Бердникова Юлия Леонидовна : другие произведения.

Семья в Античности

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История развития семейных отношений. Глава из книги "Психология счастливого брака. Искусство отношений". ссылка

  В Древней Греции и Риме патриархальная моногамная семья являлась единственной формой семейных отношений. Греки считали, что вводить в дом много жен - варварский обычай, это недостойно благородного эллина.

 []

Рождение детей для древних греков и римлян было выполнением долга перед государством, так как пополнялись ряды защитников, полезных граждан и воинов. Кроме того, это был важный долг перед родом и семьей, потому что дети сохраняли и поддерживали семейные традиции, воздавали должные почести предкам. Наличие детей обеспечивало также и личную цель - сохранение семейного имущества путем наследования и обретение опоры и поддержки в старости. Люди, женатые и имеющие детей, пользовались в греко-римских обществах большим уважением и почетом, чем холостые и бездетные. С развитием греческого государства семья стала выполнять и другие значимые функции: обеспечивала передачу традиций, нравственных ценностей, гражданских идеалов, всего того, что давало статус полноправного гражданина.

  Отсутствие семьи и детей у мужчины в репродуктивном возрасте всячески порицалось и общественным мнением, и государством. На этот счет были даже специальные законы. В древней Спарте, например, безбрачие означало утрату личной и гражданской чести. Существовали особые штрафы за безбрачие и позорные ритуалы. Взрослые спартанцы, не состоящие в браке, по распоряжению властей должны были в холодное время года раздетыми проходить по рыночной площади, распевая песню, в которой говорилось о том, что они не признавали законы и наказаны по заслугам.
  Государство во все века старалось каким-то образом регулировать рождаемость и восполнять численность населения. Вспомним, что еще в Советском Союзе взимался налог за бездетность с мужчин, достигших совершеннолетия.
  Брачные обычаи отличались в разных культурах и даже местностях, но основным было то, что мужа для дочери выбирал отец или старший мужчина в семье. В VII-VI вв. до н. э. существовал обычай в состоятельных семьях приглашать погостить одновременно нескольких претендентов в мужья в дом невесты. Для них устраивались различные состязания и испытания, они соперничали в силе, ловкости, богатстве, привозили дары отцу невесты и ей самой. Отец, наблюдал за ними и оценивал их характер, манеру держаться, другие достоинства, и потом выбирал жениха. Чем богаче и знатнее была невеста, тем более длительными и пышными были эти отборы и затем свадебные обряды. Отвергнутым женихам предлагались отступные дары, чтобы они не чувствовали себя униженными. Эти обычаи нашли отражение в легендах, сказках и сказаниях практически у всех народов мира. Мнение невесты при этом не учитывалось. Позднее, в классическую эпоху, в Древней Греции отец осуществлял выбор жениха из близкого окружения.
  В то время браки очень редко заключались по любви. Решающими были социально-экономические, политические, родовые и иерархические мотивы. Дочери правителей использовались для заключения выгодных династических браков. Жена должна быть здорова, физически хорошо развита, чтобы произвести на свет крепкое потомство. Семья невесты должна быть достаточно обеспеченной, чтобы дать приданое. Размер приданого определялся заранее в процессе помолвки. Такое положение дел свидетельствовало о более низкой "ценности" женщины по сравнению с мужчиной - именно семье женщины приходилось платить за то, чтобы ее взяли в жены. Фактически женщина при заключении брака переходила из-под власти отца во власть супруга и не имела практически никаких прав.
  Роль женщины в семье и общественно-политической жизни, ее свобода существенно ограничивались. Женщины обитали исключительно на женской половине дома, не могли без сопровождения появляться на улице, посещать общественные мероприятия, получать образование в государственных школах, участвовать в спортивных состязаниях.

 []

  В Риме женщины обладали несколько большей светской свободой. Если грек женился в первую очередь для того, чтобы иметь в доме хозяйку и законных наследников, то римлянин рассматривал брак, как обретение достойной подруги, способной разделять его устремления и интересы. Римские жены могли ходить в гости и принимать гостей, появляться в обществе, бывать на торжественных приемах. Но, несмотря на уважение, проявляемое к женщинам и в доме, и в обществе, в целом сохранялась безраздельная власть и главенство отца или мужа. Постепенно, особенно в эпоху Империи, взгляды римлян на семью и брак стали более свободными. Женщины получили больше прав, в том числе возможность разводиться и менять мужей, иметь личную собственность и распоряжаться ею, получать образование.
  В Древнем Риме почти двенадцать веков поддерживался и сохранялся культ домашних божеств, духов-покровителей, связанный с почитанием предков. Центром этого культа являлся домашний очаг. К нему возлагали ежедневное жертвоприношение в виде пищи, трижды в месяц - цветы и плоды. Эти ритуалы посвящались духам предков, их мифическим воплощениям - пенатам и ларам, а также духу- "двойнику" каждого домочадца - его доброму охраняющему гению. В христианстве аналогичным является ангел-хранитель, имеющийся у каждого доброго христианина.
  Лары и пенаты покровительствовали семье, ее быту и благосостоянию. Важнейшие семейные события - рождение ребенка, бракосочетание или смерть члена семьи - требовали специальных обрядов, которыми незримо руководили духи и младшие божества. Религиозная церемония свадьбы проходила обязательно под покровительством этих существ, а также охранительницы брачной клятвы - Юноны. Бракосочетание сопровождалось возложением жертвоприношений и ритуальным обходом домашнего очага.
  Бездетность в браке могла служить основанием для принудительного развода.
  Брачным возрастом у мужчин считался период с 25 до 35 лет. У женщин он был значительно ниже - девушка могла быть невестой уже с 12-15 лет. Оптимальным для брака у женщины считался возраст 18-20 лет.
  Несмотря на стремление сохранить чистоту рода, из-за недостаточного количества женщин были распространены полиэтнические браки. Молодые мужчины-солдаты отправлялись в завоевательные походы и экспедиции в новые земли и зачастую там оставались, беря в жены местных уроженок. Часто это были плененные или украденные с целью брака женщины.
  Несмотря на поощрение государством многодетности, в Спарте даже предписывалось законом иметь не менее 3-х детей, семьи старались не заводить более двух или трех детей, чтобы не дробить наследство. Таким образом, дети могли быть более обеспечены. В связи с этим в греческих полисах и Риме со временем началась убыль населения, наблюдалось снижение численности жителей городов в отсутствие войн и болезней. Осуждались супружеские измены, при этом женщины наказывались строже, чем мужчины. Муж имел право убить любовника жены.
  Семья была не только ячейкой общества, она являлась и своеобразной основой любого производства. В период Античности, а затем Средневековья и вплоть до XIX в. семейные компании в основном связаны были совместной собственностью на земельные угодья, законами кровного родства. И хотя постепенно по мере развития экономики и промышленности на первое место в организации семейных отношений вышли профессиональные интересы, вложенный в производственно-торговые или банковские предприятия капитал, семья и родственные связи долгое время являлись важным фактором организации хозяйственной, общественной и политической жизни общества.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"