Белушкин Владислав Александрович: другие произведения.

О самоубийстве и национальных традициях

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Литературные конкурсы на Litnet. Переходи и читай!
Конкурсы романов на Author.Today

Конкурс фанфиков на Фикомании
Продавай произведения на
Peклaмa
 Ваша оценка:

  В следующем своем рассуждении я возвращаюсь к одному давнему спору, в котором я признаю свою явную неправоту. Спор этот был о суициде, сиречь самоубийстве. Во время этого спора я имел несчастие заявить, что самоубийца априори не прав. Отчасти это было обоснованно для меня тем, что самоубийство считается грехом в Христианстве, а отчасти это связанно у меня с нелюбовью к бусидо, в котором, как известно, говорилось о ритуальном самоубийстве. В тот день у моего оппонента (смею заверить самого лучшего и прекрасного оппонента на свете) не нашлось других доводов кроме как объяснить сеппуку национальными традициями, которые священны. Я же считал, что в любом случае самоубийца не прав.
  
  Считаю нужным сделать небольшое отступление. С моей точки зрения многие национальные традиции и обычаи не только не священны, но и в корне ложны и не верны. Вспомним национальный обычай ацтеков - ритуальное убийство и каннибализм. Если бы не вмешательство испанцев, поганые язычники продолжали бы свои мерзкие ритуалы. Таких примеров не мало, стоит например, вспомнить привычку некоторых диких народов в суде над ведьмами - ордалии, сиречь испытания стихиями. К сожалению, эта привычка осталась и у многих Европейских народов, как наследие язычества. Нахожу необходимым сделать уже привычную оговорку - инквизиция ведьм не жгла и ими почти не занималась (булла Папы Иоанна от 1320 года исключение, ограничивающие сыск по ведьмам для инквизиции лишь Каркассоном). Традиции ордалий в судах по ведовству встречались лишь у народных судов и иногда светских - муниципальных. (При желании найти информацию о преследовании ведьм я бы посоветовал книги профессора Киттреджа).
  Приведенные выше примеры, считаю достаточными, что бы утверждать, что многие национальные традиции являются пагубными для собственного же народа. Кому недостаточно этих примеров, прошу обратиться к истории диких народов или же язычников.
  Моя же ошибка заключалась в том, что я считал, чуть ли не все национальные традиции вредными посему я и примешал сеппуку к вредным национальным традициям (отчасти по причинам названным в самом начале этого туманного рассуждения). Естественно, не все национальные традиции вредны и опасны, некоторые даже прекрасны и необходимы в самобытных общностях, но это не означает также иной крайности - все они полезны и служат благу.
  
  Итак, вернемся к нашей теме. Еще во время спора я колебался, считать ли самоубийцами Андре Пессоа (взорвавшего себя вместе с кораблем, дабы не попасть в плен к язычникам) и Александра Матросова. Однако мои сомнения позже были развеяны, но об этом речь пойдет ниже. Мне приводили доводы о том, что решиться на смерть тоже надо иметь храбрость (Сразу надо было сказать, что мой оппонент и не думал призывать к самоубийству, просто он пытался мне объяснить, что оно не всегда зло и грех), я же на это возражал, ссылаясь на эссе Мишеля де Монтеня, что жить, выдерживая всякую боль и испытания я нахожу большей храбростью. А также я вспоминал слова человека, который прыгал с моста - "Когда ты прыгаешь с моста, ты понимаешь, что у тебя больше нет проблем, ни зла, ничего вообще, лишь одно - ты уже прыгаешь с моста". В тот день так мы и не пришли ни к чему.
  Затем, некоторое время спустя, мой оппонент дал понять мне, что некоторые самураи делали сеппуку для того, что бы спасти свои семьи. Дабы враги их из другого клана, защищали и сохраняли их семьи. Мне нечего было возразить и я признал, что они поступали честно и благородно. Однако я все еще был в колебаниях, по поводу своей позиции насчет суицида - грех это или нет? Я, неразумный, не задумался о том, что могут быть оттенки, а хотел видеть лишь черное или белое. Одна из лекций-проповедей Кураева, названная "Стыдно ли называться рабом Божьим?", помогла мне сформировать четкое мнение по данному вопросу.
  В этой лекции, кроме прочего, уважаемый диакон говорил о необходимости различать оттенки греха. Это уже помогло мне, я подумал, что убить себя это грех, но отдать свою честь, а главное и семью на поругание врагам - грех больший. Ведь действительно, иной раз приходиться выбирать не между грехом и добродетелью, а между грехом и грехом же. Надо искать из двух зол меньшее. У Перумова был описан принцип меньшего зла - если кто-нибудь вспомнит о нем, то это поможет понять христианскую позицию. Ведь для христиан будет большим грехом остаться в стороне, когда на твою родину, твой дом и семью нападают - чем взять на себя грех ненависти и убийства и пойти на врагов. Так и в этой ситуации.
  
  
  Сделаю опять маленькое отступление. Дело в том, что я пишу это, находясь в славном городе Ессентуки, а появиться все это в Интернете лишь по моему возвращению домой. Во время экскурсии в Архыз, экскурсовод рассказывал нам одну легенду, которая впрочем, очень похожа на быль и, наверное, ею и является. Рассказывали об одном сражении, в котором турецкий паша был разбит малыми гарнизонными силами русских. По приезде в Порту его семью и его самого ожидал кол - за такое поражение. Русский командующий это понимал и вместо того, что бы принять саблю разбитого паши, он отправил к нему своего адъютанта с пистолетом. Паша все понял и поступил мудро - только адъютант вышел, как прогремел выстрел. Семья погибшего в бою, даже если тот проиграл, находилась на попечении султана. Так вот паша спас и свою честь и жизни близких. История эта имеет прямое отношение к теме данного рассуждения.
  
  
  После лекции, Кураеву задавали ряд вопросов, среди которых он получил вопрос об эвтаназии. Он ответил, что относится он плохо, но с одной оговоркой, надо понимать, что движет самим человеком. Если он отказывается от поддерживания жизни в себе искусственным путем из страха боли, из-за того, что хочет дабы все закончилось побыстрее, то это плохо. Это означает, что человек отказывается бороться несмотря ни на что. Что он отвергает дар Бога, дар жизни. А вот если он добровольно уступает место, понимая, что он человек, допустим, старый, что он уже отсюда никуда не выйдет, а в городе был пожар и в больницу привезли девушку, которая также нуждается этом аппарате, а он один на всю область. И этот человек решается пойти на смерть, ради надежды спасти ту девушку. И эта смерть, хоть и, по сути, добровольно принятая - является отнюдь не грехом, а наоборот.
  Отвечая на этот вопрос, Кураев также говорил, что Гастелло и Матросов ведь, по сути, тоже самоубийцы, но "Блажен тот, кто положил жизнь свою за други своя". Так и в случае с сеппуку, если самурай делает его ради спасения семьи и в случае некоторых самоубийств так же.
  
  Однако не стоит считать, что я оправдываю все самоубийства. Я просто сменил свою точку зрения с "самоубийца априори не прав" на "всегда есть оттенки и нету чисто черного и белого", что являлось, по сути, точкой зрения моего оппонента. Я по-прежнему согласен с Мишелем де Монтенем, что большим мужеством является жить, несмотря на любую боль и испытания, что выпали нам. Я не могу нормально относится к "дешевым" показушным самоубийствам, что как-то пытались войти в моду. Но не стоит из-за всяких уродов считать великих Сенеку и прочих такими же, как те.
   Признаю себя проигравшем в этом споре и соглашаюсь с позицией моего оппонента. Надеюсь это рассуждение послужит хоть чему - то хорошему. С уважением.
 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Л.Лэй "Над Синим Небом"(Научная фантастика) В.Кретов "Легенда 5, Война богов"(ЛитРПГ) А.Кутищев "Мультикласс "Турнир""(ЛитРПГ) Т.Май "Светлая для тёмного"(Любовное фэнтези) С.Эл "Телохранитель для убийцы"(Боевик) К.Юраш "Процент человечности"(Антиутопия) Д.Сугралинов "Дисгардиум 3. Чумной мор"(ЛитРПГ) А.Светлый "Сфера 5: Башня Видящих"(Уся (Wuxia)) М.Атаманов "Искажающие реальность"(Боевая фантастика) В.Коломеец "Колонизация"(Боевик)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
И.Мартин "Твой последний шазам" С.Лыжина "Последние дни Константинополя.Ромеи и турки" С.Бакшеев "Предвидящая"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"