"...Прошу Вас, проходите, Ваше Благородие...билет пожалуйте! Как это билета нет? А касса-то уже закрыта, вот беда-то...
Да Вы что?! Как можно! Нет-с, увольте, мы этими делами не занимаемся...нет и нет. Ничем помочь не могу-с...без билета никак! Даже в вагон не пущу!
...тьфу ты, Господи, Боже мой! Что же Вы мне тут арапа втираете- "можно ли, нельзя ли"...сказали бы просто- что от Иринушки...кстати, как там ея собачка поживает? Ну-да, ну-да, кошечка, конечно...рыженькая...это, простите старика Христа ради, я Вас проверял.
Разумеется, милости прошу! Поднимайтесь в сени...ну, в тамбур, по-научному...третий звонок!
Готов! Поехали!
...Так, милостивый государь, проходите, присаживайтесь...Вам постелю принести какую- с пломбою или чистую? Вот, сразу понятно, что Вы- человек с обхождением...а то иной пассажир увидит пломбу на мешке с бельём, радуется как ребёнок- думает, что от Москвы до самой Манджурии на этом белье никто и не спал, хе-хе...за бельё рублик пожалуйте! Нет, сорок копеек- это в третьем классе, там в комплект тюфяк входит, наволочка и две простыни...подушка и одеяло за отдельную цену. А Вам- я сейчас застелю...не извольте беспокоиться! Простыни льняные, одеяло верблюжьей шерсти...
Вот, сейчас полочку верхнюю опустим - будет Вам спиночка мягкая...у нас вагон хоть и второго классу, а "мягкий" ...а знаете, как китайцы мягкость вагону определяют? Правильно, идут по перрону вдоль составу, и лбом об вагонную стенку стучатся...
И чем же в первом классе лучше? Даром, что в полтора раза дороже..."слиппинг кар"! Х-хе... ну да! Там в куппэ полированное красное дерево, на медных винтах, стены рытым бархатом обтянуты, настольные лампочки и медными абажюрами, графины хрустальные, в коридоре воздух из пульверизатора лесной водой опрыскивается ... сплошная показуха! Да если Вы знаете, у нас борта вагону тоже стальным листом обшиты! Так что если хунхузня по окнам палить зачнёт- не стесняйтесь, валитесь на пол и ничего не бойтесь - пуля нас не возьмёт!
А услуги у нас те же самые, что и в первом классе- и обед из вагона-ресторана принесём, и чай...как это запретили? А, вот Вы про что...да , запретили чай ПРОДАВАТЬ...то есть, продавать пассажирам чай в цибиках...была, была у нас такая статья дохода...чего греха таить!
А вот чай заваривать да разносить- кто же воспретит? Разумеется, непременно в подстаканниках, серебряных.. они у нас хорошей работы, из села Красного, что под Костромою, на Волге-матушке...к чаю чего-нибудь желаете-с? А коньячку-с?
...Пожалуйте, сударь...вот сахарок-с, в бумажке, по два пиленых кусочка, вот лимончик...спасибо, присяду. До Мукдена ещё два часа...поезд у нас скорый, где попало не останавливается, да, нам, кондукторам, облегчение...
Да не мне спасибо говорите, а Ирине Владимировне...хорошая, говорите, женщина? Да кто спорит...
Только вот живёт она с головою, назад свёрнутой...так не живут? Правильно, и у нея не жизнь...Жить надо сейчас, сегодня...что толку, о прошедшем горевать?
Вот, сватался к ней жандарм станционный, Иван Северьянович - ничего не скажу, положительный человек! Вдовец, бездетный...да Вы его на перроне видали? Ну мало ли, что страшен как чёрт...с рябого лица воду не пить!
Зато здоров, как бык - и такой же , как бык- молчаливый, выносливый да работоспособный...хозяйственный, одно слово! Он нашу Ирину заприметил, когда она через станционный киоск себе избранные сочинения профессора Менделеева выписала...да ничего удивительного! Вот, стрелочник Петров многотомную "Жизнь животных" Брэма получает, из самого Питера...по подписке!
А тут Ваня забеспокоился- а, химия! Значит, порох... а нет ли какой крамолы? И в голову ему не вошло, что Менделеев самое главное своё открытие не о порохах сделал...Таблица? Не слыхивал... а вот то, что профессор открыл, что на шесть частей воды надо четыре части спирта брать...950 грамм спирта на 1000 грамм воды... за это ему наше горячее, народное спасибо!
Что еще , говорите, открыл? Говорят, открыл еще состав креплёного вина- а так же то, что это вино с водкою смешивать не рекомендуется, хе-хе...мученик науки!
Ну да, гонит Ирина... и понять ея можно! Надо же чем-то увлекаться...нет, сама свой продукт не употребляет, слава Богу...только производство.
Работа у ней такая... а у нас, извините, не работа. У нас- служба-с.
Как это, зачем кондуктОры нужны?
Это, смотря какие кондукторы...
А как же- совершенно разные...Бывают они- обер-кондуктор, старший кондуктор (не путать с обером), тормозильщики, смазчик и хвостовой ...следовательно, минимум пять человек в бригаде...
Тормозильщик? Это тот, который по паровозному гудку жмёт специальным рычагом на тормоза...ну, сейчас-то, уже не жмёт- винтовую тягу крутит... Сидит себе тормозильщик на тормозной площадке- там у него деревянная лавка, тормозной привод и фонари с флажками...я, по молодости, катался на тормозе!
Страшное дело...не только зимой- но и летом, да на товарняке...редко у кого лицо или руки не обморожены...
Смазчик- понятно для чего...на любой остановке первым делом буксы смазывает специальным осевым маслом...ну, ремонт вагонного хозяйства проведёт, если надо...засим у смазчика - специальный ящичек: мазь на случай выплавления подшипника, запасная подбивка для букс, молоток на длинной ручке...сразу его угадаете, он самый грязный...сразу после собачника!
Собачник-то? Да это хвостовой кондуктор...а потому, что когда в хвост поезда идёт, тащит в руках три красных фонаря, четвертый фонарь- для своих нужд, котомку с инструментами, харчами да куревом...а сзади, как собаку на привязи- тащит башмак, который под колёса при нужде подкладывает...потому что рук у него уже не хватает!
Тяжело ли? Да что там ..вот сидеть- да, тяжело...оденешь два тулупа, валенки, треух- и всё равно застынешь... А хвостовой кондуктор еще и привяжется- потому что на нашей Дороге хвост поезда так мотает- что можно просто улететь с площадки!
А на станции- тоже не сахар...производишь манёвры, сцепляешь-расцепляешь вагоны, и даже их с места сталкиваешь- да, специальной железной лапой! А это если надо переместить вагон, а маневровой тяги нет...стронешь, а там уж сама пошла.
Больше всего достаётся старшему- он за всё отвечает...а обер? О, обер-это хозяин поезда!
Вы его сразу отличите- в щеголеватой чёрной визитке, с витыми галунами, с погончиками, шапкой барашковой... часы на цепочке, медный свисток- тоже на цепочке!
Обер ведёт маршрут, приносит на паровоз от ДСП предупреждения о скорости, носит в специальной сумке документы на груз, следит за расписанием, передаёт по телеграфу на следующую станцию количество свободных мест, и самое главное ДАЁТ СВИСТОК!
Это значит, что поезд готов к следованию, и никаких сигналов об остановке не видно...на товарном обер лезет на первую после паровоза тормозную площадку, и поехали.
Машинист смотрит только вперёд- остальное, наше служба...вот, к примеру, загорелась букса... Остановим поезд подачей специального сигнала- верёвку, протянутую вдоль состава, дёрнем, буксу погасим , смажем- и на малой скорости вперёд...всё под нашим контролем...и движение, и сигналы.
На пассажирском что делаем? Да всё...от того, что свечи в вагоне меняем , до того, что билеты проверяем...да места в поезде всегда есть, не переживайте! На станциях билетов продают- всегда меньше, чем мест- потому как есть бронь! Разная- от брони МВД до брони УВОСО Военного ведомства...формы есть специальные на служебные безденежные билеты- от формы номер один, для министерской брони, до формы номер четыре-ка... и не всегда она, бронь, выбирается. От того мы и можем сажать своих пассажиров ...чуть побольше...ну, в третий или четвертый, чего греха таить, бывает, битком набиваем...Четвёртый класс? Это для китайцев...там даже вагоны есть специальные, двухэтажные...своих? Завсегда железнодорожников бесплатно возим...
Безбилетников-то? Зайцев? Ловим...ну, поймают- либо плати, с контрольной станции , тариф, либо высаживайся...Правильно Вам Ирина рассказывала...296 станций в России есть, на которых удаление пассажиров из поездов не допускается за отдалённостью городов, сёл или деревень...а что? Высаживать его, пьяного, расхристанного, без копейки денег зимою, в лютый мороз на глухом полустанке- мыслимое ли дело?
...С Вас рублик- сто вёрст уже проехали-с...да, дел у кондуктОра много...
Х-хе...машинист , знаете, как говорит? Вернётся из поездки:"Я приехал!"
А обер скажет:"Я поезд привёл!"
Это-то у меня ...да, ерунда-с...
В вагонах четвёртого класса у нас посреди салона печки стоят, для тепла ... потому вагон так и называется- теплушка!Ага, "сорок человек и восемь лошадей"!
Пассажиры топят-топят...а в углах всё равно лёд. Так , вместо того, чтобы местами меняться- один погрелся, затем другой- так они уж топят, топят...аж печка раскаляется.
Ну, и раз не усмотрели- то ли уголёк выпал, то ли разделка - железная пластина между трубой печною и вагонной стенкой- выпала...вагоны-то у нас деревянные. Вагон на ходу горит четыре минуты...
Тут главное- поезд остановить, вагоны расцепить, горящий вагон отвести- а потом из него вытащить всех, кого можно...а потом и тушить.
Потушили, что уж там... руки вот до плеч слегка подкоптились.
Да это ничего...как изволили сказать? Да Вы что...я службу свою исполнял...потому как жалование получаю, тридцать восемь рубликов...а как же.