Настоящий, очень славный рассказ о любви, переполненный эмоциями, страстями, чувствами.
Нана вызывает искреннее сочувствие. Как жизненно-правдива ее история. Мы очень часто мучаем себя переживаниями, возникшими не на основе реальных фактов, а только лишь наших фантазий, воображая себе то, чего нет. Мы принимаем за реальность то, что еще не случилось и, возможно, никогда не случится. Мы готовы действовать, исходя из этих фантазматических посылов. И как трудно бывает преодолеть барьер непонимания, и просто спросить у любимого: "Что происходит?"
Очаровательный Филин-перевертыш в конце - неожиданный поворот сюжета. Как будто приоткрылась дверца, за которой прячется еще одна история, не менее волнующая и привлекательная.
Вот так вот, в ведьме есть много человеческого, а в человеке - ведьминского.
2. Адашов Ю. Холистические твари
Читается трудно, с каким-то даже отвращением. На протяжении всего рассказа как будто плывешь в грязной мутной воде по реке переполненной человеческими отбросами. Помойка чувств, все отрицательно. Инфернальный город, адская, бесчеловечная система, гадкие персонажи.
Помните? "Волки - санитары леса." А холистические твари - санитары чего? Или кого?
Возникает закономерный вопрос: надо ли писать об этом, о темной стороне человеческих страстей и желаний? И что стоит за этим, только ли стремление шокировать читателя?
Рассказ начинается фразой: "Сострадание рождает ублюдков." Спорно, вызывает протест.
И, неожиданно, последняя фраза замыкает круг. "Система рождает выродков. Тех, кто умеет любить."
К чему идет человечество, наша система? Неужели к тому, что умеющие любить перейдут в разряд выродков, ублюдков?
3. Априн А.Н. Счастливого пути!
У прекрасного, незаслуженно забытого русского писателя Александра Грина есть фраза, символизирующая счастливую любовь. Ею он завершает один из рассказов. "Они жили долго, и умерли в один день".
В предложенной истории мы переносимся в отдаленное будущее. Все другое, не такое, как сегодня. Есть космические путешествия, ставшие обыденностью, есть некий загадочный Исполнитель Желаний, есть возможность переместиться во времени. И есть люди, которые по-прежнему любят и хотят быть счастливыми. Главный герой по имени Скат выбирает свой вариант счастья. Почему Скат? Древний, стойкий, неуязвимый, загадочный, способный управлять электричеством, способный любить или убить. Возможно, скаты древнее, чем акулы.
История состоит как бы из двух частей: "сегодня" и "тогда". Герой возвращается в "тогда", чтобы спасти от страха любимую женщину, и быть счастливым сегодня, потому что все возможно.
И это не просто самопожертвование, это - осознанный выбор.
4. Винокур Р. Крылья над Инсбруком
Каждое поколение людей рисует свои рисунки на влажном песке, и строит свои песчаные замки, и думает, что это навсегда. Но, неизбежно набегает новая приливная волна времени и стирает наши хрупкие постройки и эфемерные рисунки. Тем более ценны для тех, кто идет следом, такие интересные рассказы, передающие дух и атмосферу прошедшего. Ведь эти подробности, эти впечатления, информацию уже нигде не сыщешь.
Читая воспоминания о войне разных людей, поражаешься, удивляешься, негодуешь и ужасаешься. Неужели это так было? Да, и так тоже, дает ответ рассказ.
Главный герой Марк, он же рассказчик вызывает чувство доверия и какой-то основательности. Он непредвзято относится ко всему, что видит и слышит, и беспристрастно передает это читателю. В своей поездке он встречается мимолетно с разными людьми и, как картинка из пазлов, складывается мозаичный срез времени и пространства.
Фраза, которая мне понравилась больше всего: "Насколько тесен и прекрасен мир и как похожи люди разных стран, несмотря на то, что их разделяют расстояния, границы и языки."
5. Гайворонский Д. В. Последний
Пронзительный роман в трех письмах. Не побоюсь назвать романом, потому что скрытого смысла, ожиданий, надежд, обещаний и переживаний в коротком тексте неизмеримо много.
Стиль изложения такой глубокий, что каждая фраза, каждое предложение тянет за собой целую цепочку ассоциаций, метафор, фантазий. Звучит тавтологично, но, повторюсь, здесь есть, где разгуляться читательской фантазии. Понравился язык, избранный автором. Некоторые примеры хочется процитировать.
"Я стою у своего пулемета и слышу оглушительную тишину войны." Оксюморон "оглушительная тишина" бьет по нервам, вызывает ужас, потрясает чувства.
"...Твои каблучки стучали по булыжной мостовой лучше любой музыки."
Казалось бы, несовместимые звуки: музыка и стук каблуков, а как прекрасно дает понять, чувства главного героя.
Примеры хочется приводить еще, но воздержусь. Лучше прочитайте рассказ и насладитесь сами.
6. Инна. Расправить крылья
Фантастический рассказ и снова война. Одна война вокруг. Не понятно, кто с кем воюет, и из-за чего. Не могу не вспомнить слова песни Виктора Цоя:
"И две тысячи лет - война, война без особых причин.
Война - дело молодых, лекарство против морщин."
Возможно, никакие инопланетяне не вступают с нами в контакт, только потому, что мы спрогнозировали себе такое страшное будущее во многих фильмах и книгах. НЛО достаточно перехватить несколько передач наших СМИ, и они улетают без оглядки.
В рассматриваемом рассказе мы погружаемся на весь период в атмосферу боли, страдания, ранений, в какие-то аспекты вооружения и магии, методов боя и т. п. На мой взгляд, несколько затянуто изложение технических подробностей. Для рассказа длинновато, если только не рассматривать его, как часть более крупного произведения.
Отношения людей при этом как будто остаются за кадром, уходят на второй план.
Глотком свежего воздуха воспринимается заключительная часть рассказа, можно сказать - эпилог. А вот они, люди-то! Никуда не делись. Они живые, человеческие такие. И что может быть прекрасней, когда любимая женщина готовит тебе завтрак?! Стихает злоба, ненависть и боль, и можно ощутить крылья за спиной и слиться со стихией.
7. Кисуля. Тихий вечер с профитролями
Не удержусь от частичного повторения моего комментария к этому рассказу. Отличная история. Написано мастерски, живо, динамично. И ведь все взято из нашей жизни. То есть история такая могла произойти с каждым. Каких только гротескных ситуаций не предлагает нам жизнь!
Надо отдать должное героям рассказа. Они все выдержали с честью, не растерялись, совладали со своими страхами, справились со всеми проблемами.
Баба Вася вообще великолепна. Эдакий русский вариант мисс Марпл. С национальным колоритом, естественно.
Рассказ читается легко, как говорится, на одном дыхании. Язык образный, не перегруженный оборотами, все видишь, как на экране. Сюжет закручен до умопомрачительной лихости. Но, ничего не удивляет, не вызывает отторжения. Российская действительность - она такая. Бразильские сериалы "отдыхают и нервно курят в коридоре".
8. Маруся. Сначала умерла надежда
Душевный, философский, глубокий рассказ. Жизнь, как она есть, всегда дарит моменты нового осознания. И иногда надо приблизиться к идее смерти, чтобы продолжать жить.
Главной героине Лене пришлось столкнуться с предательством и ложью любимого мужчины. Причем ложь была осознанная продуманная и длительная. Ну, кто-то скажет, дескать, подумаешь, со всяким бывает, кто только не сталкивался с изменой.
Думаю, так может сказать тот, кто сам внутренне готов к обману и предательству. Неосознанно оправдывая другого, прощаешь эти качества в себе. До тех пор, пока не столкнешься с ними в реальности.
А Лена человек настолько цельный, искренний и чистый, что для нее жить с предателем невозможно. Но и жить без него? Как это? Жить без любви? То есть, когда не остается жизни, появляется смерть. Третьего не дано.
Пройдя мысленно через смерть, разотождествившись с нею и ролью обманутой жены, героиня возвращается к жизни, видит новые краски, новые желания, интересы. Можно сказать, она заново родилась, убив ту часть, которая должна была страдать. А никчемная и лишняя жена Сергея "пусть тонет".
9. Олейник М.И. Капитан уходит последним
Казалось бы, обычная, многократно повторяющаяся в человеческих отношениях история. Любовь и нелюбовь, страсть и деньги, толкающие на преступление. Можно ли считать преступлением то, что совершается с благими целями? Можно ли жертвовать чужими людьми ради спасения близкого тебе? Извечные вопросы, не имеющие однозначных ответов. Кто здесь злодей, а кто спасатель?
На мой взгляд, многовато перечисленных второстепенных персонажей для рассказа. Это вызывает некоторую растерянность и вопросы "Кто есть кто?", и "Кем кому приходится?"
Неоднозначные чувства вызывает главный герой Олег. Все события крутятся вокруг него, (простите за тавтологию). А он не в курсе, пребывает в полном неведении. Недогадливый какой-то.
И загадочная Мира... Кто же это? Она вершит судьбы, она управляет пространством и временем, она цитирует строки стихотворения. В конце встречает героя и завещает ему не трогать русалок. Она, возможно, и есть эта волшебная русалка?..
10. Худякова Н.Ф. О весне, желаниях и прочем
Не такая развязка ожидалась. Главным претендентом на любовь героини казался доктор. Усталый, измученный одиночеством и непосильной работой. А она его, бедняжку, пожалеет и отогреет свои женским теплом. И будет им счастье. Не зря в старину жалею означать могло люблю.
Но нет. Ожидания читателя не оправдались. Не вызвал доктор у героини ни жалости, ни любви. История пошла совсем по иному пути. Включился мотив служебного романа. И, почти как в одноименном фильме, все начало закручиваться со взаимного недовольства, претензий и конфликтов.
Вообще напоминает отношения тинэйджеров в школе. Когда предмет обожаний дергают за косички, выбивают из рук портфель, ябедничают на него учителю. И строят всевозможные пакости, чтобы обратить на себя внимание. И только на школьном вечере, много позже, осмеливаются пригласить на танец.
Так и героям рассказа было долго не до чувств. Чтобы разморозить их, пришлось героине заболеть. Не тривиальный, но приятный финал получился у рассказа. И интерес: а как теперь у них все дальше будет?
11. Шагманов Р.К. Аяврик
Светлый, добрый рассказ, вызывающий желание перечитывать его время от времени, прочитать свои детям и внукам. Просто для того, чтобы снова вдохнуть атмосферу добра, любви и света.
Замечательно передан внутренний мир мальчика, который сохраняет в себе светлые чувства, сострадание и доброту, несмотря на то, что по жизни вынужден выполнять практически взрослые функции.
И прекрасное волшебство, которым исполнен рассказ остается в душе послевкусием надолго. Если верить в чудеса, они случаются. Это всем известно, только почему-то никто не верит.
И нет такого горя, которое нельзя перенести. Была ли волшебная звезда, говорила ли она с мальчиком и его мамой? Или это была их совместная фантазия, мечта? Нам неизвестно. Но факт остается фактом. Из ниоткуда появился новый маленький четвероногий дружок. И назвали его закономерно Аяврик, любимчик. Тот, кого любят не за заслуги, а просто за то, что он есть.
Вот так сумел автор убедительно написать о настоящем чуде, имя которому - любовь.