трубу...не стоящего человека так и называют- штымпом...
Так вот, перед шуровкой штымп поливают водой из специальной пипки...что Вы смеётесь? Нормальный термин, технический...
Пипка? Это такое устройство - в виде бронзового наконечника на брезентовом рукавчике, чтобы воду разбрызгивать мелкими брызгами...
Вот, шипя и отдуваясь, паровоз подходит к большой узловой станции... на входной стрелке знак - 'Проводник'. А вот и он сам- сигналист, который проводит поезд- указывая , на какую путь пребывать...заскрежетали тормоза. Всё...всё? Как бы не так...
Сначала- отдать жезл... а потом к паровозу подбегает половой из вагона-ресторана, в руках- поднос, на нём хрустальная чарочка и бутерброд с икрой :'Откушайте, господин механик!'
Благодарность, что доехали - и точно по расписанию...по курьерским поездам - ходики сверяют!
Откушает машинист... а кочегар уж звенку расцепил, пора в оборотное депо...
Оборотное- это где паровоз в обратную сторону разворачивают...вообще, паровоз что вперёд, что назад может ехать совершенно с одинаковой скоростью- реверс перекинь только...
Однако- тендером вперед ехать как-то не сподручно, потому как с него, с тендера, тогда угольная пыль машинисту в глаза летит...да и обзор гораздо хуже...поэтому паровоз надо развернуть.
Разворачивают его либо на треугольнике, либо на кругу...
Треугольник- это специально выложенные рельсы- сначала паровоз идёт вперед, поворачивая по кривой на девяносто градусов влево...потом идёт назад, до следующей стрелки, по прямой...а потом, по новому радиусу- снова вперёд , поворачивая ещё на девяносто градусов...и тоже влево! Вот и развернулись.
Но это хорошо, когда места много... а если наоборот? Тогда- пожалуйте на поворотный круг.
Заезжает паровоз на специальный мостик, установленный на шаровой опоре- как на карусель...сбоку у мостика- рычаги...впрягается в эти рычаги бригада- и пердячим паром свою машину разворачивает...а что? Нормально...правда, спервоначалу - ртом , конечно, от натуги посрёшь...
Двигатель? А если поломается? Или сопрут.
Развернули машину, отогнали в отстой - и за работу, товарищи! Машину надо вымыть, вычистить и смазать- причём не только и не столько снаружи, как изнутри...первым делом вся бригада дружно отправляется продувать котёл и чистить дымогарную коробку...продувают котёл паром, где-нибудь на дальних путях, потому что всё вокруг покрывается белой пылью...а потом, открутив четырнадцать огромных винтов на круглом паровозном лбу, выгребают из топки жар и шлак. Ночью- очень красиво... рдеющие угли у высоких, красных колёс...тихо шипят, мерцая синими, малиновыми, оранжевыми огоньками...
Машину оправили- пора и о себе позаботиться...снимают звёнку, фонари- чтобы не украли...запирают регулятор, и взяв шарманки (сундучки паровозные) под мышки, отправляются в баню...
Баню в оборотном депо полагается- дружно охаять! Перечисляя все действительные и мнимые преимущества бани 'своей'...иногда до драк доходило с местными бригадами, да.
Поскольку бригада в рейсе- полагается от Дороги бесплатное мыло...но им только, разве, кочегары моются...у путёвых паровозников мыло своё...и бритва, и одеколон...
Помылись- пора и подкрепиться...полагается также от Дороги , как находящимся в рейсе, бесплатное питание- и выдаются большие медные бляхи с тиснёнными буквами 'Обедъ'
Но в 'чужой' столовой паровозники едят неохотно- мало что там приготовят (по совести, то же самое, что и в 'своей'). Разве уж очень сильно наволдохаются...
А так- идут на склад, и вместо готовых обедов получают паёк- мясо, картошку, крупу, капусту...сколько каждому по чину полагается...машинисту мяса- полфунта, кочегару- вдвое меньше...кроме того, машинисту дополнительно сметаны стакан, колбасы, конфеКт в бумажках...да всё равно, всё идёт в общий котёл.
Приходят в заезжую- и пока машинист отчёт пишет, помощник готовит суп...это его прямая обязанность!
Похлебает бригада кулеш, да и разбредается отдыхать...машинисту полагается отдельная комната, с панцирной кроватью и белоснежными простынями...помощник- размещается в комнате на четверых. А кочегар- в огромной спальне на двадцать-тридцать топчанов ночует...без всяких простыней.
Кто в заезжей спит, а кто и не спит...машинист имеет, как правило, в оборотном подружку. Поскольку механик человек солидный, семейный- ни о каком разрушении ячейки общества речь идти не может. Так, блуд почесать...нормальные бабы это так себе и понимают.
И многого не требуют...приголубить, да подарочек какой... а так- просто погреться. Машинисты- народ хороший, душевный, надёжный...вот и тянутся к ним одинокие старушки, лет тридцати...
Иное дело- помощник...это парень молодой, перспективный- лет через пять, много- через десять, сам машинистом станет, его и окрутить не грех...так что берегись, Иванов, как бы тебе твой 'О-де-Колонн' боком бы не вышел...
Кочегару же блудить Устав Железных Дорог прямо запрещает, хе-хе...по малолетству.
Переспали- кто где, кто с кем- пора и домой....но прежде- надо подарочки купить своим, домашним...базар-вокзал, а как же! Хоть чёрта в ступе, да привезти!
Детишки к паровозу выскочат- тятя, тятя, чего привёз? А он им орехов кедровых, или сладких пряников...а супруге- платок или сережки с камушком...а что? Съездили хорошо, топливо съэкономили, графика не нарушали- значит, премия не за горами...
А про перчатки -то , белые...да, надевает их машинист. Когда отправляется с родной станции на дальний перегон...и за двадцать минут до прибытия домой, когда уж даёт особый гудок, для своих домашних :'Еду-у-у-у! Гони-и-и-и их все-е-е-ех!!'