Около года назад мы с мужем развелись. Муж не оставляет ребенка, регулярно берет его к себе в гости, здесь у меня нет к нему претензий. Но в последнее время ребенок привозит от папы всяких монстров, охапками. Я уже счет потеряла человекам-паукам, трансформерам и прочим монстрам. Мне кажется, что такие игрушки вредны для ребенка. Разговоры с папой на эту тему не помогают. Он считает, что воспитывает в сыне смелость, а я кудахчу, как наседка, беспокоюсь понапрасну. Может быть, монстры и в самом деле не так страшны, и я себя просто накручиваю?
"Страшные" игрушки могут быть очень разными. Ответ на вопрос о том, могут ли они быть полезны для вашего ребенка во многом зависит от возраста вашего ребенка и того, как они включаются взрослым в контекст игры ребенка.
Для малыша, еще не достигшего трех лет, "страшные" игрушки не только не полезны, но да же могут представлять опасность для его развития, способствуя появлению у ребенка страхов, фобий и навязчивых состояний. В раннем возрасте дети только начинают познавать мир, учатся разделять по-настоящему опасное и опасное "понарошку", различать хорошее и плохое, доброе и злое. Малышей в этом возрасте легко напугать, но они еще не могут "обыграть" свой страх и таким образом справиться с ним. Ребенок этого возраста не понимает переносных смыслов и метафор, все, что с ним происходит, воспринимается, как настоящее и истинное. Поэтому слишком сильные впечатления, такие, как появление страшной игрушки в детской или просмотр пугающего мультфильма, могут серьезно повредить ребенку. Следует оградить малыша и от страшных игрушек. Если вы заметили, что какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше сразу уберите ее. Это могут быть любые предметы, вплоть до погремушек, однако, чаще всего, такое случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки.
В дошкольном возрасте, от трех до шести лет, дети уже научаются "отыгрывать" полученные впечатления, в том числе содержание сказок и мультфильмов, примеривают на себя положительные и отрицательные роли. Именно в этот период дети наиболее восприимчивы к всевозможным сказочным и волшебным мотивам. Воображение позволяет малышу "оживлять" любимых героев, как положительных, так и отрицательных. Дошкольник переживает бурный рост фантазии, но еще плохо умеет ей управлять, и с этим связана опасность бесконтрольного взаимодействия со страшной игрушкой в этом возрасте. Страшная игрушка для ребенка, как и всякая другая образная, это ожившая сказка, мультфильм или история и, одновременно, символическое выражение его собственных эмоций, страхов и переживаний. Особенно захватывающими становятся сюжеты о борьбе добра и зла, победе положительных героев над отрицательными. Для их разыгрывания у малыша может возникнуть собственная потребность в страшных игрушках. Однако, даже в этом случае, игра с ними должна осуществляться под контролем взрослых. Не стоит дарить страшные игрушки ребенку или оставлять их "жить" в детской. Пусть они хранятся в недоступном ребенку месте и по мере необходимости вместе с вами "приходят" к малышу в игру. Ребенок дошкольного возраста легко "застревает" на образе игрушки, она навязывает ему свое настроение и соответственно характер игры.
Избежать подобных проблем поможет ответственное отношение к выбору и покупке страшных игрушек для ребенка. Необходимо помнить, что образная игрушка несет в себе образ живого существа - сказочного или реального, человека или животного. Через нее осуществляется взаимодействие внутреннего и внешнего мира ребенка. Играя с образной игрушкой, малыш, с одной стороны, выражает себя и свой опыт, а с другой - достраивает и присваивает окружающую его реальность. И здесь роль образной игрушки как посредника и того конкретного образа, который она несет, трудно переоценить. Именно поэтому рекомендуется покупать традиционные страшные игрушки. В сказочных образах отрицательных героев есть все, необходимое ребенку: простота и целостность, глубина и психологизм, внешняя выразительность.
Произвольность памяти, внимания и воображения формируется к шести-семи годам. Старший дошкольник уже умеет управлять своим поведением и эмоциями, в том числе негативными, контролировать свой страх. Игра начинает носить все более формальный характер, ее содержанием в большей степени становятся правила и взаимодействие с партнером, а не сам сюжет. Меняется и отношение к игрушкам, в том числе и страшным. Если в раннем и дошкольном возрасте игрушка как бы обладает "собственной" активностью, побуждающей малыша к порой пугающим его самого действиям, то в старшем дошкольном возрасте ребенок уже в состоянии сам выбирать и удерживать сюжет.
Кроме того, в этом возрасте перед детьми впервые во всей остроте встают нравственные вопросы, К шести-семи годам социальный мир ребенка перестает ограничиваться семьей и ближайшим окружением. Полученный опыт взаимодействия с другими людьми дает ребенку реальное представление о существующих в обществе морально-нравственных нормах. Их присвоение, естественно, осуществляется в игре. И здесь игры в добрых и злых героев вместе с чтением "нравоучительных" сказок становятся одним из важнейших развивающих занятий для ребенка.
Все это позволяет рекомендовать активное использование страшных игрушек именно в этом возрасте. Хотя для детей этой возрастной группы современные монстры и чудовища уже не представляют такой опасности, предпочтение стоит все же отдавать традиционным страшным игрушкам. Именно такие игрушки, уходящие корнями в волшебную сказку, обладает достаточной глубиной и, одновременно, четкостью характера, позволяющими ребенку вкладывать в них собственные переживания и разрешать с их помощью собственные нравственные конфликты.
Увы, современных детей, особенно мальчиков, как магнитом притягивает именно к страшным игрушкам - киборгам, трансформерам и пр. Но родителям не следует "идти на поводу" у ребенка. Вообще лучше не брать с собой малыша в магазин игрушек. Постарайтесь сами найти нужную игрушку для ребенка и сделать ее привлекательной.
Конечно, полностью избежать присутствия игрушечных монстров в жизни малыша невозможно, но важно, чтобы эти страшные игрушки не преобладали в детской комнате, чтобы наряду с ними и по количеству и по качеству достойное место занимали добрые и безобидные персонажи. Страшные и уродливые игрушки могут выступать в положении больных или несчастных героев, которые требуют ухода, заботы, лечения.
Важно, чтобы игра ребенка не превратилась в сплошную борьбу, сражение, убийство и чтобы злым и страшным героям противостояли хорошие и добрые.