Сознание и код10k "Аналитическая философия, сознание, метафизика"
Метафизика и идеология19k "Аналитическая философия, сознание, метафизика"
Аннотация к разделу: На странице представлены три этапа работы: постфеноменология, цифровая феноменология и аналитическая философия. В постфеноменологических статьях я исследовал влияние постмодерна и постмодернизма на феноменологию, а также собственные проблемы феноменологии, которые вели к ее трансформации. Цифровая феноменология была нацелена на решение трудной проблемы сознания. Переход к аналитической философии вызван трансформацией инструментария в пользу аргументативного метода в решении классических философских проблем. Параллельно я публикую и социально-политические эссе, которые инструментально зависят от обозначенных выше этапов.
В статье с помощью инструментария метафизики рассматривается, как базовые положения идеологий переходят в науки. На примерах марксизма, либерализма и феминизма показано, как при смешивании процедур граундинга и супервентности происходят ошибки, способствующие видимости эмпирической обоснованности политических взглядов.
Квалиа, код и истина9k "Аналитическая философия, сознание, метафизика" Философия
В статье рассматривается, как квалиа участвуют в создании кода для новых программ организма. Анализируется вопрос о первичности чувственных данных перед языком. Делается вывод о детерминированности восприятия и высказываний кодом. Истинность определяется как соответствие высказываний кодируемым объектам. Условиями истинности выступают кодируемые аспекты реальности.
В статье изучается, при каких условиях роботы могли бы быть морально ответственными перед людьми. Одно из отличий роботов от людей заключается в способе создания кодов для программ поведения. Робот сможет писать программы только через дискретные операции, а человек - холистически, как продолжение холизма организма, что ведет к моральным следствиям для людей, но не для машины, пусть даже с искусственным интеллектом.
В статье рассматриваются условия, при которых роботы могли бы быть моральными агентами. Для этого у них не должно быть центральной программы, корректирующей все остальные. Потому что нужна возможность переписать и ее. У людей таких неприкасаемых программ нет. Это является следствием биологического холизма, когда организм создает код для новых программ. Алфавит кода представляет собой качественные отношения (квалиа), с помощью которых и записываются новые алгоритмы как продолжение организма. С помощью квалиа программы можно переписать, можно записать новые. Это подводит к вычислительному варианту когерентной теории истины, которая стремится избегать противоречия от разных программ. Противоречие можно устранить, переписав алгоритмы или пересмотрев данные.
Сознание и код10k "Аналитическая философия, сознание, метафизика" Философия
В статье предлагается, чтобы философия сознания дала объект для науки. Этим объектом может быть код, который создает организм для новых программ. Код - это качественные отношения между элементами алфавита. Организму код может быть дан только как квалиа, потому что организм устанавливает качественные отношения между элементами, выбирая соотношения. Поэтому квалиа - это отношения между элементами кода. Воспроизведение квалиа с помощью виртуальной реальности делает их интерсубъективными.
Квалиа и эволюция13k "Аналитическая философия, сознание, метафизика" Философия
В статье рассматривается аргумент Д.Чалмерса "Зомби", который, в частности, утверждает, что для эволюции квалиа не важны. Я показываю, что квалиа имеют значение, потому что кодируют чувственные данные для копируемых из популяции программ. Также демонстрируется, что благодаря квалиа возникает язык и история. Без феноменального опыта была бы невозможна мораль, т.к. нельзя было бы совершать выбор программ поведения. Роль квалиа заключается еще и в том, чтобы записывать новые программы на мозге. Это демонстрируется на примере нейропластичности. Люди могут восстанавливать "сломанные" модули поведения благодаря квалиа. Зомби после инсульта не сможет восстановить программы в мозге.
Роль России в истории10k "Электронные публикации в рамках постфеноменологии" Философия
В статье, опубликованной на портале Geoполитика.ru, рассматривается история как процесс по изгнанию воображения из механизмов восприятия реальности, что ведет к освобождению от традиционных иерархических структур. При этом, на Западе освобождается индивид, усвоенный сознанием как мем. В России же этот мем не был усвоен, поэтому освобождается социальность.
сознание, мем, либерализм, марксизм, социальность, зеркальные нейроны, программы
Квалиа и слова35k "Электронные публикации в рамках постфеноменологии" Философия
После представления основных направлений осмысления постмодерна в статье рассматривается постфеноменологический дискурс познания. Акцент сделан на то, что феномены - как основные объекты феноменологии - являются производными интенциональностей, которые выходят далеко за пределы сознания. А то, что в сознании предстает как феномен, является, по сути, постфеноменом. Познавательная деятельность представлена через интенциональные действия, с помощью которых строятся онто-пато-логии.
В статье анализируется постфеноменологическая философия Дона Айди, известного в нашей стране как философа науки. Кроме того, рассматривается его собственное видение истории феноменологии и авторский взгляд на эту периодизацию. Переход к постфеноменологии представлен как многомерный процесс, один из элементов которого не был учтен американским философом. Работа была опубликована в двух журналах: Березин С. Н. Постфеноменология Дона Айди //Философия науки, 2009, N4, С.3-11; Березин С. Н. Постфеноменология Дона Айди // Хора, 2009, N 3-4, С. 87-92
Онтология квалиа21k "Постфеноменология (печатные публикации)" Философия
Онтология квалиа // Многомерность внутреннего мира: философские ракурсы: сборник статей / Е. П. Агапов и [др.]. - М.; Берлин: Директ-Медиа, 2016, с. 176-188
В статье рассматривается вопрос о месте квалиа в функционировании сознания. Представлены позиции аналитических философов по этой проблеме. Рассматривается генезис постфеноменологии, которая предлагает свое соотношение квалиа, сознания и тела. В работе описаны соотношения квалиа и интенциональности, природы и социума в возникновении и функционировании сознания.
Статья написана в 2010 году. Взгляды с тех пор изменились. Актуальные представления выражены в статье "Сознание и код".
Письмо в Китайской комнате // Философия сознания: аналитическая традиция. Третьи Грязновские чтения. Материалы Международной научной конференции (6-7 ноября 2009 г.) - М.: Современные тетради, 2009, с. 12-17
В статье, написанной в 2009 году, рассматриваются возможности подлинности политики. Представлены феноменология политики как явление политики самой по себе, экзистенциальная аналитика Хайдеггера как исследование подлинности экзистирования. Характеристика фундаментального для немецкого мыслителя понятия "Dasein" дается разная в зависимости от западного или российского общества. В работе предпринята попытка описания русской экзистенции как стремления к социальной целостности, в отличие от западного стремления к индивидуализму. Отсюда делается вывод о неприемлемости либеральной идеологии для России, которая ведет к разрушению социального единства, тогда как западное общество само производит индивидов.
Работа была опубликована на сайте "Фонд имени Питирима Сорокина". В статье поднята тема истории как науки в контексте ее пересмотра и участия в форматировании сознания граждан, построения политических онтологий. Рассмотрены феноменологические, постмодернистские и постфеноменологические концепции истории.
Дискурс в постфеноменологической перспективе // Дискурсология: методология, теория, практика. Доклады Третьей международной научно-практической конференции, посвященной 40-летию студенческой революции 1968 г. и корифеям Франкфуртской школы. Том 1. - Екб., 2008, с. 13-15.
Эссе было опубликовано на сайте "Фонд имени Питирима Сорокина", являющимся экспертно-аналитическим интернет-ресурсом социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В работе осмысляются причины мирового экономического кризиса 2008 года через призму истории философии и человечества.
Статья была опубликована на сайте "Фонд имени Питирима Сорокина", являющимся экспертно-аналитическим интернет-ресурсом социологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. В работе осмысляются следствия экономического кризиса и войны на Кавказе 2008 года для интеллектуального инструментария человечества.
В статье осмысляется социальность эпохи постмодерна. В качестве отправной точки берется французский постструктурализм и изменения в технологиях коммуникации. Позиция теоретиков постмодерна квалифицирует как семиотический скептицизм - не желание признавать за знаком какую-либо реальность, т.е. представление знака как симулякра. Однако текущая эпоха приводит к тому, что даже знаки исчезают, а остаются симулякры. Последние теряют необходимость в обосновании. А в осмыслении нуждается факт перехода человека на жизнь по схеме "стимул-реакция", которая возникает из-за интенсификации действий в рамках социальности и возникновения виртуальной реальности, которая собственно и предстает как пространство симулякров, поиском и потреблением которых и занимается человек. Инструментом осмысления выступает постфеноменология, которая на антикартезианских позициях изучает возникновение сознания и его участие в социальных отношениях.