Музыка повсюду. Она не только вторит нашему настроению. Она его поддерживает. Она его задает, наконец! Хватает пары аккордов и мы задумываемся над чем-то, что-то вспоминаем или забываем.
Музыка призвана приводить в гармонию наши мысли и наше настроение.
Так чему же, как не музыке заполнять тот вакуум, в котором мы оказались после того, как остались одни. Мы ищем утраченного диалога и музыка дает нам возможность найти отклик. Причем не простой отклик, а гармоничный, ибо происходит он в нас самих.
У каждого расставания своя мелодия. Кто-то хочет усугубить положение, в котором оказался, и жаждет сгустить краски. Кому-то нужно побольше светлого, иначе хоть вешайся.
Кто-то слушает про "недочитанный роман в парке на скамье". Кто-то включает странных парней из "Агаты Кристи" и, слушая "Боль, это боль, как её ты не назови. Это страх. Там, где страх - места нет любви"... понимает, что эти парни, оказывается, знают что-то о жизни.
"Я стала старше на жизнь. Наверно, нужно учесть...", споет нам Земфира и предложит закурить.
"На седьмом этаже за семь часов счастья спасибо тебе...", скажет Массква и весело помашет ручкой кому-то наверху.
Про то, что он "меня помнит" споёт Дима Белан. Не знаю - не знаю. Можно реагировать по-разному. Кому-то важно, чтобы его запомнили. Мне, например, махеровенько, помнят меня или нет. Воспоминания прекрасны и интересны, когда они общие. А так - зачем?
Я больше доверяю словам "Однажды я тебя забуду. Важно небо не делить на части...". Корриана обещает убедительно - ты понимаешь, что забудешь и что небо будет целым.
"После ночи скажу - я ненавижу тебя..." отрежет Глюкоза. "Полосу готовь - и я взлетаю". И взлетит. Надо полагать, в то небо, которое скоро станет целым...
Жалко только, что мы часто "плывем по музыкальному течению". Мы не задаем себе русла для спасения души от пустоты и немоты. Мы вырываем то, что нам нужно из того, что звучит вокруг. Как правило, это радиоволна. И пока мы ведем с собой немой диалог, в нас врываются отдельные (вроде приведенных выше), затрагивающие тонкие фибры души, слова и мелодии...
А ведь можно по-другому. Можно спасти себя правильно выбранной темой. Можно погубить себя выбранной неправильно. А ведь все в наших руках. На самом деле всё. Стоит только захотеть продолжить себя или уничтожить.
Смотрите сами.
Прекрасным собеседником является музыка без слов. Там диалог более насыщенный. Эмоциональный, чувственный. Игорь Крутой "Без слов". Потрясающая картинка тающей в буквальном смысле любви. Вот она в пируэте, в поддержке, прикосновении, объятии. Но музыка любви затихает, твердый лед извлекающих её клавиш превращается в лужицу воды...
Андрей Данилко "После тебя". Юноша, обдающий лицо холодной водой и вглядывающийся в зеркало, чтобы вспомнить как он выглядит или, наоборот - узнать, как же он выглядит теперь. То есть после.
В ряду мелодий расставаний нет никого великолепней Евгения Дога. Под его "Вальс Љ37" можно пережить всё, на что только способна человеческая душа. Робкое знакомство, бурная страсть и бесконечная, но обреченная на расставание любовь. Под его мелодию к фильму "Цыган" можно успокоить душу обещанием долгой жизненной дороги, на которой возможно все, нужно только неутомимо двигаться к цели.
Впечатление оставляет каждая нота композиции "Любовь" от Триплекс. "И вот первый раз в жизни мне уже не хочется драться...", - устами главного героя "Боя с тенью".
Мелодии любви бесконечны. Но есть и множество замечательных слов, сложенных в глубокие рифмы и оформленных музыкально.
Андрей Макаревич. Под "Если сто раз с утра все не так..." нужно начинать день. Потому что если вы проснулись и кроме мысли в голове о том, что "снова утро. На фига?" у вас ничего нет и жить без него (неё) не имеет смысла, а значит, зачем вставать? - включите "Перекресток". Поверьте, вы встанете и даже через некоторое время найдете куда пойти. (Сначала смотрим налево, потом направо!)
В творчестве "Машины времени" досконально исследована тема надежды. Впрочем, о том, что она умирает последней, знает каждый. Что ж, иногда действительно помогает. Причем как в том случае, когда ты в неё все ещё, так и в том, когда ты в неё уже нет.
"И подарит нам один день в нарушенье всех своих прав..." из "Московских каникул" тоже нужно иногда послушать. Но это опасная тема. Знаете, почему? Потому что в первую, вторую, третью и т.д. очередь нельзя думать о возвращении всего, что было!
Да-да! Все было чудненько, ладненько, приятненько. Хочу еще! Прекрасно! Хотите, но не возвращения того же. Хотите все то же самое, но! Барабанная дробь. Решающее слово - СНАЧАЛА!
Подумайте сами. Все любименькое вернется и потом вдруг раз - смоется. Так же как и в этот злополучный раз, заставивший вашу душу обращаться к мелодиям расставаний.
Пусть вам напомнит Рома Зверь о том, что "Я хочу как в первый раз и поэтому пока!".
И еще один секрет - как бы и чего бы мы не хотели, на что бы мы не были готовы ради этого. Всё равно - ничего вернуть нельзя! Все равно все будет по-другому. Счастье изменяет людей. Боль изменяет их еще больше!
Ах, вы готовы все простить. Вы готовы все забыть. Прекрасно! Приготовьтесь совершать те же ошибки. Оно вам надо?..
К такого же рода "опасным" композициям относится и "А все могло бы быть совсем не так. Если только сам себе не враг...". Под эти слова начинаешь думать, что ты не прав (не права), что вина за все на тебе, что нужно, а главное, можно что-то еще изменить. Остановитесь!
Да стойте же! Нельзя. Не на вас. Не из-за вас и вообще. Когда наступает период слез, нужно плакать. Вдоволь. Как в последний раз! И любить нужно было как в последний раз. (Это я так. Напоминаю). А если у вас еще раз, и еще раз и еще много-много раз, то - слушайте "Цыганочку".
...Музыка расставаний. Та, которая отпускает душу от тела. Не отрывает, а отпускает. Плавно и легко - как по нотам - к другим горизонтам. Жизнь продолжается.
Да. Вы одни. Зачем продолжается? Да чёрт её знает... "Потому что нельзя быть красивой такой", спел бы мне в ответ один из ушедших любимых. Кстати, сейчас - "Белый орёл" прекрасно помогает!
Мужская душа прекрасна, только когда она не пуста. Женщина, способная заполнить этот сосуд любовью, - великая женщина! И не грех иногда послушать о той единственной, на которую он молится "Боже, не пройти нам в жизни этой, по верхам скользя...".
Советую покинутым любовью женщинам слушать песни в исполнении мужчин с хорошими мужскими голосами. Своей надрывностью и хрипотцой, приправленной страдающими нотами, они великолепны! Это просто бальзам на опустошенные женские души. Шансон подойдет.
Пусть они напомнят вам, как он "бессовестно нарвал букет из роз...". Или про то, как "в последний раз обнимал колени...", или про то, что мы, в конце концов, "высочества", а не какие-то там, в кустах за плитку шоколада...
Чего стоит "На том пруду, куда тебя я приведу..." от "Лесоповала". Да его вечно можно ждать, пока он терем свой отстроит. Зато как приведет! Это не тот, что только что обманул нас в лучших чувствах. Фи! Лягушка! А он должен быть кем? Правильно. Волшебником!
Спетым однажды и навсегда Игорем Тальковым "Память уже не жалит. Мысли не бьют по рукам. Я тебя провожаю к другим берегам..." можно обозначить "морскую" тему расставаний.
Владимир Кузьмин пусть споет от себя про то, как "Он сольется с толпой и поплывет в потоке разочарований...". Дайте уйти тому, кто хочет уйти. Дайте ему возможность стать как все. Не чем-то особенным, а как все. Пусть плывет! Корабликов много. Океанских лайнеров мало! А наша любовь - что? Океан! А не козье болотце... Так что - гребите отсюда!
Главное в такой ужасный жизненный момент не останавливаться! Не замыкаться! Не зацикливаться! Не прячьте глаза от жизни. Откройте их широко. Пройдет время (ну, это се ля ви, ничего не поделаешь) - и вы поймете: вашу жизнь составляет масса вещей, а не только что покинувший вас предмет любви, мыслей, желаний и всяческих мечт.
Уберите его с горизонта. Света не видно! Пшёл вон, щенок!.. Что-то я грублю. Простите. Хорошо, как герой Андрея Миронова в "Брильянтовой руке": Дай дорогу, мальчик!
Лично от себя советую - в скорбные часы обостренного одиночества послушайте песни с дорожной темой. Во-первых, эта тема способна сдвинуть вас с места сама по себе. Во-вторых, дорога - это жизнь. Это смена образов, красок, впечатлений, ощущений. Это то, что нужно, чтобы не застоялась и не закисла ваша душа. "Нет прекрасней и вернее средства от тревог, чем ночная песня шин...".
Вот и авторские тексты вспомнились. "А все кончается, кончается, кончается. Едва качаются перрон и фонари. Глаза встречаются, надолго изучаются. И так всё ясно - слов не говори...". Не будем о бардах. О тех людях, которые должны быть с нами у костра с гитарой. Поток их песен неиссякаем...
"Я уеду. Уеду. Уеду! Не держи, ради Бога, меня. По гусарскому звонкому следу, оседлав...". Эх! Гусары. Рыцари. Джентльмены. Романсы - это ваше. Про тонкость душевного тела. Про то, что плакать не стыдно и умирать - не страшно, если любишь. "Как могу я остаться с тобою, если ты за собой не звала"... И горошиной закатится в столетья напрасная любовь. Ну и черт с ней. Всю душу измотала!
А можно и с друзьями (соседями) под водочку: "Ямщик, не гони лошадей. Мне некуда больше спешить. Мне некого больше любить...". Супер песня! Жаль, что мы забываем, что жизнь была и до нас и люди страдали не меньше. А то и больше. Откровеннее! Они кидались в седло и рвали поводья. - Прочь! Я не любим! Трагедия! Смерть! Красота!
А у нас что? "Твоя девушка уехала? Ничего страшного, осталась её подруга..."
Брь.
Вернемся.
Дорожная тема. "Налетела грусть, ну что ж, пойду-пройдусь. Ведь мне ее делить не с кем...". Александр Розенбаум. Без него в период расставаний тоже не обойтись. Посмотрите, как прекрасно: "Извозчик, два червонца как с куста! И если ты меня, мой друг, дождешься...". Боже мой, хочется лететь куда-то, не важно куда. Спешить, торопиться просто так. Не к кому-то. От себя - к себе.
"Лечить так лечить. Любить так любить. Гулять так гулять. Стрелять так стрелять!" - не иначе! С размахом, а не по капле. Ярко, громко! И вообще - что это у вас в руках? Пугач? Дуэль! За счастье нужно драться! ...А, это тряпочка для борьбы с пылью? Вот и правильно.
"Еду, еду, еду, еду я. Реки, степи, горы и поля. Шар воздушный мне укажет путь. Я сюда вернусь когда-нибудь..." Что ж, иногда нужно оставлять себе шанс вернуться. От этого иногда становится легче. А если легче, значит, скоро и вовсе пройдет.
Совершенно согласна с "Чижом" и в том, что "Когда кидает любовь. Остается блюз...". Блюзы в такие моменты есть то, что способно нагнать тоску до такой степени, что её тело вытолкнется из вас само собой. Да достанет просто выть под эти блюзы! И душа дернет вас за рукав и закажет энергичный танец.
Хорошо бы послушать "жёсткую" музыку. Такую, которая заставляет разозлиться, подтереть сопли и встряхнуть головой. Ах, не ты? Значит не ты! Ну и х... хрену тебе не хватает! Ни мясо, ни рыба. Безвкусица. Пресность. В мусоропровод!.. Ес!
...В каком порядке слушать всю эту какофонию расставания выбирайте сами. От себя скажу - лучше постараться охватить всю гамму испытываемых чувств. Ведь в расставании и горечь поражения, и жалость потери, и ревность ко всем кто сейчас может быть рядом, и злость на то, что это не ты, и тоска по ушедшему, и грусть по невозможному, и любовь - любовь - любовь... Нужно отдать ей должное.
Так что поможет всё. От безнадежного "Проститься нету сил. Закрываю. Я глаза закрываю. Сквозь туман уплываю..." До энергичного "Прости, прощай. Не говори "останься". Пусть был не прав - не поминайте лихом...".
От обнадеживающего "А я простила. Я простила тебя опять, опять, опять. О, как намаялась я с тобой, моя попытка Љ..." (укажите порядковый) до "Я не вернусь в руки твои. Не отзовусь, как ни зови".
Что слушаю я, когда прощаюсь с собой, которая была "до"?
Что слушаю я, готовясь к встрече с той, которая "после"?
С кем и какого диалога ищет моя душа?.. (Кстати, интересно, этот диалог является все еще продолжением диалога с тем, кто покидает душу? Или это уже диалог себя одной с собой другой?..)
Я.
Я слушаю БГ.
Под "Я ранен светлой стрелой. Меня не излечишь. Я ранен в сердце. Чего мне желать еще?.." я лично начинаю желать себе скорейшего выздоровления.
Под "Этот поезд в огне и нам не на что больше жать..." я понимаю, что спасение утопающего - дело его собственных. И если не сама себя, то никто. Эх, ухнем!
Под "Недаром в доме все зеркала из глины - чтобы не видеть в них снов о чем-то большем" я заставляю себя не думать о том, что все могло бы быть по-другому. Смысл? На нет и суда нет.
Под "Окончилось так. Он долго смотрел в окно..." я ухожу в дождь и ночь омыть и очистить душу мраком, холодом и страхом. Да-да. Душу нужно вымораживать, выстуживать и выхолаживать. А вы не знали? Погибают многие ненужные ...бактерии.
Под его "Я выкрашу комнату светлым. Я сделаю новые двери..." я обещаю себе не останавливаться и, уходя, плотно закрывать за собой. Во-первых, сквозняки. Во-вторых, уходя - уходи. Нечего топтаться.
Под знаменитое "Кто любит, тот любим..." я думаю о том, что раз вот так вот случилось, значит, меня не любили. А раз не любили, то и нечего собственно тут вот...
Под "Десять стрел на десяти ветрах..." я, конечно же, думаю о том, что будет еще тот, который придет и снова без слёз не обойдется. Потому что, "такова ЖЗЛ". Это уже поёт Константин Арбенин ("Зимовье зверей").
У этих ребят тексты вообще уникальные! Если кто не слушал - не сочтите за труд.
Когда придет конец календаря.
Когда гонец мне принесет дурную весть.
Когда открытия останутся дверям.
Я докажу, что порох сух, а повод есть.
Есть повод!
Есть!
И жить. И любить. И плакать от счастья!
А музыка? Она вся про любовь. Потому что жизнь без любви не имеет смысла.