Бельтенев Николай Сергеевич :
другие произведения.
Перевоспитавшийся
Самиздат:
[
Регистрация
] [
Найти
] [
Рейтинги
] [
Обсуждения
] [
Новинки
] [
Обзоры
] [
Помощь
|
Техвопросы
]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
Оставить комментарий
© Copyright
Бельтенев Николай Сергеевич
(
ivandamaria@mail.admiral.ru
)
Размещен: 17/06/2003, изменен: 17/06/2003. 129k.
Статистика.
Статья
:
Проза
Скачать
FB2
Ваша оценка:
не читать
очень плохо
плохо
посредственно
терпимо
не читал
нормально
хорошая книга
отличная книга
великолепно
шедевр
Н. Бельтенев
ПЕРЕВОСПИТАВШИЙСЯ
По незапертой двери стукнули два раза, и тот-
час же в душную мансарду поэта Сандрильонова вошёл
водопроводчик из жилконоторы Вася Запрягаев, слег-
ка навеселе и с бутылкою наподобие термометра, под
мышкой.
Был Вася дня три не брит и с полгода не стри-
жен. Заявил с порога:
- Неохота пить в одиночестве. Так только нищие
пьют, - и бросил мокрый насквозь, старенький, в се-
рую клетку плащ на пузатый, нэповских времён комод,
перешедший в личную собственность поэта Сандрильо-
нова от уволенного за двухмесячный прогул предшест-
венника по использованию служебной жилплощади, -
той мансарды, в которой теперь и обитал поэт.
Ободранным носком разбитого полуботинка придви-
нул Вася к себе заскрипевшую квадратную табуретку,
сел.
Сандрильонов кивком указал непредвиденному гос-
тю на край замусоренного хлебными крошками своего
рабочего стола, на свою любимую белую эмалированную
кружку с рыжими пересохшими чаинками, намертво за-
печатленными на немытом донышке. Сам от вина отка-
зался - в возвышающих душу треволнениях творческо-
го поиска рождалось новое стихотворение под назва-
нием "Плачет моё сердце".
Перебои ритма в кусками возникавшем литератур-
но-художественном произведении долженствовали обо-
значить смену мятущихся настроений. Звучащие разно-
голосо слова, подобно обильным осенним листьям, кру-
жились в лишённом кислорода пространстве комнатён-
ки, ограниченном грязноватыми бежевыми обоями четы-
рёх волнообразных от возраста стен. И нужно было
изловчиться рассудком и подхватить на лету то един-
ственное, неповторимое слово, что органически вольёт-
ся в отливающую дрожащим серебром трепетную ткань
стихотворной строки и прозвучит жалобным стенанием
лопнувшей гитарной струны. Вот оно - занесено на
порядочно уже исчёрканный стандартный лист писчей бумаги, продолжив велеречивую игру сознательно взбу-
дораженного воображения, - и поэт, удручась, удосто-
верялся, что чуда рождения живого организма не про-
изошло: в стихе продолжал тупо молотить по усталым
барабанным перепонкам бесконечный изнуряющий дождь -
стихотворный размер соблюдён, но разве таким обра-
зом плачет обездоленное сердце?
Вася налил в кружку, отхлебнул глоток дешёво-
го розового портвейна.
- Я ведь тоже, - сказал, потроша пачку "Бело-
мора", - стишки пописывал,-в школе ещё.
- Знаю, - отмахнулся Сандрильонов: то вакуум
одиночества, то Васины пьяные исповеди - а стихотво-
рение "Плачет моё' сердце" уплывает в разные сторо-
ны, как прозрачные облака в пустеющем к погожему
вечеру небе. Хотя нет - облака уплывают в одну сто-
рону.
- Знаешь? Откуда? - удивился Вася, зажжённая
спичка в нетвёрдой руке искала кончик папиросы.
- Сам говорил. И декламировал. Тогда ещё Вить-
ка Бармалей чехословацкий унитаз об твою голову рас-
колотить грозился, если не заткнёшься.
- Витька Бармалей только и делает,.что грозит-
ся. Да если этот сквалыга унитаз об чью-нибудь го-
лову и расшибет, то сам же потом и отреставрирует.
Материальная ценность.
- А стихи я писал, - продолжал Вася. - В девя-
том классе наша литераторша как-то пронюхала назо-
вёт, старая чернильница, на свой литературный кру-
жок. Ну, знает, что пишу, как все в шестнадцать лет
пишут, а этого ей, по её бабьей консистенции, недо-
статочно - хочет знать, что именно я там сочиняю,
не про неё ли.
- Да нет, - говорю, - обойдусь. Ваш кружок сам
по себе, а я - сам по себе.
- Почему? - спрашивает.
- Я же не сочинения о красной нити и смысле
жизни пишу, - отвечаю, - и не искусство для прогрес-
сивно мыслящих домохозяек создаю.
- А для кого же вы создаёте ваше искусство?
- Да ни для кого. Хочу - создаю, хочу - теле-
визор смотрю; а спать захочется - так спать лягу.
- А вы анархист, - говорит и головой неодобри-тельно покачивает.
- Нет, я правый эсер, - отвечаю.
- Вы не задумываетесь над тем, что говорите.
Это плохо. А искусство существует только в челове-
ческом обществе. Вне общества и сам человек в живот-
ное превращается. Какой смысл стихи писать, если
они никого на подвиги не зовут. Литература звание
человека прославлять должна. Александр Сергеевич
Пушкин не был бы нашим Пушкиным, если бы думал ина-
че.
Затащила она таки меня в своё общество любите-
лей российской словесности. Столы в классе - в три
линии, сидят за ними юные литераторы, мальчики и
девочки, по виду - интеллектуалы этакие: наверняка
осведомлены, в каком году Мандельштам умер и чем
Пастернак прославился.
Задано им было домашнее задание "стихотворе-
ние на патриотическую тему написать. И вот встают
они по очереди и читают о гвардии рядовом, грудью
дзот закрывшем,и как они похожими на него быть хо-
тят. Все до единого сочинили о гвардии рядовом. Один
так даже, после чтения, своими словами изложил, как
в солнечный летний день проезжает он на автобусе
мимо старого дзота, поросшего травой, просит шофе-
ра остановить, выходит и примеривается, как грудью
амбразуру закрывать будет. И никому смешно не сде-
лалось.
Литераторша на меня смотрит:
- А вы не хотите почитать?
- Нет, - отвечаю, - не хочу. У меня не о том
вовсе.
- Так не полагается. Нужно, чтобы все читали.
"Ну, - думаю, - ладно. Сейчас прочту. Только
вам не понравится, вас другому учили."
Набрал для храбрости в грудь побольше воздуха
я прочёл:
- С треском слетела дверь бара,
с треском слетела с петель.
Сопровождаемый мощным ударом,
Джонни вылетел в дверь.
Шишка под глазом - не страшно,
зуб улетел - наплевать.
Джонни вполне философ -
не очень любит страдать.
Луна, как кто-то выразился,
хохотала над крышами,
заходилась со смеху беззубым ртом.
В желудке у Джонни хохотал и булькал,
и рвался наружу ром.
Несколько выстрелов раздалось в баре,
вылетел труп из окна.
Джонни в луже приподнялся да локте -
рядом, лопатками в небо,
смотрела чья-то спина.
"Ого, уж испёкся, парень.
Испёкся? Ну, чёрт с тобой.
Что мне до тебя? Наплевать.
Лежи, говори с Луной.
Хрюкнув, Джонни попробовал встать,
вставать не хотели ноги,
и Джонни решил: "Буду лежать,
буду лежать на дороге."
Тишина по прочтении возникла, вот-вот бомба
взорвётся, и только оконные стёкла от ветра подра-
гивают. У меня слегка подколенки трясутся - неуве-
ренность: всё-таки, один я такой, все прочие - ина-
че мыслят. С другой стороны, превосходство своё ощу-
щаю - как-никак, живость в стиле необыкновенная.
Литераторша, старая чернильница, морщится, как буд-
то ей ощипанную крысу на голубом фарфоровом блюдеч-
ке поднесли. Однако, совладала с собой.
- Кто хочет высказаться? - спрашивает.
Взорвалась бомба. Стульями задвигали, руки тя-
нут, встают и говорят, что литература только в че-
ловеческом обществе существует, что человек - это
звучит гордо, что на подвиги звать нужно, -то, по
поводу чего меня литераторша перед этим наставляла.
И от себя добавляют:
"Зачем ты живописал физиологию пьяного обор-
мота? Распластал крысу - противно, а мораль-то ка-
кова?
Больше я на этот литературный кружок не.ходил.
Да и литераторша меня в покое оставила - убедилась,
что не воспитать ей из меня поэта правильного направления.
А неплохая, признаться, была старушка. Где-то
благодарен я ей, что человека из меня сделать хоте-
ла. По своему образу и подобию. Не получилось. Да,
впрочем, я сам виноват.
Лет через пять встречаю на Невском того, кото-
рый к амбразуре грудью примеривался.
- Здорово, - говорю, - Матросов.
Он меня узнал:
- Здравствуй, коли не шутишь.
- Где ты сейчас?
- В Технологическом, на третьем курсе.
- А со стихами: как?
- Пишу.
- И печатают?
- Пока нет. Но друзья Ахматовой показывали,
она одобрила, сказала, что все слова на своих мес-
тах. И с Осей Бродским я, только тс-с, на "ты" и
за ручку.
Год назад по новой на углу Невского и Владимир-
ского случайно встретились. Он весь в джинсовом,
штатском, для благопристойности потёртом и с соот-
ветствующими нашлёпками на соответствующих местах.
-Я, - говорит, - кандидатом технических наук
одно время был, теперь в кочегарке сутки через
трое, зато писателем с мировым именем являюсь. В
ФРГ мои стихи издали, заплатили пятнадцать марок,
я здесь два рубля получил. В Италии статей напеча-
тал на триста лир, лиры в Швейцарский банк перевёл.
- А о чём статьи?
- Тебе не понять. Одна - о Розанове, другая -
о творчестве Ширали.
- Ты же идейный был, а теперь загибаешь куда-
то не в ту степь.
- Ницше сказал, что ум, не меняющий своих убеж-
дений, перестаёт быть умом, - отвечает.
- Резонно. А дальше что?
- Уеду отсюда, - злиться начинает, - к такой-
то матери. Тому два года заявление подал. Спрятали
от нации добрую половину духовного наследия челове-
чества и удивляются, почему десять процентов трудо-
способного населения - хронические алкоголики. Как
в туннеле - гонят вперёд, а по сторонам стены - же-лезобетонные, пальцем не проковыряешь.
- Так, по-твоему, - спрашиваю, - империализм
лучше?
- Не до этого мне сейчас, - отвечает. - Я жить
хочу, чтоб мыслить. Душно мне.
Сандрильонов положил на лист писчей бумаги уже
несколько минут бездействовавшую шариковую авторуч-
ку и спросил:
- Слушай, Вася, если дать тебе сейчас почитать
Шопенгауэра и Ницше, ты завяжешь пить?
- Навряд ли. Да и зло-то всё от книг происхо-
дит. Вот наш Матросов, начитался и, вместо того что-
бы за Родину грудью на амбразуру, как в отрочестве
ему виделось, теперь вообще к империалистам перемет-
нуться хочет.
Стихотворение "Плачет моё сердце" больше не
существовало; так, какие-то заметки, не имеющие ни-
какого отношения, к поэту Сандрильонову. Вася бесцель
но перекатывал из одного угла рта в другой измятый
и влажный мундштук выкуренной до основания папиро-
сы. Взял бутылку - пошёл пузырями, забулькал розо-
вый портвейн, изливаясь в белую эмалированную круж-
ку.
"Создать плач по недописанной поэзе? - шевель-
нулось у Сандрильонова. - Плач, Вася-палач, губитесь
вдохновения. Уже рифма и образ. Только он за пала-
ча обидеться может."
- Ты как-то говорил, что в институте учился, -
сказал, чтобы не оставаться наедине с тоской по ушед-
шему в небытие стихотворению, Сандрильонов.
- Ага, - отозвался Вася, выплюнув окурок на
пол, не мытый с тех времён, как поэт Сандрильонов
поселился в мансарде. - Когда настала для меня по-
ра надежд и грусти нежной, когда средняя школа ви-
дала мне аттестат и гостеприимно распахнула передо
мной широкие двери в бескрайний мир человеческих
свершений, мой, ныне покойный, папа сказал:
- Иди в Инженерно-станкостроительный институт -
полезным членом общества взрастёшь, да и сам в на-
кладе не останешься.
Присутствовавший при этом разговоре мой, тоже -
ныне покойный, дядюшка присовокупил:
- К тому же, если не ошибаюсь, председатель
тамошней приёмной комиссии в своё время ухаживал
за моей свояченицей, твоей тёткой.
- Нет, - восстал я, - заявляю своё твёрдое и
решительное "нет".
- То есть как?! - оба в один голос воскликну-
ли.