Аннотация: Из цикла "Война и Мiръ КВЖД". Окончательный вариантъ
'И когда, известным инженером...'
'Под асфальт- сухой и гладкий-
Наледь наших лет-
Изыскательской палатки
Канул дальний след.
Флаг Российский, коновязи,
Говор казаков...
Нет с былым и робкой связи-
Русский рок таков!
Инженер. Расстёгнут ворот,
Фляга, карабин...
Здесь- построим Русский Город!
Назовём- Харбин!'
...'Тук-тук...можно к Вам? Спасибо. Да Вы не волнуйтесь, я только до Хушитая...а дальше уж ножками, ножками...да нам, инженерам, ходить- не привыкать стать...это смотря каким инженерам! Если конторским, из Управления- то да... их дорога- от ретирады до порога.
А нам...да Вам моя фамилия ничего не скажет...ну, Семёнов, и что? Да кто у нас в России знает инженеров?
'Папенька, кто строил эту дорогу? Граф Петр Андреевич Клейнмихель, душечка!' ага, ага...Вы тоже Некрасова читывали...Ха. Ха. Ха. Клейнмихель! Сатанинский хохот три раза...эту дорогу строил...
Обер, у меня безденежный, форма два-ка...почему не могу? Ведь годна для проезда в куппэ второго класса, так? Почему не так? А...нужна форма два-а, для проезда в четырёхместном мягком...ну, извините, виноват, уже ухожу, ухожу...ну, я Семёнов, и что? Ну да...было дело... спасибо, премного благодарен и даже тронут...
Вот она, слава людская!
...Да, так кто строил Николаевскую дорогу? А, не знаете...не мудрено. Имена Павла Петровича Мельникова и Николая Иосифовича Крафта давно и прочно забыты...
... Вот уж не знаю- кто придумал этот поганый анекдот про линейку и царский палец...а ведь он- совсем не безобиден! Вроде- в России все рабы! И любой царский каприз будет исполнен , даже и любой ценой...
А Вы знаете, что Мельников проектировал Николаевскую дорогу, ориентируясь по старинному Петровскому тракту? Да, тому самому, который иждивением Петра Великого проложен был- как стрела...
И проектировал- вовсе сидя не за письменным столом...его кабинетом был и лесной шалаш, и курная изба...известное дело, а как же...
Ведь проектирование дороги- это высочайшее искусство!
Инженер пропитан дымом походных костров, он проходит сотни километров пешком, в лесу, в тайге, среди болот и пустынь...потому что свой глазок- смотрок... вот, дошли до реки. И сразу- решай, инженер- не будет ли заболочен этот район, не уйдёт ли полотно в топь... а может , сделать обход? Или отсыпать насыпь? Или...или...или...
Я, когда на Манджурку пришёл, после Института, так сразу попал на горячее дело...весь день, представьте, в поле! Бродишь по колена в рыхлом, тающем снегу, а вечером- вычисления...наносили нивелировки и сондировки , сделанные днём, в грязных, дымных фанзах...ночевали на полу, на гаоляновой соломе. Не заспишься! Потому как китаец начинает копошиться ещё затемно...
Раскроет дверь, чтобы выпустить дым из канов- лежанок... а морозный воздух начнёт растекаться по полу...Поневоле, вскочишь- и за работу...
Коньячку не хотите? Да Вы не стесняйтесь, это сорт 'Ара-Джан', харбинский коньячок- три косточки и бурячок...армяшки местные гонят, под Шустова...давайте, я Вам прямо в стакан с чаем? Вкусно? Ведь хорошо? То-то...
Да, а тогда- в свой первый сезон- за два с небольшим месяца успели сделать просеки , на протяжении ста пятидесяти вёрст...
Провели нивелировку,сондировку, сделали промеры рек и ручьёв, измерили количество протекающей в них воды, и составили несколько десятков саженей планов, сопровождаемых подробными пояснительными записками...За это время успел выдержать порядочную горячку...а что? ночью, чувствую- нестерпимый жар- велю казаку обливать меня ледяной водой, утром- опять на просеку...
..Э, Вы не правы...Дорога -хоть и чужда живой природе, но не должна с ней бороться и ея превозмогать! Дорога должна сливаться с природой ...хорошая Дорога просто гармонирует с окружающей местностью- особенно мосты, виадуки, насыпи...и если Дорога спроектирована верно- кажется, что она не построена- а выращена...и была здесь всегда...
Я же говорю- инженер обязан обладать специальным артистизмом! Он обязан уметь читать местность, чтобы правильно понимать, как должна лечь Дорога..
Да наши инженеры- сплошь люди искусства...возьмите того же Гарина-Михайловского, Мельникова- Печерского... из-за денег?
Мда. Деньги мы получаем. Немалые. Я вот- две тысячи в год...а сколько стоит человеческая жизнь?
На Сибирской магистрали есть станции Вяземская и Урсатьевская...я вот, специально, в книжечку переписал из последней страницы полевого дневника инженера Урсати...хотите , зачитаю?
' Третье ноября. Пишу в последний раз. Вчера плот задёрнуло под лёд и Костя Вяземский сразу ушёл под воду...(Неразборчиво) выскочил на обледеневший берег и полз саженей двадцать пять...закоченел...очень тяжело...голодный мокрый без огня...счастье, что уцелели материалы съёмок' Всё. Больше в дневнике ничего не было...
...Практика паровозная зачем? Ну как же...инженер обязан мыслить- как машинист! И понимать- какой профиль пути выбираешь...вот паровозники говорят- таскать поезд по тяжкому профилю...это значит- водить поезд по участку с очень крутыми или очень затяжными подъёмами...а ещё бывает профиль пути перевалистый...понемногу то вверх, то вниз...
Так что лучше всего- конечно, ровный профиль, но... вот нельзя напрямую подвести дорогу к лощине или преодолеть холм- значит, нужна насыпь или выемка. Это называется- по высшему разряду! Но- деньги, деньги.
В скалистой местности точность работы инженера- вообще миллиметровая! Потому что за каждым лишним метром - взрывные и дробильные работы...
Вот и кружит дорога, петляет, обходя подъёмы и спуски...пример- перегон станция Узловая- Елец Павелецкой дороги.... дорога кривая, как бык нассал! Или Московско-Виндавская дорога, от Москвы до Риги...первая кривая прямо начинается от московского Виндавского вокзала! Приходится специальный вагон-смазчик гонять до Ржева, чтобы головки рельсов не срезали реборды колёс...
Ну, думаю, тут - поскольку заказчиком была казна, а подрядчиком- французы...хватило денег не только детишкам на молочишко! Небось, и на баронство осталось...
Нет, инженер не имеет права ошибаться! Каждая ошибка- это перерасход средств, материалов при строительстве, или топлива, времени в пути- при эксплуатации...по его вешкам после будут ориентироваться тысячи судеб...стреляются при ошибке инженеры, да.
Кто это Вам такую глупость рассказал? Да никогда под мостами на статических испытаниях инженеры не стоят! А если рухнет мост да инженера и придавит ? Тогда кто же будет причину катастрофы искать? Чтобы в следующий раз другой инженер такую же ошибку не сделал.
Мы ведь живём не единым днём...вот считайте- Дорога рассчитана на срок эксплуатации в сто лет...так что мы её, матушку, не только к Океану ведём, но из настоящего- в будущее...
А ошибки... да главным образом, из-за чистой небрежности. В нашем инженерном ремесле особой мудрости и нет...хотите, я Вас мигом научу? Ну вот , например, разобьём кривую...так, салфеточку , карандашик...берём угол лево один градус девять минут ...сверяем по буссоли румбический угол зюйд-вест одиннадцать градусов , значит триста шестьдесят шесть тысячных , по таблице Кранке определяем длину радиуса, для этого искомое число делим на тысячу, умножаем на двести, смотрим тангенсы , биссектрису и длину кривой...всего - то дел: умножай да дели!
Однако- умножение без проверки есть преступление...поэтому проверяем трижды...на одной дороге ошибка в сажень при нивелировке на предельном подъеме стоила два миллиона рублей...а так- дело не сложное. Вроде как- сапоги шить...и инструменты у нас самые простые- нивелир, рейка, буссоль, эккер, лента, цепь и рулетка...и ещё голова.
Но...надо быть еще и немного ...того. Увлечённым, да...не все правильно понимают.
У нас в Институте преподаёт инженер Кербедз Станислав Валерианович ...слыхали? Ну как же! Он ведь построил великолепнейший мост через Волгу! сказка, а не мост! Как же можно его не знать? Его ещё Чехов вывел в рассказе 'Пассажир первого класса' под именем Крикунов...так Кербедз покупает ВСЕ книги - буквально все- по инженерному делу, которые выходят во Франции, Германии, в Англии...придёт с туго набитым бумажником в книжную лавку- а уходя, просит у приказчиков двугривенный на извозчика...всё потратит! Его питерские книгопродавцы просто боготворят, благодетелем считают. А знатные - над ним смеются, считают блаженным...
Да и меня самого ...давайте я ещё коньячку плесну...
В Питере познакомился я с барышней ...из одиннадцатого дома...ну, там где преподаватели живут...ведь не пустышка какая-нибудь, институтка...
Уж и обручились...да, перед самым выпуском- пошли мы в Мариинку...сидим, любуемся балетом...
И тут моя невеста как шлёпнет меня веером по записной книжке: 'Ника, что Вы там рисуете? '- а у меня там схемы опор и пролётных строений...
'Фу- говорит, как Вам не стыдно! Во время балета- думать о мостах...Вы просто одержимы...'
А чем я виноват, ежели мне СКУЧНО время зря терять?
Ну...стал я замечать, что крутиться вокруг моей Вареньки гвардейский поручик...
Далее было , как мой десятник выпимши поёт :'
Штабного я бил в белы груди,
Сшибая с грудей ордена...
Ой, люди, ой, русские люди,
Родная моя сторона!'
А. Что господь не делает, всё к лучшему...все одно Варвара теоретической механики не понимала...и поговорить-то с ней было бы не о чем.
И вообще- бывая у них в доме , меня больше всего лифт интересовал...
А сейчас я куда? Да на линию Син-Мин-Тин- Инкоу... будем строить продолжение до Хушитая...да что, дело привычное...
Только вот- мечтаю, что получу я когда-нибудь отпуск, и приеду в Питер....
'И тогда, известным инженером,
Буду я в карете разъезжать...'
А пока- ножками, ножками....