Информационные и психологические войны тесно связаны с понятием информационного пространства. Под данным термином я предлагаю понимать не совокупность СМИ, расположенных на определенной территории, а массовую информацию, порождаемую этими СМИ и воспринимаемую населением данной территории. Это своего рода медиа-реальность. Структура события в этой реальности состоит из 4 компонентов:
1. Вербальный, т.е. вербальные обозначения, которые используются для описания темы;
2. Визуальный, т.е. видеоряд, "картинка", а также фотоматериалы.
3. Акустический - всевозможные шумы улицы и пр.
4. Интерпретационный, т.е. оценка события и его интерпретация.
Цель информационной войны - достижение информационного доминирования. Информационное доминирование имеет своей задачей не дать противоположной стороне воспользоваться информационным пространством в полной мере[1].
Это достигается путем заполнения структуры информационного пространства в нужном ракурсе. Вторая чеченская война показала интересный пример заполнения вербального компонента: "антитеррористическая операция" (а не война), "зачистка", неупотребление слова "граница"[2]
Что касается визуального компонента, то отсутствуют изображения раненых и разрушенной техники со стороны федеральных войск. Было запрещено показывать интервью со стороны боевиков - доминировала точка зрения федеральных властей.
Если во время войны в Персидском заливе информационное доминирование было достигнуто за счет контроля информации, поступающей из зоны боевых действий (отсутствовало изображение раненых и убитых солдат со стороны США и их союзников, а также мирного населения), то во время войны в Афганистане Катарская телекомпания Al-jazeera подавала альтернативные сообщения (разрушенные гражданские объекты, раненые и убитые со стороны гражданского населения).
Хотя противоборство может вестись не только информационными методами, но и, например, военными, когда бомбардировка телеретранслятора рассматривается как элемент войны информационной.
Психологическая война - это совокупность различных форм, методов и средств воздействия на людей с целью изменения в желаемом направлении их психологических характеристик (взглядов, мнений, ценностных ориентаций, настроений, мотивов, установок, стереотипов поведения), а также групповых норм, массовых настроений, общественного сознания в целом [3].
Изменение стереотипов и установок достигается за счет политических, экономических, дипломатических и военных действий, и путем создания и распространения текстов (под ними понимают не только печатный материал, но и аудио, и аудио-визуальные материалы), убеждающего и внушающего характера. При "доставке" текстов до индивидуального и массового сознания и происходит пересечение между информационными и психологическими войнами.
Психологическая война использует сегмент информационного пространства для оказания информационно-психологического воздействия на определенную аудиторию. Информационные войны, как было показано, направлены на контроль информационного пространства в целом.
Источники
1. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М.: "Рефл-бук", К.: "Ваклер", 2000 г, с. 362.
2. Там же, с. 330-331.
3. Крысько В.Г. Cекреты психологической войны (цели, задачи, методы, формы, опыт). - М.: "Харвест", 1999