Березин Сергей Николаевич : другие произведения.

Философия экономического кризиса и кризис философии

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Эссе было опубликовано на сайте "Фонд имени Питирима Сорокина", являющимся экспертно-аналитическим интернет-ресурсом социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В работе осмысляются причины мирового экономического кризиса 2008 года через призму истории философии и человечества.

  Экономический кризис
  
  Кризис - это не только время перемен, но и время осмысления. Феноменология нынешнего кризиса проста: отрыв финансового сектора от промышленного производства. Но важно другое. Почему рост финансовых инструментов не был подкреплен ростом производства?
  
  Можно искать ответ в "чистой" экономике, которая живет по "своим" законам. Однако если бы рост финансовых инструментов был присущ законам экономики, то никакого бы кризиса не произошло. Не было бы отрыва части от целого. А ведь именно это путь "современного" и "цивилизованного" человека. С тех пор как на заре Нового времени Декарт провозгласил мышление единственным источником достоверного знания, человечество прошло длинный путь отчуждения от традиции и от общества. Сама традиция стала этапом отчуждения человека от природы.
  
  Западная цивилизация и философия
  
  Путь западной цивилизации повторяет движение западной же философии. Это неудивительно. Еще Гегель называл философию эпохой, схваченной в мысли. Конечно, немецкий мыслитель отводит философии роль осмысления истории, но не роль ее двигателя. Между тем, именно эмансипация мышления, которая происходила в философии, привела человечество к своему нынешнему состоянию.
  
  Впервые о самостоятельности мышления заговорил Декарт, заявив "мыслю, следовательно, существую" (cogito ergo sum). Это рождение категории субъекта как носителя мышления, которому противостоит объект. Отсюда, познание сводится к соответствию знания объекту. Дальнейшее движение философии было направлено на то, чтобы освободить мышление от пред-рассудков, от того, что не прошло через критическое осмысление разумом. Архаические и традиционные представления должны были быть отброшены. Это программа Просвещения.
  
  Разум требовал и критического подхода к государственному устройству. Поэтому появляется и такое явление, как идеологии. Однако к концу Нового времени, т.е. до постмодерна, дожил лишь либерализм. Это естественно. Ведь только эта идеология соответствует освобождающемуся разуму. Что предполагает индивида как субъекта, частную собственность как ограничение внешнего вмешательства в хозяйственную деятельность, законодательство как ограничение вмешательства в личную жизнь, государство как необходимое зло, предотвращающее "войну всех против всех".
  
  Оппозиция философии освобождающегося разума
  
  Д.Юм впервые очертил границы разума. Он показал шаткость выводов "чистого разума" без признания чувствующей природы человека. И.Кант радикализовал линию Юма, показав, что разум не столько осмысляет, сколько вкладывает самого себя в познаваемое. По сути, разум навязывает себя и природе, и общественным отношениям. Гегель пытался восстановить веру в разум. Он не увидел ничего противоречивого в том, что разум раскрывает себя в познаваемом. Это познание Духом самого себя, т.е. самосознание. Отсюда и знаменитый афоризм немецкого мыслителя: "Все действительное разумно, все разумное действительно". Как реакция на гегельянство возникает главная альтернатива для философии освобождающегося разума. Это марксизм.
  
  Если разум видит себя в реальности, то это не самосознание. Это идеализм, навязывание идеи, которая возникает в конкретной социальной практике, реальности. Отсюда, и деление на классы в зависимости от вклада в общественное производство. Буржуазия через государство навязывает свои идеи рабочему классу. Философия освобождения мышления предполагает, что субъектом является индивид. Все индивиды обладают мышлением, в котором даны объекты. Идея частной собственности или прав человека - это продукты буржуазных практик, практики освобождения мышления от государства, церкви и др., но при сохранении неравенства и господства. Марксизм же предлагал в качестве субъекта рабочий класс, который должен был освободиться от угнетения, а также материалистическую практику разрешения противоречий вместо маскировки их идеями.
  
  После крушения Советского Союза всерьез говорить о марксистской идеологии не приходится. Воплощение марксизма на просторах нашей Родины превратилось в идеализм - в воплощение идеи с помощью террора. Ф.Фукуяма назвал победу либерализма концом истории. Начался процесс глобализации, процесс воплощения либерализма во всем мире, превращение мира в рынок.
  
  Конец философии случился раньше, в 60-ые гг. Именно тогда во Франции заговорили о том, что философия - это один из способов западной колонизации остального мира. Осознав обусловленность мышления западным "образом жизни", французские постструктуралисты пришли к концу эпопеи по освобождению разума. Модерн завершился. Наступил постмодерн, провозгласивший свободу разума от самого себя.
  
  После конца
  
  В философии сложилась парадоксальная ситуация. С одной стороны, освобождение разума доведено до своего конца. Наступил конец философии. Но с другой стороны, многие философы не признают этого шага, обвиняя постмодернистов в иррационализме и других "грехах". Хотя наступление постмодерна - это завершение освобождения разума. Как сказал Р.Рорти, возможна лишь постфилософия как равенство всех дискурсивных практик. В таких условиях, например, маг может высказываться об экономическом кризисе или квантовой механике. Ученый перестает обладать преимуществами перед ним.
  
  Философам либо нужно признать, что философия как освобождение разума завершилась, либо признать в качестве истока что-то другое. Этим другим может быть природное бытие, на котором надстраивается мышление, обусловленное сообществом.
  
  Если проследить формирование мышления у человека, то станет очевидно, что оно связано с рядом обстоятельств. Рождаясь, человек действует в рамках природной схемы "стимул-реакция". Чтобы вырваться из этой схемы непосредственного, действия должны стать опосредованными. Первоначально опосредующими элементами становятся наскальные рисунки. А уже затем языки и другие сложные семиотические системы.
  
  Философия экономического кризиса
  
  Путь западной цивилизации - это увеличение количества и усложнение качества опосредующих элементов по пути освобождения разума. В результате освобождения разума человек отчуждается сначала от природы, затем от традиции, а потом и от общества. Отчуждением в обществе становятся электронные средства коммуникации, человек теряет непосредственный контакт. Деятельность виртуализируется. Исключением не становится и экономика.
  
  Виртуализация экономики привела к тому, что материальная составляющая товара теряет значение, а определяющей становится имиджевый аспект, т.е. образ товара в социальной иерархии. Капитал постепенно отделяется от производства вплоть до создания деривативов. Их функционирование возможно только в виртуальном пространстве, в пространстве образов, не подкрепленном реальностью. Реальность теряет определяющий характер.
  Современный экономический кризис - это кризис освобождения от производства, которое началось с денег (о чем писал Маркс в "Капитале") и пришло к деривативам. Это движение стало возможным только в условиях освобождения разума. Воплощением такой свободы стали США. Неудивительно, что кризис освобождения от производства начался именно в этой стране и распространился на весь мир, который стал к его началу глобальным рынком.
  
  Россия и победа либерализма
  
  После краха Советского Союза в России началось воплощение либерализма. Навязывание его идей шло, несмотря на обнищание населения, потерю обороноспособности страны и др. бедствия. Идея прав человека для либералов важнее прав конкретного человека. Приход к власти Путина остановил победное шествие либерализма, которое ради воплощения своих идей сминало все на своем пути. Понятие "суверенная демократия" означает ничего более, чем сохранение рыночной экономики и выборности власти в качестве практики, но не в ущерб суверенности и стабильности страны. Либеральная же демократия - это воплощение идей освобождающегося разума независимо от интересов населения.
  
  Кроме экономического кризиса в 2008 году случился и (гео)политический, который тоже имеет мировое значение. Россия остановила операцию "Чистое поле", в рамках которой Грузия намеревалась "навести конституционный порядок", уничтожая население Южной Осети. Был аналог "Чистого поля" и для Абхазии, но эти действия не начались после вмешательства России. Либеральная колонизация - как террор идей - на постсоветском пространстве была остановлена.

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"