Аннотация: Приглашаю собирать и обсуждать перлы детской речи. Почему слова ребенка звучат для нас забавно?
"Великий, могучий русский язык..."
Каждому со школьной скамьи известна эта и еще десяток цитат, посвященных богатству нашего языка. А между тем, наш язык еще богаче, чем это кажется на первый взгляд. :)
В языковой системе множество лакун - незанятых конкретным словом позиций. Например, при помощи суффикса -ыш- принято образовывать названия детен-ЫШ-ей, не взрослых особей. Ребенок, осваивая языковую систему, улавливает в значении компонент невзрослости и строит новое слово: "Жили-были царь, царица и царенЫШ". Немного позже, получив более глубокие языковые знания, ребенок усвоит и ограничения, связанные с этим суффиксом: большая часть слов, образованных с его помощью - негативно окрашенные. ЗверенЫШ, гаденЫШ, змеенЫШ. Причем, как правило, эти слова используются не в своем прямом значении, а в переносном для обозначения человека, который не симпатичен говорящему.
Конечно, "цареныш" - это классика (К.И. Чуковский "От двух до пяти?), но наверняка вокруг множество примеров свободного обращения детьми с языковой системой, вызывающих улыбку взрослых.
Здесь я приглашаю собирать и обсуждать подобные примеры. Если возникнет такое желание разбирать, на чем основан комический эффект детского высказывания.