Вы задумывались когда-нибудь, зачем люди придумали маски? Ну конечно, чтобы их не узнали! Это очевидно. Но желание стать неузнаваемым тоже не на пустом ведь, согласитесь?
Люди придумали маски для того, чтобы на какое-то время становиться другими. Одни - для того, чтобы, надев её, побыть собой. Другие - для того, чтобы в ней побыть кем-нибудь другим.
Но именно благодаря маске, можно стать интересным, привлекательным, избавиться от застенчивости или скромности, стать боле наглым и более уверенным в себе. В любом случае, играть кого-то не значит, что это совсем не ты. Это ты, только с той стороны, которая в тебе скрыта, не развита, не воспитана, а значит, не умеет себя вести и потому прячется от посторонних глаз.
Жаль, что вылезает это чаще всего в гипертрофированном виде. Но сами же понимаем - не воспитано!
...Нет ничего лучше и желаннее, чем быть самим собой, не прибегая ни к каким маскам. Быть тем, кто ты есть на самом деле. Думать то, что думается. Говорить то, что говорится. Делать то, что делается. И - главное! - не задумываться над тем, что тебя неправильно поймут или неправильно увидят.
Когда такой человек - настоящий, правильный, непосредственный - попадается на пути, кажется, что все не зря. Что всё твое существование - "до" и "после" - имеет смысл.
И каждая твоя маска, использованная в тех или иных целях, она только оттачивала остроту твоего ума, отвёрстывала использование тех или иных сочетаний, помогала иллюстрировать теми или иными образами. Одним словом, обогащала тебя. Делала содержательным, наполненным, прожившим не зря и не напрасно.
И только для того, чтобы рядом оказался тот, кто услышит, увидит, поймет и оценит все правильно. Так же, как это ты представляешь сам. Чтобы голос в ответ звучал как эхо твоего собственного. Чтобы то, что ты видишь, в ответ выглядело как отражение в зеркале.
И вот тогда тебе не захочется пользоваться маской. Никогда. Не потому, что она перестанет быть полезной. Не потому, что она перестанет быть. Потому, что в ней ты сам перестаешь быть.
...И в последний миг, когда тело готово испустить душу на все четыре, ваша, казалось, полная дум и воспоминаний, голова выдаст именно те моменты, когда вашу суть не скрывали маски. Те немногие и потому самые ценные моменты, которые называются "настоящей" жизнью.
...Я одна. Стою перед зеркалом. Смотрю в свои глаза. Какая я? Я такая, какой меня видят? Меня видят такой же, как я себя?
То, какой тебя привыкли видеть люди - это маска? Да нет, тогда истинного лица вообще не разглядеть. Это - просто жизненная позиция.
Хорошее настроение. Умело вставленная шутка. Отпущенная на тему реплика. Громкий голос. Заразительный смех. Энергичная походка. Это я? Я.
Почему, если у меня плохое настроение, если я не желаю шутить и поддерживать разговор, - я не ухожу в себя, не сижу с мрачным лицом и не говорю гадости, которые так и норовят сорваться с языка. А поступаю так, как обычно. Чтобы меня видели такой, к какой привыкли. Это значит, я одеваю маску?.. Да, пожалуй.
Зачем? Но ведь если у меня нет желания общаться, обязательно спросят почему? И нужно будет объяснять. А поскольку всего не расскажешь - придется изворачиваться, что-то придумывать... А врать я не люблю.
Если уж совсем социум напрягает, приходит на помощь слово-выручалочка. "Депресняк!" Оно действительно помогает, в случаях, когда ты знаешь с чем, как и как долго тебе придется справляться.
А вот если ты не знаешь, сколько времени тебе понадобиться, чтобы стать самой собой без обмана других и самой себя. Если ты не знаешь, хватит ли у тебя на это сил. Если ты не уверена, что тебе не понадобиться помощь. Если ты никого не хочешь напугать. Тогда нет ничего лучше, чем обратить за помощью к старому доброму и мудрому мастеру масок.
Мастерская
Под маской все чины равны.
У маски ни души, ни званья нет, - есть тело.
И если маскою черты утаены,
То маску с чувств снимают смело.
М.Лермонтов, "Маскарад"
...Легкая музыка ветра колокольчиком в волосах. Чудесный запах. Запах оливковых ветвей в знойный полдень. Аромат натруженных кистей сандалового дерева. Сладковатый дурман охры и золота. Охлаждающий ментол лазури и серебра. Терпкие белила и душная сажа... У каждой краски, каждого оттенка есть свой запах, вкус и нота. Сейчас - вы в их хороводе. Уже кружится голова?..
Вокруг полумрак. От каждого вашего движения оживают легкие перья и теперь они везде будут следовать за вами неуловимыми юркими тенями. Разбуженные бликующие огоньки страз и пайеток будут отовсюду наблюдать за вами своими маленькими любопытными глазками. И каждый раз у вас будет замирать сердце, сталкиваясь взглядом с бездонными черными глазницами масок. Они всюду.
Не задерживайтесь. Маски - великое творение. Где бы вы ни стояли - они будут смотреть на вас. Только на вас! Они изучают вас. Они видят вас насквозь. Они завораживают. Они ждут ваш выбор. Они жаждут своего выхода.
Здесь возможно невозможное. Здесь мучаются черти и насмехаются ангелы. Здесь рыдают от ледяной тоски шуты и умирают от гомерического хохота принцессы-несмеяны. Здесь вы полюбите легкомысленного Арлекина и возненавидите глубоко страдающего Пьеро. Желаете оттенок ледяной холодности? А может, знойной страсти?.. Клеопатра или Коломбина?
Здесь жестокость выглядит заманчиво кротко, а застенчивость холодно надменно. Здесь злоба радостна и наивна, а добро неприятно и навязчиво. Здесь богатство беспомощно, а бедность расчетлива. Здесь страсть насмешлива, а совесть ничтожна. Здесь любовь достойна всяческого презрения, а честь не стоит ломаного гроша. Здесь благородство банально, как изъеденный молью воротник старого пальто, а смысл жизни пошл, как использованный презерватив.
...Чего желаете? Остыть или согреться? Взлететь или утонуть? Похоронить или воскресить? Приобрести порок или избавиться от него?
Господа! Вам предлагается множество вариантов гардероба для вашей обнаженной, не побоюсь этого слова - голой! души. Для слезливой погоды и для изнуряющей жары. Меха и перья! Шелк и атлас! Золото и фольга! Брильянты и самоцветы! Гипс и картон! Стойкие краски или легкая акварель? Янтарный лак или дешевая полироль? А, может быть, чтобы звучала?!..
Буквально все, что душе угодно! Всё, за что вы будете платить самую высокую цену. Цену времени, отпущенного вам на жизнь!
Не растеряйтесь. Это - мистическое место. Место для свершения действа, о котором не должны знать другие. И если, зайдя сюда, вы лишь почувствовали таинственное рядом, то выйдите вы отсюда с таинственным внутри. Вас облачат, вас спрячут. Одних - чтобы сохранить. Других, чтобы обнаружить.
Но входите вы сюда всегда с единственной целью - выйти на след потерянного настоящего. И вы выйдете отсюда вооруженным непосредственными мыслями, чувствами и желаниями. Вам окажется по силам доказать возможность существования всего, что оказалось не принято другими всерьез, поругано или вовсе уничтожено.
Приготовьтесь: это игра на вашу жизнь. Изменится не только антураж, изменится тактика. Теперь вы не жертва. Вы - охотник. Вы станете опасны, ибо готовы к опасностям. Все недоступное станет доступным и все невероятное - вероятным.
Но берегитесь! Маска может заставить вас с легкостью отказываться от всего, что казалось жизненно важным, и гоняться за тем, чего раньше вы никогда не ценили.
Поэтому - последнее условие! Выбирайте маску, с которой вам по силам справиться. Иначе маска справиться с вами. И тогда всё изменится: вам придется добиваться очевидного и избавляться от невозможного. А вернуть всё на круги своя будет очень и очень тяжело...
Готовы? Выровняйте дыхание и - вступайте в круг света. Вас ждут.
О! кто мне возвратит вас, буйные надежды,
Вас, нестерпимые, но пламенные дни!
За вас отдам я счастие невежды,
Беспечность и покой. Не для меня они!..
Мне ль быть супругом и отцом семейства,
Мне ль, мне ль, который испытал
Все сладости порока и злодейства,
И перед их лицом ни разу не дрожал?
Прочь, добродетель! Я тебя не знаю,
Я был обманут и тобой,
И краткий наш союз отныне разрываю -
Прощай - прощай!..
М.Лермонтов, "Маскард"
...
- Примерь вот эту.
- Нет. На ней слишком много золота. Нужно, чтобы золото находило свое отражение еще в чем-то. Иначе это плохая игра. Фальшивка. Она будет не на своем месте.
- А ты знаток! ...Посмотри-ка вот эту.
- Эта слишком мрачная. И фиолетовый не мой цвет. Хотя в ней, например, я нахожу больше шарма, чем в гламурном золоте. В ней есть тайна. А это значит, что границы маски можно чуть расширить.
- Не понимаю женщин. Им предлагаешь беспроигрышный вариант. А они все равно стремятся расширить границы предоставляемого пространства.
- Предоставляемое всегда менее интересно, чем завоевываемое. Вам ли, мужчинам, этого не знать?!
- Именно нам! Мужчинам!
- Думаешь, мы сами виноваты?..
- Думаю! Всегда думал и буду думать.
- Что ж. Наверное, у тебя есть для этого основания.
- Есть. Поэтому и стараюсь тебе помочь.
- Но ведь тяжелое счастье всегда дороже ценится...
- Поэтому его нужно делать тяжелым?
- Нет, конечно...
- Так. Я не смогу помочь в выборе, если ты не скажешь мне, что случилось. Ты чем-то или кем-то обижена?
- Я не обижена.
- Может быть, обманута? Предана?..
- Нет, нет и нет. ...Не знаю, смогу ли я объяснить. Но я попробую. ...Когда человек боится обмануть другого человека в лучших чувствах, боится, что не справится, он сам дает себе самоотвод. Но тот, другой человек, к такому не готов и получается обратный эффект - он чувствует себя... Ну, пусть обманутым.
- Еще одна иллюстрация к фразе: дорога в ад вымощена благими намерениями.
- Пожалуй. Но при этом я понимаю, что у меня нет причин для обиды, ведь никто не хотел меня обмануть!
- Понимать - одно. Чувствовать - другое.
- Я... Я запретила себе чувствовать.
- Это глупость. Страх быть уничтоженной не повод для самоуничтожения.
- Поэтому я здесь...
- Ну, кое-что я понял... Примерь вот эту. Глубокая зелень придает спокойствия, белый налет - холодка. Эта гамма отвлечет внимание от происходящей внутри жестокой борьбы. Голубым сделаем намек на легкость, а серебром отметим долю серьезности. Эти цвета помогут вести себя так, как будто ничего не произошло, но при этом произошедшее не утратит своей ценности. Ну как?
- Прекрасная маска! Талантливая. Еще некоторое время назад я бы, не задумываясь, взяла именно эту. Но сейчас это не то, что мне нужно...
- ...Хорошо. Не часто я позволяю своим гостям самим выбирать краски. Но с тобой так будет проще. Попробуй назвать ту гамму, которая нужна тебе.
- ...Ярко-розовый для легкомыслия в темно-серых тенях до отчаянности. Еще пусть будет багрово-алый для уверенности в черном для скорби. И добавь поверху золота для невозможности понять разницу.
- Однако! Назовем маску "Пусть не надеются!". А может, "Не дождетесь!"?
- Называй, как хочешь. Но это то, что позволит одним не понять подмены. А другим...
- ?..
- Если другие воспримут маску так же, как первые, значит, я выбрала её удачно.
- Коктейль гипертрофированных цветов. Трагедия одиночества и отчаянная радость от невозможности иного исхода.
- Четко. Так четко, что даже страшно...
- Это профессиональное. Уверена? Не переигрываешь?
- Ответь мне на один вопрос. И я отвечу - смогу ли я соответствовать этой маске.
- Весь внимание.
- Можно ли советовать... Нет, не советовать. Можно ли позволять... Звонче будет - требовать. Да, требовать от кого-то поступать так, как он хочет, и запрещать это самой себе?
- Хм. Если с точки зрения самой возможности, то да. Ты такое можешь. Если с точки зрения доверительных человеческих отношений, то получается не очень-то честно.
- Господи, это еще и нечестно...
- Ну, иным тяжело дается правда. А таким как тебе - наоборот.
- Думаешь, я обманываю себя для того, чтобы во мне не обманывались другие?
- Возможно... Ты снова хочешь услышать ответ, ничего не объясняя.
- Мне трудно объяснить сейчас. Мне нужно время. Потому я и выбираю эти яркие цвета.
- Даже агрессивные, не находишь?
- Агрессия?.. Правильными ли они будут? Не исказят ли они то, что нужно просто скрыть?
- Правильными они окажутся только тогда, когда ты их будешь носить. А не они тебя. Иначе они не только исказят, они могут навсегда заменить истинные.
- Наверное, я смогу...
- Сможешь. Я знаю.
- Знаешь? Откуда ты можешь знать?!
- А разве нет? Или ты сегодня готова спорить со всем?!
- Послушай. Когда я была нужна, у меня не было сил этому сопротивляться. Когда я перестала быть нужна, у меня не оказалось сил доказать обратное. Скажи мне - разве я сильная?! Ведь у меня ни на что не хватает сил!..
- Возможно, ты права. В этом случае могу сказать только одно - ты умело маскируешь своё бессилие. Ты сумела выстроить крепкую стену, чтобы никто не понял, что внутри неё находится слабая женщина.
- Даже ты...
- Разочарована?
- Наверное, нет... Если ты меня не понял сразу - это ничего. Вот если бы я не смогла объяснить тебе так, чтобы ты понял - я бы разочаровалась. В себе.
- Вот оно! В себе! Только посмотри, что ты выбрала! Ты слишком контрастна. Ты как черное и белое. Плохое и хорошее. Добро и зло.
- Но тени...
- Тени! Ты выбираешь правильно, а потом неправильно делишь. И на твоем белом холсте остается тонкая черная полоса. А на черном - белая. Как допуск для швов на платье. При этом ощущение, что ты именно к этому и стремилась.
- Правда? Такое ощущение?
- Правда. Я не вру тому, для кого готовлю маску. Ведь от этого зависит его жизнь.
- А, может быть, это и хорошо? Когда есть такой допуск?..
- Я не скажу, что это плохо. Но для большинства это называется слишком. Именно "с лишком". Не каждый способен это оценить. Не каждый поймет, что стремилась ты все-таки к другому. Большинство как раз и воспользуется этим допуском. А потом они будут весьма удивлены - чем же ты недовольна? Ведь все получилось так, как ты хотела.
- Как я хотела... Я знаю, я иногда иду с собой на компромисс, когда вижу, что другому так будет легче. Но разве это не доброта?
- Похоже, это жалость.
- Жалость? Нет! Я ненавижу жалость!
- Ты спросила мое мнение. Ты же снисходишь до чужих возможностей!
- Снисхожу? Это выглядит так?! Какой ужас...
- Посуди сама - ты даже обидеться не способна! Ты все равно оправдаешь! Ты найдешь способ! У тебя и так возможно, и так возможно. Как будет удобно.
- Не "удобно"! А "проще"!
- Проще? Кто сказал, что жить просто?!
- Так что же - не помогать вовсе? Пусть он там как хочет, а я вот вся из себя такая?!
- Помогать! Но не решать за него!
- Я ни за кого ничего не решаю! Я просто поддержала его в выборе. И разве совсем не имеет смысла желание облегчить жизнь другому человеку? Тем более, если я сама её усложнила...
- Имеет! Только не ты сама, а вы вместе, ибо он допустил это!
- Но я... Я старше!
- Старше? Тогда почему, вместо того чтобы поставить рядом с собой, взять за руку и вести, да тянуть за шиворот, если надо! - ты киваешь головой и говоришь "ну, неплохо-неплохо".