Белозёров Артём Игоревич: другие произведения.

Литературный и жизненный путь Ф.М. Достоевского

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фантрассказа Блэк-Джек-20
Peклaмa
 Ваша оценка:

  Вступление
  
   Сегодня мы будем с вами говорить об одном из самых ярких писателей не только XIX в., и не только России, но вообще всей мировой литературы за всю историю её развития. Религиозный философ и православный подвижник Сергей Николаевич Булгаков (1871-1944), исследовавший поздние романы Достоевского "Бесы", "Братья Карамазовы", так говорил о личности Фёдора Михайловича:
  
   "В лице Достоевского мы имеем не только бесспорно гениального художника, великого гуманиста и народолюбца, но и выдающийся философский талант. Из всех наших писателей почётное звание художника-философа принадлежит по праву Достоевскому, даже Л.Н.Толстой, поставленный рядом с ним, в этом отношении теряет в своих колоссальных размерах".
  
   С.Н.Булгаков "Иван Карамазов, как философский тип".
   Публичная лекция в Киеве 21 ноября 1901 г.
  
   Мы рассмотрим главные аспекты жизни и творчества художника и мыслителя Фёдора Достоевского, его философские и христианские искания добра, света и любви в своём сердце, в сердцах своих соотечественников и в сердцах всего человечества.
   Очень точна перефразировка высказывания В.И.Ленина о Л.Н.Толстом как "о зеркале русской революции" и если применить её к Достоевскому, то он - "зеркало русской души". Правнук писателя Дмитрий Андреевич Достоевский точно сказал о том, что в нашей жизни трудно встретить Онегина, Печорина или Пьера Безухова - это всё художественные образы, наделённые их авторами не типичными для их времени качествами в типичной среде. Герои же Достоевского, как никогда актуальны и сегодня, потому что это люди со всеми их благодетелями, страстями, пороками и поступками с элементами литературной художественности. Это мы сами.
  
  
  1. Корни
  
   По мнению крупного достоевиста профессора Игоря Леонидовича Волгина, Достоевский в отличие от А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Л.Н.Толстого, в меньшей степени Н.В.Гоголя, которые прекрасно знали свои родословные, глубоких знаний о своём происхождении не имел и особого интереса к ним не проявлял.
  
   А.С. Пушкин в своём "Неоконченном романе в письмах" сказал так:
  
   "Я без прискорбия никогда не мог видеть уничтожение наших исторических родов. Никто из нас ими не дорожит, начиная с тех, которые им принадлежат. Прошедшее для нас не существует."
  
   В общем гербовнике родов Российской Империи записано, что Прокопий Ртищев, служил при великом московском князе Дмитрии Ивановиче Донском. Его отца прозвали Лев Широкий Рот - отсюда и пошло название рода - Ртищевы. В 1506 г. Данила Ртищев получает во владение село Достоево, не далеко от г. Пинска в Великом княжестве Литовском - современная Западная Белоруссия. С этого момента начинается род Достоевских по отцовской линии писателя. По наиболее общепринятой версии после объединения Великого княжества Литовского и Польского королевства и принятия греко-католической унии, Достоевские не отреклись от православной веры. Но только после очередного раздела Польши в 1792 г. они снова становятся подданными Российского государства.
  В отличии от Игоря Волгина, другой достоевист Юрий Селезнёвв своей книге о писателе из серии ЖЗЛ писал, что Достоевский всё же знал и чтил многих из своих предков, а Петра Достоевского - маршалка (воеводы) Пинского повета и члена главного трибунала Великого княжества Литовского, выбранного в сейм в 1598 г., считал родоначальником своего рода. Также знал он и об Акиндии Достоевском - иеромонахе Киево-Печерского монастыря в XVII в. По данным материалов 1-го тома трёхтомного сборника "Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского, дед писателя Андрей Григорьевич Достоевский служил униатским священником в Пинском повете, а после 1792 г. православным священником в Пинском уезде.
   Отец писателя Михаил Андреевич Достоевский (1789-1839) родился в Западной Малороссии, в Брацлавском повете, т.е. уезде. В 1809 г. Михаил резко порывает с семьёй и уезжает в Москву. Там он поступает в Медико-хирургическую Академию на казённое содержание. Фёдор Михайлович, как говорит профессор И.Л.Волгин, не знал по линии отца ни бабушку, ни дедушку. Завершив обучение, Михаил Достоевский принимает участие в Отечественной войне 1812 года в качестве военно-полевого хирурга в армии М.И.Кутузова (1745-1813). Получает за храбрость и самоотверженный врачебный труд несколько наград, в том числе и орден Святой Анны IV степени, что автоматически давало ему личное дворянство. О войне 1812 г. Ф.М.Достоевский вспомнил в "Братьях Карамазовых". Смердяков так говорит о ней: "Хорошо было бы, если б нас покорили бы эти самые французы. Умная нация покорила бы весьма глупую-с. Совсем были бы другие порядки...". Этим Достоевский в лице Смердякова приводит в гипертрофированной форме мнение либерального лагеря об исключительности европейских наций. И от циничного высказывания отцеубийцы Смердякова получает обратный эффект - важности победы Российской армии в Отечественной войне 1812 года над очередными, и, к сожалению не последними, иноземными захватчиками.
   В 1820 г. М.А.Достоевский женится на Марии Фёдоровне Нечаевой, девушки из старинной московской купеческой семьи. Таким образом, в жилах Фёдора Михайловича Достоевского текла белорусская, малороссийская и русская кровь. Он носил и объединял в себе три ветви Большого Русского Народа.
  
  2. Детство
  
   В 1820 г. Михаила Андреевича и Надежды Фёдоровны Достоевских рождается первенец Михаил, старший брат писателя, его лучший друг и литературный соратник. А 30 октября 1821 года там же в Москве на улице Новая Божедомка, дом Љ 2 родился во флигеле больницы для малоимущих, где работал его отец, родился Фёдор Достоевский. Устами героя романа "Подросток" Версилова Достоевский сказал так: "Есть дети, с детства, задумывающиеся над своей семьёй, с детства начиная понимать всю беспорядочность их жизни".
  С ранних лет Федя видит страдания простых московских людей - обитателей Божедомской больницы. Ему жалко обездоленных и немощных. Он со своей подружкой детства, соседской девочкой проявляет участие к пациентам отца. В этот период происходит страшная трагедия, нанёсшая страшную душевную рану будущему писателю и ставшая одной из причин формирования Достоевского, как борца со злом. Местный дворник надругался и зверски убил маленькую подружку Феди. Это страшное событие он посчитал как личное оскорбление и жесточайший вызов стихий зла. В дальнейшем для него не было ужаснее греха, чем надругательство над ребёнком. В неопубликованной главе "У Тихона" к роману "Бесы", писатель изображает душевные муки и грязь интеллигентного русского барчонка Ставрогина, совершившего этот грех. А в конце романа казнит этого гражданина швейцарского кантона Ури самоубийством через повешение, к таким нелюдям у Достоевского не было ни понимания, ни прощения.
   Вскоре семья Достоевских, состоящая к тому времени из семи детей: 4-х братьев и 3-х сестёр, приобретает сельцо Даровое с имением и 16 крестьянских дворов (около 70-ти крестьян). Теперь каждое лето Достоевские проводят время здесь. Вскоре Михаил Андреевич покупает ещё и деревеньку ЧеремАшню. В последствии она войдёт в географию романа "Братья Карамазовы". А роща, в реальности Федина роща, так как Федя Достоевский любил здесь проводить время, попадёт в сцену дуэли Ставрогина с Гагановым в "Бесах". Последний свой выстрел Ставрогин, как носитель того что омрачило детство писателя, сделает именно в рощу, как в сам символ детства Достоевского.
   Ещё детские впечатления появляются в рассказе "Мужик Марей" из "Дневника писателя". В конце каникул Федя идёт прощаться с этой самой рощей. Вдали пашет крепостной крестьянин их семьи Марей. Вдруг мальчику кажется, что кто-то кричит: "Волк!" Ребёнок ощущает, что рядом, действительно, хищный зверь. Марей утешает Федю и успокаивает, заверив, что никакого волка поблизости нет. Об этом же случае, в немного изменённом виде, писатель вспомнит и в романе "Подросток". Крепостной Версилова Макар Иванович Долгорукий также успокоит маленькую Соню, будущую мать главного героя Аркадия Долгорукого.
  Но в целом, детство писателя в родительских имениях проходит радостно и беззаботно. Вместе со старшим братом Михаилом, он читает произведения А.С.Пушкина, зная почти все наизусть.
  
  3. Юность и обучение
  
   Однако уже в феврале 1837 года матушка Надежда Фёдоровна Достоевская умирает. Федя и другие дети становятся сиротами, тяжело переживая утрату родительницы. Вместе с братом Михаилом Фёдор придумывает эпитафию для надгробия могилки матушки в Даровом. Там были и такие слова: "Покойся милый прах до радостного Утра...". Но за месяц до этого несчастье погибает в Петербурге на дуэли Александр Сергеевич Пушкин. Об этой трагедии Фёдор вспоминал так: "Если бы не кончина матушки, я бы носил траур по Пушкину. Тогда же, видимо от двойного стресса, юный Достоевский на несколько месяцев полностью теряет голос. Но к лету голос восстанавливается так неожиданно, как и исчез. Но после этого писатель будет говорить немного с низкой хрипотцой и спокойствием. Игорь Волгин считает, что это был пост перед началом долгого литературного и общественного поприща художника и мыслителя.
   В мае 1837 Фёдор с отцом и старшим братом едет в Петербург для поступления в Главное императорское военно-инженерное училище. Фёдора берут, а Михаилу отказывают из-за склонности к чахотке. Он поступит в училище в Ревеле (совр. Таллин). В июне Фёдор расстаётся со старшим братом и отцом, с которым они больше не увидятся, и до 1839 г. будут только переписываться.
   В этот период Фёдор знакомится с молодым поэтом и философом, другом юности Иваном Николаевичем Шидловским (1816-1872), который окажет влияние на формирование литературного вкуса Достоевского. Начинается горячее увлечение Отечественной и зарубежной классикой и современной литературой. Начинается и период обучения Фёдора в военно-инженерном училище. Учиться было не просто. Помимо точных, математических наук здесь была ещё и тяжёлая физическая подготовка с элементами военного дела. Из преподавателей Фёдор более запомнил академика М.В.Остроградского (1801-1861), любившего повторять: "Суть дифференциала знают только два человека: я и Эйлер (1707-1783), если бы был жив Архимед, он был бы третьим". Но в целом, знания Достоевскому давались легко, да и к физической подготовке он вскоре привык. Однако, как вспоминали его однокашники, в Фёдоре ничего не было ни военного, ни строевого; он как-то всегда выделялся из строя. Розог в училище, как и в семье Достоевских никогда не применяли, но в училище всё же была "дедовщинка". Старшие били младших, называя их "рябцами", (т.е. - рябчиками). Но от Достоевского шла какая-то доброта, честность, внутренняя уравновешенность, но в то же время обособленность, так что, даже в шутку его не муштровали. Училище часто посещал сам император Николай I, который сам был в чине генерала от инженерии. Царь мог лично сыграть зарю на барабане.
  Но главные впечатление этого периода, оставшиеся в памяти Достоевского, были связаны с литературой и историей. В это время он очень много читает книги: Сервантеса, Данте, Гомера, Шекспира, Гёте, Гюго, Бальзака, Гофмана, Шиллера, Жорж Санд, Пушкина, Лермонтова Гоголя, Державина. Пытается сочинять и сам. Под влиянием драматургии Шекспира, Гоголя и особенно пушкинского "Бориса Годунова" Достоевский пишет драмы: "Мария Стюарт" и "Жид Янкель". О прочитанном и написанном Фёдор рассказывает в своих длинных письмах брату Михаилу в Ревель. Письма же отцу уважительны, но сухи и прохладны. Зная о финансовых трудностях и переживаниях отца после кончины матушки, Фёдор даже просит отца не присылать денег на чай, что согласен пить и белый пустой кипяток.
   Это было последнее письмо Достоевского отцу в 1839 г. Вскоре Михаил Андреевич умирает. По официальной версии от апоплексического удара. По неофициальной - младший брат Андрей Михайлович писал, приводя доказательства факта подкупа крестьянами уездной следственной комиссии, что отец Достоевских был убит своими же крестьянами, возвращаясь из ЧеремАшни в Даровое. По версии сестры Фёдора, сами родственники попросили замять дело, иначе вместо сосланных крестьян вообще некому было бы работать в имении Достоевских. Возможно, среди убийц мог оказаться и тот самый мужик Марей. Фёдор ни кому не рассказывал об этой трагедии, но в душе сильно переживал и обвинял косвенно себя в смерти отца, храня в своём сердце воспоминания о нём. Смерть отца постёгивает Достоевского к размышлению об убийстве императора Павла I. Он был убит заговорщиками как раз в Михайловском замке, где размещалось училище и где жил Достоевский вместе с другими курсантами. Здесь с 11 на 12 марта 1801 года и был задушен император. По мнению современных исследователей, в сюжете романа "Братья Карамазовы" в контексте заложена идея не только отцеубийства, как такового, но и цареубийства и вины за это старшего царского сына. Доказано, что цесаревич Александр Павлович точно знал о готовящемся заговоре, но прямого участия в нём не принимал. У императора Павла, как и у Фёдора Павловича Карамазова, так же было четыре сына; четыре сына было и у Михаила Андреевича Достоевского. Уже Фёдор задумывается о том, что каждый на земле виноват перед каждым, каждый виновен в любом преступлении. Ещё не вступив на литературное поприще он пишет брату, уже в 18 лет формулируя главную свою мировоззренческую и литературную концепцию: "Человек есть тайна. Её надо разгадать, и ежели будешь её разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком". Достоевскому тогда было 18 лет.
  
  4. Окончание обучения. Служба. Литературный дебют
  
   6 августа 1843 года Фёдор Достоевский оканчивает инженерное училище и направляется на действительную службу в Инженерный корпус Петропавловской крепости. Но служба тяготит Достоевского. Всё больше и больше его занимает литературное чтение и творчество. Он вспоминал, что направляясь с утра на службу, он больше всего о конце трудового дня, чтобы вернувшись на свой "чердак" снова погрузиться в удивительный мир печатного слова. В это время он увлечён новыми романами французских писателя и писательницы Оноре де Бальзака (1799-1850) и Жорж Санд (1804-1876). В конце 1843 - начале 1844 гг. Достоевский начинает переводить роман Бальзака "Евгения Гранде". Вскоре перевод печатают в журналах "Пантеон" и "Репертуар", но без фамилии автора перевод. В это же период под влиянием новой художественной формы произведений Жорж Санд и "Неоконченного романа в письмах" А.С.Пушкина, Достоевский задумывает сюжет своего первого произведения - будущего романа "Бедные люди". Готовясь к литературному труду, он также переводит произведения Шиллера, перечитывает уже с целью глубокого изучения петербургские повести Н.В.Гоголя (1809-1852), особенно "Шинель", исследуя образ Башмачникова. По мнению историка литературы и писателя Игоря Петровича Золотусского, именно Достоевский унаследует, а затем и усложнит литературно-художественные традиции Николая Васильевича Гоголя, в больше мере, чем его современники И.А.Гончаров, Н.А.Некрасов, Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, А.Н.Островский и др.
  Но пока всё только начиналось. Во второй половине 1844 г. Достоевский приступает к написанию своего первого романа "Бедные люди". Позже он так вспоминал о замысле и рабочем процессе: "Так заинтересовала меня эта простая, неказистая история этих обездоленных, но так любящих друг дружку душ, что разорвала мне сердце. Я плакал и смеялся вместе с ними, и переживал каждый их вздох. И радовал меня даже не результат, не мысли об успехе или провале, а само, такое сложное и такое великое литературное действо, то как оживает бисер букв, строк и предложений, выстраиваясь в целый - такой реальный и в такой фантастический мир любимых, созданных мной героев, вызывая жалость к их судьбам.
   Вскоре литературный труд полностью захватывает молодого литератора. И 19 октября 1844 г. высочайший приказ императора Николая I на поданное прошение Достоевского об отставке по домашним обстоятельствам, освобождает инженера-подпоручика Достоевского от государевой службы. Существует легенда, раскрывающая картину полной отрешённости Достоевского от военно-инженерной деятельности. Якобы, начертив проект нового форта и отдав проект старшим офицерам, а те на рассмотрение комиссии во главе с самим императором. Увидев, что на проекте нет ворот: ни выезда, ни въезда, государь спросил: "Какой дурак это чертил?"
   Работу над романом Достоевский продолжает около 7 месяцев, делая 7 редакций. О творческом процессе он постоянно сообщает брату в Ревель. В марте 1845 года "Бедные люди" были завершены. И в очередном письме брату Фёдор говорит, что в будущем не хотел бы работать на заказ и над заказанной темой, и что. Если роман не напечатают, то, пожалуй, и в Неву... Скорее всего, речь шла о романе. В конце письма он подытожил: "Посмотри на Пушкина, посмотри на Гоголя - написали не много, каждый в ожидании своего монумента. Также свидетелем творческого процесса раннего Достоевского является его друг молодости коллега-писатель Д.В.Григорович (1822-1899 /1900/). Именно он знакомит Достоевского с Н.А.Некрасовым (1821-1877). Некрасов и Григорович стали первыми читателями "Бедных людей". Прочитав роман, начинающий поэт Некрасов, сразу же сообщает "неистовому" Виссариону Григорьевичу Белинскому (1811-1848) о том, что "новый Гоголь явился", на что критик заметил, что у Некрасова "Гоголи, как грибы после дождя растут". Однако прочитав "Бедных людей" Белинский сразу же потребовал привести к себе автора. Ещё на пороге он воскликнул, обращаясь к стесняющемуся и смущённому молодому Достоевскому: "Да, вы сами-то знаете, что вы написали, какие глубины человеческой души открыли?" Позднее, в своём огромно мировоззренческом и публицистическом труде "Дневник писателя", Фёдор Михайлович вспоминал и о своём дебюте, и о своём знакомстве с В.Г.Белинском, и о нём самом, посвятив целую статью "Дневника". До самого знакомства с М.В.Петрашевским (1821-1866) и с Н.А.Спешневым (1821-1882), Достоевский становится близок к кругу молодых литераторов, будущих классиков: И.С.Тургеневу (1818-1883), И.И.Панаеву (1812-1862), Н.А.Некрасову и конечно, к В.Г.Белинскому.
   Достоевский сразу попадает в мир литературы. Молодого литератора чуть ли не носят на руках. Талант его признаётся всеми и даже официальными критиками, публицистами и писателями. Демократически же настроенная молодёжь петербургских окраин даже противопоставляет его Гоголю, который тогда ещё был жив, но проживал в Москве, работая над вторым томом "Мёртвых душ". Ещё был жив и старина Ф.В.Булгарин (1789-1859), который так написал о Достоевском и его первом романе в своём фельетоне "Всякая всячина":...по городу разнесли весть о новом гении г.Достоевском (не знаем, наверное псевдоним или подлинная фамилия) и стали превозносить до небес роман "Бедные люди". Мы прочли этот роман и сказали: бедные русские читатели! Г-н Достоевский человек не без дарования, - признаёт Булгарин, и если попадёт на истинный путь в литературе, то может написать что-нибудь порядочное. Пусть он не слушается похвал натуральной партии (имелись в виду Белинский с товарищами) и верит, что его хвалят только для того, чтоб унижать других. Захвалить тоже, что захвалить дорогу к дальнейшим успехам". Не смотря на иронию в начале высказывания матёрого волка русской словесности, Фаддей Венедиктович напророчил Достоевскому и разлад с "натуральной партией", советуя не слушаться похвал. И Фёдор Михайлович через муки и испытания престанет слушаться похвал, а всегда будет идти своим путём, создав много порядочного, как и предсказал Булгарин. Старого воробья на мякине не проведёшь, как он сказал Пушкину, критикуя его поэму "Полтава". Ф.В.Булгарин стал ещё одной ниткой, связавшей Достоевского с эпохой А.С.Пушкина.
   Но, несмотря на удачный дебют Достоевского, в отличие от провальных дебютов, Н.В.Гоголя, Н.А.Тургенева и Н.А. Некрасова, следующая его повесть "Двойник" о раздвоенности и двоякой природе Петербурга и человеческой природы вообще; писавшаяся параллельно с редактурой над "Бедными людьми", после выхода в печать, в тех "Отечественных записках" А.А.Краевского (1810-1889), такого успеха не имела. Да, и последующие произведения, вплоть до казни на семёновском плацу в 1849 г, и даже после возвращения Достоевского после каторги в Петербург в 1861 г., такого успеха, как "Бедные люди" не имели.
   Дело в том, что уже в "Бедных людях" устами главного героя Макара Девушкина Достоевский уже заочно полемизирует с Гоголем и с его "Шинелью". Девушкин новый Башмачников, уже задумывающийся над происходящим вокруг: "Ну, написал литератор повесть; ну, вскрыл гнойник; ну, напечатал её; и что? Что он мне шинель, что ли новую из неё сошьёт, или сапоги справит..." Эти мыслями молодой писатель уже открывал свой путь к петрашевцам, к спешневцам и к "казни" на Семёновском плацу. Но в то же время начинается и осознанный путь Достоевского к Христу, как к Истине через христианскую любовь. И в отличие и Белинского и Петрашевского и Спешнева, Достоевский никогда не отрицал Христа и не приземлял его, как просто человека с самыми хорошими качествами и борца за справедливость. Достоевский верил в Христа. Поэтому Девушкин Достоевского не берёт в руки топор, не едет, как революционер в Лондон, не расправляется, как разбойный фантомный Башмачников с сановниками, а любит беззащитную человеческую душу - Вареньку Добросёлову.
  
  5. Кризис и духовные искания. Петрашевцы. "Казнь" и "воскрешение"
  
   Вскоре мажорный литературный дебют Достоевского сменяется минором и тяжёлой продолжительной болезнью, вызванной стрессом. На одном из литературных приёмов у Достоевского случается припадок эпилепсии. Она началась сразу же после кончины отца писателя. Внезапное её возникновение противоречило природе этого генетического заболевания. Эта болезнь заявляет о себе с раннего детства больного и предаётся по наследству. По словам правнука писателя Дмитрия Андреевича Достоевского ни предки писателя, ни его потомки в дальнейшем не страдали этим заболеваниям, по наследству эпилепсия никому не предалась.
   В этот трудный период приятели Тургенев, Некрасов, Панаев начинают подтрунивать над Достоевским, называя его "кумирчиком". Но не смотря на свои духовные искания, плохое состояние здоровья и острый духовный кризис он продолжает свой литературный труд. Появляются повести: "Господин Прохарчин", "Неточка Незванова". В 1848 г. выходит в печать литературная жемчужина "Белые ночи", отражающая душевное состояние писателя: "Я, знаете ли, знаком чуть ли ни с каждым домом - вот, как я знаю Петербург. Один мне сообщает, что этим летом отправят на лечение к архитектору; другой поведал, что к нему достроят верхний этаж; а третий, самый любимый розовенький домик, жаловался мне намедни, что его собираются перекрасить в отвратительно ядовитый жёлтый цвет поднебесной Китайской империи. Вот, как я знаю Петербург, господа..." Почти современный писатель Венедикт Ерофеев называл эту повесть образцовой, а "раннего" Достоевского своим учителем и, что без его повестей не было бы и его, как писателя. В тех же "Белых ночах" появляются нотки "Униженных и оскорблённых" в лице случайной знакомой лирического героя Достоевского Настеньки, уже напоминающей Наташу Ихменеву - промежуточный женский образ перед великим пятипоэмием Достоевского, закрывающий образы Вареньки Добросёловой и Неточки Незвановой .Открывающий плеяду роковых, страстных женских образов с благородными сердцами. Выйдя в печать гениальные "Белые ночи" снова не убеждают ни читателей, ни критиков. В этом же году уходит из жизни Виссарион Григорьевич Белинский, многие годы страдавший чахоткой. Достоевский не смотря на различие убеждений, глубоко скорбит и чувствует, что эпоха людей 40-х гг. постепенно уходит и наступает что-то новое ужасное и жуткое.
   В этот же период жизни ещё осенью 1847 г. Достоевский и знакомится с Михаилом Буташевичем-Петрашевским. Начинает посещать его литературные пятницы, где знакомится с новой литературой и с новыми, западноевропейскими идеями. Жадно читаются и горячо обсуждаются труды и идеи Шарля Фурье (1772-1837) об установлении гармонии и справедливости в человеческом обществе на основе социализма и равноправии социальных ячеек и всеобщим ЦК над этими ячейками. Но главное настораживает Достоевского это отрицание Бога, по мнению самой активной фракции петрашевцев спешневцев, явлющегося главным препятствием на пути установления всечеловеческой гармонии. Николай Спешнев молодой дворянин, недавно вернувшийся из Швейцарии, общавшийся с А.И.Герценым (1812-1870). В отличие от идеалистического большинства петрашевцев, он призывал к активным революционным действиям. И как это не загадочно у Достоевского возникают дружеские отношения. Позднее писатель назвал это дружбой по неволе. Вскоре у спешневцев появляется программа действий, а точнее бунта государственного переворота в России. Под эти документом одной из первых стояла и подпись Достоевского. И вероятно, что он принимал участие и в литературном его составлении. Именно это стало причиной ареста и включение его в расстрельный список 9-ти петрашевцев, а не чтение им в один из вечеров переписки Белинского с Гоголем. За чтение запрещённой литературы тогда осуждали на 3 месяца тюремного заключения и денежный штраф, не более того. Работая над романом "Бесы" и вспомнив это время и свою дружбу со Спешневым, Достоевский сказал: "Нечаевым я бы не стал, а вот нечаевцем мог бы стать.
   Петрашевцев отслеживал и входил в их круг тайный агент III-го отделения Иван Петрович Липранди (1790-1880). Тот самый, который присматривал за А.С.Пушкиным в Одессе и Бесарабии. И точно так же, как и Пушкиным, Липранди сошёлся и с Достоевским. Ещё один живой символ уходящей пушкинской эпохи, имеющий связь с Достоевским наряду с Белинским, Гоголем, Булгариным. Есть подозрения, что Липранди не просто следил за петрашевцами, но и подкидывал им в виде затравки радикальные идеи, чтобы создать страшный образ решительных бунтовщиков в глазах правительства Николая I. Об этом стало известно в III-ему отделению. Иначе, как объяснить неожиданную отставку легендарного агента, сыгравшего ключевую роль в разгроме декабристских организаций на Юге России.
  По мнению современного исследователя творчества Гоголя и Достоевского Игоря Золотусского, именно петрашевцев изобразил Гоголь во втором томе "Мёртвых душ", а в лице благородного Тентенникова, случайно примкнувшего к ним - именно молодого Достоевского. Лично они так никогда и не встретились, хоть и жили в одном и том же месте Петербурга, у Екатерининского канала через дом на одной линии. Гоголь знал о деле петрашевцев и за долго предвидел появление новых людей "дела" - Раскольниковых. И сформулировал это раньше своего ученика Достоевского, полемизирующего с учителем. "В своём иступлённом желании всё понять умом, размышляя о несправедливости через ум, но желающий добра, во всём он усумнится: в себе усумнится, в людях усумнится, в вере усумнится, в Боге усумнится, во всём усумнится, всё пытаясь понять через ум, но слаб человеческий ум", - так писал Николай Васильевич Гоголь о новых молодых людях в своём последнем завершённом произведении "Выбранные места из переписки с друзьями".
   В апреле 1849 года Достоевский вместе с другими петрашевцами был арестован. На квартире писателя произошёл обыск. Около 8 месяцев, до 22 декабря 1849 г. он просидел в равелине Петропавловской крепости, месте своей службы. Суд постановил казнить девять самых активных петрашевцев через расстреляние. В начале предполагалось их повесить, как декабристов. И тогда казалось, что как и в инженерном проекте инженера-подпоручика Достоевского, для него "нет ворот" из крепости. Он 27-летний литератор, написавший 10 повестей и рассказов, уже никогда отсюда не выйдет и дальше Семёновского плаца никуда не поедет...
   22 декабря 1849 года в морозный декабрьский день 9 смертников вывели на Семёновский плац. Достоевский был уверен, что обречён. Об этой минуте перед казнью он скажет устами Льва Николаевича Мышкина в романе "Идиот": "Что же с душой человеческой в эту минуту делается, до каких судорог её доводят? Подумайте, если, например, пытка; при этом страдания и раны, мука телесная, и стало быть всё это от душевного страдания отвлекает... А ведь главная, самая сильная боль может быть не в ранах, а вот что знаешь наверно, что вот через час, потом через 10 минут, потом через полминуты, потом теперь, вот сейчас - душа из тела вылетит, и что человеком уже больше не будешь, и что уж наверно; главное то, что наверно... тут всю последнюю надежду... отнимают наверно: тут приговор... и сильнее этой муки нет на свете... Кто сказал, что человеческая природа в состоянии это без сумасшествия..." Достоевский стоя рядом со Спешневым постоянно смотрел на сверкающий в лучах зимнего солнца купол церкви, останавливая себя на мысли, сказанную потом в том же романе "Идиот": "Что, если бы не умирать! Что, если воротить жизнь, - какая бесконечность! И всё это было бы моё! Я бы тогда каждую минуту в целый век обратил..."И когда подошло время, Достоевский обратился к Спешневу: "Скоро мы будем с Христом..." - Только в виде праха, ответил, улыбаясь углом рта, будущий главный прототип Ставрогина. К казнимым пришёл священник с крестом. Достоевский единственный из 9-ти, кто помолился и поцеловал православный крест, а ещё он был единственным из 200-ста допрашиваемых по делу петрашевцев, кто не выдал никого из всех своих товарищей.
  И вдруг произошло чудо. В последний момент перед расстрелом, император Николай Павлович своей монаршей милостью отменил казнь и заменил её 8-ю годами каторги, с последующей службой в армии и поселением вдалеке от столиц. Николай I простил "дурака, который это начертил" и остальных "дураков". Отсутствующие до этого ворота "появились" в самый последний момент.
  
  6. Каторга. Военная служба. Жизнь в провинции. Возвращение
  
   По возвращении в Петропавловку и после осмотра доктором Достоевский пишет бодрое письмо брату Михаилу Фёдоровичу: "Брат! Я не уныл и не пал духом...", - писал Достоевский и, что счастье - жить рядом с людьми, даже на каторге, что везде люди живут; и что он всё сделает, чтобы не пасть, а выстоять и очиститься. В письме он предаёт поцелуи и приветы родным и близким: братьям Коле и Андрюше, сёстрам; семье Аполлона Николаевича Майкова (1821-1897) - его многолетнего и пожалуй, единственного друга и участливого корреспондента своих писем на протяжении всей жизни, после смерти брата Михаила; доктора Яновского, также своего многолетнего товарища и вылечившего после успешного литературного дебюта; друга юности Ивана Шидловского.
   В полночь, ровно в 12.00 с 24 на 25 декабря 1849 г. на Достоевского и других осуждённых впервые надели кандалы. Усадили в поезд из саней и повезли на восток, на каторгу, мимо дома его издателя Краевского, в котором была видна Рождественская ёлка, доносились звуки музыки и веселились многочисленные гости. После короткого отдыха в Шлиссельбурге каторжников повезли дальше, по дорогам: Петербургской, Новгородской, Ярославской, Владимирской, Казанской, Вятской, Пермской губерний в лютый мороз. На 16-й день прибыли они в Тобольск. Здесь Достоевский увиделся с жёнами декабристов, с Натальей Фонвизиной (1803-1869) и Прасковьей Анненковой (1800-1876). Они подарили будущим каторжникам по Евангелию; была короткая встреча Достоевского и со Спешневым, везомого тем же этапом. Через 6 дней Достоевского и С.Ф.Дурова (1815-1869) повезли в Омский острог. За Иртышом на 30-градусном морозе их провожали Анненкова и Фонвизина, пожелавшие им не терять бодрости духа и веры. Через три дня Достоевский пересёк порог Омской каторги- "мёртвого дома", которым она стала для писателя на целые 4 года.
   Первое время было тяжело. Арестанты из народа без уважения относились к дворянам, тем более, к политическим. В одном из первых писем писатель сообщал брату Михаилу: "Народ не выносит нас - дворян, была бы возможность, он бы съел нас...". Но вскоре Достоевский привыкает. Добросовестно ходит с остальными осуждёнными на работы. Толчёт алебастр, носит кирпичи, толкает точильное колесо. В "Записках из мёртвого дома" его герой Александр Петрович Горянчиков, отсидевший 10 лет за убийство жены и повествующий о каторге от своего лица, говорит о пользе физического труда и улучшения от этого здоровья и тонуса.
   На каторге Фёдор Михайлович знакомится с народом, изображает в тех же "Записках..." множество типов: бывших военных, мещан, крестьян; представителей различных сословий и народностей Российской империи. Почти ко всем он благосклонен, всех жалеет, даже убийц; с огромным теплом и уважением описывает он трёх дагестанских горцев, добродушно и шутливо изображает Исая Фомича Бумштейна. Нет никакой приязни у него только к доносчикам и окончательно потерявшим человеческую природу лихим людям. Здесь, на каторге встретил он и офицера Ильинского, отбывающего срок за отцеубийство. Ильинский признался Достоевскому, что не убивал отца, но оправдаться не желает, так как чувствует свою вину. Случай с этим офицером запал в душу писателя и стал прообразом истории Дмитрия Карамазова в романе "Братья Карамазовы". В остроге Достоевский наизусть изучает Библию, ещё пребывая в лазарете, получает в подарок от доктора книгу Мигеля Сервантеса (1547-1616) "Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский". Всю жизнь Достоевский будет вдохновляться этими книгами; а о "Дон Кихоте" скажет, что это одна из причин для оправдания всего человечества на Страшном Суде перед Богом. Об им будет подробно написано в "Дневнике писателя".
   Время течёт, и в начале 1854 г. каторжный срок Достоевского заканчивается. Момент снятия кандалов он описывает в финальной сцене "Записок из мёртвого дома". Таким образом, оставшиеся 4 года каторги были заменены императором на 4 года военной службы в Семипалатинске на границе с северным Туркестаном. Здесь он проявил свою волю и служил исправно. Однажды он заступается за солдата-барабанщика по фамилии Кац и спасает его от смертельного количества палок. Вскоре писатель дослуживается до унтер-офицерского звания, преодолевая трудности солдатской службы. Здесь же он знакомится с офицером царской армии и российским и казахским историком, этнографом, фольклористом и поэтом и Чоканом Валихановым (наст. им. Мухаммед Ханафия (1835-1865)) и поддерживает с ним дружеские отношения. Валиханов поможет доставить в Петербург стихотворную оду Достоевского "На коронацию Александра II". Здесь же писатель знакомится с будущей своей первой женой Марией Дмитриевной Исаевой (1824-1864), пытается примерить её с её первым, смертельно больным чахоткой мужем. Вскоре М.Д.Исаева становится супругой Достоевского. А вскоре ему разрешают свободно сочинять. Он пишет стихи "На смерть Николая I", оду "На День рождения императрицы" и уже упомянутую оду по случаю коронации нового царя. Достоевский писал и "чистые" стихи, а не стихотворения в прозе, как, например И.С.Тургенев. Вскоре Достоевский назначается командующим взводом и его солдатская рутина облегчается ещё значительнее. В это время он заканчивает повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели". Возобновляется его переписка со столичными журналами. В августе 1857 г. Краевский издаёт в "Отечественных записках" его повесть, написанную ещё в Алексеевском равелине в 1849 г., но переименовывает её из "Детской сказки" в "Маленький герой". Почти параллельно Достоевский начинает работу над романом "Униженные и оскорблённые" и над "Записками из мёртвого дома". В марте 1859 г. приходит высочайший приказ об увольнении унтер-офицера прапорщика Достоевского по болезни из сибирского линейного батальона Љ 7, с разрешением ему жить в Твери, и пока с запретом въезда в столицы.
   В Твери он продолжает работу над "Записками из мёртвого дома", постоянно переписывается с братом Михаилом. Брат посещает Достоевского. Наведывается и доктор Яновский. Заболевает чахоткой Мария Дмитриевна и ещё не устроен на учёбу пасынок Паша Исаев. Достоевский отсылает Некрасову в "Современник" повести "Село Степанчиково..." и "Дядюшкин сон". Некрасов отказывается их печатать, или печатать, то очень за маленькую сумму. Поэта не устраивает новый формирующийся стиль Достоевского, считая, что это "конец" литературного Достоевского. Тогда же поэт и произносит знаменитую фразу: "Достоевский вышел весь..."
   В итоге Достоевский пишет письмо лично новому императору Александру II с просьбой разрешить вернуться в Петербург и устроить пасынка учиться на казённый счёт. Царь удовлетворяет просьбу о пасынке и разрешает Достоевскому с семьёй вернуться в столицу. И в декабре 1859 года Ф.М.Достоевский после 10-ти летнего отсутствия возвращается в Петербург.
  
  7. "Второй дебют". Заграница
  
   По сути, в литературе Достоевскому нужно было начинать с самого начала. Его повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели" читательские и литературные круги встретили прохладно и почти равнодушно. Но в журнале Михаила Достоевского "Время" почти параллельно в начале 60-х гг. начинается публикация романа "Униженные и оскорблённые" и "Записок из мёртвого дома". Это был второй успешный дебют Достоевского в большой литературе. Оба произведения были продолжением традиций мировой и Отечественной литературы, но в тоже время чем-то новым. Романом "Униженные и оскорблённые" писатель закрывал "цикл" ранних петербургских произведений, развивая традиции Гоголя, Гофмана (1776-1822), Шиллера. В романе упоминаются имена и образы этих писателей. В тоже время такие типажи, как князь Валковский имеют в себе черты персонажей позднего Достоевского, таких как, Лужин из "Преступления и наказания", Версилов из романа "Подросток". Что касается "Записок...", то до Достоевского подобной литературы в России не было. Он невольно начал традицию наиболее яркими продолжателями которой станут А.И.Солженицын (1918-2008) и В.Т.Шаламов (1907-1982), уже в XX в. что касается художественных особенностей "Записок...", то Л.Н.Толстой и И.С.Тургенев сравнивают их с поэтическими образами "Ада" Данте Алигьери (1265-1321) из его "Божественной Комедии" и с фресками итальянских мастеров эпохи Ренессанса.
   Но в 1863 г. журнал "Время" закрывают по политически-цензурным причинам. Журнал "Эпоха", основателем которого также был старший брат Достоевского, большого успеха уже не имел и в 1864 г. был также закрыт.
   Весной 1862 г. Достоевский первый раз выезжает заграницу и находится там до начала 1864 г.Это время он проводит с Аполлинарией Сусловой (1839-1918). Возникают две его страсти: к ней и к рулетке. В 1863 г. супруга Достоевского покидает Петербург и переезжает во Владимир, вероятно к родственникам, в более благоприятный климат.
   В 1864 г. Достоевский возвращается в Петербург. В этом же году умирает супруга Мария Дмитриевна, уходит из жизни любимый брат писателя Михаил Фёдорович Достоевский (1820-1864). Фёдор Михайлович берёт все долги брата по издательской деятельности на себя, хотя моги не делать этого. Пасынок-сирота Паша Исаев и семья брата Михаила оказываются на попечении писателя. В этом же году умирает приятель и коллега Достоевского Аполлон Григорьев (1822-1864). Отношения с любимой женщиной ухудшаются и практически прекращаются. В 1880 г. она выйдет замуж за замечательного философа и писателя Василия Васильевича Розанова (1856-1919). Из-за денежных затруднений в 1866 г. Достоевский продаёт все свои прежние сочинения за 3000 р. петербургскому издателю и книгопродавцу Ф.С.Стелловскому (1826-1875). В итоге Стелловский выставляет писателю условие: кроме издания 3-х томов он накладывает обязательство написать новый роман - не менее 12-ти печатных листов и доставить рукопись до 1 ноября 1866 г. В это время Достоевский работал над повестью "Пьяненькие" ( будущий роман "Преступление и наказание"). Коллеги посоветовали писателю нанять стенографистку. Так Ф.М.Достоевский знакомится с Анной Григорьевной Сниткиной (1846-1918) со своей будущей второй и последней женой. Благодаря Анне писатель заканчивает роман в срок и выигрывает "пари" у Стелловского, оставляя право за собой распоряжаться своими будущими произведениями. Это был роман "Игрок". Автобиографическое произведение о страсти к рулетке и к женщине. Героиня романа Полина - образ списанный с Аполлинарии Сусловой почти без изменений и с именем прототипа. Весной 1867 г. писатель женится на А.Г.Сниткиной. В апреле они выезжают заграницу в свадебное путешествие и спасаясь от кредиторов: долги брата полностью отданы не были. Сначала планировалось побыть заграницей всего несколько месяцев. Но...
   С самого детства Достоевский мечтал увидеть "милые русскому сердцу европейские камни". В своих "Зимних заметках о летних впечатлениях" и в романе "Подросток" он писал, что вот уже около ста лет Европа нам дороже и ближе, чем самим европейцам. Писатель мечтал увидеть лучшие образцы европейской культуры. Ещё в первое своё путешествие он посетил Лондон, где встретился с А.И.Герценым. В Лондоне Достоевский гуляет по беднейшим кварталам столицы Британской империи. На ряду с образами бедных улиц Петербурга, они войдут в роман "Преступление и наказание". А по мнению многих исследователей в Сенной площади в романе не меньше черт Лондонского рынка, где торговали сеном, чем реальной петербургской Сенной площади. В Лондоне Достоевский видит городскую бедноту, обездоленных детей и слышит о часто появляющихся убийцах женщин в малоимущих районах Британской империи. Общаясь с Герценым, Достоевский вступает с ним в полемику и окончательно отказывается от идеи общественных преобразований западно-демократическим и революционным путём.
   За время пребывания заграницей Достоевские живут в Бадене-Бадене, Дрездене, Женеве, во Флоренции. В целом прожив в Западной Европе почти 4 года. Здесь Достоевский завершает "Преступление и наказание". Роман о новом человеке, считающем, что он "право имеет"; о крахе этой его идеи и его раскаянии. Ни Краевский, ни Некрасов не дают согласие на публикацию романа в своих журналах. Тогда Достоевский пишет письмо Михаилу Никифоровичу Каткову (1818-1887) - главному редактору "недемократического" и "нелиберального" журнала "Русский Вестник". Сам Катков при Александре III станет одной из ключевых фигур нового самодержавного курса молодого императора. А пока именно Катков соглашается на публикацию "Преступления и наказания". В дальнейшем все великие романы-поэмы Достоевского, кроме "Подростка" будут изданы в "Русском Вестнике". В этот же период не утихает, а усиливается страсть Достоевского к рулетке. Он едет в Висбаден и играет. Чаще проигрывает, но и выигрывает крупные суммы по своей собственной игровой системе, описанной в романе "Игрок". В Бадене-Бадене местные жители установят в будущем бюст Достоевского над открытой книгой "Игрок", над горшками с цветами герани, которые любил писатель. Из всех русских писателей Достоевский был самым удачливым игроком. В 1857 г. Л.Н.Толстой находясь там же, проигрывается в рулетку "в пух и прах", как говорит профессор И.Л.Волгин. Удачно ещё играл Некрасов, правда, в карты.
   Летом 1867 г. в Бадене-Бадене Достоевский встречается с И.С.Тургеневым и с И.А.Гончаровым (1812-1891). Происходит почти окончательная размолвка с Тургеневым. Тем не менее, Тургенев не откажет Достоевскому в посылке 100 р., когда тот в очередной раз проиграется, в отличие от Герцена, который откажет в деньгах Достоевскому.
   Тогда же Достоевский, живя в Дрездене, посещает с женой Дрезденскую картинную галерею. Особое впечатление на него производит полотно кисти Ганса Гольбейна младшего (1497-1543) "Мёртвый Христос в гробу". Эта картина войдёт в роман "Идиот". А пока уже почти готовая рукопись этого романа уничтожается, и Достоевский пишет второй вариант. Цель труднейшая изобразить: прекрасного человека с чертами и духовными качествами Христа в наше время. Из Германских земель писатель с супругой переезжают в столицу Швейцарии Женеву, где жизнь была ещё дороже, но якобы здешний климат был полезен в купировании острых приступов эпилепсии, но припадки только учащаются. Здесь у Достоевских рождается первенец - дочь Соня. Параллельно с заботой о ребёнке Достоевский восстанавливает роман "Идиот", взяв у Каткова ещё за ненаписанный текст аванс. Вскоре от воспаления лёгких умирает дочь Соня. Свои тяжёлые, горькие чувства после кончины дочери писатель передаст устами Аркадия Долгорукого в романе "Подросток", когда умрёт спасённая им девочка-подкидыш. И даже в дни траура писатель продолжает трудиться над романом "Идиот" и завершает его уже в Италии, во Флоренции в 1868 г., а последние штрихи вносит в Дрездене и отправляет завершающую порцию рукописи Каткову в Россию. По сравнению с "Преступлением и наказанием" роман "Идиот" такого успеха не получает. Сам писатель так говорил об итогах работы: "...что-то в романе совсем не получилось, а что-то удалось не хуже, чем у Сервантеса..." Но, в сущности, "Идиот" - это вторая попытка в мировой литературе после "Дон Кихота", изобразить Христа в жизненных условиях человеческого общества; а если считать, что всякая рыцарская героика у Достоевского отсутствует, то может быть, и первая.
   К концу своего пребывания в Европе Достоевский полностью разочаровывается в европейском образе жизни. "Дорогое кладбище с дорогими покойниками", - говорит он; и движение России по либерально-демократическому и социалистическому пути он считает губительным. Здесь же Достоевский слышит о М.А.Бакунине (1814-1876), П.Н.Ткачёве (1844-1886), С.Г Нечаеве (1847-1882) и других представителях российского и западного анархизма и социал-демократии и их учениях. Возникает замысел написать политический памфлет на "нигилятину" (выражение Достоевского) и "революционеров-аферистов, каким оказался Нечаев - "тигрёнок" Бакунина, который и сам-то не сразу раскусил этого политического мошенника. Нечаев и станет главным прототипом Пети Верховенского - "вождя революционной пятёрки убийц" в будущем романе "Бесы". Но реализовывать замысел своего нового произведения Достоевский будет уже дома, в Петербурге и в Старой Руссе, так как летом 1871 г. он с супругой, после почти 4-х летнего отсутствия возвращается на Родину, в Россию.
  
  8. "Бесы"
  
   Первоначально работа не складывается. Политический памфлет вскоре обрастает глубокими мыслями о судьбе всего человечества. В "Бесах" Достоевский реализует сюжетные линии и философию "Жития великого грешника" - большого нереализованного произведения, которое он собирался сразу же после романа "Идиот".
   Не просто побывав, а прожив почти полдесятилетия в Западной Европе, Достоевский подводит итог европейским идеям и учениям: фурьеристов, кабистов (фр. Философ, родоначальник коммунистической школы Э.Кабе (1788-1856)) и их носителям в России - "людям 40-х" (годов). "Бесы" становится сложным, многослойным, эпическим романом, включающим в себя несколько поэм (как говорил критик Страхов) и множество персонажей. Здесь впервые Достоевский вводит в действие романа массовку, изображая бунт рабочих шпигулинской фабрики. И, наверное, впервые в таком масштабном произведении писателя нет ярко выраженного главного героя, а есть два псевдогероя. Степан Трофимович Верховенский - человек 40-х годов и носитель либеральных идей. Это собирательный образ, символ; но в нём преобладают черты, по мнению исследователей, историка Грановского - яркого представителя западников. Степан Верховенский как бы духовный "отец" своих воспитанников и воспитанниц: Коли Ставрогина, Лизы Тушиной, Даши Шатовой с братом Ваней Шатовым - бывших крепостных Ставрогиных. Кроме того, что Степан Трофимович был и родным отцом Пети Верховенского, революционный аферист Верховенский младший также из "гнезда" "человека 40-х" Степана Трофимовича. В начале романа часто упоминается Белинский, а в третьей части фигурирует великий писатель Кармазинов, также представитель 40-х. Большинство специалистов склоняется к тому, что главным прототипом "общеевропейского" писателя и гражданина Германских земель, был И.С.Тургенев. И сам Иван Сергеевич считал также. Но Достоевский в письмах читателям и критикам говорил, что кого-то конкретно он не стремился изобразить, во всех персонажах присутствует собирательность.
  Окончательный вариант "Бесов" - это роман-идея, роман идей, роман об идеях и результатах их практического применения в социуме. Алексей Кириллов, Иван Шатов, Пётр Верховенский, Шигалёв - все имеют идеи. Идея-теория Шигалёва представителя кружка Петра Верховенского - общество, где каждый шпионит за каждым и поэтому - все равны. Нет ни гениев, ни талантов - всем управляет центральный комитет; Бога нет; сознание материалистично и логично. Шекспиры, Сервантесы, Юлии Цезари, Пушкины побиваются камнями или высмеиваются. У Шатова, который разочаровывается в идеях кружка Верховенского идея близкая к почвенничеству самого Достоевского; но у Шатова появляется приземлённый национализм и православие уже рассматривается в контексте политической идеологии. Сложна и страшна идея Кириллова: самому стать богом, совершив самоубийство и таким образом стать безгранично свободным, возвыситься до Бога и заменить его. Хроникер в романе Антон Лаврентиевич Г-в от имени которого ведётся повествование, на слова Кириллова о том, что когда человек осознает что он сам бог, история человечества изменится: с Богочеловеком было - от обезьяны до человека, а с человекобогом станет: "от человека...до...до". На что хроникер бросает Кириллову: "от человека до обезьяны?" В итоге романа Кириллов стреляется под нажимом Верховенского и в предсмертной записке берёт убийство Шатова, которому так и не удаётся порвать с Верховенским, на себя, опошляя этим свою даже такую ницшеанскую идею.
   Но главным полифоническим носителем всех этих идей, их инициатор и даритель, одновременно верящий во всё, и, ни во что; второй псевдо-главный герой романа молодой Николай Всеволодович Ставрогин. Главным его прототипом в идеологическом плане был Николай Спешнев, но некоторый исследователи (критик Страхов) считали, что в Ставрогине Достоевский изобразил себя. Эта версия спорна. И точно доказано, что страшного греха Ставрогина Достоевский никогда не совершал. Более писатель беспощадно "казнит" гражданина швейцарского кантона Ури через повешение, как своего личного врага и прощения к Ставрогину единственному из всех персонажей у Достоевского нет. Даже Верховенский не смотря на свой цинизм и расчёт, всё же белый лист, духовно пуст, но чувствуется, что есть шанс наполнить эту пустоту светом, хоть и при фантастических обстоятельствах, но шанс есть.
   Казнит, а скорее прощает Достоевский раскаявшегося, ушедшего из дома Ставрогиных и умершего в дороге, в крестьянской избе с Евангелием в руках, Степана Трофимовича. В отличие от своих реальных прототипов он никогда не отрицал Христа. В конце жизни, умирая на руках женщины книгоноши, Степан Трофимович искренно собирается растолковывать Евангелие народу, замечая, что и у него можно многому научиться: заботе, преданности, искренности, вере без всяких доказательств и логических умствований. Степан Трофимович умирает в народной среде. Вот эту простоту и пытаются исказить, сломать и извратить носители "прогрессивных идей" "бесы" - несчастные молодые ребята - безотцовщина: Шатов, Ставрогин, Кириллов, Верховенский - также выросший без отца.
   Не смотря на то что "Бесы" сложный во всех смыслах роман, читается он легко, в отличие от большинства произведений Достоевского. В нём больше всего пейзажных панорам и этюдов, что редкость для Достоевского, дополняющих психологическое состояние героев и композицию в целом. Как говорил Владимир Алексеевич Солоухин настоящее произведение искусства должно быть, как валенок - простым, без видимых швов, не понятно как сделанным, но красивым удобным и тёплым.
   После выхода романа в печать в 1872 г. в "Русском Вестнике" либерально и демократически настроенная критика отнеслась к нему и к его автору резко отрицательно, но Достоевский хотел высказаться и по-настоящему высказался. В то же время вторая часть общества: славянофилы, монархисты, православные мыслители и деятели: М.Н.Катков, К.П.Победоносцев (с этого периода он становится другом писателя до конца жизни Достоевского), поэт Ф.И.Тютчев (1803-1873), князь В.П.Мещерский (1839-1914) положительно отнеслись к роману против "нигилятины".
  В 1873 г. Достоевский возглавляет редакционную коллегию журнала князя Мещерского "Гражданин", с условием публицистически высказываться. Так начинается "Дневник писателя" и последний период жизни писателя.
  
  9. "Дневник писателя". "Подросток".
  
   В 1873 году выходит первая пробная часть "Дневника писателя". Журнал "Гражданин" становится "трибуной" Фёдора Михайловича. На его страницах Достоевский рассматривает различные сферы общественной, культурной и социальной жизни России 70-х гг. XIX века. Анализирует первые результаты великих реформ Александра II. Много внимания уделяет новой беде российского народа - повальному пьянству: "Пьют женщины, пьют даже малые дети; кабаков в округе, порой, больше чем домов"... - Пишет писатель, - "В костромской губернии отпилили бронзовую руку Сусанина, да в кабак снесли, а в кабаке её приняли. Пьяным народом лучше управлять что ли?" - Ставит вопрос ребром мыслитель и пророк. В этом и последующих частях "Дневника", за 1876 и 1877 гг. Достоевский уделяет большое внимание новой судебной системе, беседуя о новом суде с Победоносцевым, как одним из авторов судебной реформы 1870 г. художественно даёт целые стенограммы судебных заседаний с оправдательными приговорами: за убийство жены, за истязание детей. И наоборот, обвинительных постановлений, где нужно было оправдать, например, беременную женщину, в сердцах выбросившую из окна свою падчерицу, с которой ничего не произошло, а женщина сразу же призналась в своём преступлении. Ей присудили ссылку в Сибирь. Достоевский лично участвовал в этом деле и в итоге женщину оправдали. И если Л.Н.Толстой участвовал как мировой посредник в ходе крестьянской реформы, то Ф.М.Достоевский положительно повлиял на работу новой судебной системы России.
   Пишет писатель и о живописи художников-передвижников. Тщательно анализирует работы В.Г.Перова (1833/1834-1882), К.Е.Маковского (1839-1915), Н.Н.Ге (1831-1894), И.Е.Репина (1844-1930), восторгаясь его "Бурлаками на Волге". Уделяет внимание новым произведениям своих коллег: Н.А.Некрасова, Н.С.Лескова, Л.Н.Толстого. Почти не одна сфера жизни не ускользает от внимания Достоевского. Он отдаёт дань памяти В.Г.Белинского и А.И.Герцена. Говорит о спиритических сеансах, входящих в моду в российских столицах: "Говорят Гоголь "оттуда" в Москву пишет, я недавно читал, слог его..." - шутил писатель; присутствует на одном из них и делает вывод, что это не просто шарлатанство, а глупость и выдумка. О 1-ом "Дневнике" писатель говорит, что это "пояснительная записка" к "Бесам", но о самом произведении здесь упоминается лишь один однажды, будто и не было этого великого романа-предчувствия и напутствия. Но стиль слог "Дневника" схож с текстом "Бесов", он также написан легко, не смотря на сложность и серьёзность содержания. Между делом здесь появляются короткие, самостоятельные рассказы: "Мужик Марей", мистическая сатира "Бобок".
   После выхода "Дневника" в журнале "Гражданин" все заговорили о новом Достоевском. В первые же дни, он получает множество добродушных и благодарственных писем. Но в 1874 г. писатель уходит из "Гражданина" по причине не согласия с князем Мещерским по поводу введения цензуры в учебных заведениях и проверки на неё студенческих работ. Вторая причина ухода было начало работы над новым романом, который долгое время не имел названия и не складывался. Но в Старую Руссу в Новгородской губернии Достоевского посещает Н.А.Некрасов. Вдохновлённый "Дневником писателя" и прочитавший рукопись нового романа, старый знакомый предлагает опубликовать роман в своих "Отечественных записках" за солидную сумму, Достоевский, кормивший свою семью из трёх детей и семью покойного брата Михаила, соглашается.
  Роман получает название "Подросток". Это исповедь 21-летнего молодого человека, опять с идеей - "миллиона", или идеей Ротшильда. Это касалось и Некрасова, также мечтавшем в юности буквально заработать "миллион". В последнем "Дневнике писателя" Достоевский приведёт его стих "Секрет (Опыт современной баллады)":
  
  "Огни зажглись вечерние,
  Выл ветер и дождик мочил,
  Когда из Полтавской губернии
  Я в город столичный входил.
  В руках была палка предлинная,
  Котомка пустая на ней,
  На плЕчах шубёнка овчинная,
  В кармане пятнадцать грошей.
  Ни денег, ни званья, ни племени,
  Мал ростом и с виду смешон, -
  Да сорок лет минуло времени, -
  В кармане моём миллион."
  
   Но идея Аркадия Долгорукого шире: не просто заработать миллион, но раздать его полностью униженным и неимущим. Слог Достоевского в "Подростке" сложен, роман психологически надрывен. С философской точки зрения он вытекал из "Бесов", снова появляются носители разрушительных идей - Крафт, Дергачёв, а с другой стороны это уже подводка к "Братьям Карамазовым": взаимоотношение родителя и детей. Жить в страстях или в монашеском смирении и аскетизме. Аркадий после встречи со смиренным странником и своим законным отцом Макаром Ивановичем Долгоруким задумывается о бестолковости городской жизни: с интригами, жаждой наживы, суетой, лицемерной порочностью и желанием не потрудившись сорвать куш в казино, которые как поганки усеяли столичные города в 60-х, 70-х гг. XIX в. В противовес всему этому и безбожным идеям жажда смиренной, деятельной жизни.
   С выходом в печать "Подростка" на Достоевского снова набрасывается общественность, как это было и с "Бесами". На сей раз консервативная её часть. Если в 1872 г. либералы и демократы обвиняли писателя в "отступничестве", как автора ретроградного романа, то в 1875-1876 гг. "отступником" его уже называет окружение Каткова и Мещерского. С другой стороны некоторые из демократов обвинили в ретроградстве Некрасова и его "Отечественные записки", как предоставившего возможность публикации "мракобесному" писателю. К.П.Победоносцев один из не многих среди традиционалистов, кто отнёсся к "Подростку" в целом положительно, считая его произведением полезным для воспитания испорченной либеральными реформами российской молодёжи.
   После "Подростка" в 1876-1877 гг. Достоевский продолжает работу над "Дневником писателя", издавая его практически самостоятельно и на собственные средства при горячей поддержке супруги Анны Григорьевны, которая взвалила на свои хрупкие плечи все окололитературные и организационные хлопоты, замечательно с ними справляясь; и Победоносцева, к тому времени ставшего членом Государственного Совета и наставником наследника престола Александра Александровича, писатель получал ценные сведения о состоянии российского общества. В новых публикациях "Дневника" Достоевский касается проблемы воспитания детей, пишет о колонии малолетних преступников, посещает её. На примере дочери А.И.Герцена покончившей с собой, писатель озабочен случаями массового суицида среди российской молодёжи как внутри страны, так и заграницей. Уделяет много страниц освобождению славянских народов от Османского ига, восхищаясь в отличие от либеральной части российской общественности русскими добровольцами и в частности генералом Черновым, который подав в отставку в России, как кадровый генерал, прибыл добровольно на Балканы и возглавив сербское ополчение, организовав его и обучив. Пишет писатель и о балканских беженцах, принимая личное участие в размещении в Петербурге около 200-от сербских и болгарских детей, посещает их, и задумывается о том, почему между ними нет дружбы: сербские ребята в своём кругу, а болгарские в своём. Делая вывод о мире православных славянских народов, Достоевский считает, что только Россия гарант их сохранения, развития и объединения; но при условии, что сама Россия сохранит свой духовный стержень - православного христианства. По мере того, считал Достоевский, как Россия будет терять свою идентичность, становясь частью так называемой европейской цивилизации, будет уходить её сила; и никому не будет покоя в славянском мире. А сами славянские народы вместо благодарности обвинят же Россию во всех своих грехах и несчастьях. С началом Русско-турецкой войны 1877-1878 гг. Достоевский в отличие от Тургенева и Толстого, которые были категорически против, либо сомневались в необходимости пролития крови, как Лев Толстой, Достоевский полностью поддерживал Александра II и его генералов и гордится тем, что Россия показала себя самостоятельной в международной политике, а значит не всё потеряно. Также писатель рисует несколько эпизодов метафизического героизма русских солдат в турецком плену, которые даже под пытками османов не отреклись от Христа и православной веры и умирая не приняли ислам. Один из таких эпизодов попадёт в последний роман Достоевского "Братья Карамазовы", где для Алёши это будет величайший подвиг и пример веры и мужества, а для "беса" Смердякова - глупостью и нелогичностью: "...ну, отрёкся бы и что, зато можно было у турок такую карьеру сделать..."
  Завершает Достоевский "Дневник писателя" отдавая дань своим литературным предшественникам и современникам, собратьям по перу. Пишет о кончине в 1876 г. горячо им любимой писательницы, заочной "учительницы" и сестры по перу Жорж Санд (Занд). Восторгается романом новым романом Л.Н.Толстого "Анна Каренина", особенно главами о Левине - будущем России, как считает Достоевский, труженике и философе объединившимся духовно со своим крестьянским народом; с тревогой смотрит на Стив Облонских и Вронских, и говорит, что они-то и могут стать причиной социального и духовного краха в России - всё их "европейство" и бытовое "англоманство", безбожие, безразличие, их вежливость с аристократическими манерами и скотскими делами. Нужно отметить, что Толстой и Достоевский не были знакомы и не встречались тет-а-тет; хотя присутствовали на одном литературном вечере, но критик Страхов не решился знакомить двух выдающихся писателей, которые заочно так внимательно следили за творчеством друг друга. По случаю болезни и кончины Н.А.Некрасова Достоевский пишет несколько статей в "Дневнике" за 1877 г. Присутствует на его похоронах и произносит речь, говоря в ней, что Некрасов занял место поэта после А.С.Пушкина (1799-1837) и М.Ю.Лермонтова (1814-1841). И пишет, что даже мечту его о "миллионе" можно простить за его любовь к людям и переживания о них в каждом своём стихотворении и поэме; и никто не вправе судить великого поэта кроме Бога, - заключает Достоевский.
   В 1878-1879 гг. Достоевский приостанавливает работу над "Дневником писателя", так как начинает работу над большим романом "Братья Карамазовы". Но уведомляет многочисленных своих читателей и почитателей, что возобновит работу над ним. В 1880 г. выходит лишь одна статья "Дневника" - "Пояснение к Пушкинской речи" в июне 1880 г. в Москве, произнесённой им по случаю открытия памятника великому первому поэту; публикуется и сам очерк "Пушкин". И не смотря на грандиозные планы, смерть писателя не позволила продолжить уникальный публицистический, художественный и философский труд, каким явился "Дневник писателя". В нём Достоевский высказал не только свои мысли, убеждения и тревоги по поводу процессов происходящих в России и в мире; но и показал целый срез общественной жизни России в 60-х, 70-х гг. XIX в. Поэтому "Дневник писателя" полезен и литераторам, и журналистам, и историкам, и юристам, и философам.
  
  10. Последние годы. "Братья Карамазовы"
  
   К написанию своей последней книги, осознавая это или нет, Достоевский готовился всю свою литературную жизнь. Ещё в период обучения в военно-инженерном училище, юношей он задумывался о трагедии отцеубийства в символическом и буквальном смысле, живя в Михайловском замке, где был убит император Павел I, а его сын великий князь Александр Павлович, вероятно, знал о готовящемся заговоре.
   После выхода в печать в 1863-1869 гг. эпопеи "Война и Мир" Л.Н.Толстого, Достоевский вынашивает идею создания эпического романа, так же повлияли на это романы В.Гюго и О. де Бальзака и особенно произведения горячо любимого им Чарльза Диккенса (1812-1870). И все четыре больших произведения Достоевского "Преступление и наказания", "Идиот", "Бесы", "Подросток" отчасти становятся реализацией этого замысла. Сам писатель признавался, что без "Дневника писателя", без затронутых в этом труде общественных, социальных и мировоззренческих язв, создать эпопею истории одной русской семьи, Достоевскому бы не удалось.
   Появление образа главного героя романа - светлого отрока Алёши Карамазова было связано с недавней смертью младшего сына писателя Алёши Достоевского. Внезапный приступ эпилепсии у Фёдора Михайловича напугал маленького Алёшу, и он скончался от мгновенной асфиксии дыхательных путей, вызванной испугом. Самому образ Алексея Фёдоровича Карамазова главным прототипом послужил молодой философ и первый русский символист, сын выдающегося историка Сергея Михайловича Соловьёва Владимир Сергеевич Соловьёв. Именно с ним Достоевский посещает Оптину Пустынь, где знакомится с феноменом оптинского старчества и конкретно со старцем Амвросием, ставшим прототипом Зосимы. Ещё в "Подростке" писатель затрагивает тему иноческого подвижничества и служения. В самом начале работы над "Братьями Карамазовыми Достоевский выступает в Петербурге с несколькими лекциями о монашестве. О них вспоминал будущий великий православный подвижник Антоний Храповицкий, тогда ещё молодой человек. Услышанное повлияло на весь дальнейший его путь. Достоевский говорил об Оптинской обителе, как о месте духовной гармонии, подвига и великого человеколюбия, уже здесь, на нашей Земле.
   Сюжетную линию романа, связанную с Дмитрием Карамазовым и обвинением его в отцеубийстве, Фёдор Михайлович почерпнул на каторге, в момент знакомства с офицером Ильинским, осуждённым за это же преступление. В дальнейшем выяснилось, что Ильинский не виновен. Об этом Достоевский писал уже в "Записках из мёртвого дома".
   Кроме взаимоотношений во всём российском обществе на примере одной семьи Карамазовых, духовного идеала монашеской обители, писатель затронул и проблему превращения Русской православной церкви, и церкви вообще, в государственный институт власти, как это произошло в Европе; а веры в идеологию - на примере поэмы Ивана Карамазова "Великий инквизитор". Не смотря на продолжающуюся дружбу с К.П.Победоносцевым (1827-1907), который к началу 80-х обладал уже огромной властью и был уже обер-прокурором Святейшего синода Российской империи, Достоевский смотрел с тревогой на его идею идеологизацию православия, т.е его обмирщения, умаления веры и Христа, как Истины. Инквизитор читает мораль Христу и гонит его, говоря, что Он станет лишь помехой их государственного порядка и в сдерживании народа в неведении и полном повиновении в плену мелких страстей и квази-веры в обряды, неподкреплённые деятельной любовью.
   С выходом в начале 1880 г. в печать полной версии романа 3000-м тиражом, половина его расходится в первые же месяцы после публикации. Это был грандиозный успех, как в среде критиков, так и читателей. Но в своих записных книжках Достоевский писал о замысле второй книги "Братьев Карамазовых", где светлый отрок Алёша становится революционером и решается на цареубийство. Об этом писал профессор Волгин в свое книге "Последний год жизни Достоевского: Исторические записки". Достоевский планировал подробно проследить этот путь: от инока до цареубийцы. При этом нравственные качества бы героя не деградировали. Если Гоголь собирался из мошенника Чичикова сделать положительного героя, то Достоевский уводит своего Алёшу в другую сторону. Это было связано с переживаниями писателя о причинах бесконечных покушений на Александра II. Достоевский задумывался о нравственных причинах этих покушений и безусловно, был против невинных жертв от бомб направленных в царя; но часто повторяемая им в эти дни фраза из Евангелия: "Смирись, гордый человек" была адресована и царскому правительству и конкретно царю. Но Анна Григорьевна говорила, что если бы Достоевский узнал об убийстве царя, он бы не перенёс этой трагедии и всё равно вскоре бы умер. Второй книги "Братьев Карамазовых" не последовало и Алёша Карамазов остался для читателей: светлым, добрым, чутким и деятельным юношей.
   Самого же Фёдора Михайловича Достоевского, не смотря на его грандиозные творческие планы, не стало 28 января 1881 года. На пик популярности и народной любви. Находясь до конца дней под полицейским надзором, бывший каторжник Достоевский, по сути, становится воспитателем младших сыновей Александра II, часто посещая их и читая им свои произведения. Его рассказ "Мальчик у Христа на ёлке" и поэма в классическом виде "Рождественский Ангел" становятся любимыми, как для детей будущего императора Александра III, так и для детей крестьян.
   Похороны великого русского художника слова и мыслителя Фёдора Михайловича Достоевского на короткое время объединяют на короткое время все слои и сословия российского общества: и знатных, и не знатных, и монархистов, и демократов, и либералов, и социалистов.
  А книгой, которую взял с собой Л.Н.Толстой, уходя в свой последний путь из Ясной Поляны холодной осенью 1910 года, был роман Ф.М.Достоевского "Братья Карамазовы"
  
  Список литературы:
  
  1. Достоевский, Ф.М. Бедные люди. Белые ночи. Неточка Незванова. - М.: Дрофа, 2004 .- 432 с.
  
  2. Достоевский, Ф.М. Собрание сочинений. - Т.3.: Униженные и оскорблённые. Записки из мёртвого дома. - М.: Госизд. худож. лит., 1956. - 724 с.
  
  3. Достоевский, Ф.М. Бесы / Послесловие В.А.Туниманова "Безумие и "вечная Великая мысль". - с. 622-638. - Л.: Лениздат, 1990. - 639 с.
  
  4. Достоевский, Ф.М. Дневник писателя: Избранные страницы. - М.: Современник, 1989. - 557с.
  
  5. Достоевский, Ф.М. Подросток. - М.: Московский рабочий, 1987. - 575 с.
  
  6. Труайя, А. Фёдор Достоевский. - М.: Эксмо, - 2007. - 480 с.
  
  7. Нечаева, В. Ранний Достоевский. 1821-1849. - М.: Наука. - 1979. - 288 с.
  
  8. Достоевский в зарубежных литературах. - Л.: Наука. - 1978. - 240 с.
  
  9. Свеченовский, И. Достоевский. Поединок со страстью.: СПб.: Нева, 2006. - 288 с.
  
  10. Анна Григорьевна Достоевская: воспоминания. - М.: Захаров, 2002. - 392 с.
  
  11. Долинин, А. Достоевский и другие. - Л.: Худож. лит., 1989. - 393 с.
  
  12. Волгин, И. Последний год жизни Достоевского: Исторические записки. - М.: Советский писатель, 1991. - 544 с.
  
  13. Селезнёв, Ю. Достоевский. - М.: Мол. гвардия, 1981. - 543 с, ил. - (ЖЗЛ). Сер. биогр.; Вып. 16 (621)).
  
  14. Гроссман, Л. Достоевский. - М.: Мол. гвардия, 1965. - 608 с. ил. - (ЖЗЛ). Сер. биогр.; Вып. 4 (357)).
  
  15. Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского в 3-х томах. Т. 1. СПб.: Академический проект, 1999. - 537 с.
  
  16. Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского в 3-х томах. Т. 2. СПб.: Академический проект, 1999. - 587 с.
  
  17. Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского в 3-х томах. Т. 3. СПб.: Академический проект, 1999. - 614 с.
  
  18. Наседкин, Н.Н. Достоевский. Энциклопедия. (серия: русские писатели) - М.: Алгоритм, 2003. - 800 с.
  
  19. Басина, М. Сквозь сумрак белых ночей. - Л., Детская литература. - 1979. - 231 с., ил.
  
  20. Булгаков, С.Н. Сочинения в 2-х томах. - Т. 2. Избранные статьи (Иван Карамазов (в романе Достоевского "Братья Карамазовы", как философский тип. - С. 15-45.)) - М.: Наука. - 1993. - 752 с.
  
  21. Разумихин, А. Свободно под надзором / А.Разумихин // Путеводная звезда. - 2012. - Љ 11. - 96 с.
  
  22. Достоевский, Ф.М. Идиот. - М.: Правда, 1981. - 640 с.,
  
  23. Достоевский, Ф.М. Игрок: роман, повести, рассказы / Фёдор Достоевский. - М.: Эксмо, 2012. - 640 с.
  
  24. Достоевский, Ф.М. Братья Карамазовы. - М.: Эксмо-Пресс, 2000. - 800 с.
  
  25. Солоухин, В.А. Камешки на ладони: рассказы. - М. Детская литература, 2002. - 285 с.
  
   18 сентября - 6 ноября 2014 года
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Д.Сугралинов "Дисгардиум 6. Демонические игры"(ЛитРПГ) Т.Ильясов "Знамение. Вертиго"(Постапокалипсис) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) Грейш "Кибернет"(Антиутопия) А.Гришин "Вторая дорога. Путь офицера."(Боевое фэнтези) О.Иконникова "Принцесса на одну ночь"(Любовное фэнтези) А.Вильде "Джеральдина"(Киберпанк) Л.Огненная "Академия Шепота 2"(Любовное фэнтези)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Колечко для наследницы", Т.Пикулина, С.Пикулина "Семь миров.Импульс", С.Лысак "Наследник Барбароссы"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"