Белоусова Влада Владимировна : другие произведения.

Современный конный спорт как субкультурное явление

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Моя научная работа по культурологии где-то на 3 курсе:)

  Все больше стало входить в современную моду и досуг людей увлечение верховой ездой. В наше время чаще всего такие люди не являются спортсменами и совсем не обязательно, что они продолжатели казачьих кровей и традиций. Их всех объединяет любовь к лошадям и страсть ко всему, что как-то связано с конной тематикой. Таких всадников называют в наше время обобщенно "конниками", хотя изначально у этого слова было немного другое значение:
  
  "1. Конный воин, кавалерист. Атака ~ов.
  
  2. Спортсмен, занимающийся конным спортом, а также вообще тот, кто едет верхом на лошади" [1].
  
  О том что человек - "конник" свидетельствуют следующие основные признаки:
  
  1. Все разговоры сводятся к конюшне и лошадям;
  
  2. Замечают лошадей или их силуэты и образы в самых неожиданных местах (например, вдалеке на заднем плане во время сводки новостей про аварийное состояние дорог в городе);
  
  3. Они могут не уметь ездить верхом, но каждый раз приходят в восторженное возбуждение при упоминании этого животного;
  
  4. Конник никогда не скажет "кататься на лошади", он пользуется почти всегда исключительно профессиональной терминологией: "ездить верхом или работать лошадь".
  
  5. Он всегда рисует лошадей, пишет про них стихи, собирает коллекции наклеек и календарей и прочих предметов, связанных с данной тематикой.
  
  Но есть также и множество косвенных признаков, которые можно прочитать в интернете в статье под названием "Вы - настоящий конник, если..." (около 100 пунктов). И чаще всего они представлены в юмористически-горделивом виде, поскольку эти люди, как и представители других субкультур, гордятся тем, что они отличаются от "остальной массы народа". Приведу в пример пару пунктов из этой статьи:
  
  "6. Если вы приходите на конюшню с высокой температурой - это потому, что вы просто не представляете, как может быть по-другому.
  
  8. Вас абсолютно не удивляют фразы типа "облегчаться на рыси", "заездить молодняк", "работать лошадь" и т. д.
  
  9.Вас удивляет тот факт, что кому-то могут не нравиться лошади" и т.д. [2].
  
  В данной научной работе представлена мысль о том, что современных конников можно считать отдельной субкультурой. В доказательство можно привести несколько фактов из образа жизни, культуры, сленга и много другого, составляющего неотъемлемую части жизни этих людей.
  
  Начнем с их внешнего вида. Привычка одеваться так, как требуется для верховой езды, плавно переходит у конников и на их обыденный стиль одежды. Это: зауженные штаны (а еще лучше - бриджи); сапоги до самых колен или до середины голени без завязок и с минимумом аксессуаров, с маленьким каблуком (или без него); перчатки, вместо варежек и теплый жилет вместо целой куртки для того, чтобы дать свободу и подвижность рукам от плеч до кистей. Однако такой стиль одежды очень схож с обычным городским стилем, поэтому на манеру одеваться конники не сильно отличаются от остальных людей.
  
  Макияж и ногти, как правило, мешают для уборки в конюшне и иногда даже для верховой езды. Поэтому, обычно в дни своих занятий конники коротко стригут ногти и наносят минимум макияжа на лицо. Но и это не позволяет однозначно сказать, что тот или иной человек является представителем данной культуры.
  
  А больше всего они выделяются сленгом. Обладая богатым запасом профессиональной лексики, конники пользуются ею повсюду и особенно любят прибегать к ней в общественных местах, среди людей, далеких от конного дела и не понимающих сути разговора. Например, если один человек хлопает другого по плечу или бедру со словами "прими", то это означает, что он желает подвинуть его в сторону.
  
  "Команда "Прими!". Этой командой пользуются в основном только в стойлах или денниках. Мы подходим к лошади и произносим команду "Прими!". Услышав команду, лошадь подвинется в ту сторону, в которую вам нужно" [3].
  
  Также можно услышать и возмущенное восклицание, обращенное к человеку "не надо крыситься!". Это будет означать "не надо злиться, бросаться или кусаться".
  
  Высказывание "будем качать шенкель" будет расцениваться, как намерение тренировать голень. Ведь "шенкель" в конной терминологии означает "внутренняя часть ног от пятки до колена" [4].
  
  У конников есть собственный набор музыкальных композиций, кинофильмов, мультфильмов и книг. Только набор музыки довольно ограничен, поскольку он сужается до саундтреков из мультфильма "Спирит: Душа прерий" и к небольшому количеству казачьих песен, в которых прямо или косвенно упоминается лошадь.
  
  Зато кино- и книжная индустрия пополняются новыми произведениями и по сей день. Из кинематографа можно вспомнить уже упомянутый ранее "Спирит: Душа прерий", а также "Мой боевой конь", "Секретариат", "Танцуй с ним" и еще несколько русских фильмов: "Крепыш", "Рысак", "Наследница Ники", "Дымка" и многие другие. Часть фильмов основана на реальных событиях, а часть - является экранизацией книжных бестселлеров.
  
  Книги по данной тематике: среди зарубежных авторов - это Дик Фрэнсис "Фаворит", Энн Сюэл и Маршалл Саундерс "Черный красавец", Джеймс Олдридж "Удивительный монгол" и др.; а среди русских писателей - Борис Алмазов "Самый красивый конь", Михаил Шолохов "Жеребенок", Александр Иванович Куприн "Изумруд" и прочие.
  
  Сильно выделяются конники и в своих предпочтениях в еде. Во-первых, это отказ от лапши и картошки быстрого приготовления - потому что на конюшне эти "сухпайки" приходится поедать круглосуточно. Во-вторых, они начинают любить хлеб, яблоки, сахар-рафинад и морковку больше чем обычно, т.к. это любимые продукты лошадей и сами конники часто перекусывают ими на конюшне.
  
  Теперь пару слову о связи конников с досугом, казачеством, бизнесом и прочими сферами жизни. Если этот человек занимается спортом хотя бы на любительском уровне - то его вернее будет назвать "конник-спортсмен". Это люди, выделяющиеся неплохой физической подготовкой (преимущественно сильными накаченными ногами и прессом), а также, зачастую, невысоким ростом, будь то мужчина, женщина или ребенок.
  
  А по поводу связи конников с казачеством все немного сложнее. Казаки как этнически-цельная общность все больше исчезают в наше время, а сохраняются только некоторые традиции и патриотическое воспитание. Казачество породило среди конников направление под названием "казачья джигитовка", являющаяся на данный момент не видом спорта, а развлечением и способом воспитания в человеке духовных ценностей. Такие конники отличаются любовью к казачьим песням, нарочито прямой и гордой осанкой и трепетным отношением ко всему, что связано хоть как-то с казачьей культурой. В физическом плане они отличаются больше даже крепостью рук, чем ног и виртуозным чувством баланса. Применение всему этому сложно представить в быту, но в редких случаях можно проследить, как "джигиты" по-особенному запрыгивают и соскакивают с заборов, бревен и перекладин, на которые им удается взобраться.
  
  С бизнесом конники связаны особенно тесно и, к сожалению, часто аморальным путем. Эту сторону конной жизни наиболее подробно, хоть и сильно утрированно описал Александр Глебович Невзоров. В данном случае речь идет о городских прокатах и тех видах развлечения, которые не являются официально спортом (бега, скачки, стипль-чез, различные шоу и прочее). Судя по некоторым моим собственным наблюдениям, в Европе кони приобретаются клубами и людьми только при наличии финансовых средств для каких-либо отличных от бизнеса целей. В России же лошади - это чаще очередной путь заработка. Денежные развлечения обычно сопряжены с риском в большей степени, чем официальные виды спорта. А в прокатах чаще работают такие "конники", которые не имеют никакого представление о таком животном, как лошадь. Эти люди довольно слабы физически, поскольку верховой езде обучаются самостоятельно и не всегда правильно и часто во вред животному, поскольку вся езда их ограничивается крепкой ухваткой за седло. Бывают среди прокатов и разумные конники, которые когда-то где-то обучались верховой езде, но в данный бизнес ушли ради быстрых денег. Но есть и такая категория прокатных конюшен, хозяева которых просто совмещают дополнительный заработок с основным направлением клуба. Это своего рода конники-бизнесмены и потому им не выгодно наносить вред своим лошадям изматывая их до предела ради денег.
  
  Также эта категория людией связана и с медицинскими организациями, а вернее с направлением под названием "иппотерапия".
  
  "Иппотерапия - это форма реабилитации, при которой практикуются гимнастические упражнения на лошади. Другими словами, это лечебная физкультура, а в качестве инструмента реабилитации выступают процесс верховой езды на лошади и упражнения, выполняемые человеком во время езды" [5].
  
  Конники данного направления, как правило, образованные люди с медицинскими знаниями, но все также любящие лошадей. Они неспроста выбрали именно этот вид лечения, а не какой-либо другой. Помочь пациентам возможно разными путями и способами, но именно лечение лошадьми притягивает к себе конников. Но стоит оговориться, что не только врачи-тренера в данной организации являются конниками, но и сами пациенты - люди с ограниченными возможностями. Постепенно они овладевают верховой ездой до такого уровня, что могут уже ездить на лошади без помощника, самостоятельно. И любовь к данным животным у этих людей особенная. Для них кони становятся чем-то большим, чем просто друзья или способ перемещения. Лошади становятся их спасителями, докторами и целителями. Поэтому про данную категорию конников нельзя было не упомянуть.
  
  Есть также связь этой категории людей и с ролевиками. Например, местные Волгоградские конюшни участвуют в новогодних парадах и ежегодной реконструкции Битвы за Сталинград. В первом случае конники изображают Дедов Морозов и Снегурочек, едущих верхом на конях и поздравляющих всех с наступающим праздником, а во втором - они изображают казаков, помогающих основной армии атаковать вражеские войска. Встречаются в других городах и рыцарские турниры, проведенные по правилам тех времен. На такие мероприятия на коней сшивают специальные накидки с королевскими гербами, а сами всадники облачаются в латы и начинают разыгрывать сражение на копьях и мечах. Но только данные конники неотделимы от спортсменов и бизнеса, упомянутых выше, поскольку все ролевые мероприятия проходят бесплатно, либо они настолько редкие, что даже за оплату все затраты на содержание коней не восполняются. Поэтому участие в подобном принимают те же конники, которые занимаются в конноспортивном клубе или прокате.
  
  Но есть еще одна, самая крупная группа конников, из-за которой все любители верховой езды разделились на два враждующих лагеря: на Невзоровцев и спортсменов. Все началось в 2005г, когда на экраны первого канала вышла "Лошадиная энциклопедия Александра Невзорова" и произвела эффект разорвавшейся бомбы среди конников. Сразу после выхода первой серии они все разделились на последователей Невзорова и тех, кто отверг все его претензии, предъявленные в фильме (их автоматически отнести к лагерю "спортсменов"). Центральная проблема данного творения заключена во взаимоотношении человека и лошади. Александр Глебович категорично, с присущей ему славой скандального журналиста, опроверг возможность появления искренних чувств между всадником и лошадью, на которую надета уздечка и седло. Ведущий (он же и режиссер) буквально обвиняет в довольно грубой и бескомпромиссной форме всех этих людей в жестокости, бесчеловечности и бездушности по отношению к таким благородных животных. Под жернов автора фильма попали и спортсмены, и прокаты, и бизнесмены, и все те, кто по каким-либо причинам не ездит на лошади без амуниции. Параллельно с этим сам Александр Глебович открыл собственную школу, назвав ее "Эколь от Невзорова".
  
  Суть данной школы во взаимопонимании человека и лошади без дополнительных средств воздействия. Иными словами, он сам лично показывал, как можно "договориться" с любым конем, лишь одев на него кордео (веревку на шею) и ничего больше. "Лошадиная Энциклопедия" выглядела и звучала более чем правдоподобно и если быть человеком, далеким от конной индустрии - то можно искренне поверить каждому слову оттуда.
  
  Так и появилась широкая категория конников-Невзоровцев - людей, ни разу в жизни не видевших лошадей в реальности, кроме как на картинках и в этом фильме. В данном лагере есть и те, кто занимается верховой ездой, но их значительно меньше. После фильма данные люди полностью отказываются от любого вида амуниции и как проповедники начинают распространять свою веру в массы. Они заполняют социальные сети бессмысленными скандалами на тему "мучения лошадей", ходят в ближайшие конные клубы и прокаты с фотоаппаратами за компроматом, либо занимают пассивную позицию, но при этом обязательно скандалят с первым попавшимся "спортсменом" по той же самой теме. В свою очередь второй лагерь не уступает Невзоровцам и точно также раскручивает множество скандалов в социальных сетях, либо, как минимум, не уходят от ругани в реальности с подобным человеком, в то время как столкновение можно было бы избежать.
  
  И, похоже, вражда эта будет вечной, потому что даже спустя семь лет страсти не утихают, а "Лошадиная Энциклопедия" продолжает просматриваться раз за разом в интернете и интерес к ней ни на минуту не угасает ни у одной из двух сторон. И причина кроется в том, что помимо буквального стравливания двух категорий конников в данном фильме много полезной и интересной исторической информации, преподнесенной в очень доступной и наглядной форме. Отсюда вытекает третий лагерь конников, который собственно сложно назвать лагерем, но к тем двум категориям они себя не относят. Это люди, которые намеренно не вступают во вражду и могут ездить на лошадях всеми способами: как с амуницией, так и без нее. И "Лошадиную энциклопедию" они просматривают просто как интересный документальный фильм, а не как библию современного конника или наоборот программу оппозиции.
  
  В условиях современной техногенной и информационной культуры люди продолжают обращаться к конной сфере жизни по той причине, что это укрепляет здоровье, улучшает настроение, помогает расслабиться и отключиться от проблем. Конники, даже если не являются спортсменами или не ездят верхом, все равно остаются теми людьми, чьи мысли постоянно находятся за городом, где стоит конюшня с лошадьми. Такие люди буквально одержимы или больны мыслию об этих животных и почти каждый разговор способны свести к тому же. Поэтому я и выделяю данную категорию людей как отдельную субкультуру: за их яркость, индивидуальность и своеобразную "одержимость" идеей.
  
  Мне кажется, что субкультура конников будет развиваться и дальше, потому что она проявляется тем ярче, чем больше технологии завоевывают мир. Иными словами ее распространение напрямую зависит от информационно-технологического прогресса и уменьшения количества конных клубов и заводов.
  
  Что касается специфики Волгоградских конников, то по внешним проявлениям они почти не отличаются от обычных людей, поскольку конный спорт слишком дорогой, чтобы позволить себе в той же одежде ходить по городу. Да и выбора почти нет, так этот самый спорт в Волгограде развит слабо (даже нет собственной федерации), соответственно и конных магазинов мало и товаров в них тоже. Зато в нашем городе хорошо развит конный туризм (есть целая конно-туристическая база), любительская верховая езда, прокат и возрождение казачества. Последнему параметру отвечают две официальные конюшни нашего города (не считая область), обе основанные в свое время казаками и продолжающие старые традиции до наших дней.
   Таким образом, можно уверенно сказать, что конников в Волгограде достаточно много и большинство из них представляет собой субкультуру, упомянутую в данной работе. По поводу их дальнейшего развития можно давать оптимистичные прогнозы, т.к. все что связано с лошадьми становится все более модным в наше время и потому дальнейшее увеличение людей, интересующихся лошадьми легко прогнозируемо. И, надеюсь, перечисленных доказательств достаточно для подтверждения того, что современных конников можно считать отдельной субкультурой.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"