Бердникова Анна Геннадьевна: другие произведения.

Особенности психологического онлайн-консультирования

"Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Конкурсы романов на Author.Today
Загадка Лукоморья
 Ваша оценка:


   Особенности психологического он-лайн консультирования
   Прежде чем заниматься непосредственно этим вопросом, необходимо хотя бы конспективно разобраться в понятиях и определиться с тем, что такое консультирование вообще, и только потом отделять он-лайн консультирование от консультирования в целом.
  
   Психологическое консультирование - это ... (вопрос к аудитории)
  
   Психологическое консультирование - относительно новая область профессиональной деятельности, выделившаяся из врачебной психотерапевтической практики как система работы со здоровыми людьми, имеющими проблемы в повседневной жизни. И заниматься такой деятельностью стали наряду с врачами-психотерапевтами, люди, имеющие своей специальностью психологию и специализирующиеся в консультационной деятельности.
   Процесс психологического консультирования - это совершенно равноправное взаимодействие двух людей. У клиента есть инициатива, мотивация к изменениям, стремление лучше познать себя, у психолога - профессиональные знания закономерностей работы человеческой психики. И здесь создаётся альянс, целью которого является не "излечение" путём каких-то профессиональных воздействий и манипуляций, а осознание клиентом истоков своих трудностей и выработка способов с ними справляться. И очень важно, что в процесс взаимодействия психолог-консультант вкладывается собственной личностью. Часто говорят, что личность - это и есть инструмент психолога, практикующего консультирование. И тут уже речь не идёт о том, чтобы доверить часть работы "медсестре" или "передать" клиента другому психологу. Поэтому в основу работы заложены принципы совершенно особой этики взаимоотношений между психологом-консультантом и клиентом. Одно из основных правил - психолог никогда не разглашает того, что происходит в его контакте с клиентом.
   И ещё немного о целях и задачах консультирования. Их можно определить следующим образом:
  -- эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;
  -- изменение отношения к проблеме от ощущения тупика к возможности и умению выбора решения;
  -- повышение стрессовой и кризисной устойчивости;
  -- развитие реалистичности мировоззрения;
  -- развитие способности творческого освоения мира.
   Резюмируем
      -- Человек, обратившийся за помощью к психологу-консультанту не болен. Это нормальный человек, со своей инициативой и ответственностью, в силу тех или иных обстоятельств испытывающий трудности в повседневной жизни.
      -- Психолог-консультант не рассматривает своего клиента как больного и "не делает" его больным.
      -- Психолог-консультант и клиент находятся в равноправных отношениях. Нет объекта воздействия и субъекта воздействия.
      -- Цель и результат консультационного процесса заключается в том, что человек находит возможности самому справляться с обстоятельствами своей жизни.
      -- Психолог-консультант неукоснительно соблюдает этические нормы и правила, принятые в психологическом сообществе.
   Теперь представим себе ситуацию он-лайн консультирования: как это обычно происходит? (вопрос к аудитории).
   В чем основное отличие от традиционных форм консультирования?
  
   Нет, контакта, есть только монитор, за которым не видно человека. Это первая особенность. Есть только слово - слово Т и слово К. Такое положение вещей делает слово главным и единственным инструментом в руках (именно в руках !!!) терапевта.
  
   Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.
  
   Текст иллюстрирует ответственность при выборе слова в речи терапевта.
   Хотя прежде чем углубляться в собственно особенности этого вида консультирования, необходимо ответить на те же самые вопросы, на которые мы отвечали применительно к личному консультированию. Кто клиент? С какой целью он приходит?
  
   Моя аудитория - посетительницы родительского сайта - молодые тревожные мамы. Как правило, ограниченные в свободе перемещения (маленький ребенок). Им часто требуется поддержка или подтверждение их мыслей или доводов. Иногда просто одобрение. Например: Мне не хватает терпения на ребенка, по крайней мере, не всегда. У меня со здоровьем не очень хорошо, ничего серьезного, но очень плохо переношу переутомление и недосыпание, а с сыном у меня это переросло в хроническую форму, т.к спит он плохо, и я не высыпаюсь практически никогда, а от мужа и его мамы помощи не дождешься... Я от него устаю, ребенок эмоциональный, возбудимый. Иногда мне хочется от него сбежать хоть на несколько часов. В редких случаях, когда я прошу с ним посидеть свекровь (она живет через стенку), она роняет фразу "я от своих детей никогда не уставала". При этом я сына очень люблю, ребенок желанный и с трудом выношенный. Иногда мне хочется крикнуть на него, особенно когда весь день ноет. Я умом понимаю, что он не нарочно, что ему плохо, животик болит, или зубик, но все равно злюсь. Свекровь говорит, что я плохая мать, и эта ситуация усугубляется еще тем, что я не первая жена, с мужем большая, и свекровь была категорически против меня в качестве жены. Я плохая мать?
  
   Здесь необходимо сделать что? Разграничить понятия уставшая и плохая мать и показать неразумность веры оценкам свекрови. Поэтому вопрос: я плохая мать? Ответ: Нет. (поддержка)
  
   Наш малой начал драться, при чём делает это осознанно, старается ударить именно по лицу, если строго объясняю, что так делать нельзя, старается ударить еще, помогает только отодвинуть его от себя, и не брать на руки, но тогда он сильно плачет...
как реагировать?
  
   Здесь требуется четкий алгоритм действий реагирования. Мама его получает.
   Какие чувства Вы испытываете, когда Ваш сын ударяет Вас, как Вам кажется, осознанно и специально?

Сразу после того, как сын ударил Вас, отстранитесь от него (разорвите физический контакт) и скажите ему о своих чувствах (больно, обидно и пр.), скажите об этих чувствах, наполнившись ими, но спокойно, без истерики. А затем разорвите на несколько минут и эмоциональный контакт. По прошествии нескольких минут вернитесь к обычному взаимодействию с мальчиком: поиграйте с ним, погуляйте. При его повторном нападении снова проделайте приведенную выше последовательность действий.

Если вы будете последовательны и педантичны в отношении этой ситуации, а также если все взрослые, принимающие участие в воспитании Вашего сына, поддержат Вас, то более 5-6 повторений Вам не понадобится, чтобы разрешить эту ситуацию.
  
   Все довольные расстаются.
  
   Возрастные особенности: А нормально ли если мой годовалый сын все время ползает за мной, не давая выйти из его поля зрения?
  
   Нормально, своеобразные отношения со временем в этот возрастной период.
  
   Вот когда приходят с запросом "разобраться в чем-то", тогда начинается тонкая и точная работа со словом. Причем при уточнении формулировки текста запроса, последний меняется на диаметрально противоположный. И большим достоинством именно такой, письменной работы является то, что всегда есть возможность вернуться к точной дословной формулировке клиента, и ему уже не отвертеться от написанного Придется отвечать. Например: ситуация следующая - я не вижу в муже мужчину, у меня к нему какое-то отношение ни то как к сыну, ни то как к отцу, даже наверное больше как к другу что ли..... А как можно с другом заниматлься сексом и т.д. ПОМОГИТЕ! Я ЛЮБЛЮ ЕГО И ХОЧУ ВЕРНУТЬ НОРМАЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К НЕМУ! он ведь мой муж, а не друг!
  
   Первый вопрос, который здесь возникает: что значит "видеть мужчину"? А ответ мы получаем очень интересный: "видеть мужчину" - чувствовать его любовь, видеть в его глазах сексуальный интерес. Следовательно, я увижу в нем мужчину тогда, когда он увидит во мне женщину. Проявления мужа, его активность здесь первична, хотя в запросе декларируется своя активная позиция. Следующий вопрос: А как муж догадывается о том, что Вы женщина? По каким вашим проявлениям, действиям, поступкам? Ответ: Я же рядом и я люблю его. ? из чего он может понять, что вы его любите? Ответ: Ну, это же само собой.
   Следом наступает инсайт о том, что между внутренним знанием и демонстрированием своей потребности лежит глубокая пропасть.
  
   Таким образом, онлайн консультирование позволяет человеку анонимно получить толчок для осознания или развития, новый взгляд на проблему, но, к сожалению иногда (очень не хочется говорить "часто", скажу все-таки, наверное, периодически) заочная консультация оказывается не в силах способствовать разрешению заявленной проблемы в силу тех ограничений, о которых мы говорили в начале лекции: отсутствие прямого контакта, ограниченность инструментария. Что является недостатком такого вида консультирования. Однако, есть ряд достоинств:
  -- Анонимность (никто и не узнает, что ты общался с психологом, в некоторых кругах - это зазорно.)
  -- Нет необходимости в физическом перемещении. Консультация на дому.
  -- Такое консультирование учит клиента бережному отношению к слову и точности выражения своих мыслей (многие это осознают в ходе работы и задумываются над выбором слова в речи в дальнейшем)
  -- Онлайн-консультирование, как правило бесплатно. Нет отлаженной системы платежей. Ресурсы платные не пользуются популярностью. Для консультанта такая деятельность становится рекламным ходом.
  -- Хорошо для первого контакта с психологом (далеко и безопасно) Не страшно и есть возможность понять: хочу ли я вообще дальше и очно общаться с психологами. Это важно, учитывая невысокую мотивацию общения с психологами в целом.0x01 graphic
0x01 graphic
0x01 graphic

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
Э.Бланк "Пленница чужого мира" О.Копылова "Невеста звездного принца" А.Позин "Меч Тамерлана.Крестьянский сын,дворянская дочь"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"