1.
|
Мать сыра земля, ты благословенна, ты освященна, ты украшена всякими травами и всякими цв?тами! Сукрасило теб? красное солнце, св?тлый м?сяцъ, ясныя зв?зды и вечернiя зори. Сукраси ты мене раба Божiя (имя рекъ), передъ высшими началы и передъ вс?ми суды и командиры.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 150.
|
Мать-Сыра-Земля, ты благословенна, ты священна, ты украшена всякими травами и всякими цветами! Украсило тебя
красное солнце, светлый месяц, ясные звёзды и вечерние зори.
|
2.
|
Мать сыра земля, услышь меня! Внемли ты, мати, всякому жел?зу, стали, укладу и м?ди.
(Начало обережного заговора от оружия -- прим. составителя).
Вашкинский А. Заговоры (наговоры, нашептывания, заклинания и пр.). -- Владимир, 1902. Стр. 42.
|
Мать-Сыра-Земля, услышь меня!
|
3.
|
9. Отъ утина (боли въ спин? или поясниц?).
(...)
Поклониться трижды въ землю, говоря:
Прости меня, матушка земля, въ чемъ я согр?шилъ.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 40.
|
Прости меня, Матушка Земля, в чём я согрешил.
|
4.
|
У таких людей до сих пор нет божбы страшнее заклятия: "Не видать мне сырой земли", и вернее врачебного средства - как "прощанье" с землей на том самом месте, где случилась какая-нибудь беда или внезапная болезнь, например, вроде болезненного припадка от неведомой причины, известного под неопределенным названием "притки". На то место, где притекла притка ходят "прощаться" на девяти вечерних и девяти утренних зорях. Становятся лицом на восток и говорят заклятие, причем, так как "притка" является наказанием за какую-нибудь вину, то и самое заклятье носит характер извинения: "Прости, мать-сыра земля, в чем я тебе досадил!". После каждого причета, дуют и плюют через правое плечо и кланяются в землю. Но плюют только "примерно", так как в тех местах, где "прощаются", плевать на землю вообще считается большим грехом. Если попритчится скотине, то хозяева сами "прощаются" за хворое животное на повети или сеновале, так как твердо верят, что власть родной земли распространяется и на животных.
Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. -- С.-Петербург, ТОО "Полисет", 1994. Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/nec/his/ty/7.htm
|
Прости, Мать-Сыра-Земля, в чём я тебе досадил!
|
5.
|
Кумаха. Так поселяне Костромской губернии называют
лихорадку, появляющуюся в конце февраля. (...) Поселяне открыли против кумахи удивительное средство: страждущие кумахою выходят на то место, где будто поселилась в них кумаха, обсыпают вокруг себя ячневою крупою и, раскланиваясь на все стороны,
говорят: "Прости, сторона, мать сыра-земля! вот тебе крупиц на кашу, вот и тебе, кумаха!" Снова раскланиваются на все стороны и идут домой с уверенностью, что они непременно будут здоровы.
Сахаров И. П. Сказания русского народа / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. -- М.: Институт русской цивилизации, 2013. Т. I. Стр. 619-620.
|
Прости, сторона, Мать-Сыра-Земля! Вот тебе крупиц на кашу.
|
6.
|
Больные, мучимые "лихоманками" -- лихими сестрами, выходят в поле чистое, бьют поклоны на все четыре стороны света белого, причитаючи: "Прости, сторона, Мать-Сыра-Земля!"
Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. / А. А. Коринфский; сост. А. В. Буторов. -- М.: АСТ: Астрель, 2011. Стр. 48-49.
|
Прости, сторона, Мать-Сыра-Земля!
|
7.
|
"Вынуть след" у человека считается повсеместно еще и теперь самым недобрым умыслом. Нашептать, умеючи, над этим вынутым следом -- значит, по старинному поверию, связать волю того, чей след, по рукам и по ногам. Суеверная деревня боится этого пуще огня. "Матушка-кормилица, сырая земля родимая!" -- отчитывается она от такой напасти: "Укрой меня, раба Божия (имярек), от призора лютаго, от всякаго лиха нечаянная. Защити меня от глаза недобраго, от языка злобнаго, от навета бесовскаго. Слово мое крепко, как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать-Сыра-Земля, припечатано - на многие дни, на долгие годы, на всею на жизнь вековечную!.."
Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. / А. А. Коринфский; сост. А. В. Буторов. -- М.: АСТ: Астрель, 2011. Стр. 50.
|
Матушка-кормилица,
сырая Земля родимая!
Укрой меня от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского.
|
8.
|
5 августа. Жнивы.
Рачительные домоводцы из наших поселян находят нужным заклинать жнивы. Это, говорят они, будто нужно для того, чтобы нечистая сила не поселилась на жнивах и не выжила с пажитей скот. Для сего они, раннею зарею, выходят на жнивы с маслом конопляным. Обращаясь на восток, говорят: "Мать сыра-земля! уйми ты всяку гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела". Проговоривши, выливают на землю масло. Потом, обращаясь на запад, говорят: "Мать сыра-земля! поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую". После сего выливают масло на землю. Обращаясь на юг, говорят: "Мать сыра-земля! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, уйми пески сыпучие со метелью". И здесь опять выливается масло. Обращаясь на запад, говорят: "Мать сыра-земля! уйми ты ветры полуночные со тучами, содержи морозы со метелями". Здесь бросают стекляницу на землю. Есть люди, которые уверяют вас, что такое дело необходимо должно исполнять всякое лето. Многие из робости не решаются на такой подвиг, несмотря на свое непреодолимое желание.
Сахаров И. П. Сказания русского народа / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. -- М.: Институт русской цивилизации, 2013. Т. I. Стр. 680-681.
|
Мать-Сыра-Земля!
Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота, оборота и лихого дела!
Мать-Сыра-Земля!
Поглоти ты нечистую силу в бездны кипучие, в смолу горючую.
Мать-Сыра-Земля!
Утоли ты все ветры полуденные со ненастьем, уйми пески сыпучие со метелью.
Мать-Сыра-Земля!
Уйми ты ветры полуночные со тучами, сдержи морозы со метелями.
|
9.
|
"Мать-Сыра-Земля! Уйми ты всяку гадину нечистую от приворота и лихова дела!" - произносится где-то еще и теперь при первом выгоне скота на весенний подножный корм. В старину при этом выливалась наземь кубышка масла - как бы для умилостивления земли этой жертвою. "Мать-Сыра-Земля! Утоли ты все ветры полуденные со напастью, уйми пески сыпучие со метелью!" - продолжался после этого памятуемый местами и теперь благоговейный причет-заговор.
Коринфский А. А. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. / А. А. Коринфский; сост. А. В. Буторов. -- М.: АСТ: Астрель, 2011. Стр. 49.
|
Мать-Сыра-Земля!
Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и лихого дела!
Мать-Сыра-Земля!
Утоли ты все ветры полуденные со напастью, уйми пески сыпучие со метелью!
|
10.
|
В день Микулы с кормом, после пиров-столований у богатых мужиков, заволжски ребята с лошадьми всю ночь в поле празднуют... Тогда-то в ночной тишине раздаются громкие микульские песни... Ими приветствуют наступающий день именин Матери-Сырой Земли.
Микула свет, с милостью Приходи к нам, с радостью, С великой благостью! Держимся за сошку, За кривую ножку... Мать-Сыра Земля добра, Уроди нам хлеба, Лошадушкам овсеца, Коровушкам травки!..
Мельников-Печерский П. И. В лесах. Книга 2-я. Собр. соч. в 8 т., Москва 1976. Источник: http://az.lib.ru/m/melxnikowpecherskij_p/text_0060.shtml
|
Мать-Сыра-Земля добра,
Уроди нам хлеба,
Лошадушкам овсеца,
Коровушкам травки!
|
11.
|
По словамъ знахарицъ, травы должно рвать на Ивана Купала, между заутренней и об?дней, совс?мъ нагому, какой челов?къ родится; и не бояться ничего, что можно при томъ увид?ть: "Чертямъ не больно любо, какъ рвутъ травы". А как станешь рвать, то надо прежде попросить матушку сырую землю, чтобъ она благословила нарвать съ себя травъ для всякаго надобья; надо ничкомъ упасть на матушку сырую землю и молвить такiя р?чи:
Гой земля еси сырая,
Земля матерая.
Матерь намъ еси родная,
Вс?хъ еси насъ породила
И угодьемъ над?лила;
Ради насъ, своихъ д?тей,
Зелiй еси народила
И злакъ всякой напоила
Польгой б?са отгоняти
И въ бол?зняхъ отгоняти.
Повели съ себя урвати
Разныхъ надобьевъ, угодьевъ
Ради польги на животъ!
Рвать травы надо одному и такъ, чтобъ и близко никого не было.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 103.
(А.Н. Афанасьев в первом томе своих "Поэтических воззрений славян на природу" приводит этот же текст, но десятая строка в нём -- "и в болезнях помогати". Примечание составителя).
|
Здравствуй, Земля сырая,
Земля матёрая.
Мать ты нам родная
Всех ты нас породила
И угодьем наделила;
Ради нас, своих детей,
Зелий ты народила
И злак всякий напоила
Пользой беса отгонять
И в болезнях помогать.
Повели с себя урвать
Разных снадобий, угодьев
Ради пользы на живот!
|
12.
|
Благослови сию траву копати, земля мати, благослови меня, раба Божия имярек, твоего плоду взяти.
Русские заговоры из рукописных источников ХVII -- первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. -- М.: Издательство "Индрик", 2010. Стр. 726.
|
Благослови эту траву копать, Земля-Мать, благослови меня (называется имя) твой плод взять.
|
13.
|
Господи, благослови, и ты, Мать-сырая-земля, благослови сию траву сорвати. Ты ея уродила для человека ко всякому подобию и человеку на пользу, для того я тебя и беру.
Ипполитова А.Б. Русские рукописные травники XVII -- XVIII вв.: исследование фольклора и этноботаники. -- М.: "Индрик", 2008. Стр. 144-145.
|
Мать-Сыра-Земля, благослови эту траву сорвать.
|
14.
|
От лихорадки.
(...) Ну, если лихорадит летом или весной, когда земля уже талая, надо вырыть яму, лечь и произнести: "Матушка землица, дай мне здоровьица. Возьми, вытяни болезнь, едучую меня. Аминь".
Зверев, В. А. "Будьте, мои слова, крепки и лепки": 120 заговоров из Верхнего Причулымья / В. А. Зверев, Е. К. Шишкова // Сибиряки: региональное сообщество в историческом и образовательном пространстве / отв. ред. Н. Н. Родигина. -- Новосибирск: НГПУ, 2009. - С. 212-222. Источник: http://bsk.nios.ru/content/budte-moi-slova-krepki-i-lepki-sto-dvadcat-zagovorov-iz-verhnego-prichulymya
|
Матушка-Землица, дай мне здоровьица. Возьми, вытяни болезнь, едящую меня.
|
15.
|
38. Заговор от родимца.
Земля, хлеб-соль прими, боль с раба Божия (имя) возьми.
Выкатываю, выговариваю, снимаю: урочную, поперечную, мужскую, женскую, детскую и старческую, завидную и постыдную, от костей и от кровей, от судьбины всей.
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.
ПРИМЕЧАНИЕ: Отломите от хлеба нерезанного, выньте мякиш, катайте по груди больного и говорите. Хлеб унесите от дома в лес, под куст.
Тексты русских заговоров Жигаловского района Иркутской области. Источник: http://www.ocnt.isu.ru/zagovor_zigalovo.htm
|
Мать-Земля, хлеб-соль прими, боль с (называется имя) возьми.
|
|
Еще покорюсь я, рабъ Божiй (iмя рекъ), Илi? пророку: св?тъ ты, Илья пророкъ, огненна карета и огненна колесница, туго ты тянешь, м?тко стр?ляешь, врага и супостата убиваешь и огнемъ опаляешь, чтобы меня, раба Божiя (имя рекъ), не испорчивать, не исколдовывать ни колдунь?, ни злому и лихому челов?ку, ни злой крови и дум? злой, помышленiю, встр?чному и постижному, и на питiе и на ?ж? въ пиру, въ бес?д?, во всякой смертной пот?х?.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 82.
|
Свет ты, Бог Перун, туго ты тянешь, метко стреляешь, врага убиваешь и огнём опаляешь!
|
|
..... Боже Иленче,
Сос ясно слънце на чело,
Сос месечина на г'рло,
Сос дребни звезде на снага.
(..... Боже Илья,
С ясным солнцем на челе,
С месяцем на горле,
С дробными звездами на теле.)
Фаминцын А. С. Божества древних славян / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов, предисл. Е. А. Окладникова. -- М.: Институт русской цивилизации, 2014. Стр. 186.
|
Бог Перун,
С ясным солнцем на челе,
С месяцем на горле,
С дробными звёздами на теле.
|
|
Громъ Илья пророкъ! спаси меня раба Б. N отъ ушиба, отъ убоя, отъ обжоги, отъ молоньи горючей, отъ громовой стр?лы.
Зеленин Д. К. Описание рукописей Ученого архива Императорского Русского Географического общества, вып. I--III. Пг., 1914--1916. Выпуск III, стр. 1251. Источник: http://lib.rgo.ru/reader/flipping/Resource-2313/002_R/index.html
|
Гром Перун! Спаси меня от ушиба, от убоя, от ожога, от молнии горящей, от громовой стрелы!
|
|
Сцеражы, Божа, тучу гразавую,
Зберажы, Божа, нiву трудавую,
Дай Божа ? добры час.
Замовы / Уклад., сiстэм. тэкста?, уступ. арт. i камент. Г. А. Барташэвiч; Рэдкал.: А. С. Фядосiк (гал. рэд.) i iнш. -- Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. Стр. 40.
|
Стереги, Боже, тучу грозовую, Сбереги, Боже, ниву трудовую!
|
|
Батюшка Илья, благослови семена в землю бросать. Ты напой мать-сыру землю студеной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его мне большим колосом.
Максимов С. В. Нечистая, неведомая и крестная сила. -- С.-Петербург, ТОО "Полисет", 1994. Источник: http://www.booksite.ru/fulltext/nec/his/ty/7.htm
|
Батюшка Перун, благослови семена в землю бросать. Ты напои Мать-Сыру-Землю студёной росой, чтобы принесла она зерно, всколыхала его, возвратила его мне большим колосом.
|
|
Создай, Господи, свое Божiе великое милосердiе--отъ престола Господня грозную тучу, и темную, каменную, огненную и пламенную; изъ тое тучи грозныя спусти, Господи, частаго дозжика; на небесахъ отъ престола Господня зачинается и подымается Божiя милость и грозная туча, сильнiй громъ и молнiя; испустилъ истинный Господь Савао?ъ, Богъ Спасъ, Iисусъ Христосъ, Сынъ Божiй, Царь небесный, свое Божiе великое мiлосердiе, отъ престола Господня Святый Духъ -- царя грома и царицу моланiю; царь громъ грянулъ, царица моланiя огненное пламя спустила, молнiя освитала; разскакались и разб?жались всякiе нечистые духи; (...)
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 162 - 163.
|
Создай, Бог Перун, своё Божье великое милосердие -- грозную тучу, тёмную, каменную, огненную, пламенную; из той тучи грозной спусти, Бог Перун, частого дождика!
|
|
На Успение (15/28 авг.) известен древнейший обряд, символизировавший окончание жатвы, -- "завивание бороды" Илье или Николе. На поле оставляли небольшую горсть несрезанных колосьев и перевязывали их лентой, приговаривая:
-- Вот тебе, Илья, борода, на лето уроди нам ржи да овса!
Юдин А. В. Русская народная духовная культура. -- М.: Высшая школа, 1999. Стр. 156. Источник: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Udin/26.php
|
Вот тебе, Перун, борода, на лето уроди нам ржи да овса!
|
|
Отъ разныхъ бол?зней д?йствительныхъ и мнимыхъ (икоты, порчи, уроковъ, осуда, притки, прикоса, призору очесъ, сглазу).
(...)
(210) Когда признаки бол?зни будутъ зам?чены, знахарь очерчиваеть больное м?сто безъименнымъ пальцемъ, читая молитву: <Да воскреснетъ Богъ> и потомъ сл?дующее: (...)
Молюся теб?, святый пророче Божiй Илiя, пошли тридцать ангеловъ въ златокованномъ плать?, съ луки и стр?лы, да отбиваютъ и отстр?ливаютъ отъ (имя рекъ) уроки и призоры, и притки, щипоты и ломоты, и в?троносное язво, туда, куда крылатая птица отлетаетъ, на черныя грязи, на топучiя болота, и встр?чно и поперечно, стамово и ломово--на молоду, на ветху и на перекро? м?сяц?.
Иногда вм?сто безъименнаго пальца знахарь очерчиваетъ пораженное язвою м?сто мертвымъ мыломъ (т. е. т?мъ, которымъ обмывали умершаго челов?ка); зат?мъ обращается съ молитвою къ Илi? пророку и силамъ небеснымъ и наконецъ говоритъ:
Спустите мн? громъ и моланью; отбивайте и отстр?ливайте отъ раба Божiя (имя рекъ) уроки и призоры, щипоты и ломоты, потяготы и поз?воты, и в?троносное язво,- куда крылатая птица не залетаетъ, и удалый молодецъ на кон? не за?зжаетъ, встр?чное и
поперечное, стамово и ломово, внутренно, споево, закожно и жилянно. Какъ у мертваго мертвеца кол?ютъ руки и ноги, зубы и губы, трепущее 1) т?ло, такъ бы кол?ли у (имя рекъ) уроки и призоры и притки, щипоты и ломоты, потяготы и поз?воты, и в?троносное язво, встр?чное и поперечное, стамово и ломово, нутренно, споево, закожно и жилянно. (...)
Л?карю и больному весь Ильинскiй м?сяцъ (iюль) жить должно во всей чистот? души и т?ла, и не им?ть блуднаго гр?ха, безъ чего л?ченiе не будетъ усп?шно.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 83.
|
Молюсь тебе, Бог Перун, пошли тридцать воинов в златокованном платье, с луками и стрелами, да отбивают и отстреливают от (называется имя) уроки и призоры, и притки, щипоты и ломоты, и ветроносную язву, туда, куда крылатая птица отлетает, на чёрные грязи, на топучие болота.
(Бог Перун и Силы Небесные), спустите мне гром и молнию; отбивайте и отстреливайте от (называется имя) уроки и призоры, щипоты и ломоты, и ветроносную язву, -- куда крылатая птица не залетает, и удалой молодец на коне не заезжает.
|
|
С(вя)тый государь Илья пророк, поедеш(ь), государь, на ветреннем коне, розшиби, государь, дуб в поли, камен(ь) в море, так отшиби, государь, от сего раба Б(о)жия имярек ил(и) младенца, или от сея животины
всякие уроки и всякую порчю, и притчю, и призор, и прикос, и всякую болезнь от раба Б(о)жия имярек.
Русские заговоры из рукописных источников ХVII -- первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. -- М.: Издательство "Индрик", 2010. Стр. 112.
|
Святой государь, Перун, наш Бог, поедешь, государь, на ветряном коне, как расшибаешь ты, государь, дуб в поле, камень в море, так отшиби, государь, от (называется имя) всякие уроки и всякую порчу, и притку, и призор, и прикос, и всякую болезнь.
|
|
Святы Мiкола, стань на помач!
(Из заговора "ад ляку, упуду, сценi" -- прим. составителя).
Замовы / Уклад., сiстэм. тэкста?, уступ. арт. i камент. Г. А. Барташэвiч; Рэдкал.: А. С. Фядосiк (гал. рэд.) i iнш. -- Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. Стр. 310 - 311.
|
Велес Бог, стань на помощь!
|
|
Передъ всякимъ заговоромъ произносится обыкновенно сл?дующая молитва: "Николай угодныкъ Божiй, помошныкъ Б.! Ты й у поли, ты й у доми, у пути и у дорози, на небеси и на земи; заступы и сохраны одъ усякого зла".
Ветухов А. В. Заклинания, заговоры, обереги. -- Варшава, 1907. Стр. 499.
Мiкулай-чудатворац i святы божы! I памiлуй нас ад худога, ад лiхога, ад злога.
(Из заговора "ад залому" -- прим. составителя).
Замовы / Уклад., сiстэм. тэкста?, уступ. арт. i камент. Г. А. Барташэвiч; Рэдкал.: А. С. Фядосiк (гал. рэд.) i iнш. -- Мн.: Навука i тэхнiка, 1992. Стр. 37.
|
Велес Бог! Ты и в поле, ты и в доме, во пути и во дороге, на небесах и на земле; защити нас от худого, от лихого, от злого.
|
|
Николай чудотворец, Божий угодник, заступи за мя, раба своего имрак, во всякое время и во всякий час от всяких бед и напастей, и от злых судиев, и от всякаго рода востающих на мя людей.
(Из заговора от неправедных судей -- прим. составителя).
Русские заговоры из рукописных источников ХVII -- первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. -- М.: Издательство "Индрик", 2010. Стр. 686.
|
Велес Бог, заступись за меня во всякое время и во всякий час, оберегай меня от всяких бед и напастей.
|
|
Чтобы видеть во сн? средство отъ бол?зни, нужно на Николинъ день лечь спать въ церковной оград?, а на ночь проговорить сл?дующее:
(...) Пов?дай, Микола милосливый, зелье въ потребу. (...)
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 102.
|
Поведай, Велес милостивый, нужное зелье.
|
|
Я приду р. Б. N., Никол? помолюся и покорюся, поклонюся своей (?) буйной главы, вс?мъ скорбящимъ скорый помощнику отъ Николы. Вс?хъ вс?мъ скорбящимъ скорби помощитель! помози, Господи, пособи, Господи, со всеми силами небесными, Никола вс?мъ скорбящимъ избави, сговори чахотку, сухоту, притчи, бол?зни отъ чирья, отъ вереду, которыя пристали днемъ и ночью и вечеру поздно, поутру рано, отъ воды, отъ земли, отъ байны, отъ в?тра, отъ вехоря, отъ мужескаго и отъ женскаго полу и отъ худыя помысли челов?ческiя. И Никола вс?хъ вс?мъ скорбящимъ скорби помогатель, избавитель и отговоритель изъ ретиваго серца, изъ б?лаго т?ла, изъ костей, изъ мощей, изъ жилъ и суставовъ, и отъ ушей, изъ ясныхъ очей и отъ всея буйныя головы.
Ветухов А. В. Заклинания, заговоры, обереги. -- Варшава, 1907. Стр. 404.
|
Велес Бог, избавь, сговори чахотку, сухоту, притки, болезни от чирья, от вереду, которые пристали днём и ночью и вечером поздно, поутру рано, от воды, от земли, от бани, от ветра, от вихря, от мужского и от женского пола и от худых помыслов человеческих.
|
|
Никола чюдотворець, святител(ь) Христов, скорый помощник, теплый заступник, сохрани и побереги меня, р(аба) Б(ожия) и(мярек), // (л. 9 об.) и мой скот, милой живот крестьян(ской) 18 от всякаго зверя, чернаго медвидя широколапово и от черные медвидицы широколапые, от нахожево и от перехожево, и от насылочна, и от (о)прокидня, и от серово волка долгохвостово, и от волчицы. Никола чюдотворец, святител Христов, скорый помощник, теплый заступник, отгони их от меня, раба Божия имярек, и от моего скота, крестьянсково милово живота, всяково зверя, черново медвидя широколапово и черную мед-
видицу шыроколапую, нахожево и перехожево, и серово волка долгохвостово, отгони их за тридевят(ь) мор, за тридевят(ь) озер, за тридевят(ь) рек, за тридевят(ь) мелких паточин, за тридевят высоких веретей.
Русские заговоры из рукописных источников ХVII -- первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. -- М.: Издательство "Индрик", 2010. Стр. 482.
|
Велес Бог, сохрани и обереги меня и мой скот от всякого зверя. Велес Бог, отгони от меня и от моего скота всякого зверя, отгони их за тридевять морей, за тридевять озёр, за тридевять рек.
|
|
Стану благословесь, пойду перекрестесь, отцом прощёна, матерью благословёна. Пойду не из дверей дверям, выйду в чисто полё. Там стоит избушка, в той избушке ВлАсей и МидСсей. Я ему покорюсь и помолюсь: "Милостивый Власей, вынь ветер из милой скотины, из черноперстой животи?ны, из хребтя, из-под хребтя, из-под горячей крови, из сто восемьдесят одного сустава".
Русские заговоры Карелии / Составитель Т. С. Курец. -- Петрозаводск: Издательство Петрозаводского государственного университета, 2000. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=341
|
Милостивый Велес, вынь ветер из милой скотины, из черноперстой животины, из хребта, из-под хребта, из-под горячей крови, из ста восьмидесяти одного сустава.
|
|
Св?тлое и тресв?тлое слънце! Вс?мъ тепло и красно еси!
Слово о полку Игореве. Источник: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4941 (Электронные публикации Института русской литературы (Пушкинского Дома) РАН)
|
Светлое и трисветлое Солнце! Всем ты тепло и красно!
|
|
Красное солнышко-батюшка, ходишь высоко, видишь далеко, за высокими горами, за крутыми холмами, за черными грязями. Ты усмотри, угляди раба Божьего (имя), подсеки резвые ноги, опусти белые руки, расстреляй белую грудь, черную печень, кровь горячую, вострые глаза, голову, мозга, напусти на раба Божья дружбу, любовь и сухоту, пусть он сохнет обо мне, рабе Божьей, глядит и глаз не сводит с меня, рабы Божьей.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Красное Солнышко-Батюшка, ходишь высоко, видишь далеко, за высокими горами, за крутыми холмами, за чёрными грязями.
|
|
Солнышко ты, солнышко, проведенное (праведное?), красное солнышко! Сушишь ты, крушишь леса дремучи, болота зыбучи, мать сыру землю. Так же, красно солнышко, суши и круши (имя) ретивое сердце обо мне, рабе Божьей (имя), чтоб не мог он жить без меня, рабы Божьей (имя), ни дня, ни ночи, ни утро, ни вечер; день ходил -- на уме держал, ночь спал -- во сне видел, на руку клал, другой обнимал, к сердцу прижимал, своей называл, свататься звал.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Солнышко ты, Солнышко, праведное Красное Солнышко!
|
|
Праведное ты, красное солнце! Спекай у врагов моих, у супостатов, у супротивников, у властей воевод и приказных мужей, и у всего народа Божьего, уста и сердца, и злые дела и злые помыслы, чтобы не возносились, не промолвили, не проглаголали лиха супротив меня.
Фаминцын А. С. Божества древних славян / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов, предисл. Е. А. Окладникова. -- М.: Институт русской цивилизации, 2014. Стр. 238.
И какъ, праведное красное солнце, испекаеши у людей кудрявыхъ сердца,--такъ ты, праведное красное солнце, спекай у враговъ моихъ и у супостатовъ, и у сопротивниковъ, у властей и у воеводъ, приказныхъ мужей и у всего народу Божiю уста и сердца, и злыя д?ла, и злые помыслы, чтобъ не возносились бы, не промолвили бы, не проглаголали бы лихо; не запомнилъ бы супротивъ меня, раба Божiя (имя рекъ), на суду стоящiй и со мною говорящiй.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 148 -- 149.
|
Праведное красное Солнце! Спекай у врагов моих уста и сердца, и злые дела, и злые помыслы.
|
|
Гой еси солнце жаркое, не пали и не пожигай ты овощь и хл?бъ мой (имя рекъ), а жги и пали куколь и полынь-траву.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 111.
|
Здравствуй, Солнце жаркое! Не пали, не сжигай ты овощи и хлеб мой!
|
|
Красно солнце и ясен свет, и с лунами ясными, и звездами частыми, и с зорями огненными, и ранней росой и с вечерней, и сушу и море освещаешь и мать сыру землю согреваешь! И с весенним теплом и с летним огнем и угрей, упарь землю, распусти зелену траву в лесах, лугах, канавах, кустах. И сохрани ты моих малых животов от всякого лиходея! Даруй моим животам плоть (Примечание составителя -- пить? В другой версии этого же текста "пить" -- http://www.open-karelia.ru/2012/09/08/tekty-zagovorov-iz-slavyanskogo-folklora.html) и еду, покрой их шелковой пеленой, а лиходея забей огненной стрелой, огнем пламенем. Идити, матушки, в чистое поле, в зеленые луга! Там вам еда -- трава зеленая, там вам питье -- вода студеная. И угрей их, красно солнце, а домой приведи, ясен месяц. И соблюди их, красно солнце, от лихого человека, царя полевого, от царя водяного, от царя лесного, от его деток-царевичей, чтобы они домой коров не водили и царевичей молоком не поили. И сохрани их от стрелы огненной, от зверя бегучего, от гада ползучего, от змеи шипучей.
Серяков М. Л. Культ солнца у древних славян. -- М.: Вече, 2013. Стр. 86-87.
|
Красное Солнце, ясный Свет, ты сушу и море освещаешь и Мать-Сыру-Землю согреваешь! С весенним теплом и с летним огнём угрей, упарь землю, распусти зелёную траву в лесах и лугах.
Сохрани ты моих коров от всякого лиходея! Даруй им питьё и еду, покрой их шёлковой пеленой, а лиходея забей огненной стрелой, огнём-пламенем.
Соблюди их, красное Солнце, от лихого человека, от царя полевого, от царя водяного, от царя лесного, от его деток-царевичей, чтобы они домой коров не водили и царевичей молоком не поили.
Сохрани их от стрелы огненной, от зверя бегучего, от гада ползучего, от змеи шипучей.
|
|
Добрый день тоби, сонечко яснее! Ты святе, ты ясне-прекрасне; ты чисте, величне й поважне; ты освищаешь горы и долины и высокие могылы, - освиты мене, рабу Божу, перед усим мыром... добротою, красотою, любощамы й мылощамы... Яке ты ясне, велычне, прекрасне; щоб и я така була ясна, велычна, прекрасна пред усим мыром хрыстыянским на викы виков, аминь.
Фаминцын А. С. Божества древних славян / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов, предисл. Е. А. Окладникова. -- М.: Институт русской цивилизации, 2014. Стр. 235.
|
Добрый день тебе, Солнышко ясное! Ты святое, ты ясное-прекрасное; ты чистое, величавое и важное; ты освещаешь горы и долины и высокие могилы, -- освети меня (называется имя) перед всем миром... добротою, красотою, любовными ласками и милованием... Как ты ясно, величаво, прекрасно; чтоб и я такая была -- ясная, величавая, прекрасная перед всем миром на веки веков.
|
|
Сонечко ясне, красне, освичаешь гори, долини, освити мое личко, щоби мое личко було ясне-красне, як сонечко.
Фаминцын А. С. Божества древних славян / Сост. и отв. ред. О. А. Платонов, предисл. Е. А. Окладникова. -- М.: Институт русской цивилизации, 2014. Стр. 235.
|
Солнышко ясное, красное, освещаешь горы, долины, освети моё личико, чтобы моё личико было ясно-красно, как Солнышко.
|
|
Отношенiе къ небеснымъ огнямъ - св?тиламъ и небеснымъ явленiямъ не лишено въ Олонiи отт?нковъ фетишизма. Б?дная солдатка въ причети жалобно и искренно проситъ солнце помочь ея горю:
"Умолено красно солнышко,
Ужъ ты солнце мое праведное,
Ужъ ты св?тишь (красишь) на весь б?лой св?тъ,
Такъ осв?ти - окрась ладу милую
На чужой на дальной сторон?,
Въ грозной служб? государевой
(Причт. С?вер. края, II, 91-92).
Шайжин Н. Олонецкий край (По данным местного фольклора) // Памятная книжка Олонецкой губернии на 1909 год. Петрозаводск, 1909. С. 192 - 229.
Цитируемый текст -- на стр. 202-203. (примечание составителя).
|
Умолёно красно Солнышко,
Уж ты Солнце моё праведное,
Уж ты светишь-красишь на весь белый свет,
Так освети - окрась ладу милую
На чужой на дальней стороне,
В грозной службе государевой.
|
|
"Месяц молодой, у тебя рог золотой. Ты живешь высоко, видишь далеко. Видишь и моего младенчика родного? Видишь девку-черницу, лиху трясовицу, как она дитю мою погубить хочет, когти об него точит? Отгони ее от моей детины, дам тебе денег полтину".
Зверев В. А., Шишкова Е. К. Еще сто тридцать заговоров из Причулымья: к вопросу о витальном поведении русского населения Сибири в XX - начале XXI в. // Проблемы исторической демографии Сибири. -- Новосибирск: Ин-т истории СО РАН: Параллель, 2015. Вып. 4. Источник: http://bsk.nios.ru/content/eshchyo-sto-tridcat-zagovorov-iz-prichulymya-k-voprosu-o-vitalnom-povedenii-russkogo
|
Месяц молодой, у тебя рог золотой. Ты живёшь высоко, видишь далеко.
|
|
"Месяц молодой, ты на море бывал, мертвых людей видал. Болят ли, нет -- у мертвых людей зубы?" Так и у рабы Божьей Лидии не болели (бы).
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Месяц молодой, ты на море бывал, мёртвых людей видал.
|
|
Гой еси молоды царь всеславны, светлый месяц, болят у мертвого зубы? (Також бы не болели зубы) у меня раба Божия имярека.
Русские заговоры из рукописных источников ХVII -- первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. -- М.: Издательство "Индрик", 2010. Стр. 485.
|
Здравствуй, молодой царь всеславный, светлый Месяц!
|
|
Батюшка младъ м?сяцъ, золотые рога твои! Какъ рога твои золотые, такъ чтобы у р. Б. N. зубной бол?зни не было во в?ки аминь.
Ветухов А. В. Заклинания, заговоры, обереги. -- Варшава, 1907. Стр. 257.
|
Батюшка млад Месяц, золотые рога твои!
|
|
Млад месяц, золоты рога, царь-батюшка, вся вселенная -- нам Царство небесное. Млад месяц, златы рога, не болят у тебя зубы, не ноют десны, так и у меня, рабы Божьей, не нойте зубы, не болите десны, днем при солнце, при месяце, при частых звездах, при утренней звезде Марье, при вечерней -- Марианне, при полуночной -- Ульяне, все двадцать четыре часа, все двадцать четыре минуты.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Млад Месяц, золоты рога, царь-батюшка!
|
|
"Князь молодой, рогъ золотой, былъ ли ты на томъ св?т??" "Былъ." "Видалъ ли ты мертвыхъ?" "Видалъ." "Болятъ ли у нихъ зубы?" "Н?тъ, не болятъ." Дай Богъ, чтобы и у меня раба Божiя (имя рекъ), никогда не бол?ли.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 37.
|
Князь молодой, рог золотой!
|
|
Месяц молод, золоты рога, королю Литва, нашему царю подвселенна вся. Возми ты скорьбь и болезнь зубную у меня, раба имрака.
Русские заговоры из рукописных источников ХVII -- первой половины ХIХ в. / Составление, подготовка текстов, статьи и комментарии А. Л. Топоркова. -- М.: Издательство "Индрик", 2010. Стр. 544.
|
Месяц молод, золоты рога!
|
|
Мисяцю старый, мисяцю молодый! бувъ ты за морямы?-- Бувъ.--Лежать люде не жыви?--Лежать.--Не болять у йихъ зубы? -- Не болять. Такъ у мене, хрещ., нарожд., молытв. N. нехай не болять.
Ветухов А. В. Заклинания, заговоры, обереги. -- Варшава, 1907. Стр. 257.
|
Месяц старый, Месяц молодой!
|
|
Мисяцю новый, князю молодый, на тоби боклагъ порожнiй, дай мени боклагъ повный.
Заговор от сухот (детская болезнь вроде чахотки). В новолуние (очевидно, подразумевается неомения) ребёнка выносили во двор и произносили эти слова. Прим. составителя.
Ветухов А. В. Заклинания, заговоры, обереги. -- Варшава, 1907. Стр. 419.
|
Месяц новый, князь молодой!
|
|
Уж ты, батюшка, светёл месяц, не летал ли ты по воздуху, не бывал ли ты у Адама во дому, не видал ли ты Адама во гробу? Как у Адама зубы и дёсны не болят, так и у (имя рек) бы не болели.
Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953 - 1993 гг. /Под ред. В. П. Аникина. -- М.: Изд-во МГУ 1998. - 480 с. - (Русский фольклор в новых записях). Источник: http://www.philol.msu.ru/~folk/old/sci&pub/rzztext.htm
|
Батюшка, светел Месяц!
|
|
Мисяцю, молодый княже, чы бувавъ ты въ старого, чы пытавъ ты его: чы болять у ёго зубы?--Щобъ у мене викъ викомъ, судъ судомъ зубы не болилы.
Ветухов А. В. Заклинания, заговоры, обереги. -- Варшава, 1907. Стр. 264.
|
Месяц, молодой князь!
|
|
Архангелъ Михаилъ, мисяць праведный, бувъ на тимъ свити?--Бувъ.--Бачывъ мертвыхъ людей?--Бачывъ. --Не болять йихъ зубы, не болыть йихъ жовтая кость, не болыть и чорная кровъ?-- N. р. Б. щобъ зубы не болилы и не щымилы, хрещен., нарожен. и молытовного.
Ветухов А. В. Заклинания, заговоры, обереги. -- Варшава, 1907. Стр. 258.
|
Месяц праведный!
|
|
М?сяцъ золотой, у тебя зубы не болятъ, у раба Божiя (имя рекъ) не болятъ.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 37.
|
Месяц золотой!
|
|
Аминь (3 р.)! Мисяцю молодый! Було васъ тры цари: одинъ царь -- земной, другый -- небесный, третiй -- вoдяный. Вы вмисти сыдилы, раду радылы: одъ зубивъ шепталы.
Ветухов А. В. Заклинания, заговоры, обереги. -- Варшава, 1907. Стр. 264-265.
|
Месяц молодой!
|
|
"Месяц-новец, на море бывал?" -- "Бывал". -- "Рабу Божию (имя) видал?" -- "Видал". -- "У нее не болят ли зубы?" -- "Нет, не болят". -- "У нее не щемят ли зубы?" -- "Нет, не щемят". Чтобы век зубы не болели и не щемили у рабы Божьей (имя).
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Месяц-новец!
|
|
Миколаю угодныку, скорый помощныку, мисяцю ясный, князю прекрасный, стань мени у помощь, у первый разъ, у третiй разъ.
Из заговора от вывиха -- прим. составителя.
Ветухов А. В. Заклинания, заговоры, обереги. -- Варшава, 1907. Стр. 314.
|
Месяц ясный, князь прекрасный, стань мне в помощь.
|
|
Месяц, ты месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь, унеси боль под облака. Моя скорбь ни мала, ни тяжка, а твоя сила могуча. Мне скорби не перенесть, а твоей силе перенесть. Вот зуб, вот два, вот три: все твои; возьми мою скорбь. Месяц, ты месяц, сокрой от меня зубную скорбь!
Сахаров И. П. Сказания русского народа / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. -- М.: Институт русской цивилизации, 2013. Т. I. Стр. 208.
|
Месяц ты, Месяц, серебряные рожки, златые твои ножки. Сойди ты, месяц, сними мою зубную скорбь, унеси боль под облака. Моя скорбь ни мала, ни тяжка, а твоя сила могуча. Мне скорби не перенести, а твоей силе перенести. Вот зуб, вот два, вот три: все твои; возьми мою скорбь. Месяц ты, Месяц, сокрой от меня зубную скорбь!
|
|
М?сяцъ ты, м?сяцъ, серебряные рожки, золотые твои ножки. Сойди ты, м?сяцъ, сними мою зубную боль.
Ветухов А. В. Заклинания, заговоры, обереги. -- Варшава, 1907. Стр. 259.
|
Месяц ты, Месяц, серебряные рожки, золотые твои ножки! Сойди ты, Месяц, сними мою зубную боль.
|
|
М?сяцю князю! васъ тры въ св?т?: одинъ на неб?, другой на земл?, а третiй въ мор? -- камень б?лый. Якъ воны вс? не можуть до купы зойтиться, такъ не могутъ въ мене р. Б. N. зубы бол?ти. (...) Нехай тоб? золота корона, а мен? счастья и здоровья.
Ветухов А. В. Заклинания, заговоры, обереги. -- Варшава, 1907. Стр. 264.
|
Месяц-князь! Пусть тебе будет золотая корона, а мне -- счастье и здоровье.
|
|
Младъ молодъ м?сяцъ у меня уговори и утоли у р-а Б. и-ка грыжи, и щипоты, и бол?зни, и уразы т?лесныя и жильныя и зубную щипоту и костяную ломоту, и грыжу, и червей неусыпающихъ отнын?... пришествiя. Аминь.
Ветухов А. В. Заклинания, заговоры, обереги. -- Варшава, 1907. Стр. 495-496.
|
Млад Месяц, у меня уговори и утоли у (называется имя) грыжи, и щипоты, и болезни, и уразы телесные и жильные.
|
|
Прежде печения блинов наши женщины-стряпухи изготовляют опару с особенными обрядами. Одни опару готовят из снега, на дворе, когда взойдет месяц. Здесь они причитывают: "Месяц, ты месяц, золотые твои рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару". Они остаются в полной уверенности, что месяц выглядывает из окошка и дует на опару. От этого будто блины бывают белые, рыхлые.
Речь идёт о печении блинов на Масленицу -- прим. составителя.
Сахаров И. П. Сказания русского народа / Составитель и отв. ред. О. А. Платонов. -- М.: Институт русской цивилизации, 2013. Т. I. Стр. 725.
|
Месяц, ты Месяц, золотые твои рожки!
Выгляни в окошко, подуй на опару.
|
|
Д?вицы стерегутъ появленie молодого м?сяца и, увид?въ его, вертятся на пят? правой ноги, приговаривая:
Младъ м?сяцъ, увивай около меня жениховъ, какъ я увиваюсь около тебя.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 24.
|
Млад Месяц, увивай около меня женихов, как я увиваюсь около тебя.
|
|
Утренняя заря Мария, вечерняя Марианна, сходите высоко, видите далеко! Унесите двенадцать слов могущих, двенадцать слов горющих моему милому (имя) в ретивое сердце, в черную печень, в горячую кровь, в подколенные жилы. Где бы он ни был, вы его зажгите и запалите со всех четырех сторон. Сколько он может жить и быть без хлеба, без соли, и столько без меня, рабы Божьей (имя).
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Утренняя Заря, вечерняя Заря, восходите высоко, видите далеко!
|
|
Заря-заряница, заря -- красна девица, утренняя заря Дарья, вечерняя заря Марья, я к вам с просьбой не ради хитрости, не ради мудрости, а ради великой божьей надобности, ради пестрой коровы.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря-Заряница, Заря -- красна девица, утренняя Заря, вечерняя Заря, я к вам с просьбой не ради хитрости, не ради мудрости, а ради великой Божьей надобности.
|
|
Отъ дв?надцати тетокъ (утромъ читается): "Утрення заря-зарни?ца"..., а вечеромъ:
"Вечорна заря-зарница, красна д?ви?ца, пришла раба Олья покоряться, пришла я къ теб? поклоняться, отречи? ичи? отъ 12 лихоратокъ, отъ 12 лихоманокъ, отъ 12 тетокъ; выдите, скорби и бол?зни, изъ раба (имя больного), (...)"
Виноградов Г. С. Самоврачевание и скотолечение у русского старожилого населения Сибири: (Материалы по народной медицине и ветеринарии). Восточная Сибирь, Тулуновская волость, Нижеудинский уезд, Иркутская губерния // Живая старина: Периодическое изд. отд-ния Этнографии Имп. Рус. Геогр. О-ва. -- Год XXIV. Вып. IV. -- Пг., 1915. -- С. 325--432. Источник: http://feb-web.ru/feb/zagovory/texts/vin-325-.htm?cmd=0
|
Утренняя / вечерняя Заря-Зарница, пришла / пришёл (называется имя) покоряться, пришла / пришёл я к тебе поклоняться.
|
|
Заря зарница, красная д?вица, поди ко мн? на помочь; (...)
Из заговора от золотухи -- прим. составителя.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 42.
|
Заря-Зарница, красная девица, приди ко мне на помощь.
|
|
Какъ ты, матушка б?лая заря, разр?шаешь тьму, такожде разр?ши хищника отъ им?нiя сего.
Из заговора, произносимого при отыскивании кладов -- прим. составителя.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 107.
|
Матушка белая Заря!
|
|
Гой еси ты, заря утренняя, и ты, заря вечерняя, пади ты на мою рожь и проч., дабы она росла какъ л?съ высока, какъ дубъ толста.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 111.
|
Здравствуй, ты, Заря утренняя, и ты, Заря вечерняя, падите вы на мою рожь, чтобы
она росла как лес высока, как дуб толста.
|
|
Матушка заря вечерняя Дарья, утренняя Марея, полуночная Макарида, какъ вы потухаете, поблекаете, денныя и ночныя, такъ бы и бол?зни и скорби въ раб? Божiемъ (имя рекъ) челов?к? потухли и поблекли денныя, ночныя и полуночныя; аминь.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 97.
|
Матушка Заря вечерняя, матушка Заря утренняя, матушка Заря полуночная, как вы потухаете, поблекаете, дневные и ночные,
так бы и болезни и скорби в (называется имя) потухли и поблёкли дневные, ночные и полуночные.
|
|
Заря-зорица, красная девица, возьми немощенье, дай здоровье.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря-Зорица, красная девица, возьми немощь, дай здоровье.
|
|
Заря зарница, красная д?вица, избавь раба Божiя (имя рекъ) отъ матухи, отъ знобухи, отъ летучки, отъ жетучки, отъ Марьи Иродовны и отъ вс?хъ дв?надцати д?вицъ трясовицъ.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 51.
|
Заря-Зарница, красная девица, избавь (называется имя) от матухи, от знобухи, от летучки, от жетучки.
|
|
Заря-заряница, красная девица, сними с раба Божьего (имя) горлицу, понеси её в лес на осину, на самую вершину, пускай её ветром бьёт.
Зверев, В. А. "Будьте, мои слова, крепки и лепки": 120 заговоров из Верхнего Причулымья / В. А. Зверев, Е. К. Шишкова // Сибиряки: региональное сообщество в историческом и образовательном пространстве / отв. ред. Н. Н. Родигина. -- Новосибирск: НГПУ, 2009. - С. 212-222. Источник: http://bsk.nios.ru/content/budte-moi-slova-krepki-i-lepki-sto-dvadcat-zagovorov-iz-verhnego-prichulymya
|
Заря-Заряница, красная девица, сними с (называется имя) горлицу, понеси её в лес на осину, на самую вершину, пускай её ветром бьёт.
|
|
Утрення заря, дай мне голосу, обирай безголосицу.
Русские заговоры и заклинания: Материалы фольклорных экспедиций 1953 - 1993 гг. /Под ред. В. П. Аникина. -- М.: Изд-во МГУ 1998. - 480 с. - (Русский фольклор в новых записях). Источник: http://www.philol.msu.ru/~folk/old/sci&pub/rzztext.htm
|
Утренняя Заря, дай мне голосу, забери безголосицу!
|
|
Зорька-зарица, красная девица, возьми глаза красные, отдай очи ясные.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Зорька-Зарица, красная девица, возьми глаза красные, дай очи ясные.
|
|
Заря-зореница, красная девица, возьми глаза красны, а дай мне глаза ясны.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря-Зореница, красная девица, возьми глаза красные, а дай мне глаза ясные.
|
|
Вояси ты, матушка заря утренняя Марiя и вечерняя Маремьяна, приди къ нему къ рабу Божiю, ко младенцу, возьми ты у него полунощника и щекотуна изъ б?лаго т?ла, изъ горячей крови, изъ ретиваго сердца, изо всей плоти, изъ ясныхъ очей, изъ черныхъ бровей, изо всего челов?ческаго составу, изъ каждой жилочки, изъ каждой косточки, изъ семидесяти-семи жилочекъ, изъ семидесяти-семи суставчиковъ; понеси ихъ за горы высоки, за л?са дремучи, за моря широки, за р?ки глубоки, за болоты зыбучи, за грязи топучи, къ щук?-б?луг? въ зубы; понеси ее въ сине море!
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 32-33.
|
Здравствуй, ты, матушка Заря утренняя и ты, матушка Заря вечерняя, придите к нему ко младенцу, возьмите вы у него полуночника и щекотуна из белого тела, из горячей крови, из ретивого сердца, изо всей плоти, из ясных очей, из чёрных бровей, из всего человеческого составу, из каждой жилочки, из каждой косточки, из семидесяти семи жилочек, из семидесяти семи суставчиков; понесите их за горы высокие, за леса дремучие, за моря широкие, за реки глубокие, за болота зыбучие, за грязи топучие, к щуке-белуге в зубы; понесите её в синее море!
|
|
Заря-заряница, заря, красная д?вица, возьми крыксы и плаксы, денны и полуденны, нощны и полунощны, часовы, получасовы, минутны и полуминутны отъ раба Божiя (имя рекъ).
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 33.
|
Заря-Заряница, Заря, красная девица, возьми крикс и плакс, денных и полуденных,
ночных и полуночных, часовых, получасовых, минутных и полуминутных от (называется имя).
|
|
Заря-заряница, заря, красная д?вица! Твое дитя плачетъ, пить, ?сть хочетъ, а мое дитя плачетъ, спать хочетъ. Возьми свое безсонье, отдай намъ свой сонъ, по сей день, по сей часъ, по мой наговоръ, во в?ки в?ковъ, аминь.
Майков Л. Н. Великорусские заклинания. -- С.-Петербург, 1869. Стр. 33.
|
Заря-Заряница, Заря, красная девица! Возьми бессонницу, дай нам сон, по сей день, по сей час, во веки веков.
|
|
Нужно вынести ребенка вечером на улицу, встать лицом к вечерней заре:
Заря-матушка, возьми бессонницу, дай сонницу моему младенцу.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря-матушка, возьми бессонницу, дай сон моему младенцу.
|
|
Заря-заряница, заря -- красная девица, возьми свое бессонье, отдай младеню сон, денное утешенье, ночное усыпленье.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря-Заряница, Заря -- красная девица, возьми бессонницу, дай младенцу сон, дневное утешенье, ночное усыпленье.
|
|
Заря-заряница, красная девица, принеси рабу Божию Ивану сну и лени.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря-Заряница, красная девица, принеси (называется имя) сну и лени.
|
|
Заря-зарница, заря -- красная девица, возьми у Александры, рабы Божьей, бессонницу, дай сон и дремоту на темную ночь.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря-Зарница, Заря -- красная девица, возьми у (называется имя) бессонницу, дай сон и дремоту на тёмную ночь.
|
|
Заря-заряница, заря -- красная девица, дай рабу Божьему (имя) сон, возьми бессонье, дай опокой, возьми беспокойство.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря-Заряница, Заря -- красная девица, дай (называется имя) сон, возьми бессонницу, дай покой, возьми беспокойство.
|
|
Заря-заряница, красна девица, иди ты к нам из-за темных лесов, из-за быстрых рек, неси рабе Божьей Татьяне сон со дремотою, возьми у ней бессонницу-беспокойницу, полуночницу.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря-Заряница, красная девица, иди ты к нам из-за тёмных лесов, из-за быстрых рек, неси (называется имя) сон со дремотою, возьми у (него / неё) бессонницу-беспокойницу, полуночницу.
|
|
Заря-заряница, красная девица, утренняя заря Марья, вечорна заря Дарья, придите и принесите рабу Божьему (имя) сну и спокою. Чтобы спали спокойно, ночевали, середи бела дня, утром рано и вечером поздно, на дню -- на ветху, на перекрой месяцу, на всех (пропуск) днях.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря-Заряница, красная девица, утренняя Заря, вечерняя Заря, придите и принесите (называется имя) сну и покою.
|
|
Как солнышко закатывается, ее завернуть в тулуп и вынести на улицу, на зорю:
Утренняя заря Марья, вечерняя Маремьяна, полуночная Татьяна, возьмите бессонницу, дайте сну.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Утренняя Заря, вечерняя Заря, полуночная Заря, возьмите бессонницу, дайте сну.
|
|
(...) утрення заря Дарья, вечерня заря Марья, придите к рабу Божьему младенцу на помощь, на леготу, выймите и выложьте бессонницу, беспокоицу. Дайте сну и спокою с вечера до утра, до белого свету, до красного солнца, на всю темну ночь.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Утренняя Заря, вечерняя Заря, придите к (называется имя) на помощь, на леготу, выймите и выложьте бессонницу, беспокоицу. Дайте сну и покою с вечера до утра, до белого света, до красного солнца, на всю тёмную ночь.
|
|
Утренна заря Марья, вечерна заря Дарья, полуночна святая Мария, приди и возьми у рабы Божьей (имя) бессонницу, беспокоицу; рассей, развей по чистому полю, по широкому раздолью. Приди и принеси рабе Божьей (имя) сну и спокою, и угомону, чтобы спала наша (имя) от света до света, от зари до зари, от белого дня до красного солнышка.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Утренняя Заря, вечерняя Заря, полуночная Заря, придите и возьмите у (называется имя) бессонницу, беспокоицу; рассейте, развейте по чистому полю, по широкому раздолью. Придите и принесите (называется имя) сну и покою, и угомону, чтобы спала наша / спал наш (называется имя) от света до света, от зари до зари, от белого дня до красного солнышка.
|
|
Утрення заря Марья, вечерня заря Дарья, ночная Мария, придите, возьмите у раба Божия младенца (имя) бессонницу-полуночницу, беспокоицу, дайте рабу Божию (имя) сну и покою, большого угомону с вечерней зари до утренней, с утренней зари до восходу красна солнышка.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Утренняя Заря, вечерняя Заря, ночная Заря, придите, возьмите у (называется имя) бессонницу-полуночницу, беспокоицу, дайте (называется имя) сну и покою, большого угомону с вечерней зари до утренней, с утренней зари до восхода красна солнышка.
|
|
Утренняя заря Дарья, вечорняя заря Марья, дённа заря Мария, ночна -- Пелагея! Придите, пожалуйста, принесите, пожалуйста, рабу Божью Ивану сну и спокою с вечера до утра, до красного солнца, до белого дня. Возьмите, пожалуйста, унесите, пожалуйста, бессонницу всю, беспокоицу всю.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Утренняя Заря, вечерняя Заря, дневная Заря, ночная Заря! Придите, пожалуйста, принесите, пожалуйста, (называется имя) сну и покою с вечера до утра, до красного солнца, до белого дня. Возьмите, пожалуйста, унесите, пожалуйста, бессонницу всю, беспокоицу всю.
|
|
Заря-зорица, красная девица: ночная заря Дарья, утренняя Мария, денная Пелагея, приди и унеси у моего младеня (имя) бессонницу и беспокоицу, неси в чистое поле, за синее море, принеси ему сну и спокою на всю темную ночь Христову.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря-Зорица, красная девица, приди и унеси у моего младенца (называется имя) бессонницу и беспокоицу, неси в чистое поле, за синее море, принеси ему сну и покою на всю тёмную ночь.
|
|
Зоря ты, зоренька, красная, ясная, утренняя Дарья, вечерняя Тасья, унеси бессонницу-полуношницу у рабы Божьей (имя).
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря ты, Зоренька, красная, ясная, унеси бессонницу-полуночницу у (называется имя).
|
|
Утренняя зоря Мария, вечерняя зоря Соломонида, дай мне солнечную красоту, месячную светлоту от царя Давида, от царя Соломона кротость и смирение. Сойми, сойми всю сухоту и прискорбье с рабы Божьей (имя), вложи, вложи всю сухоту и прискорбность в раба Божья (имя). Вложи ему сухоту в резвы ноги, в белые руки, в сильные, могучие плечи, в белую грудь, в ретивое сердце, в черну печень, в темну кровь, в черные брови, в ясные очи, чтобы он без рабы Божьей (имя) не мог ни жить, ни быть, ни дня дневать, ни ночи ночевать, ни часу часовать. Днем он ходил по солнышку, ночью бы он ходил по месяцу, по частым мелким звездочкам, по утренней заре и по вечерней заре. Не мог бы он ни чаем запить, ни хлебом заесть, ни в теплой парной баенке запариться, ни с добрыми людьми забаяться. Все ходил и сухотовал, меня на уме держал.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Утренняя Заря, вечерняя Заря, дайте мне солнечную красоту, месячную светлоту.
|
|
Заря, зорюшка, утренняя зорюшка! Пресвятая Мати Богородица! Открывай замки ключами златыми, отпускай суженую мою.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Заря, Зорюшка, утренняя Зорюшка! Открывай замки ключами златыми, отпускай суженую мою.
|
|
Вечерняя ты заря-зарница, ходишь ты высоко, видишь ты далеко, где мой суженый, где мой ряженый, где мой законный, где мой венчальный, где он ходит и где он гуляет, где он пьет, где он ест, и тут его возьмите и доймите, сзади подстяжите, спереди подстелите, в ретивое сердце, в черную печень, в горячую кровь, в ясные очи, в черные брови и в подколенные жилы. И снимите с меня, с рабы Божьей Ольги, тоску тоскливую, сухоту сухотливую, печальную кручину, положите и разложите ему в ретивое сердце, в черную печень, в горячую кровь, в ясные очи, в черные брови и в подколенные жилы. И не мог бы он без меня, без рабы Божией, не жить и не быть, и не думушки думать, и совету советовать, и любови любовать. И на белый день хлебом бы не заедал, чаем бы не запивал, и проклятым табаком не закуривал, и на темную ночь сном не засыпал. Я, раба Божья, Ольга все была бы на уме и на разуме.
Русские заговоры и заклинания. Материалы фольклорных экспедиций 1953-1993 гг. Под редакцией профессора В. П. Аникина. -- М., Издательство Московского университета, 1998. Источник: http://ethnomap.karelia.ru/charm_text_long.shtml?source_id=432
|
Вечерняя ты Заря-Зарница, ходишь ты высоко, видишь ты далеко, где мой суженый, где мой ряженый, где мой законный, где мой венчальный, где он ходит и где он гуляет, где он пьёт, где он ест.
|