Берестовский Андрей Валерьевич : другие произведения.

Мысли он-лайн

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Иногда мысли удается записать и получается интересно возвращаться к своим наблюдениям окружающего мира. Вот несколько примеров

  Обратная сторона известной притчи
  
   ПРИТЧА: Трех человек, выполнявших одну работу, спросили что они делают. Один огрызнулся "Камни таскаю", другой спокойно ответил "Зарабатываю на хлеб семье", а третий сказал "Я строю прекрасный храм, которым будут любоваться люди"
   ОБРАТНАЯ СТОРОНА: Благородные энтузиасты, которые строят "храмы" для других быстро оказываются в меньшинстве, если на такой "стройке" есть возможность заработать или на нее принудительно загоняют "таскальщиков камней". Поэтому любое благородное начинание легко может провалиться или сойти на нет, когда его делают не только энтузиасты и не на общественных началах
  
  Люди не всегда понимают, что говорят
  
   Несколько лет назад я работал учителем в одной минской гимназии. Гимназия отмечала какой-то праздник, связанный с чествованием учителей. На одной из стенгазет красовалась фотография немолодой учительницы труда с подписью "труд сделал из обезьяны человека". Кажется, я был единственным, кто обратил внимание на двусмысленность фразы
  
   Одно крупное православное мероприятие освещалось в СМИ. И сообщалось, что ведущие деятели Церкви и политические лидеры поклонились иконам и мощам. А дело в том, что в строгом понимании слова православные не поклоняются изображениям, т.к. это считается идолопоклонством, а почитают их. Поэтому репортаж в определенном смысле имел скандальный подтекст. Это как если бы написали: "ведущие лица Церкви поехали в монастырь, выпили вина из погребов и хорошо повеселились с монашками"... Согласитесь, это уже оскорбление. Но поскольку слово "поклониться" передает как религиозный смысл, так и просто дань уважения, то репортажи не вызвали бурю эмоций среди верующих.
  
  
   В песне группы "Любэ" Россия тянется от "Волги до Енисея". И это не просто двойка по географии. Дело в том, что именно до Волги планировали дойти гитлеровцы и их союзники согласно плану "Барбаросса". Причем ожидалось и наступление японцев с востока. А Россию планировали оставить примерно в указанных "Любэ" границах. Так что это уже может потянуть как пропаганда экстремизма в условиях современной России. Кстати утопические рассуждения А. Гитлера "Майн кампф" запрещены в России как экстремисткая литература. И любые трактовки истории Великой Отечественной войны, которые государство посчитает оскорбительными, преследуются по закону, поэтому в моей шутке есть доля правды.
  
   Будучи президентом России Д.А. Медведев переименовал милицию в полицию, мотивируя желанием расстаться с коммунистическим наследием. Но интересно, что милиция была образована 4 марта 1917 г., когда большевики-коммунисты о власти только мечтали и не рассматривались как серьезные претенденты на владение страной. Милиция была попыткой порвать с авторитарным режимом, которым в строгом смысле слова была парламентская монархия с сильной властью императора. Милиция или народное ополчение была противовесом полиции как карательному органу антинародного режима. Кстати, переименование полиции в милицию в 1917 г. было таким же формальным как и смена вывесок МВД в современной России. Да и невозможно было бы по-другому: где взять столько новых специалистов для новообразованной службы, если всех старых уволили из прежних структур? Остается только менять вывески...
  
   Россия после свержения советской власти в 1991 г. поставила себя как преемницу демократической России марта-октября 1917 г. Но переименование Ленинграда именно в Петербург (а не в Петроград, как он назывался с 1914 г) и милиции в полицию можно трактовать как попытку возродить именно авторитарную Российскую империю, где был небольшой слой чиновников и олигархов, обладавший фактической властью и миллионы бедных, где политическое и религиозное инакомыслие преследовалось по закону...
  
   Многие не догадываются, что в песне Б. Моисеева "Петербург-Ленинград" герой -- сущий тормоз ибо он уехал в Петербург (т.е. до середины августа 1914 г., а приехал в Ленинград т.е. после 26 января 1924 г.). Кому ни загадывал загадку сколько лет "тормозил" этот персонаж -- никто не отдгадал.
  
   Но это лирика. Если серьезно, никто из современных чиновников так глубоко не копал. Петербургу вернули название, которое он носил столетия, вместо того, которое он носил около десяти лет. А млицию-полицию просто пытались таким образом очистить от коррупционеров, причем оба раза не очень успешно...
  
   В Украине решили назвать улицу в Киеве, где шли баррикадные бои, улицей Небесной Сотни в честь 100 чел., погибших во время Революции 2013-2014 г. Но есть нюансы.
  
   Во-первых, Бог и небеса здесь не при чем. Его любят привязывать к политической борьбе, но нет ни одного правдоподобного свидетельства того, что Он сверхъестественным образом поддержал Майдан (или наоборот президента Януковича), как и другие проявления борьбы за власть между людьми.
  
   Во-вторых, из примерно ста человек, погибших в баррикадных боях, были и революционеры, боровшиеся с властью, и милиционеры, защищавшие ее. Если первых новая власть объявила героями, то вторых ставили и на колени и чуть ли не в угол как побежденных врагов. Но на небеса, по логике новой власти Украины, должны пойти и те, и другие, причем как герои и мученики.
  
  Если продолжить эту тему замечал еще кое-что. Если человек готов умереть за свою Родину, его считают героем, а если за свою веру -- религиозным фанатиком. Где же логика?!
  
  Притча от моей православной тети
  
   Более 10 лет назад моя покойная тетя вела со мной дебаты по поводу моего выбора религии. Поскольку она ревностно придерживалась Православия и считала мой выбор ошибочным, время от времени она старалась поделиться со мной какой-нибудь мыслью в пользу своей веры. И вот собственно притча или возможно реальная история из жизни, которую она мне однажды прочитала:
  
  "В Древнем Риме один язычник нанимает на работу христианина и говорит ему: "Чтобы за весь год, что ты у меня будешь работать, я ни разу не услышал от тебя о твоей вере". Христианин отвечает: "Хорошо" и держит слово. Когда год истек, начальник-язычник падает на колени перед этим христианином и говорит: "Научи меня быть таким как ты". Так своим примером, христианин обратил в свою веру язычника."
  
   И вот мой маленький комментарий. Я не представляю себе на месте этого христианина кого-нибудь из православных, кого я знаю лично. Однажды я задал женщине продающей православную атрибутику в торговом центре такой вопрос: "Почему Православная церковь имея большие финансовые возможности не "идет в народ", не пытается распространять знания о Библии и ее нормах среди тех, кто не ходит на церковные службы?"
   -- Настоящий товар не нуждается в рекламе, -- ответила она.
   -- А если у человека есть вопросы к Вам, но он стесняется первым начать разговор?
   Не помню, что именно она мне ответила, но идея о том, чтобы подходить к людям и начинать с ними разговор о Боге или религии, осталась для нее абсурдной.
   Так вот, я не представляю, чтобы современный мусульманин или буддист нанимая на работу православного заранее запрещал ему говорить о своей вере. И далеко не каждый православный может настолько покорить сердце иноверца своим примером поведения, что тот без слова перейдет в Православие.
  
  ***
  
  На Хелоуин в Минске часто вижу как девушки одевают на голову рога черта (бутафорские, разумеется), красятся в ведьм. Ходят парни с раскраской под зомби и прочую "нечисть" и меня подмывает спросить, а есть ли у них нательный крест.
  
  Если продолжить мысль о нательном кресте, то в связи с тем, что в религии, которую исповедую я, мои родители и мой младший брат, нет обычая носить нательный крест, одно время мы с братом говорили друг другу или отцу, когда хотели за что-то упрекнуть "креста на тебе нет" и потом все смеялись над двусмысленностью этой фразы.
  
  Когда "наши" бьют "наших"
  
   В 2004-05 учебном году на филиале факультета международных отношений Белгосуниверситета на Маяковского 96 в Минске профессор социологии Ричард Канья читал лекции о жизни в США. Среди прочего он рассказал случай как однажды привел русского в провинциальное американское кафе. Когда они заказывали что-то из меню, официантка заметила:
   --Y'a not from 'ere (да Вы не местный)
   -- I'm Russian (я русский) -- ответил русский спутник профессора
   -- And a Communist? (И коммунист) -- спросила напуганная официантка.
   -- I was (бывший) -- ответил русский и этим до полусмерти перепугал несчастную официантку.
   Интересно, что в нашей стране коммунистом никого не напугаешь, ибо образы врага в бывшем СССР создавались и создаются совсем иные...
   Между тем в самых разных странах и культурах люди прощают "своим" преступления, которые не прощают "чужакам". Т.е. если один и тот же злой поступок делают "свой" и "чужой", то первого рассматривают как исключение, а второго как правило, как типичного представителя.
   Предлагаю ознакомиться в связи с этим с кратким персказом рассказа из цикла "Экстраординарные досье" одноименной французской радиопередачи с ведущим Пьером Бельмаром. Грубо говоря, "Экстраординарные досье" -- это французский аналог передачи "Криминальная Россия": рассказы о реальных необычных преступлениях и происшествиях 19-20 века в Европе.
   Рассказ называется "Изготовитель ангелов". Итак, вот его краткое изложение.
  Молодой деревенский католический священник ведет активную работу с молодежью, ходит с юношами и девушками в походы, играет в футбол и т.п. В процессе неформального общения, он переходит границы дозволенного и одна несовершеннолетняя девушка беременеет от него. Священник пытается уговорить ее совершить аборт или уехать из деревни, чтобы скрыть факт своего отцовства. Девушка не поддается на уговоры, остается жить с родителями, в то же время не предает имя отца будущего ребенка огласке. Тогда священник за несколько дней до ожидаемых родов тайно встречается с ней, уговаривает ее принять отпущение грехов, затем убивает ее, делает кесарево, крестит свою "кесаренную" дочь, убивает ее и обезображивает ее лицо. Убийцу быстро находят и сажают на 20 лет в тюрьму.
   Вот краткая суть истории. У этой истории есть имена, даты и иные атрибуты того, что это, вероятнее всего не плод журналистской фантазии. Но даже если это и так, разве не возможно в принципе, чтобы что-то подобное "отчебучил" православный священник в Греции? Или буддистский монах в Мьянме? Или иудейский раввин в Израиле? Или шиитский мулла в Иране? И во всех подобных случаях общество правильно реагирует на случившееся: преступника наказывают за преступление, а его брат, сват и сосед остаются невиновны, если их соучастие в злодеянии не доказано. Понятно, бывают свои издержки, но не будут же французы в таком случае бить всех священников подряд, насиловать монахинь и требовать изгнания всех католиков из страны. И "самоарестовываться" не будут. Однако, в той же Франции в после нередко стены домов украшают граффити "Mort à négres et arabes", что созвучно с идеей "Россия для русских", набирающей оборот в современной России.
   А вот если бы подобное злодеяние было делом рук эмигранта или еще кого-нибудь, с кого рисуют образ врага, то за преступление одного человека ответили бы многие, как было с евреями в Российской империи в начале 20 века или с коптами в Египте несколько лет назад.
  
   В новогоднюю ночь 2014 года некоторые из моих соседей обильно засыпали конфетти площадку под подъездом во время обильного празднования. Конфетти лежали у подъезда несколько месяцев сметенные в кучку через две недели после праздника. Интересно, а как бы реагировала наша публика на подобные фокусы китайцев в китайский новый год?
  
  А вот другой случай. Я много писал о недостатке толерантности у белорусов и росте расистских настроений в Беларуси в последние годы. Но кроме случаев нетерпения и неуважения, которых я могу вспомнить много, хотелось бы вспомнить мой последний разговор со своим бывшим университетским преподавателем истории ныне покойным Ибрагимом Борисовичем Канапацким. Кроме чисто преподавательской работы он еще был крупным религиозным лидером объединения белорусских мусульман. И вот мы случайно встречаемся на улице годы спустя и ведем беседу "за жизнь". Одна из его последних фраз была:
   -- Я шаную кожную рэлiгiю, абы толькi чалавек не чорту пакланяѓся.
  К сожалению не представляю на его месте крупного деятеля православной или католической церкви. Белорусским христианам часто не хватает той терпимости, которая есть у многих белорусских мусульман.
  
  Михаил Грабовский как мой студент
  
   Эрозию памяти преодолеть трудно. Поэтому сейчас мне нелегко собирать по кусочкам события давности нескольких лет. Но попробую. Так бывает, что когда оказываешься рядом с чем-то важным, не думаешь об этом, а потом спустя время понимаешь, что это было важно и по крупицам восстанавливаешь прошлое.
   С сентября 2008 по август 2012 г. я преподавал английский в Институте предпринимательской деятельности в Минске. Так получилось, что на заочном отделении на специальности бизнес-администрирования связанной с туристской деятельностью учился знаменитый белорусский хоккеист Михаил Грабовский. "Заочка" учится наездами по несколько недель пару раз в год. И вот на 3-м курсе у группы, где он учился, преподавателем английского оказался я; оба семестра учебного года.
   Мой знаменитый студент не явился ни на одно занятие в зимнюю сессию. На зачете его тоже не было, и я вывел в ведомости фразу "не явился" напротив его фамилии. Весенняя сессия дала мне тот же результат, но в ведомости он числился как допущенный к экзамену. Я не знаю кому именно он умудрился сдать зачет и когда, но это в принципе возможно, ибо были субботы, в которые дежурные преподаватели принимали своих и чужих "хвостов". На экзамене студент Грабовский тоже получил от меня "неявку".
   Впрочем я спокоен за его английский, ведь в это время он жил в Канаде и играл в одной из местных команд. Готов я был и к попыткам связаться со мной и сдать предмет по электронной почте, но их не было. Как у г-на Грабовского обстояло с другими предметами я не знаю. В принципе "заочка" была либеральной: порой "хвосты" сдавали зачет и экзамен в один день, поэтому не думаю, что к знаменитому хоккеисту относились хуже, чем к заурядным двоечникам.
   А вот теперь самое интересное. Спустя некоторое время на доске объявлений дневного отделения висела бумажка формата А4, в которой коротко объявлялось, что такого-то числа мая месяца в актовом зале пройдет встреча студентов вуза с знаменитым белорусским хоккеистом М. Грабовским. Мне было недосуг туда ходить, да и хоккеем я не настолько интересуюсь, как не являюсь и охотником за автографами. Но по логике вещей любой студент, который не ходит на занятия вправе рассчитывать на то, что преподаватели будут встречать его с цветами и шампанским, когда у него появится время посетить родной институт. А студентки-прогульщицы вправе ожидать, что весь мужской профессорско-преподавательский состав будет от счастья целовать им руки за возможность хоть иногда увидеть их на паре или зачете.
   Не сочтите меня за злопыхателя. Я не утверждаю, что Грабовскому выдали диплом за красивые глаза и что он не ходил ни на одно занятие в ИПД. И пусть у него все будет хорошо. Но почему-то кажется, что из нормального канадского вуза или колледжа он бы вылетел за такую посещаемость даже если бы был знаменитым канадским, а не белорусским хоккеистом. Впрочем, я там не был и точно не знаю...
   И еще интересно, а висит ли еще портрет хоккеиста Грабовского на седьмом этаже здания ИПД, как человека, которым гордится вуз?
  
  До последнего издыхания
  
   Обычно 25 и 26 декабря ассоциируется в умах моих соотечественников-белорусов с католическим Рождеством,которое в Беларуси является государственным праздником. Но люди забывают про две другие даты истории.
  
   Как известно 8 декабря 1991 г. главы России, Беларуси и Украины подписали Беловежские соглашения о прекращении существования СССР и образования вместо него Содружества независимых государств. Эта дата считается прекращением существования Советского союза.
  
   Однако только 25 декабря 1991 г. президент СССР М. Горбачев публично сложил с себя полномочия по управлению государством, а 26 декабря Совет республик Верховного Совета СССР (советский парламент) принял декларацию о прекращении существования Советского союза в связи с образованием СНГ.
  
   Мне этот вопрос интересен не только в плане исторической точности, но и с т.зр. морали. Каждый советский военнослужащий и не только давал клятву защищать страну до последнего издыхания. В то же время серьезных попыток защитить СССР от распада в истории 1991 г. я не нашел (ГКЧП -- это отдельный вопрос с очень неодназначной трактовкой). При этом у многих представителей пожилого поколения советских людей закрепился стереотип: в развале СССР виноват исключительно Горбачев.
  
   Горбачев как последний правитель СССР -- фигура неоднозначная. Человек меняется всю жизнь с приобретением опыта и новой информации, а также под влиянием обстоятельств. Горбачев сегодня определенно имеет другие взгляды чем человек, руководивший СССР в период когда взорвался Чернобыль, а информация об этом скрывалась, когда разгоняли акции протеста в Алма-Ате, Якутске, Минске, Тбилиси...
  
   Прошлое прошло и меня в этой ситуации удивляет другое: нередко люди, готовые обвинять в измене Родине и недостатке патриотизма, сами умереть за Родину или иные идеалы не готовы, а клятву верности стране не воспринимают как обязательство. Удивительно именно то, что зачастую они не понимают в какую скользкую ситуацию они могут попасть, когда обвиняют Горбачева или еще кого-нибудь в том, что в какой-то мере сделали сами...
  
  А ты в школе работал?
  
   Иногда я встречаю людей, которые задают мне вопрос: "А ты в армии служил?" и получив отрицательный ответ различным образом показывают, как много я упустил для своего развития из-за этого.
  
   Так получилось, что мои отец и дед -- бывшие военные, а добрая часть детства и юности прошли в военном городке, но в армии я не служил, причем по причине религиозной позиции, а не из желания "откосить". Альтернативную службу тоже не проходил ибо ее в Беларуси на тот момент не придумали, и когда медкомиссия выявила у мена сколиоз, военкомат оставил меня в покое до 27 лет, когда на работе потребовали от меня заменить приписное свидетельство на военный билет. (Все это время повестки мне не присылали, а если бы я вздумал не являться по повестке, привезли бы под милицейским конвоем, но военкомат про меня забыл).
  
   Что я упустил в армии -- знаю в силу вышесказанного. А теперь отвечу, что упустили те, кто меня считает уклонистом от трудностей.
  
   Я проработал школьным учителем за себя и за того парня. По распределению. Все прелести этой работы, включая стычки с хулиганами, сбор справок по инстанциям под проливным дождем, когда ты к тому же простужен, крики начальства, которое по другому разговаривать не умеет, масса бумажной работы, когда ты вечно виноват, если что-то записал не так, поборы на разные мероприятия из символической зарплаты. Правда, не было классного руководства.
  
   Некоторые мои однокурсники откосили от этого. А Вы проходили ЭТУ школу настоящих мужчин?
  
  Почему они сжигали Библию и людей
  
   Бывает, что при изучении одного из вопросов истории мы понимаем один мотив какого-то поступка определенных людей и упускаем из виду несколько других. Так, борьба с книгопечатанием вообще и с печатанием Библии в частности со стороны Православной и Католической церквей обычно привязываются к идейным мотивам. Спору нет, обе эти церкви в эпоху Средневековья и Реформации стремились подавлять всякое религиозное инакомыслие, и частью такой борьбы был контроль над распространением Библий и образования. Но есть еще как минимум один важный мотив.
  
   Дело в том, что православные и католические монастыри были связаны с весьма прибыльным бизнесом: переписыванием и составлением книг. Книги были дорогим удовольствием. Некоторые из них в эпоху Киевской Руси стоили столько же сколько 50 коней (по данным моего преподавателя вспомогательных исторических дисциплин). Понятно, с развитием бизнеса снижалась и цена, а спрос повышался, но рукописная работа все равно стоила недешево.
  
   В таких условиях книгопечатание выводило ситуацию из-под контроля. Бизнес рушился, и в ход пошли технологии, которыми и сегодня не брезгуют коммерсанты. Когда по телевизору показывают червей в колбасе (надеюсь, никому аппетит не испортил), то за этим часто стоит банальная конкуренция: продажа товара, который не содержит червей (но возможно содержит такие ингредиенты, что ни один червь не выдержит). Подобным образом те, кто начинал книгопечатание и особенно печатал Библию в определенных странах Европы, сталкивался с давлением местного духовенства. Такая участь постигла Ивана Федорова в России и Франциска Скорину в Великом Княжестве Литовском. Основатель европейского книгопечатания Иоганн Гуттенберг вообще, насколько мне известно, умер в нищете.
  
   С сжиганием людей дело посложнее. Прежде всего надо отметить, что такой вид казни практиковали не только католики и пресловутая инквизиция, но и православные и протестанты (см. А. Толстой "Петр первый", А. Моруа "Совесть против насилия"). Кроме устрашения, этот вид казни мог нести в себе и определенный религиозный смысл. К сожалению, у меня нет достоверной информации на этот счет, но изложу то, что знаю, как возможное.
  
   В разных источниках, между которыми связь установить не удалось, читал, что Джордано Бруно, который считается мучеником от астрономии и науки вообще сожгли не за науку, а за занятия спиритизмом и сатанизмом. Еще в одной публикации довелось видеть миниатюрную репродукцию следующей средневековой гравюры: человек горит на костре, его душа отлетает на небеса, где ее принимает ангел. Не известно, что точно хотел сказать этим автор гравюры и является ли этот персонаж грешником или наоборот мучеником в его глазах. Однако существует теория, что христианское духовенство практиковало жестокие казни с целью помочь грешникам избежать адских мук посредством кратковременных мук на земле (Кстати подобные идеи встречаются у такого философа-мистика как Ганс Христиан Андерсен, у которого девочка, наступившая на хлеб, долго стоит на этом хлебе в чистилище, а потом превращается в пчелу, которая ест мед и сахар и живет счастливо). Возможно, считалось, что чрез сожжение живьем, Церковь помогала человеку -- которого обвиняли в связи с Дьяволом как сатаниста, колдуна, вероотступника или гомосексуалиста -- приблизиться к Богу.
  
   Разумеется, все это не может служить оправданием того, что происходило в эту тяжелую эпоху. Во многих языках выражение "средневековый" стало эквивалентом неоправданной жестокости, которую передает русское выражение "как в 37-м году". Но чтобы постичь эту эпоху как можно глубже, историку нельзя отбрасывать какие-либо мотивы и причины человеческих поступков как несущественные.
   Минск, 2012-2014 гг.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"