Бердникова Анна Геннадьевна : другие произведения.

Снп-2009. Обзор миниатюр

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор внеконкурсных миниатюр.


   Сначала желания писать обзор не было. Случайно наткнулась на сказку Анатолия Баляева, почитала, захотелось порассуждать на тему, порассуждала. Потом почитала еще несколько миниатюр... Раз уж я их прочитала - почему бы не поделиться впечатлениями? Ведь люди для того и участвуют в литературных конкурсах, чтобы услышать мнения о своем творчестве. P.S. Хорошо быть неучастником и нечленом жюри, читать то ,что нравится, привлекает и наводит на размышления.

Баляев Анатолий Николаевич

Младомир и Мальчебор

   Текст написан хорошим литературным языком. С элементами стилизации.
   Потешается дракон над ними, смеётся.
    Спят будущие князья и княгини, ведуны и ведуньи, мастера и мастерицы. И бабушка спать пойдет.
   В тексте много инверсии (предложений с обратным порядком слов), что, как правило, характерно для передачи народной речи.
   Ростом огромный
   Пламя высокое
   Собаку дворовую
   Жанр определен как сказка. Это наиболее точное определение в рамках жанрового набора, представленного на СИ. Более точно название жанра произведения следовало бы определить как терапевтическая сказка. Причем в миниатюре не только текст самой сказки, но и описание проблемной ситуации, к которой применима написанная терапевтическая сказка. Дети поссорились - бабушка, выступив в роли психотерапевта, рассказывает им терапевтическую историю.
   Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи, описываемые в историях, предохраняли малышей от опасностей, учили их жизни.
   Существование внутренних и межличностных конфликтов может не осознаваться людьми, может даже активно отрицаться. Но их разрушительная для психического здоровья сила от этого не убывает. Сказка становится формой вывода внутреннего противоречия вовне, предлагает способы его разрешения и потому врачует душу.
        Именно этим объясняется бытование сказки в народной среде на протяжении тысячелетий. Сказка -- естественное, интуитивно применявшееся "лекарство".
   Врачующая способность сказки и была положена в основу целого направления современной психотерапии, получившего название "сказкотерапия".
   Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких целей: повышения самосознания и создания близких доверительных отношений?
   Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только "волшебным зеркалом" реального мира, но - в первую очередь - его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира.
   Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Социальную природу человека составляет система его взаимодействий с людьми. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
   В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.
   Таким образом, Младомир и Мальчебор, написанная по всем канонам терапевтическая сказка, заслуживающая самой высокой оценки.
  
  

Алин Павел

Свинский карантин или Саммит Шос

   Очень актуальная история в свете нагнетаемой в СМИ истерии вокруг нового вируса гриппа.
   В общем и целом вполне реальная история, которая имеет все шансы произойти в любом уездном российском городке. Поэтому представляется сложным определить фантастическое допущение в произведении. Возможно, допущение здесь в некотором все-таки преувеличении, гиперболизировании происходящего.
   Текст имеет отсылки к официально-деловому стилю: герои называются только по фамилии, полностью указаны их должности с сокращениями, принятыми на кабинетных табличках.
   специалист Шудикова
   глав.вет.врач Угаев
   Это позволяет тексту выглядеть в глазах читателя более достоверным - почти официальный доклад с места событий, отчет.
   Может быть, современный фермер более просвещен в правовом отношении? Хотя, с другой стороны, если следование указаниям идущим из центра увязывается с получением необходимых разрешений, то приходится делать то, что требуется.
   Тебе надо свидетельство новое выписывать на торговлю перепелиными яйцами, так ведь? А это тоже денег стоит. Так пока они в Ёбурге со своим Саммитом этим Шосом носятся, я его тебе тихонько продлю, бесплатно. Понял?
   По сути происходит шантаж - ты соблюдаешь нелепое требование, а я выправляю тебе требуемый документ. В этом, увы, тоже ничего нереалистического нет.
   В том, что подвыпивший фермер Антошкин перепутал события, сообщая о них жене:
   Деньги опять собирали. Какой-то негр приезжает в Ёбург, так ему на подарки, что ли. А самим сейчас в Ёбург нельзя ехать, там из-за него карантин объявили, он из Америки может свинячий грипп привезти.
   Тоже нет ничего фантастического.
   Хотя вот общение с гаишниками главного героя выглядит очень даже нереалистично:
   Ну пока, Васильич,-сказал прапорщик, загнав фермерскую "Газель" во двор.-Ты пока пьяный не езди, у нас указание пришло, пока какой-то Саммит здесь не пройдет, всех гонять, а к Ёбургу на пятьдесят километров подъезжать нельзя, карантин, говорят.
   Таким образом, можно сказать, что Свинский карантин или Саммит Шос вполне реалистическая миниатюра, написанная на злобу дня.
  
  
  

Шася

Лебединая сказка

   Автор в аннотации называет сказку не слишком веселой, а мне после прочтения пришло в голову слово "суровая и жесткая". Поясню свои слова.
   Когда жестокость связывается со злодеем, тогда она выглядит уместной и даже, можно сказать, гармоничной.
   недобрые слухи ходили о властителе
   Ходит недобрая молва, будто каждое утро из покоев владыки выносят мёртвую или искалеченную девушку...
     А король королей в это время, повесив для успокоения нервов несколько заключённых
   Много отважных и сильных людей пыталось высвободить своих друзей из дворцовых темниц, но все они были объявлены изменниками и казнены, чтобы развеять печали владыки...
   Хотя, следуем отметить, что здесь жестокость правителя носит умозрительный характер. Знание о его жестокости основано преимущественно на слухах и молве. Что касается политических казней для развеивания печали повелителя - это неоднозначный вопрос. Имел ли место правительственный произвол или пленники и в самом деле угрожали государственности.
   Каждый третьеклассник, прочитав "Трех мушкетеров" мыслит кардинала Ришелье тираном и сатрапом, притесняющим влюбленную королеву, и выдумывающим дурацкие законы против дуэлей, где бравые мушкетеры могут проявить себя. С большим удивлением на уроках истории наш уже шестиклассник узнает о том, что кардинал, оказывается, самый лучший и правильный в романе герой, трудящийся дни и ночи на пролет на благо родной страны.
   Таким образом, деяния правителей лучше видятся в исторической ретроспективе.
   Хотя принуждение к замужеству, конечно, некрасивый поступок, тем более для правителя.
   Теперь обратимся к Изабель. Вот штрихи ее портрета в самом первом абзаце сказки.
   Каждый, кто хоть раз видел её улыбку, готов был убить за один взгляд красавицы.
   Вот та самая не вполне оправданная жестокость, на мой взгляд, почему красота девушки не обращается к конструктивному началу в человеке? Почему не будит "души прекрасные порывы", не побуждает совершить подвиг или сотворить произведение искусства?
   Завершается сказка также жестокостью, но уже лично проявленной Изабель.
   Изабель с радостью свернула птице шею.
   Жестокость, связанная с Изабель, образует своеобразную рамку текста. В нее вписана жестокость правителя, оказавшаяся явлением более непостоянным и временным, чем жестокость героини.
  

Царев Андрей

Триумф авторского права

   Миниатюра оставляет странное ощущение. Текст небольшой, но ощущение, что читается долго. Возможно, это связано с тем, что несколько абзацев текста, описывающих глобальные изменения в мире, происшедшие со времен бесплатных учебников, рисуют многоплановые и объемные картины. На представление и осмысление этих картин уходит время, вложенное во время чтения.
  
   А потом налоги стали брать и с чтения. Организовать это было сложнее, но и сия проблема худо-бедно решилась. Хранение бумажных книг объявили государственным преступлением, а читать стало разрешено исключительно со своих э-буков. Закачал туда какой текст - заплати. Прочитал что с чужого э-бука, подай декларацию.
   Идея брать налоги со всего, включая воздух, конечно, ненова, и, что грустно, учитывая события последних лет, не так уж и фантастична. Однако при чтении об успехах авторского права, меня, как читателя постепенно начинает охватывать волнение и тревога, маячит где-то вдалеке паника.
   Но что бы ни случилось, Земля продолжает вращаться. Эта фраза останавливает нарастание лавины неприятных чувств и возвращает в контекст обыденного. Позволяет перевести дыхание, успокоиться и даже порадоваться, что к счастью, полный триумф авторского права пока не наступил.
   Дальнейшее повествование иллюстрирует реализацию глобального применения авторского права в конкретно взятой обыденной для описываемого общества ситуации. Однако герои от лица, одного из которых идет рассказ, не считают себя носителями господствующего мировоззрения.
   Но присущая нам троим интеллигентность - этот атавизм ушедших эпох
   Именно поэтому события развиваются так, как развиваются. Герой, с удовольствием рассказавший об успехах сына на поприще авторского права, оказывается побитым атавизмами ушедших эпох. Все вроде бы логично и понятно, однако вызывает удивление, почему автор, так хорошо умеющий создать настроение читателя, выбирает для примера контекст многократного изнасилования девочки-подростка? Этот фрагмент читать неприятно, возникает чувство брезгливости, как при чтении текстов Лимонова.
   Хотя с другой стороны, именно этот контекст, помогает поднять очень важный в настоящий момент вопрос - о патологичности нормы, том, как чудовищно трансформируется человеческое сознание под влиянием такой нормы.
   Завершу свою речь о тексте, по сути, тем, с чего начала: странный текст. Написан ровно и гладко в языковом плане, но содержание оставляет неприятное послевкусие.
  

Зотиков Дмитрий

Как убить в себе писателя. Советы врача. Бестселлер.

   Текст представляет собой рассказ ученого об исследовании и мерах борьбы с писателями, заполонившими все вокруг.
   Словом, проморгали эпидемию. Производительность труда в стране резко упала. Слесарь сантехник ночью стихи пишет, утром публикуется, на работе спит. Инженер по снабжению продолжение "Войны и мира" в трех частях сочиняет, а производство без труб стонет. Женщины рожать бросили. Некогда, сюжеты для рассказов придумывают. В общем, всеобщий бардак получился.
   Рассказ, несмотря на вроде бы абсурдность описываемых событий, затрагивает несколько, на мой взгляд, очень серьезных тем.
   Во-первых, тема творчества и роли таланта в нем. Герой рассказа, профессор медицинского института, проникается вирусом писательства при помощи пособия "Как пробиться на самиздате. Для начинающих авторов". Воспользовавшись, учебником, находящимся в свободном доступе, профессор за пару недель умудряется стать маститым писателем, претендующим, а в конце концов и получившим престижные премии. Здесь возникает вопрос: что оказалось первичным - исходный литературный талант профессора или необыкновенная толковость пособия. Конечно, не стоит сбрасывать со счетов такой немаловажный фактор, как пиар-услуги в обмен на медицинские
   Затем, договорился с владельцами нескольких интернет-сайтов и в обмен на обещание обслужить в своей клинике по высшему разряду, получил прекрасные отзывы на свой опус в независимой прессе.
   Однако такого рода рекламный ход мог создать только первичный ажиотаж вокруг произведения. Его оказалось достаточно, чтобы создать лавину внимания к произведению, или дело в том ,что профессор оказался необыкновенно литературно одарен?
   В любом случае, анализ этого фрагмента приводит к грустному умозаключению, что творческий успех либо божий дар - увы, достояние немногих, либо основательные вложения в рекламу. Но никак ни труд, о котором со страниц своих произведение сообщают великие писатели прошлого. Здесь стоит вспомнить Джека Лондона с его "Мартином Иденом", например. В настоящее время, увы, этот роман не может быть правдой.
   Во-вторых, это тема призвания. Профессор оказался талантливым литератором. Однако не смог победить вирус писательства медицинскими средствами, не помог даже крайне радикальный подход. Возможно, это указывает на то, что призванием Степана Степановича оказалась литература, а не медицина?
   Таким образом, "Дай мне Бог душевного покоя принять то, что не могу изменить, дай силы изменить, что я могу, и дай мудрости не перепутать одно с другим". Понимания этой истины у героя рассказа не произошло. Вопреки всем направленным на искоренение гена сочинительства, герой даже, наверное, изменившись значительно внешне, все равно остался писателем.
   Хороший текст - заставляет задуматься.

Добрый

Сказка для взрослых

   Рассказ производит странное впечатление. Аннотация посвящена странному зверьку (и зверьку ли?), похожему на кошку.
   Будучи неотличима внешне от простой сиамской кошки, только - с купированным хвостом, чумарка была такая же независимая и, как ни странно, ласковая.
   В теме заявлен грузовик, но ему посвящен лишь последний абзац текста, даже не столько самому грузовику, сколько его водителю - усталому старику. Название и последний абзац позволяют предположить, что в двух авариях, описанных в тексте, принимал участие один и тот же грузовик.
   Хищница посмотрела вперед - из тумана по встречной полосе неслось чудовище с четырьмя мелкими глазками.
   Это описание грузовика перед первым столкновением.
   Впереди - четыре злобненьких оранжевых точки. <...>Рыжие огоньки злобно подмигивают, приближаются. Надо что-то делать!
   Это грузовик из второй аварии. В обоих случаях непосредственно перед происшествиями грузовик описывается как нечто страшное, демоническое, неотвратимое, причиняющее вред людям, рядом с которыми находится чумарка. Это позволяет предположить, что между зверьком и грузовиком существует какая-то связь: например, грузовик (водитель грузовика или его заказчики, или загадочная старуха) охотится на чумарку, или пытается добраться до одинокой Охотницы, к которой устремляется чумарка после второй аварии.
   Однако в каждом случае водитель непосредственно перед аварией был недостаточно внимателен к происходящему на дороге. Либо говорит по телефону, либо ругается с пассажирами.
   Какой еще Кипр?! Оранжевые точки росли. Не видит! Хищница замурчала. Мур? Мур. Мур-р! Хозяйка даже значения не придала.
   Папа кричит, смотрит на маму, дочка на папу - и все дружно не смотрят вперед, на дорогу.
   Чумарка при этом всеми доступными ей способами и средствами пытается привлечь внимание людей к дороге, но успеха не достигает. Такое развитие событий ставит пред читателем вопрос: аварии следствие присутствия в машине чумарки или невнимания водителя? Ведь при таких действиях водителя на дороге скорее было бы чудом не попасть в аварию, нежели наоборот.
   Среди дальнобойщиков и по сей день ходят байки, что старый грузовик, ведомый стариком с горящими, как раскаленные уголья, глазами, до сих пор бороздит туманы, собирая свою кровавую жатву...
   Очень похоже на легенды о черном спелеологе, велосипедисте, и пр., служащих напоминанием быть внимательнее, когда занимаешься потенциальн опасным для жизни делом: спускаешься исследовать пещеру или едешь по неосвещенной трассе в туман.
   Весомым элементом сказки также можно посчитать частичную амнезию мамы из второй аварии, благодаря которой семья потом жила долго и счастливо.
   Врачи, конечно, говорят, что память вернется. Когда-нибудь.
   Где он будет, тот мужчина, из-за которого ругались мама и папа, и попали в аварию, когда вернется память? Вряд ли будет ждать у моря погоды - не дождется. А это уже совсем не сказка - это жизненная правда.

Работха Радж Протабович

Марсианин

   Рассказ начинается вполне реалистично: пожилая женщина размышляет о проблемах в своей жизни, очень реалистичных, типичных проблемах. Рядом с ней оказывается марсианин. Свое появление именно рядом с ней марсианин также объясняет довольно прозаично:
   - Да ну, в самом деле? А что, если не секрет, привело вас сюда, - подыгрывая незнакомцу, ответила старушка.
   Но мужчина был серьезен.
   - Я понимаю, в это трудно поверить. Но это факт. Я выбрал именно вас, Анна Васильевна, потому что вы физик, и вам легче будет осмыслить то, что я расскажу.
   Интересный выбор причины контакта. Тем более, что ничего из сказанного марсианином далее не апеллирует к специфическим физическим знаниям пожилой женщины.
   Примечательно, что марсианин здесь уходит от ответа на вопрос Анны Васильевны. Хотя надо отдать должное, в конце рассказа ответ все-таки дается.
   В каждый свой прилет мы, марсиане, что-нибудь дарим человечеству, это такой древний обычай, потому что вы наши дети, и мы ответственны за вас.
   Этот ответ предполагает, что марсиане, чувствуя свою ответственность за землян, везут подарки. Марсианин из рассказа, получается, прилетел исключительно для того, чтобы исцелить Анну Васильевну и наделить ее целительскими способностями, или точнее, пробудить ее собственные, дремавшие таланты.
   Поскольку автор отмечает, что это его первый и единственный фантастический рассказ, представляется любопытным подумать о том, как происшедшее могло бы быть объяснено без фантастических допущений.
   В чтении мыслей пожилой женщины нет ничего хитрого, к сожалению, ее семейная ситуация очень узнаваема и типична.
   Дети-индиго - очень спорный вопрос, обладают ли они в самом деле сверхъестественными способностями? Увы, современные дети, родители которых убеждены, что вселенная их осчастливила рождением индиго, при ближайшем рассмотрении оказываются серьезно педагогически запущенными. Тем более, что родители чаще акцентируют внимание не на каких-то особых способностях, например, к наукам или искусству, а скорее на поведенческих моментах - ребенок настолько самодостаточен, что никому не подчиняется, у него нет авторитетов, он настолько уверен в своей ценности, что для него неприемлемо ждать в очереди. Мысль о том, что гении прошлого были индигами, интересна и не противоречит моему педагогическому взгляд Чтобы ребенок вырос реализовавшимся гением, его необходимо воспитывать иначе ,чем это принято в современном ему социуме.
   Что касается целительства, марсианин мог оказаться могучим мастером рейки, исцелившим пожилую женщину за один сеанс и проведший ее инициацию. Хотя, с другой стороны, можно ли считать рейки полностью реалистичной практикой? Здесь мнения могут разойтись.
   Тот факт, что Анна Васильевна скрыла источник появления дара, также заслуживает отдельного рассмотрения. С одной стороны, этот факт может говорить о здравом смысле героине, понимающей, что если она будет говорить о контактах с марсианами, то может попасть в суровый санаторий. С другой стороны, наше обывательское сознание с большей готовностью готово всерьез воспринимать получение дара от молнии, чем от инопланетян. Хотя, собственно, в чем здесь глобальное различие?
   На разнообразные мысли наводит, в общем-то, небольшой рассказ.
  

Грюнфлюгельн А.

Сигизмунд-космоход и планета грязных поп

   Посвящение С. Лему побуждает искать параллели с творчеством польского фантаста. Искомые параллели без особого труда находятся. На мой предвзятый читательский взгляд, Сигизмунд-космоход и планета грязных поп перекликается с Сексотрясением С. Лема.
   На планете грязных поп тема отправления естественных нужд становится центральной, как в сексотрясении тема принятия пищи. На эту тему повернута политика, экономика, СМИ, общественное и индивидуальное сознание. Тема запрета на дефекацию привычным образом детально рассматривается в романе "Гнезда химер" Макса Фрая, с его обязательными для каждого приличного дома дерьмоедами.
   Таким образом, глобально тема не представляется новой. Однако есть любопытные аспекты, на которые следует обратить внимание. Достижения Подгузничной демократии накладывают на человека значительное количество ограничений: происходит серьезное вмешательство в личное пространство человека.
   "Сколько раз в месяц вы опорожняете кишечник?"
   Подумайте, может ли такой человек, кто по несколько раз на день мочится и опорожняется у себя дома без подгузников и клизм, создать новые высокое технологии? Хватит ли ему времени и сил для развития мозгов? Конечно, нет.
   В то же время каждый гражданин общества победившей подгузничной демократии имеет права, позволяющие ему сбрасывать напряжение, вызванное ограничениями.
   Теперь же практически все граждане Статуны (и даже лица без гражданства и определенного местожительства) по несколько раз на день пользовались сим замечательным завоеванием подгузничной демократии, называя своего президента этими самыми словами (совершенно не греша, к слову, супротив истины), от чего их душевное здоровье, согласно местным же средствам массовой информации, уже давно устойчиво держалось на уровне, существенно превышающем норму.
   Описание этого положения дел блестяще иллюстрирует действие психологического механизма "неравного обмена" в планетарном масштабе. Согласно этому правилу, один вид действования должен быть обменян на подобный вид действования. На услуга следует отвечать услугой. Обязательства, как правило ,угнетают человека, от них хочется скорее избавиться. Поэтому мы с детства "натренированы" раздражаться, находясь под бременем обязательств. По одной только этой причинемы часто бываем согласны оказать большую услугу, чем та, которую оказали нам .просто для того, чтобы сбросить с себя психологическую ношу долга.
   В связи с высказанными соображениями представляется интересным: гражданам Статуны сначала разрешили пользоваться правом вольно высказываться в адрес президента или сначала ограничили подгузниками?
   Любопытной также представляется сопоставление образа жизни и уровня развития технической мысли. Пропаганда Статуны утверждает, что при противоестественном (без клизм и подгузников) отправлении нужд, развитие интеллекта невозможно.
   Вы представляете, сколько дерьма в этих дикарях остается?
   Люди, живущие таким образом, не могут считаться цивилизованными, они остаются дикарями.
   Герой рассказа придерживается противоположного мнения.
   Хотелось спросить: "Как же это "такие отсталые, не доросшие до Подгузничной демократии, засранцы" бороздят Космос? Но... Не хочу повторяться.
   Наверное, такая зависимость существует в представленном в рассказе фантастическом мире. Поскольку жители Статуны в космос еще не выбрались и даже не знали, что после включения гравитационного двигателя, корабль становится полностью изолированным от любого доступа извне, если оный не сопровождается генерацией нестабильного гравитационного поля. Последнее, к моему счастью, высоким технологиям Подгузничной демократии было недоступно.
   Техническая отсталость офицеров безопасности сделала побег героя рассказа возможным. Нет побега - нет рассказа о нем
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"