Бердникова Анна Геннадьевна : другие произведения.

Бм-2012: Взгляд со стороны

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Рецензии рассказов-конкурсантов: Чудовище Кровавой пущи; Ивифэл, озеро Печали; Хроники Некромика; Три еловые ветки


   Литобзор БМ-2012
   Чудовище Кровавой Пущи
   Пахамович Михаил Николаевич
  
   Пародия на очень плохое фэнтези. При первом прочтении возникает ощущение, что читаешь именно плохое фэнтези, а не пародию на него. Это подводит к размышлению над вопросом, что делает пародию пародией.
   Одним из основных способов создания пародии обычно становится гиперболизация, преувеличение.
   - Все это мне напомнило одну историю...
      И целых полчаса гномик рассказывал очень интересную байку, про то, как некий принц отправился свататься к заморской королевне, сражался с великанами, беседовал с драконами Звездного Пути, получил пояс Мудрости из рук Последнего Волхва. Также с трудом одолел своего соперника Мазгула Бессмертного в ратном поединке, сбросив того в пропасть, где его растерзали мириады острозубых горгулий. После озабоченный принц, посетил город Хрустального Бога, плутал в Алмазном Лабиринте, переплыл три моря, вернулся с почетом и таки женился на возлюбленной, прожил долго и счастливо, о чем и написано в "Книге воздыханий". История это очень занимательная, но поскольку она никакого отношения к моей повести не имеет, я её даже вкратце пересказывать не буду.
   Преувеличение имеет место.
   Еще один из способов создания пародийного эффекта - смещение контекста.
     Еще в детстве довелось мне прочесть одну книгу, что у моего отца, кузнеца, пылилась на полке между корчагами и хомутом. В замызганном фолианте рассказывалось об истории Империи и о временах столь стародавних, что и представить страшно. "Замызганный фолиант", конечно, нельзя назвать оксюмороном, но определенно явления близкие: слово высокого стиля "фолиант" рядом с просторечным "замызганный" выглядит если не комично, то, по крайней мере забавно.
   И наконец, нарушение смыслового и стилистического единства произведения. Вот этого в рассказе предостаточно - одна языковая личность сотника чего стоит. Сотник с начала рассказа позиционируется грубым человеком простых нравов, однако к концу произведения легко осваивает обращение на вы к нижестоящему по иерархии. За скобками оставим императорство сотника - такое вообще сплошь и рядом происходит.
   Итак, основные элементы пародии вроде бы присутствуют, а ощущения пародии все равно не возникает. Возможно, это связано с тем, что усиление недостаточно, чтобы между обычным фентезийным текстом и представленным в пародии возникла достаточная дистанция для того, чтобы стало понятно: "это слишком, конечно, это не всерьез"?
  
   Ивифэл, озеро Печали
   Канина Елена Сергеевна
   Легенда вымышленного мира. У легенд, пусть даже в вымышленном мире, кроме развлекательной функции, есть также функция поучительная. Посмотрим, чему учит нас легенда об Озере Ивифэл.
   Жили два совершенно различных народа на двух берегах великой реки. Их жизненный уклад, религиозные и мировоззренческие ценности были несхожими. Жили они, не трогая друг друга, видимо, довольно мирно, возможно, даже торговали или другим образом сотрудничали. Так продолжалось до тех пор, пока один герой не решился нарушить заведенный порядок.
   Мэйвик поклялся, что женится на ней, невзирая на запрет своего рода.
   Запрет рода, наверняка существовал не просто так. Были для этого свои серьезные основания. Однако даже если оставить эти самые серьезные основания за скобками, все равно получается достаточно много факторов, позволяющих прогнозировать неблагоприятный исход такого союза.
   Во-первых, совершая свой подвиг по похищению чужой принцессы Мэйвик совсем не задумывался над такими закономерностями как, чем больше культурная дистанция между партнерами, тем сложнее найти им общий язык между собой: их взгляды, в том числе и на отношения формировались в различных условиях, понятие нормы и допустимого для них также различно.
   Во-вторых, девушка оказалась один на один с предубеждениями и предрассудками народа своего жениха. Жених не посчитал нужным или не смог помочь своей невесте и соплеменникам найти общий язык.
   В-третьих, вытекает из предыдущего пункта - соплеменницы на основании своих подозрений смогли вершить свой суд, не опасаясь последствий, ощущая себя безнаказанными.
   Суд их был скор, и приговор был вынесен. Возле королевского дворца было глубокое озеро, а над озером - утес, названный Рассветным Лебедем. С этого утеса сбросили Асэгру, сковав ей руки тяжелой цепью.
   Безвольный герой повинился, но ничего не сделал заговорщицам, а на главной виновнице происшедшего даже женился через пару лет.
   Таким образом, перед нами классическая история дисфункциональной семьи, когда партнеры не готовы к вступлению в брак, не представляют своих прав и обязанностей и не могут определить четких границ своей собственной семьи. Следовательно, легенда учит тому, как не надо строить отношения, но совсем ничего не говорит о том, как это сделать лучше. Возможно, это задача какой-то другой легенды этого вымышленного мира?
  

   Хроники Некромика
   Обабков Евгений Николаевич
   Наивный, полный роялей, но в целом по-своему довольно трогательный рассказ. Присмотримся к роялям более внимательно.
   Некромик - это единственное в своем роде существо? Если да, то никакая жажда жизни, никакой суд Альянса не смогли бы сделать это существо свободным гражданином. Суд и широкая общественность об этом факте, об этом прорыве науки просто никогда не узнали бы. Если Некромик - это типичный представитель отставного военного, тогда суд не потребовался бы, да и общественность реагировала бы на его присутствие значительно более спокойно.
   Не освещенным, "рояльным" остается вопрос средств, на которые Некромик планирует осуществить свою цель - увидеть все чудеса Галактики.
  
    Все эти измышления натолкнули меня на мысль. Они озарили меня целью. Целью дальнейшей жизни. Я поклялся сам себе, что увижу все чудеса Галактики. И только после этого можно будет сказать: "Я готов уйти".
  
   Некромику удалось отсудить средства у военных? Или он происходил из состоятельной семьи? Целью осмотреть все доступные чудеса может задаться существо состоятельное и не обремененное необходимостью и желанием зарабатывать на хлеб насущный. О профориентации Некромика нам неизвестно ничего, кроме того, что когда-то, до своей гибели, он был в составе научной экспедиции.
   Я блаженно улыбнулся, осознав, что мгновение "узнавания" позади. Самое паршивое мгновение!
     Преодолев внутреннюю неуверенность, я прошел к свободному столику.
  
   Для существа, чья жажда жизни позволила ему сделать невозможное, Некромик оказывается на удивление неуверенным в себе. Его внешность беспокоит его, как подростка, переживающего период дисморфофобии, хотя, конечно, у Некромика для этого поводов значительно больше, чем у рядового подростка, большей частью выдумывающего себе проблемы с внешностью. И все-таки сможет ли герой примириться с тем, как выглядит и ощутить имеющееся тело, как свое?
   Еще один интересный момент:
   - За мертвяком пришли. Что же еще.
     - За Некромиком, что ли? - уточнил Топнис. - Зачем он вам понадобился?
   Некромик сутки на станции, а капитан полиции, уже проникшийся сочувствием к тому, кто у большей части обывателей вызывает отвращение, покровительственно называет его по имени.
   Раскрытие преступления на станции, также получилось достаточно картонным: случайно именно в тот момент, когда Некромику счастливо внезапно удалось выбраться из камеры, мимо проходил один из главных преступников, который совершенно случайно шел к своему сообщнику и по абсолютно изумительной случайности рассказал Некромику достаточно громко и отчетливо (чтобы слышала полиция) рассказал о своих преступных планах перед тем, как его убить.
   Очень порадовало описание офицера полиции, как пожилого сорокалетнего. С возрастом границы возраста, как правило, сдвигаются
   В целом идея интересная, при вдумчивом подходе из нее вполне может получиться интересная сага, как автор и планирует.
  

Русанов Александр Арсеньевич

Три еловые ветки

   Рассказ о волшебной семейной традиции, в которой обычно участвуют мужчины семьи. Поход в лес придает сил, бодрит, дарит ощущение молодости. Это происходит с пожилым человеком. А что в лесу происходит с представителями других поколений семьи. Предположим, сын уже взрослый мужчина, сам отец семейства, может испытывать схожие с отцом чувства, а каково внутри этой ситуации маленькому мальчику? Что для маленького мальчика происходит в лесу, кроме встречи со стареньким дедушкой, живущим за многие километры?
   Возраст, с которого человек может пойти в лес - тоже интересный вопрос.
   Женщины в лесу - другая любопытная тема рассказа. Супруга героя впервые оказалась в лесу, будучи уже в довольно преклонном возрасте.
   - Что же ты, паразит, раньше меня не брал с собой - зашептала она ему в ухо - Неужели не мог настоять на своём.
      - Нельзя силой вести в лес - ответил Степан - Ты должна была сама захотеть. Я тебя каждый год приглашал, но ты только смеялась.
   Рассказ начинается с препирательства между супругами, но препирательства такого, пронизанного любовью, так могут говорить друг с другом люди, прожившие бок о бок не один десяток лет в душевном родстве и понимании. Однако судя по тому, что супруга раньше не попадала в лес - их понимание было не настолько полным, чтобы герой мог поделиться волшебством?
   Примечательны слова сына, сказанные матери на прощание:
   - Давай, Батя, не хворай - тихо сказал сын и пожал отцу, на прощанье, руку - А ты, Мамуля, почаще слушай отца.
   В словах сына содержится намек, который имел бы право на существование, окажись в лесу семья сына в полном составе, включая маму молодой семьи. Однако молодой матери нет, потому что она так же, как и мать пожилая, недостаточно слушает своего мужа?
   Учитывая все сказанное, можно перефразировать начало рецензии: перед нами сказка о волшебной семейной традиции и глубинном недопонимании супругов на протяжении как минимум пары поколений.

Этот мир мой Лондон Сена

   Очень терапевтичный для подросткового сознания рассказ.
   Одна из задач подросткового возраста - поиск своего места, своей позиции в группе и шире - в мире. Поиск осуществляется через нахождение сходств и различий себя с окружающими: в этом я похожа на Машу, в этом отличаюсь от Светы, а вот это - моя уникальная особенность, больше ни у кого такого нет ,я - целый мир, иная вселенная... От этого, кстати, проистекает изолированность подростка, его ощущение глобальной непонятости.
   В рассказе самоощущение героини развивается как раз по указанному сценарию. Она обладает некой особенностью, присущей только ей. Сначала эта особенность воспринимается как глобальный недостаток, непринимаемый и осуждаемый.
   А раз я не такая, значит я одна.
   Иногда я ловлю себя на мысли: мне бы так. Почему я? Чем я хуже остальных? И не нахожу ответа. Просто...
   Однако к концу рассказа этот вроде бы недостаток, эта изолирующая особенность оборачивается преимуществом, позволяет занять приоритетную позицию.
   Этот мир-мой. Все вы-мои. Я значу для этого мира больше, чем все вы. Я осталась с ним, когда вы ушли. Я имею право считать его своим. Я могу...
   Таким образом, рассказ отражает процесс решения одной из основных задач подросткового возраста. Решение в данном рассказе происходит оптимальным образом: героиня учится видеть явление в комплексе, учится видеть оборотную сторону события или положения вещей. Осознав, что ей достался мир-оригинал, героиня не стала менее одинокой, но одиночество воспринимается ею сейчас совершенно иначе. Одиночество теперь - это не проблема, теперь это ресурс. В идеале после завершения подросткового возраста, человек выходит на новый уровень развития, обогащенный и удовлетворенный. Собственно поэтому представляется возможным считать рассказ терапевтичным.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"