| | | | | Верлибр про верлибр
 
 Ксении Некрасовой, а также всем верлибристам и эксверлибристам  конкурса 'Русская тройка' посвящается.
   	
  Одиноким вечером - скучаю. Беру тонкую книжицу стихов.
                                                 Листаю.
  Они укутывают душу мою пушистым и нежным.
                                               Отогревают.
  Слова, внезапные,  мимолётные, но тёплые,
                                             губы  ласкают.
  Звуки, сухие и влажные, тайну вселенскую приоткрывают.
  
  Рыжий кот развалился у моих ног.
                                  Грязные лапы и нос стирает. 
  Говорит: прошёл тысячи тысяч дорог. 
                                Испачкался, умаялся, продрог.
  Он поёт мне добрые песни о далёких мирах, 
                                            любви  и красоте,
  Считывая их с бумажной четвертушки, которую я держу в  руке. 
  
  И ёж шуршит в коробке за тонкой своей перегородкой. 
                                                  Напоминает.
  Что он тоже часть  сказки. 'Не забудьте взять меня с собой'. 
                                                   Не забываю.
  Беру в котомку ежа, обуваю  в штиблеты кота
                                                и отправляюсь 
  В путешествие по Вселенной вслед за её и вашими стихами.
  
  И так:
  1.	Пулярда. 'Про удачу'. Хорошее произведение, несколько философичное.  Заставляет читателя улыбнуться последняя строка 'Однако пусть она сперва повернётся'.  Сразу становится понятно, что всё ранее сказанное, - это всего лишь ироничная бравада.  Очень выразителен образ обратной стороны Луны. Действительно, не зная её настоящего лица, возможно, мы за лицо принимаем зад... цу. Но это уже я о своём, о ... женском. Так что произведение хорошее, но не верлибр. Скорее,  лирическая проза.
  
  2.	 Юдин А.Е. 'Старик и мальчик'.  Отличное начало. Прекрасный пейзаж. Образ старика, чем-то напоминающий врубелевского 'Пана' или 'Портрет старика в красном' Рембрандта. Образ мальчика в стиле шолоховского Ванюшки с его чистыми 'как небушко' глазами. Смена поколений. Смена эпох. Первое философское открытие с есенинским привкусом  'все мы, все мы в этом мире тленны'. Не  совсем вписываются в мою выстроенную концепцию две коровьи лепёшки...
  Но, если вспомнить предыдущее  стихотворение с потрясающим выводом: и у Луны есть зад...ца, то понятно: из дерьма восстали,дерьмом и стали. Грустно. Но ничего не поделаешь - закон природы.
  
  3.	 Лежава И.К. 'Мой дом'.  Печальное  повествование о судьбе одного жилого дома, являющегося неотъемлемой частью нашей истории. Как прошлой, так и настоящей. Сюжет достоин большого прозаического произведения: рассказа или повести.  Есть внутренний монолог, есть в достаточной доле психологизм. Может, поэтому автор иногда сбивается с предложенного первоначального ритма и переходит к пересказу событий. Так и происходит чередование: верлибр -неверлибр. 
  
  4.	Чваков Димыч. 'Лотошник из Кохтла-Ярве'.  Сразу пахнуло ранним футуризмом  Маяковского.  Концептуальная идея (кстати, не совсем понятная) первична, а остальные детали как нагромождение отдельных фактов, не связанных между собой. Так что, Димыч, Вы извините, но у меня пока как в Вашем стихотворении "я ... Вас понять готов... пока условно...'.  Однозначно верлибричными признаю две первые строки.
  
  5.	Гринько Е.А. 'Отошедшее лето'.  Глубокий внутренний, я бы сказала, исповедальный порыв. Поэтому стихотворение читается с особым трепетным чувством. Выстраивается сюжет. Да любила. Да разлюбила.Собирается уходить к другому. Который более соответствует её духовным и телесным запросам. Несколько возникла путаница в строках:
              Да, я женщина,
                                    я материальна,
   и далее вдруг...
                   как тоскует
                                             душа
                          И слияния ищет
                                       не с телом,
                          А с духом
                                           другим.
  То есть одного она убеждает, что ей не хватает в нём материального, а в другом наоборот ищет духовного. Но нам женщинам это простительно. Мы ведь не всегда чётко знаем, чего хотим. Однозначно могу сказать: неверлибр, но что-то верлибрическое в нём есть.
  
  6.	Габдулганиева Марзия. 'Вся Вселенная в мысли твоей'. Замечательный астральный диалог. Между бытием и небытием.  Между человеком и некоей субстанцией, олицетворяющей Вечность мироздания.  Особенно понравилось, как незаметно автор поменял  приоритеты. Спрашивающий вдруг стал отвечающим, а отвечающий спрашивающим и утверждающим. Стихотворение выровнено. Ритмично организовано. Существует внутренняя рифма, типа: 'лес-небес', 'здесь-есть', 'планет-нет'.  Не могу точно сказать, допустима ли подобная рифмовка для верлибра. Но всё равно очень хорошее произведение.
  
  7.	Краснов В.П. 'Ветер'. Замечательная пейзажная зарисовка в стиле классического романтизма конца 18-го начала 19-го веков. И Жуковский, и Батюшков, и Н.М. Карамзин. Особенно последний. По стилю это произведение очень схоже с произведением 'Бедная Лиза'. Язык образный, живой. Мне однажды и в самом деле приходилось слышать и видеть картину подобную той, которую описал автор: жутко было  слушать жалобный стон молодой осины, которую придавила огромная гнилая берёза. И в самом деле, похоже на крик раненной птицы, а иногда и на стон ребёнка. Сразу видно, автор бывал в лесу. Наш человек. Но, при всё при этом, Владимир Павлович, слукавить не могу. Это не верлибр. Шикарная лирическая зарисовка, но  неверлибр.
  Хотя очень хотелось бы, чтобы я оказалась не права.
  
  8.	Ветер Северный. 'Пожиратель птиц'.  С этим 'пожирателем дичи' у меня свои счёты и давние. Поэтому буду беспощадна. Хорошее, очень добротное пособие на тему 'Как научиться летать'. Но в результате какая жуткая картина вырисовывается, господин Ветер. Хочешь летать - 'плати'. 'За всё нужно платить'. Но почему чужими  крыльями и перьями, чужой кровью и мясом. Не слишком ли дорогою ценою достается ЛГ свобода и желание воспарить над миром. Он кто? Хозяин Вселенной?  Пожиратель душ? Или простой хищник, который трусит перед охотником и откупается от него жертвами своих товарищей по перьям. Или 'по перу'? Отвечайте на мои  вопросы.  А то будет, как в известной песне 'мы напишем в спортлото'. К стилю придираться не буду. Не идеальный, но верлибр. 
  
  И ещё два стихотворения, которые по количеству набранных очков, вплотную приблизились к финалистам.
  
  9.	 Беднова Рита. 'Иду по улице мимо чужих страданий'.  Очень хорошее стихотворение  с прекрасным внутренним посылом: давайте вместе. И страдать и радоваться. И любить, и снова любить.  На первый взгляд,  бытовая зарисовка,  напомнила мне притчу 'О богаче', рассказанную Ходжой Насреддином.  Помните. Тонет богач в пруду. Зовёт на помощь. Идёт мимо бедный человек. Останавливается и кричит: 'Давай руку. Я тебя вытащу'. А богач руку прячет и под воду ныряет. Догадываетесь - почему? Мимо идёт Ходжа и говорит: не проси у него у него руки, а протяни свою и скажи: 'возьми мою руку'. Так и сделали. И вытащили богача. И всё почему: потому что он не знает, как это с кем-то делиться. Знает только хватать. Увы. Большинство из нас не способно делиться не только радостью, но и болью.  А автор способна. Молодец. За это ей большой  наш дружеский привет. Жаль, что стихотворение не прошло в финал. Местами очень даже приличный верлибр.
  
  10.	  Охрануэль. 'Звёзды'.  Лирическая миниатюра о вечном конфликте между звёздами и людьми. Сразу вспомнились стихи Маяковского. 'Если звёзды зажигают, значит, это кому-то  нужно?'.  А если не нужно? Тогда что? Тогда и возникает это непонимание между человеком и Космосом.  Как в стихотворении Охрануэль.  И это неправильно. Человек не может существовать не в межзвёздном пространстве. Он часть Вселенной. Вот только какая?  Маленькая. Большая. Великая. Или Главная. В этом смысле, мне  по душе  позиция Велимира Хлебникова. 'Мне послушные свивались звёзды в плавный кружеток'.  Автор настойчиво требует считать стихотворение верлибром. Пусть будет  так.
   Хотя в конечном итоге не так важно соответствует ли стихотворение определённому жанру. Главное, что оно от души и для души. А, значит, верлибр.
  
  И в завершение маленькая зарисовка от любимой поэтессы, Ксении Некрасовой:
  Как мне писать мои стихи?  
  Бумаги лист так мал.  
  А судьбы разрослись  
  в надширие небес.  
  Как уместить на четвертушке небо? 
  
  С уважением, Катя.    
*РАМОЧКИ  И  ФОНЫ  АВТОРСКИЕ*
 
 | 
 | 
 | 
 | 
 |