Койву Светлана Юрьевна : другие произведения.

Побыть Главбухом и не умереть

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


Оценка: 6.41*6  Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Жизни нет за стенами работы. Жизнь - баланс, восторги - ордера, Счастье - сальдо, горе - кредиторы. Мы - не люди, мы - бухгалтера... (Гимн бухгалтеров из какой-то там бухгалтерской ассоциации) 8 лет я была Главбухом. Предлагаю всем прочитать мою бухгалтерскую эпопею. Особенно тем, кто думает о своей будущей профессии или хочет помочь своим детям определиться с выбором.


Выбираем модную профессию

или

Побыть Главбухом и не умереть.

  
  
   Жизни нет за стенами работы.
   Жизнь - баланс, восторги - ордера,
   Счастье - сальдо, горе - кредиторы.
   Мы - не люди, мы - бухгалтера...
  
   (Гимн бухгалтеров из какой-то там бухгалтерской ассоциации)
  
  
  
   Вообще-то я на экономиста в Политехе училась, но, когда нам стали давать бухучёт, я поняла - вот оно, моё призвание. Какая хорошая профессия - бухгалтер! Знай себе, бери первичные документы, вноси операции сразу, не откладывая, в конце месяца подводи итоги (тогда ещё о бухгалтерия на компьютере была редкостью), в конце квартала получишь итоги квартала, внеси их в специальные формы, отнести в налоговую - и всё! При моей аккуратности, педантичности и самоорганизации лучше профессии не найти. Я терпеть не могу делать всё в последний момент, поэтому я не сомневалась, что у меня всё будет в ажуре. (Кстати, ажур - это бухгалтерский термин). Итак, решение было принято: закончу институт - пойду в бухгалтера.
  
      -- Начало.
  
   Начала работать вторым бухгалтером. Сделала вывод, что Главбух - идиот. Вернее, идиотка. Я, по её милости, 2 - 3 раза в месяц кассовую книгу переписывала, все ордера приходные-расходные, и все авансовые отчёты. А всё потому, что она никак не могла решить, какую операцию проводить, а какую - нет. Хорошо хоть, те операции, что по банку проходили, нельзя было отменить. Но в основном всё шло через кассу. Поэтому, вчера мы показывали выручку от продажи Обществу "Маша", а завтра выясняется, что "Маша" эту операцию у себя не проводит, значит, и мы должны её не показывать, а то вдруг встречная проверка будет!
   А что значит "решили не показывать"? Вначале-то их показали! Значит, выписали приходный ордер, дали ему номер, показали официально какие-то расходы (расходный ордер, его номер, авансовый отчёт, его номер) сделали записи в кассовой книге, потом продолжали эту книгу вести, выписывали другие ордера и авансовые отчёты, продолжали их нумерацию... И вдруг - "не показывать"! Значит, надо переписать все приходные-расходные ордера, которые идут после того, "ненужного". Зачем? Из-за номеров, чтобы шли все подряд. Для этой же цели переписываю авансовые отчёты. Ну, и кассовую книгу, разумеется. Нельзя же в ней вычёркивать строки или вырывать листы, книга-то пронумерована и прошнурована. А ещё, на расходных ордерах стоят подписи тех, кто деньги из кассы получал. Хорошо, если этот человек под рукой имеется. А если нет, то приходилось прикладывать оригинал и копию к стеклу и рисовать подпись самой. А что делать? Документ-то должен быть оформлен правильно! Ну, а через пару дней Главбухша меня радовала:
   - Нет, мы всё-таки решили провести этот платёж.
   И я переписывала всё снова, обдумывая, что мне было бы приятнее сделать с Главбухшей, застрелить, задушить или сбросить её под паровоз вместе с Главбухшей ООО "Маша".
   Вскоре я перестала заполнять кассовую книгу каждый день, ордера стала писать без номеров, а потом, в конце месяца, приводила всё в порядок, по два дня сидела не отрываясь, брала работу на дом, в общем, получался никакой не ажур, а очень даже аврал. А лучше всего это делать в конце квартала. Тогда уж будет точное решение, какой платёж проводить, а какой - нет. Вот только уж больно много этого добра к концу квартала скапливалось. И страшно - вдруг налоговая нагрянет, а у нас касса не ведётся. Директор бы такое устроил - мало бы не показалось.
   Ещё я начисляла зарплату, и работала с банком. С этим особых проблем не было. Но касса! Нет, я поняла, так - невозможно. Я пошла на курсы повышения квалификации, чтобы самой стать Главбухом, и правила себе устанавливать. Уж тогда-то, думалось мне, у всё будет тип-топ
  
      -- Хождение в Главбухах.
  
   После окончания курсов меня по знакомству пригласили работать Главбухом. Работа вначале была - не бей лежачего: совместное предприятие сдавало баланс один раз в год, а поквартально - только справки о налогах. (Да-да, такое действительно имело место). Деятельности практически никакой не было - один фиктивный договор. Учредитель, испанец по имени Карлос, обзавёлся русскими друзьями, и решил с их помощью открыть у нас фирму для юридической поддержки испанцев в России. Карлос и Ко фирму зарегистрировали, сняли офис и набрали персонал - пять девушек, знатоков испанского, и я. Чтобы осуществлять видимость деятельности, придумали простую схему: был подписан договор с фирмой "друга N1" об оказании услуг. Никаких услуг мы ему не оказывали, просто Карлос отдавал "другу N1" наличные, а тот перечислял нам деньги по безналу. Из этих денег платилась аренда, зарплата и налоги. Иностранные клиенты, которых удавалось найти, платили Карлосу наличными в карман, но это меня, как Главбуха, не касалось - я знать ничего не знала, никаких долларов в глаза не видела. Девушки переводили тексты, возили испанцев по делам, помогали снять жильё и открыть своё дело, продлить визу и т.п. Работа кипела, деньги платили, а в бухучёте всё было чисто. Красота!
   Нет, чтобы сидеть и радоваться, так я решила профессионально расти, взяла себе вторую фирму - производство каких-то медицинских приспособлений. Началась реальная работа Глав-ед-буха. Объясняю: Глав-ед-бух - это Главный и единственный бухгалтер, он же кассир, он же кадровик. Иногда даже секретарь.
   Для начала директор, по фамилии Кукушкин, сказал, что взнос в УФ - это материалы, которые они натырили с предыдущего места работы. Никаких документов на эти материалы, естественно, не было. Я понятия не имела, как мне это проводить. Можно ли материалы вносить в УФ, и по какому принципу их списывать потом на затраты? На глазок, что ли? Пришлось принять "решительное решение": списывать в течение 2-х лет равными долями. Спросить-то все равно было не у кого. А Кукушкин говорил так:
   - Ты Главбух, ты и думай. Но, чтобы всё было как надо.
   Какая замечательная фраза! Впоследствии я слышала её не одну сотню раз. А тогда так переживала, глупая...
   Зарегистрирована фирма была в Петроградском районе, за что в те времена надо было требовать удвоения зарплаты. Дело в том, что налоговая инспекция этого района имела очень дурную славу. Подробнее расскажу о ней чуть позже, но впоследствии, если мне приходилось искать работу по специальности, я в объявлении всегда писала "кроме зарегистрированных в Петроградском и Выборгском р-нах"
   Через год Карлос нашёл постоянного клиента. Это был тоже испанец, который решил открыть в России торговую фирму. Звали его Джильберто. Наша задача была фирму зарегистрировать, открыть счёт, работать с таможней и вести их бухгалтерию. Я без сожаления рассталась со своей "халтурной" работой, и взялась за фирму Джильберто, которую он гордо назвал "Спэйн энд спэйн". Зарегистрирована она была в налоговой инспекции Фрунзенского района, обстановка там была совсем другая, и Петроградская налоговая казалась страшным сном. Я снова воспрянула духом, и стала думать, что бухгалтер - не такая уж плохая профессия, просто мне с налоговой не повезло.
   Джильберто осмотрелся и решил, что россиянам остро не хватает европейских тёрок, ручных миксеров и прочей кухонной утвари. Тёрки, которыми пользовались у нас в тот период, были каким-то анахронизмом. Джильберто одним из первых привёз в Россию тёрки со съёмными насадками, которые выдавали фигурно наструганные овощи. Для рекламы продукции фирма "Спэйн энд спэйн" приняла участие в выставке в павильоне "Ленэкспо", наняла персонал - девочек, которые бодро вещали и шинковали лук с морковкой на глазах изумлённой публики. Успех был огромный - тёрки разлетались моментально. Счастливый Джиль (как мы его звали) лично сдал некую сумму в банк, велел перечислить часть денег поставщику, часть - таможне, и улетел.
   Своим представителем он оставил некую даму по фамилии Овцова, которая знала испанский язык и демонстративно не желала связываться с какими бы то ни было бумажками. Я упорно пыталась добиться от неё хотя бы перечня, сколько каких тёрок они продали и по какой цене, но безуспешно.
   - Ах, я ничего в этом не понимаю, вы уж сами как-нибудь решите этот вопрос, - щебетала она при каждой нашей встрече. Она желала быть лицом фирмы и больше ничем себя не утруждать.
   Я продолжала настаивать на получении хоть каких-то сведений, и за три (!) дня до срока сдачи отчёта она осчастливила меня какой-то бумажкой с приблизительным перечнем и ценами, а также вручила мне бумаги из таможни. И никаких пояснений не дала (ах, я ничего не понимаю в бумажках, посмотрите сами). Я начала разбираться, и через полчаса у меня уже волосы стояли дыбом. Позвала Карлоса и наших девушек, чтобы меня проверили, может, у меня поехала крыша? Но нет, всё правильно. Джильберто растаможил по 10 тёрок каждого наименования, а продано было штук по 100. Остальные он взял временно, якобы для демонстрации товара, и продавать не имел никакого права. Но что ему за дело до каких-то дурацких правил! Народу товар понравился, все хотели купить "здесь и сейчас", значит, надо продавать - и вся недолга! А уж как отчитываться - это наша проблема, он же платит нашей фирме за ведение бухучёта, значит, мы и должны его вести. А ещё выяснилось, что даже по этой филькиной бумажке, которую принесла мне Овцова, они получили на выставке денег намного больше, чем сдали в банк. (В те времена ещё не было обязательного ККМ для всех). Остальные деньги Джилька потратил на себя, и, видимо, на Овцову, уж больно она держаться стала высокомерно.
   Пришлось быстренько решать математическую задачу.
   Итак, дано:
   - сдали в банк S рублей. Выдана зарплата (из выручки, тогда так было можно) s рублей. Будем считать, что S+s и есть выручка.
   - продали 98 тёрок первого типа, 108 тёрок второго типа и т.д.
   - продавать вообще не имели права, так как товар не был растаможен.
   Вопрос: что делать?
   И я сидела и высчитывала, сколько должна была стоить какая тёрка, чтобы выйти на исходную сумму. Наши девушки составляли липовые договоры с несуществующими заказчиками, по которым они якобы сделали нам предоплату наличными (тогда было можно), а мы им эти тёрки якобы отгрузим потом, когда растаможим товар. Карлос раздобыл кучу липовых печатей, и мы эти договора проштамповали. Я выписывала липовые приходные кассовые ордера, потом накладные на отпуск товара (пока без даты, чтобы поставить её после получения таможенных деклараций). В результате получилось, что на конец квартала у нас нет никакой реализации, одни авансы. "НДС к уплате в бюджет" получился очень большим, но другого решения я предложить не могла, разве что исправить дату на таможенной декларации своей рукой на более раннюю, или выкинуть банковскую выписку, на которой отражён приход денег, и сделать вид, что никакого прихода не было. Я сказала Джильберто, что "на это я пойтить не могу", а он изволил сильно гневаться, сказал, что я никудышний бухгалтер, раз не могу налоги уменьшить. Пришлось ему сказать, что я не собираюсь ради него сидеть в тюрьме. Переговоры затруднялись тем, что я не знала испанского, а переводчик не знал бухучет. Кое-как я успокоила его тем, что в следующем квартале НДС будет намного меньше.
   Дальше пошло ещё хуже. Товар растаможивался, кому-то продавался, деньги сдавались в банк, а из документов мне доставались только накладные, и то неверно оформленные, без печатей покупателя (!), и далеко не на все проданные товары. Я пыталась говорить с Овцовой, объясняла ей, что не могу отследить движение товара и остаток, что накладные без печати недействительны, но она продолжала меня "не понимать". Мне приходилось опять изобретать новые накладные и подгонять выручку к нужной сумме. Но так не могло продолжаться бесконечно, мне совсем не хотелось отвечать за чужие махинации, и я отказалась от этой работы. Тогда выяснилось, что Овцова только об этом и мечтала, потому что хотела пристроить главбухом в "Спэйн энд Спэйн" свою подругу, и, следуя её рекомендациям, припрятывала нужные для меня документы, чтобы выставить меня перед Джильберто некомпетентным бухом.
   Помнится, подруга Овцовой очень удивилась, что я вообще какую-то бухгалтерию вела. Кроме того, мадам Овцова убедила Джильберто отказаться вообще от услуг фирмы Карлоса, нанять свой собственный персонал, а её, Овцову, назначить директором. Видимо, она нашла какие-то совершенно неотразимые аргументы. Наши девушки были просто счастливы - эти клиенты были совершенно невозможные не только для меня, от них все выли и лезли на стенку. Они были совершенно непредсказуемы, с ними ни о чём нельзя было договориться, они не выполняли наших рекомендаций, а потом предъявляли претензии. И ещё они имели милую привычку являться к нам на встречу без пяти семь (мы работали до семи) и задерживать нас каждый день часа на два. Конечно, клиент всегда прав, но когда мы от них избавились, это был самый счастливый день за последний год. Карлос вскоре женился на русской девушке, и она убедила его свернуть дела в России, и уехать жить в солнечную Испанию. Так что фирма скоро закрылась.
  
   Найти работу для бухгалтера с опытом тогда не составляло труда, и через месяц я уже работала у сирийцев, которые торговали секонд-хэндом: Покупали они его то ли в Дании, то ли в Бельгии, растаможивали и продавали здесь нашим оптовым торговцам. Всё очень просто, но стиль работы точно тот же, что и у Джильберто. Денег в банк сдавалось столько, сколько необходимо для различных платежей, остальное шло в карман или на неофициальные проплаты. Поставщикам платили примерно 30 центов за килограмм, плюс накладные расходы, и себестоимость получалась примерно 50 центов/кг. Моя задача была рассчитать фиктивную цену, по которой мы якобы продавали эту одежду оптовым покупателям. Цена должна была быть такой, чтобы покрывались расходы с налогами, и получалась символическая прибыль. Естественно, количество проданного товара я опять добывала с боем. На самом же деле вещи продавались не на вес, а поштучно, и я даже приблизительно не представляла, какая у них была реальная прибыль. Накладные я выписывала сама, проблема была ещё и в том, чтобы заставить покупателей их подписать (они вовсе не желали показывать даже такие объёмы товара). И опять, конечно, языковой барьер - арабского языка я не знала, они не знали русского, на переводчиков они скупились, нанимали других арабов, которые без конца менялись, а по-русски изъяснялись с большим трудом.
   Чего только из-за этого не случалось! Например, один из них как-то сказал мне "Приезжайте завтра с утра в ОВИР, хозяева тоже туда приедут". А оказалось, что он имел в виду "Приезжайте завтра с утра на работу, встретитесь тут с хозяевами и вместе поедете в ОВИР". Действительно, подумаешь, какая разница! Соскучиться с ними было невозможно, только эмоции в основном отрицательные - стресс, плавно (или не очень) переходящий в другой стресс, и так без конца. Хроническое предынфарктное состояние. Поработала я там около года, ещё и халтуру взяла - тоже оптовая торговля, правда с русским хозяином, но проблемы те же:
   - Смухлюй там как-нибудь, чтобы никто ничего не обнаружил. Что? Ты мне говорила, КАК я должен оформлять бумаги? Ой, я совсем забыл, оформил не так, но ты уж придумай сама, что тут можно сделать.
   При всём том, многие руководители искренне считали, что Главбух прекрасно обойдётся без компьютера, незачем тратить деньги на это. "Ты и так только бумажки перекладываешь, работаем-то мы. А с компьютером тебе вообще делать будет нечего, только на кнопочки нажимать". Сейчас-то редко кто без компьютера бухгалтерию ведёт, а тогда я на свои деньги себе и компьютер купила, и бухгалтерскую программу. Одна радость - работала дома. Тогда опытных бухов было меньше, чем требовалось, и я могла выбирать себе работу.
   Как-то раз я как-то увидела рекламу какой-то бухгалтерской программы, то ли 1С, то ли ещё какой, и там была изображена молодая цветущая женщина, которая уходит с работы без пяти пять (имелось в виду вечера, а не утра) и имеет на редкость беззаботный вид. Подпись под рисунком гласила "Бухгалтер - это захватывающая жизнь!". Я так смеялась, когда это увидела, всё хотелось дописать рекламный слоган чем-то вроде "Вы даже не представляете себе, НАСКОЛЬКО она захватывающая!". Чего стоило, например, удовольствие самой возить деньги в банк! Одна, на метро (даже на такси денег жалели!), а потом пешком - через дворы, через скверы. И под свою полную ответственность.
   Кстати, в тот период произошёл один жуткий случай. Одна такая бухгалтерша везла в метро деньги, и, когда она пыталась войти в вагон, двери закрылись, и прищемили сумку с деньгам. Сумка внутри, тётка - снаружи. Машинист почему-то не доглядел, и поезд тронулся. Бедняга не выпустила сумку, и бежала за вагоном до тех пор, пока не врезалась в арку (или как там называется проём при въезде в тоннель). Женщина погибла, но, возможно, для неё это было лучше, чем остаться в живых, но потерять сумку. Надо полагать, что вести деньги в метро она не сама захотела, просто хозяева экономили. А если за свой счёт ездить на такси 3-4 раза в неделю, то никакой зарплаты не хватит.
   В общем, я сделала вывод, что это не отдельные досадные недоразумения, это и есть суть работы Глав-ед-буха. Постоянное напряжение, неизвестно, с какой стороны ждать подвоха - то ли от директора, то ли от налоговой, то ли от банка, уйти в нормальный отпуск невозможно (кто же платёжки в банк печатать будет? вдруг вопрос какой возникнет? вдруг налоговая проверка придёт? Нет уж, несколько раз возьмёшь денёк-другой и хватит, такая уж у твоей работы специфика...)
  
   4. Специфика работы, или кто быстрей сведёт с ума.
  
   Банк. Вроде бы, чего проще: печатай платёжки без ошибок, заполняй чеки правильно, привози всё вовремя, а не перед закрытием банка, и на этом участке проблем не будет. Хи-хи-хи! Больше всего меня убивал кассовый план. На два квартала вперёд я должна была расписать, сколько наличных денег и когда фирма собирается сдать и получить. И какую выручку ожидает по безналу. А я откуда знаю? Мне что, директор свои планы пересказывал? Да он и сам понятия не имел, кто когда что оплатит. Те времена были, мягко говоря, смутные, и надеяться на получение оплаты в срок могли лишь клинические оптимисты. Мы отгрузили товар - нам не заплатили, обычное дело! Когда заплатят, тогда и зарплату раздадим. (Поэтому и работали все на трёх работах - хоть где-то да заплатят, и дома будет обед). А банк сердился:
   - Как же так, Вы указали такую сумму выручки, а пришло в два раза меньше! Вы писали, что планируете столько-то денег на зарплату взять, а теперь берёте меньше! Безобразие! Пишите объяснительную на имя управляющего!
   И я писала, что ещё оставалось делать? Так и так, мол, простите нас, дураков грешных, покупатель подвёл, мы больше не бу-у-удем...
   Ходила я в банк по мере надобности, обычно раз в неделю. Заходить туда без нужды не было ни времени, ни желания. И вот типичная ситуация: прихожу я платёжки срочные отдать, и вдруг выясняется, что у банка с сегодняшнего дня реквизиты поменялись (а что такого? Мы аж три дня назад объявление вывесили!). Значит, платёжки все недействительные, у меня их не примут, и деньги в срок не уйдут. Директор начинает с меня стружку снимать: я, дескать, должна была заранее побеспокоиться. А ведь неделю назад никаких объявлений не было. Мне что, каждый день в банк ходить и смотреть , не ожидается ли каких изменений? Покажите мне такого Главбуха. Если на предприятии есть кассир, он, может, и зайдёт, а Глав-ед-буху и текущих дел хватает, где уж тут впереди паровоза бегать.
   Налоговая инспекция.
   Особенно Петроградского района. Не знаю, как там сейчас, но тогда это был кошмар бухгалтеров. Инспекторш там было гораздо меньше, чем надо, поэтому они не успевали принять всех желающих. После работы они, естественно, не задерживались, и те посетители, кто не успел решить свои вопросы, перетекали на следующий день. Первый раз я отстояла часа четыре. Когда же до меня дошла очередь, поняла, почему так медленно принимают: инспекторши постоянно прерывались и оживлённо беседовали между собой, выходили покурить, пили чай, так что и без того немаленькая очередь ещё и текла очень медленно. Помещения для посетителей были очень маленькие, "моё" представляло собой комнату примерно 4*5 м2 , где на стульях сидело человек десять, а остальные человек двадцать-тридцать стояли. А перед некоторыми дверьми даже холла не было, все толкались в коридоре. Инспекторши вели себя по-хамски, но жаловаться никто не смел: испортишь отношения - получишь ещё и от своего директора. Бедные Главбухши не знали, как и задобрить этих мегер. Те запросто могли принять в дар всякие духи-конфеты, но это никак не отражалось на дальнейшем отношении. Говорили, что зарплаты у них маленькие (взятки получали те, кто рангом повыше, а не рядовые инспекторы), работы много, поэтому желающие там работать в очередь не выстраивались. Зато те дамы, что там работали, могли себе позволить вести себя как угодно. Даже если бы на кого и пожаловались, начальство бы закрыло глаза. Ну, может быть, сказало бы нечто вроде "Ай-яй-яй, ну что ж ты так", но больше ничего бы не было.
   Чтобы сдать баланс в положенное время, надо было пойти и записаться у своего инспектора на какую-нибудь дату, желательно после 15-го, чтобы было время успеть всё подготовить. Если предприятие небольшое и директор не менял без конца свои решения, то успеть было можно. Но если инспектору не понравится какая-нибудь цифра, он баланс не принимал и отосылал переделывать. А повторно записаться было невозможно: всё уже расписано до 29-го включительно. Оставалось 30-е число. Тогда приходили всё остальные: Главбухи больших предприятий, которые еле-еле успели к 30-му; Главбухи, у которых не приняли отчёт с первого захода; и просто те, кто всегда тянет до последнего.
   Что творилось в этот день - уму непостижимо. Однажды и мне посчастливилось испытать это счастье на своей шкуре: мне завернули обратно мой отчёт, и пришлось 30-го идти на штурм. Налоговая открывалась с девяти часов. Я приехала к семи, но очередь уже клубилась на лестнице. Причём в этой толпе надо было найти "своих", то есть тех, кто стоял к "моему" инспектору, и держать их в поле зрения. К девяти часам стояли уже как в метро в час пик, захочешь - не упадёшь. Иногда приходилось сжиматься ещё больше, чтобы пропустить сквозь толпу на работу какого-нибудь инспектора. В девять открыли двери, и обезумевшая толпа рванулась внутрь. За несколько минут нужно было решить ряд стратегических задач: ворваться вместе с толпой и не позволить себя размазать об косяк, сохранить при себе сумку и папку с документами, добраться до нужной двери, найти "своих" и вцепиться в них намертво. Минут десять-пятнадцать царил хаос, потом как-то всё устаканилось, сформировались очереди. К каждому кабинету три - четыре "хвоста", по количеству инспекторов. Начался приём. Очередь шла медленно, приходили всё новые и новые желающие сдать отчет, количество народу увеличивалось, нарастала давка. Каждый вновь прибывший продирался сквозь толпу в поисках нужного кабинета, те же, кто уже стоял в своей очереди, думал только о том, что, чтобы не потерять из виду впередистоящего. Духота, давка, запах пота, отойти в туалет - немыслимо (потом в жизни свою очередь не найдешь). Появились жертвы - некоторым становилось плохо, их поднимали, кое-как выпинывали на лестницу и оставляли на произвол судьбы, авось не помрут. Кто ж оставит свою очередь, чтобы бегать куда-то скорую вызывать! (Тогда мобильников ещё не было.) Пришло время обеда, и инспекторши заперли двери в кабинеты - спасибо, на лестницу не выгнали. Напряжение усиливалось. Со всех сторон слышалось "вы куда?", "вы за кем?", "вас тут не стояло". Одну находчивую дамочку, заявившую, что ей можно без очереди, потому что у неё "пустой" баланс (не было деятельности в прошедшем квартале) чуть не разорвали в клочья. После обеда приём пошёл чуть быстрее, но и давка стала ещё сильнее, все боялись, что не успеют пройти до пяти, и норовили протиснуться поближе к дверям - вдруг да повезёт, и удастся прорваться вне очереди. Но у двери тоже не дремали, готовы были зубами защищать своё место. Около четырёх я ввалилась в кабинет уже почти в невменяемом состоянии. Если бы что-то забраковали в моём отчёте, я бы, кажется, выбросилась из окна. Отчёт у меня всё-таки приняли, я вышла и вступила в последний бой: надо было пробиться сквозь толпу и выйти вон. Я долго продиралась, придерживая сумку, потом еле-еле выдавила себя на лестницу, где тоже была толпа. Налоговая находилась на пятом этаже, очередь опускалась до второго, было уже полпятого, на что они рассчитывали, я не знаю. Перед выходом на улицу я обнаружила, что от моего пиджака оторваны с мясом две пуговицы. Я достала зеркальце и взглянула на себя: волосы торчат во все стороны, тушь размазана, рожа красная, в глазах - безумие. С улицы вошёл какой-то парень, глянул на меня и спросил:
   - Что с вами, девушка? Вы что, с побоища возвращаетесь?
   - Ага. Почти, - буркнула я в ответ, пытаясь хоть как-то привести себя в порядок.
   Я помусолила палец, стёрла тушь под глазами и со щёк, кое-как причесалась, сняла раскуроченный пиджак и вышла на Большой проспект. Было лето, жарко светила солнце, по улице шли улыбающиеся люди, а я еле тащила ноги. Впереди был ещё втык от директора за то, что ему пришлось меня долго ждать. И какой чёрт понёс меня в бухгалтера?..
   Чтобы быть справедливой, скажу, что такое было не во всех налоговых, только в "Петроградской" и "Выборгской". В "Выборской" я сама не была, но много о ней слышала. Помнится, одна женщина рассказывала, что её инспекторша, сильно осерчав, бросила ей бумаги в лицо. А что? Вполне может быть, я бы не удивилась.
   Говорят, сейчас там совсем не так, всё изменилось в лучшую сторону, но я до сих пор, проходя по Большому проспекту ПС мимо двери в налоговую, я вздрагиваю и мысленно осеняю себя крестом.
   Сейчас можно вообще баланс по почте посылать, главное - успеть 30-го числа до восьми вечера, а потом можно придти в налоговую с исправлениями. Поэтому директор может не считаться с тем, что Главбух делает баланс, и загружать его по полной программе даже в конце отчётного периода. "Подумаешь, почта работает до восьми, успеешь". Я сама пару раз видела на почте хвост из нервничающих тёток, и удивлялась про себя: "Что это с ними? Всем приспичило сегодня письма отправлять? Вчера никого не было, с чего вдруг сегодня?.. Ах, да! Это же Главбухши! Свят-свят-свят, спасибо, Господи, что мне сюда не надо!" Кто никогда Главбухом не был, может подумать, что они сами виноваты, можно было сделать всё пораньше. Но лично я прекрасно представляю себе, почему тут столько народу. Бывают вопросы, которые нельзя решить без участия директора, нужно его заловить и заставить плотно посидеть и подумать. Когда до срока сдачи отчёта ещё несколько дней, директору лень, и он всё время отвечает: "завтра-завтра". Но по закону подлости, чем меньше остаётся времени, тем больше случается непредвиденных дел, а директора не желают считаться с обстоятельствами, и даже не пытаются временно обойтись без Главбуха. Баланс делается урывками, поздними вечерами и в выходные дни, и на почту бедная женщина отправляется в последний день в 19-00. И в последний момент обнаруживает, что на служебной машине укатил директор (обещал машину оставить, да забыл - с кем не бывает!). Главбух должен обладать железным характером, чтобы заставить директора с собой считаться. Но - странное дело! - почему-то хозяевам такие "бухи" не нравятся, они предпочитают брать более покладистых, которые будут молча страдать и наживать себе неврозы.
   Фонды. (Медицинского страхования, Пенсионный, Социального страхования). Отчёты сдавались раз в квартал, отчёты простые, делать их по сравнению с балансом - это просто отдых. НО: балансы сдаются всё-таки по районам, а не весь город в одну налоговую инспекцию. А отчёты в фонды - увы! - принимаются централизованно. Когда я работала мученицей бухгалтерии, надо было объехать все фонды, и в каждом отстоять гигантскую очередь, ведь "бухи" всех предприятий города стояли там же! Очередь была как когда-то в Мавзолей, хотя двигалась быстро. Но часа три стояния в каждый фонд были обеспечены. Проходящий мимо народ сразу вспоминал советскую власть и спрашивал:
   - За чем очередь? Что дают?
   А, узнав в чём дело, крутили пальцем у виска. В принципе, они были недалеки от истины.
   Китайская грамота.
   Выходит новый закон (подзаконный акт, инструкция, Письмо Госналогслужбы или Минфина и т.д., или "изменения и дополнения" к предыдущим редакциям этих документов). Они пишутся таким языком, что есть большая вероятность не уяснить, относится это новшество к тебе или нет. "Бухи" читают до рези в глазах, советуются друг с другом, приходят к какому-то заключению и вносят изменения в свой учёт. Но уверенности в своей правоте нет. Налоговики не обязаны давать консультации, а если и дадут, то они не отвечают за последствия. (То есть, если они сами что-то не поняли и Вам неправильно объяснили, нельзя им потом сказать: "Ну, как же так, Вы же сами нам сказали так делать!"). И вот, ведёт Главбух учёт, ведёт, и вдруг выходят в свет подробные разъяснения о методе применения нового закона. И окажется, что учёт вёлся неправильно, и теперь надо задним числом всё переделывать. Хорошо, если квартал ещё не кончился и можно штрафов избежать! А если разъяснения вышли в следующем квартале? Или вообще в следующем году?
   Лично у меня был случай, когда я долго считала, что наша продукция вся облагается НДС, а потом выяснилось, что часть не облагается. Значит, мы целый год переплачивали НДС в бюджет. Непосвящённый человек может подумать так: "Ну, переплачивали - и переплачивали, можно пересчитать. Не недоплачивали же!" Ха-ха. На самом деле переплата - действительно наше личное горе, её даже можно будет потом перезачесть. Но, облагая НДСом всю продукцию, мы - о, ужас! - ЗАНИЖАЛИ ПРИБЫЛЬ!!! Бюджет недополучил налог на прибыль! Штраф вам! Пени! (То, что другой налог платился с избытком, не имело никакого значения для смягчения наказания). Могу сказать, что нормативные документы я читала внимательно, и по поводу той части продукции, которая не облагалась НДС, я долго думала, искала разъяснения, относится эта льгота к нам или нет, и с налоговым инспектором обсуждала этот вопрос. Но вразумительные пояснения вышли через год. Кто виноват в ошибке? Риторический вопрос, конечно, я!
   Вообще-то, насколько я помню, все законодательные нововведения в бухучёте постоянно усложняли работу. Называлось это "мы приводим российский бухучёт к западным стандартам". Но странная вещь: на западе в небольших компаниях учёт ведётся элементарно, с этим справляется один человек без особого труда, ему не нужно проявлять чудеса изобретательности, он получает первичные документы, ведёт несложный учёт. Обычная рутинная работа. У нас же даже так называемая упрощёнка требует большой изощрённости и постоянно усложняется, а об обычном учёте и говорить нечего. Когда я работала, я вела только один учёт - бухгалтерский. А сейчас, насколько я знаю, ведётся два учёта - бухгалтерский и налоговый. В общем, упрощается работа с каждым годом.
   И другие радости.
   Могут вдруг всех обязать пройти перерегистрацию из ТОО в ООО, АОЗТ в ЗАО и т.п., и снова очереди, хождения по кабинетам, заполнение бесконечных бумажек. Ясно, кто этим всем занимается, остальным всем некогда, они работают, а мы только бумажки перекладываем.
   Был момент, когда всех обязали получить ИНН и свидетельство о регистрации в Пенсионном фонде. Вроде бы каждый должен был индивидуально это всё оформлять, но всем было недосуг. Потом срок оформления подошёл к концу, работодатели спохватились, и решили оформить всех работников оптом. Кто этим занимался? Правильно, кто же ещё! А текущую работу никто не отменял. Днём несчастные "бухи" стояли в очередях, по вечерам и выходным работали.
   Замы и прочие помощники.
   Бывало так, что хозяева соглашались нанимать для меня помощницу, которые бывали двух видов - неопытные, но умные, и неопытные и глупые. С первыми работать легче, но они, набравшись опыта, уходили работать Главбухами на другие предприятия. Это было очень приятно - промучившись с девушкой несколько месяцев, остаться в результате без помощницы и начинать всё сначала. Вторых никто в Главбухи не зовёт, но от них никогда не знаешь, чего ожидать. Я предпочитала брать не слишком амбициозных, но старательных женщин с маленькими детьми. Им было не до того, чтобы делать карьеру, и они старались всё выполнять как надо, потому что дорожили рабочим местом. Я их учила разным несложным вещам - начислять зарплату по окладу, печатать платёжки, делать разные несложные справки и использовала их как курьеров. Но дать дельный совет по работе такая помощница не могла. Чтобы иметь хорошего зама, который не сбежит, ему надо хорошо платить, чуть-чуть меньше, чем Главбуху, а на это директора не шли. Такое возможно на крупном предприятии, где большой штат бухгалтеров, и умный директор, который понимает, что важно - иметь в штате человека, способного в случае чего заменить Главбуха. Только вот, на всех Главбухов не хватает хороших директоров.
  
   5. Случаи из практики.
  
   Диагноз налицо.
   Отстояла я как-то очередь в Фонд медицинского страхования, сдала отчёт, выбралась на улицу, иду и думаю: то ли ехать в Фонд социального страхования, отстоять там хвост (но ведь могу и не успеть до закрытия), то ли перенести это дело на завтра, а сейчас ехать на работу, баланс доделывать (а вдруг директор к чему-нибудь припашет, тогда и с балансом не поработаю, и отчёт в Соцстрах не сдам), то ли ещё что-то сделать (не помню уже, что). И вот иду это я в сторону метро, народу кругом много, и тут одна женщина подходит ко мне, и спрашивает:
   - Я в Медстрах правильно иду?
   - Да, - отвечаю я, и вдруг как просыпаюсь. - Откуда Вы взяли, что я оттуда иду?
   - А, - махнула рукой женщина, - сразу видно. Только у бухгалтеров бывают такие лица.
   (Да, сейчас все эти "страхи" объединили в Единый социальный налог, но работы почему-то меньше не стало.)
  
   И не только налицо.
   Стала я внимательно смотреть вокруг себя, и поняла, что та женщина права. Я и сама без труда выделяла из толпы "своих". И даже необязательно по лицам. Например, ехала я на семинар по налогообложению в какой-то зал в Пулковской гостинице. Я в том зале никогда не была, гостиница большая, даже не знаю, с какой стороны подходить, чтобы тот зал найти. Вышла я из метро "Московская", до гостиницы идти минут двадцать, вокруг толпы народу. Огляделась я, и поняла: впереди три тётки идут туда же. Мы не были знакомы, я их увидела со спины, объективно говоря, они ничем не выделялись, но я же их узнала! И не ошиблась, пошла за ними и пришла прямо в нужный зал. Это меня сильно огорчило. Я понимаю, когда в толпе видно военных или учителей со стажем, но чтобы у меня в 25 лет была на лбу печать "Главбух девяностых" - это уж слишком! Типичные Главбухи старой формации были этакие властелинши - толстые тётки с громовым голосом, Главбухи девяностых в большинстве своём напоминали заезженных кляч. (Я, конечно, встречала несколько исключений, о них расскажу чуть позже).
  
   Половая принадлежность.
   Однажды я разговаривала с шофёром, который работал в какой-то автобазе. Он жаловался мне, что трудно работать в чисто мужском коллективе: шофёры, работники ремзоны, колонные, прочие начальники - одни мужики. Я удивилась:
   - Что, совсем нет женщин?
   - Да какие там женщины, одни бухгалтера! - был ответ. (Какая у меня профессия, он не знал, и оскорбить меня вовсе не хотел)
  
   Обокрали? Платите налог на прибыль!
   Вот история одной Главбухши, у которой возник неразрешимый конфликт с налоговым инспектором. В фирме случилось ЧП - влезли воры, что-то там украли. Вызвали милицию, составили акт, всё как полагается. Главбух отразила убытки и пошла сдавать баланс. Не тут-то было! Инспектор заявила:
   - Не приму баланс с убытками, и всё тут! Показывайте эту сумму как "Расходы будущих периодов" и списывайте постепенно на затраты.
   Главбухша отвечает:
   -Какие же это "расходы будущих периодов"? Это убытки, хоть в каких нормативных документах читайте!
   - Не приму баланс с убытками. Убирайте их, куда хотите, показывайте прибыль, заплатите налог на прибыль и приходите.
   А Главбух не может так сделать, даже если захочет - ей директор за это голову оторвёт, и будет прав. Она отправляется искать правду у начальника налоговой инспекции - а тот в отъезде! (Естественно, где ж ему быть в отчётный период!) К начальнику начальника она пройти не может, надо соблюдать порядок: инспектор - начальник - начальник начальника, через голову нельзя, даже разговаривать не будут. К концу месяца начальник появляется, но приём не ведёт, у него много дел накопилось. Потом выделяет-таки один приёмный день, эта женщина прорывается к нему, а он говорит, что не может сейчас этот вопрос решить. И всё. Срок сдачи баланса истекает. А срок сдачи НДС истёк ещё раньше. А это означает штраф и разнос от своего шефа (Договориться не можешь, какой ты, к чёрту, Главбух!). Чтобы сдать баланс позже, нужно оплатить налоги (на что не согласен директор) и получить разрешение начальника налоговой. А директор весь штраф решил взыскать с Главбуха. В общем, бедная женщина! Не знаю, что с ней стало, больше мы ни разу не сталкивались. Конечно, она была права, это были именно убытки, но, видимо, в тот момент в налоговой действовало негласное указание балансы с убытками не принимать. Это, конечно, незаконно, но при чём тут Закон?
  
   Мы допустили ошибку? Значит, Вы должны заплатить щтраф!
   В налоговую вообще лучше ходить со своей валерианкой. Не самой, так кому-нибудь другому пригодится обязательно. Пришла я как-то туда по пустяковому поводу - за какой-то справкой. Пришла, естественно, в часы работы канцелярии. Справку мне даже дали, но её требовалось подписать у инспектора, который отслеживает поступление от нас налогов. (Кстати, почему, если у меня неуплата по какому-то налогу, я не могу получить справку о регистрации в налоговой инспекции? Теоретически, конечно, могу, а вот на практике - извините). Инспектора в приёмные часы на месте не оказалось, пришлось ждать до обеда, пересиживать обед и только потом получить заветную подпись. В тот раз мне повезло, я особо никуда не торопилась, а вот женщина, которая ждала вместе со мной этого же инспектору, была в невменяемом состоянии: сначала бегала туда-сюда по коридору, пытаясь высмотреть нужного инспектора, потом села и принялась стонать и раскачиваться из стороны в сторону. Я спросила её, что случилась и у неё началась истерика. После того, как я угостила её валерианкой, она рассказала мне свою беду.
   Сдала она баланс, заплатила налоги во все фонды-бюджеты, и жила себе спокойно (насколько это возможно для Главбуха), как вдруг налоговая арестовала их расчётный счёт за неуплату налогов. Все деньги со счёта были сняты. Главбухша в ужасе побежала в налоговую выяснять, в чём дело. Три дня её футболили от инспектора к инспектору, от начальника к начальнику (было лето, пора отпусков), за это время на их расчётный счёт поступил крупный платёж, который был тут же снят и перечислен в бюджет. Хозяин фирмы рвал и метал, обещал ей страшные кары. Только на четвёртый день она добралась до правды. Дело в том, что налог на прибыль (и некоторые другие налоги тоже) частично перечисляется в федеральный бюджет, а частично - в территориальный. Главбухша перечислила всё куда положено, обе платёжки из банка пришли в налоговую, а инспекторша обе суммы вписала как перечисленные в федеральный фонд. В итоге по федеральному фонду у предприятия получилась переплата, а по территориальному недоимка. А другая инспекторша, недолго думая, выставила платёжное требование в банк. Имеющиеся на счёте деньги сразу сняли, а на оставшуюся часть каждый день начисляются пени. Работа фирмы парализована, убытки растут, хозяин в ярости. Главбухша днюет и ночует в налоговой, чтобы собрать необходимые подписи и разрешения на то, чтобы сняли арест со счета и перестали начислять пени, но остановить эту махину не так легко, как запустить. Допустим, налоговая признает свою ошибку, снимет арест со счёта, а деньги? Сумма-то приличная. Попробуйте выцарапать что-нибудь у государства обратно. Налоговая предлагают оставить всё как есть, отразить в бухучёте как переплату по налогу, и постепенно перезачитывать эту сумму. А пени кто вернёт? Хозяин сказал, что все убытки с Главбухши спишет (знакомая история!).
   - Что делать, что делать? - рыдала несчастная жертва.
   А что я ей могла сказать? Поутешала, да пошла восвояси. К сожалению, на её месте мог оказаться кто угодно.
  
   Сдать отчёт и умереть с чистой совестью.
   Во время стояния в "очередной" очереди я видела женщину, которую увезли на "скорой помощи" в бессознательном состоянии. Причиной был не сердечный приступ или что-то в этом роде, а аппендицит, переросший в перитонит. Заменить её было некому, она была единственным "бухом" в фирме, несданные вовремя отчёты привёли бы к штрафам для предприятия, и к увольнениям для неё. И она "героически" терпела боль, и успела всё сдать, этот отчёт был последним. Не знаю, выжила она или нет, но очень сомневаюсь, что в случае удачи директор из благодарности оплатил ей больничный за длительные период, или случае НЕудачи дал денег на могильный памятник.
  
   6. Прощай, бухгалтерия! (Или как избавиться от "замечательной работы")
  
   В общем, решила я из Глав-ед-бухов уходить. Но не тут-то было! Звоню по объявлению "требуется второй бухгалтер", рассказываю о себе. И начинается:
   - А почему Вы хотите пойти вторым? Вы же столько лет работали Главным!
   Что тут можно ответить? Что я хочу выполнять свою работу, но не хочу отвечать за всё-всё всё, и хочу по ночам спокойно спать, и не просыпаться в ужасе, что я что-то не учла, и теперь предприятию грозит огромный штраф и пени? Я несколько раз пыталась это объяснить, но безуспешно. По глубокому убеждению директоров и других Главбухов, это желание свидетельствовало либо о моей полной профнепригодности, либо об умственной неполноценности, либо о наличии каких-то скрытых пороков, например, хронических запоев. В то, что женщина может добровольно уйти на более спокойную, но менее оплачиваемую работу, никто не верил. "Нет, что-то тут не так", - было написано у каждого на лбу. И всегда следовал отказ. Почему-то они предпочитали вторым бухом брать девочку после института, или вообще после курсов, а мне иногда предлагали пойти Главбухом к их знакомым или в их вторую фирму и не валять дурака.
   Даже родные и знакомые отказывались понимать моё столь "странное" решение.
   - У тебя хорошая, высоко оплачиваемая работа, чего тебе ещё надо? В любой работе есть какие-то заморочки.
   Отвечаю:
   - Я хочу летом уходить в отпуск, и не думать в отпуске о работе. Я хочу перед сном читать книги, а не "Изменения и дополнения к Письмам Госналогслужбы". Я хочу 31-го декабря к Новому Году готовиться, а не пялиться в компьютер, отслеживая, не прислала ли какая-нибудь скотина деньги на наш счёт. (Есть такая возможность в системе "Банк-клиент". Если на конец года на расчётном счете будет крупная сумма, это сильно увеличит наши налоги, поэтому, если кто кинет деньги к нам на счёт, надо немедленно кинуть их дальше - поставщику, арендодателю, ещё кому-то, и пусть дальше у него голова болит. Поэтому обычная картина перед Новым Годом: все, как люди, или уже дома сидят, или на работе празднуют, одна я, как пария, в обнимку с компьютером сижу. И все так сочувственно-сочувственно говорят, чтобы я присоединялась к ним. Я-то могу, да вот только вот знаю, что будет, если не услежу за счётом). А ещё я хочу ребёнка родить, и воспитывать его, для этого время нужно, и силы, и нервы тоже. Я понимаю, что работодателю до этого дела нет, но почему вы-то не хотите меня понять? Ведь мы друг другу не чужие, почему вам-то безразлично, как я морально чувствую себя? Я на этой работе жду не пятницы, я пенсии по старости жду с нетерпением! Разве это нормально?
   Ответы были все одинаковые:
   - Глупости. В любой работе есть свои неприятные стороны.
   - Хорошо. Назови мне хоть одну приятную в моей работе. Зарплату можно получить и в другом месте, назовите мне что-нибудь ещё.
   - Ерунда, глупости, слушать противно.
   Или:
   - А вот Вера (Маша, Даша работает) - и ничего.
   Отвечаю:
   - А ты помнишь, что у Веры в 43 года за плечами уже три(!) микроинсульта? А это нормально, что Маша своего ребёнка видит только спящим, и ещё по выходным, если не надо на работу бежать?
   -... (Следовал перевод разговора на другую тему, через некоторое время разговор возобновлялся с теми же словами и аргументами).
   В результате, промучилась я на этой работе до рождения ребёнка, и больше никогда к бухгалтерии не возвращалась. Но ещё долго возникали неприятные разборки со знакомыми, которым нужен был Главбух из "своих", и которые искренне недоумевали, почему я отказываюсь от их заманчивых предложений. Причём доходило до смешного. Идёт такой человек в налоговую инспекцию по своим личным делам - например, сдать свою налоговую декларацию. Вернувшись в растрёпанных чувствах, звонит мне:
   - Ужас какой! Народу тьма, кругом очереди, поди разберись куда идти! Декларацию заполнил с третьего раза, там такие формулировки, совершенно непонятно, что в какую графу писать, кошмар, как люди бухгалтерами работают!
   - А я что тебе говорила? Ты туда ходишь раз в году, а я - каждый месяц НДС сдавала, и плюс баланс каждый квартал. И каждый раз по новым правилам.
   - Да, теперь я понимаю. А, кстати, у меня знакомый есть, у него склад и два магазина, так он Главбуха ищет.
   - Ну и что?
   - Как что? Так ведь ты же работала, у тебя опыт есть, иди, пока не разучилась!
   - Иди сам. Или жену свою в Главбухи посылай.
   - При чём тут моя жена? У нас ребёнок маленький, с ним заниматься надо, ему мама нужна.
   - А моему, значит, не нужна?
   - Так пусть с ним бабушка сидит.
   - У вас тоже бабушка есть, вот пусть с твоим и сидит. А я до трёх лет сама с ребёнком своим посижу, заодно и занятие себе другое найду, чтобы мне нравилось, и чтобы и на ребёнка время оставалось.
   - Нет, ты не права. Хорошая работа, не понимаю, чем тебе не нравится?
   - А уже тебе говорила раз сто, не меньше, у меня уже язык отсох. В общем, я скорее корзинщицей в магазин пойду, чем Главбухом.
   - Но почему?!!
   - Тьфу!..
   И так много-много раз, со многими-многими людьми, как будто я говорю по-китайски. Кроме мужа, никто не соглашался со мной, пришлось поставить каждому "воспитателю" ультиматум: либо ты прекращаешь этот разговор, либо я прекращаю наше знакомство. И действительно, часть знакомых отвалилась - не могли отказать себе в удовольствии давать "мудрые" советы.
  
   7. Исключения из правил.
   1. Одногруппница Ленка. Она начинала так же, как все в те годы - закончила институт, курсы и - вперёд! Места работ меняла постоянно, каждый раз улучшая условия оплаты. Через несколько лет возглавила большую бухгалтерию, получила сертификат бухгалтера, вошла в какую-то ассоциацию бухгалтеров, и продолжила менять свои "работы", но уже на другом уровне. Сейчас она работает Главбухом в ОЧЕНЬ солидной фирме, которую знают все благодаря телевизионной рекламе. Фактически она давно уже Финансовый директор, Главбухом только называется. У неё большая бухгалтерия, хороший зам, а она их работу контролирует. Фирма богатая, платит хорошо, все бухгалтерши за своё рабочее место зубами держаться, и работу выполняют замечательно. Баланс делает зам, а она отслеживает изменения законов, анализирует рентабельность, изменение затрат и пр. И она всё успевает: работает до 17-30 и всё. А ещё ходит в бассейн, на фитнес, летом отдыхает 3 недели подряд и при этом у неё хорошая семья.
   Но дело в том, что Ленка очень умная. Мы вместе учились, и я помню, как она быстро соображала, и какая у неё была память. Такая голова, как у неё - действительно большая редкость. И плюс к этому ещё внешность, умение безукоризненно одеваться и выгодно подать себя. А ещё работоспособность и огромная пробивная сила. Таких людей мало, она была своего рода звезда.
   Я тоже пыталась выбиться в Финансовые менеджеры. Пусть в небольшой фирме. Хотела на основе данных бухучета проводить финансовый и экономический анализ, мне это казалось более интересным. Бухучёт я знала, курсы финменов закончила, но не хватило напористости. Куда бы я не совалась, везде на эту должность брали своих, или молодых людей после института с большими амбициями. А мне предлагали быть Главбухом. Всё правильно, своим или молодым да ранним - интересную работу и меньшую ответственностью, а весь геморрой - мне. Иногда, правда, предлагали быть и тем и другим. Обработать всю первичку, сделать баланс, сдать его, а потом уже финансово анализировать сколько душе угодно. Я отказалась. А Ленку нельзя было задвинуть, уж если она решила, что хочет занять это место - она его займёт. Кто обладает такими данными, тому есть смысл попробовать себя на этом поприще.
   Люди обычные (я не говорю тупые и ленивые, просто не обладающие феноменальными способностями и пробивным характером) таких высот могут достичь только при наличии связей. Можно хоть после института устроиться финансовым директором к хорошему знакомому. Сначала такого "директора" будут опекать и всему учить на практике, а потом можно уже и самостоятельно работать. А если пробиваться снизу, то, скорее всего, застрянешь на стадии Глав-ед-буха небольшой фирмы, со всеми вышеизложенными прелестями.
  
   2. Одногруппница Ника. Она работает Глав-ед-бухом в не очень большой фирме, работы много, сидеть приходится с 9-00 до 21-00, и субботу тоже, отпуск урывками, в общем, всё как положено. В помощницах у неё только кассирша. Но Ника очень довольна.
   По способностям Ника с Ленкой и рядом не стоит. Зато она - трудоголик. Это было ясно ещё в институте. Мы встречались в конце лета по каким-то делам, и она, радостно потирая руки, говорила: "Хорошо, что каникулы кончились. Надоело бездельничать!". Она вышла замуж, и даже во время "медового месяца", по ночам писала реферат по какому-то второстепенному предмету, в объёме в 2-3 раза больше, чем требовалось по программе, в то время как муж её упорно дожидался. У них родился сын, и она сразу же отдала его на воспитание своей маме, чтобы не прерывать учебный процесс. Она ни разу не пропустила лекцию, чтобы сходить посмотреть, как там ребёнок (жила она рядом с институтом). Через два года муж от неё ушёл, она прокомментировала это так : "И слава Богу, только работать мешал по вечерам". Она не провожала сына "первый раз в первый класс" - времени не нашлось, да и зачем? Бабушка прекрасно сама справится. Зато у неё много работы. Она её делает, доделывает и переделывает по 10 раз (по вышеуказанным причинам), и совершенно счастлива.
  
   3. Одногруппница Даша. Трудолюбива, но в меру, способности обычные. Имеет состоятельного мужа. В сентябре-октябре берёт новую (только открывшуюся) фирму, ведёт там бухучёт, в начале июня увольняется и едет с детьми на юг. Трудовая книжка лежит в фирме у мужа. Сначала дел у фирмы немного, налоговая с проверками тоже сразу не прибежит, а когда прибежит, Даши там уже не будет. Она искренне убеждена, что Главбух - очень хорошая профессия.
  
   Если посмотреть остальных людей из нашего выпуска, то картина получается такая: кого-то родственники пристроили в банк, или в хорошую фирму экономистами, и они там прижились, пустили корни и закрепились. Кто-то (в основном мужчины) пошёл в менеджеры, в агенты по недвижимости, в преподаватели при нашем институте. Ну, а остальные пашут Глав-ед-бухами. Одеты хорошо, дома ремонт сделан, машина есть, а в глазах - тоска.
  
   8. Размышления о профессии.
  
   Я вообще быстро обнаружила, что мужчин на такой работе практически не найдешь. Что, женщины аккуратнее, или лучше считают, или лучше соображают? И мужчины часто бывают аккуратными и педантичными, и голова у них работает не хуже, а считают они, как правило, лучше. Мужчина может быть Главбухом - руководителем, но Глав-ед-бухом - ни за что! Больные они, что ли - так париться, да ещё и в очередях стоять по долгу службы. А женщина всё стерпит. Сколько непьющих мужчин станут годами жить с женой-алкоголичкой? Конечно, и такое бывает, но крайне редко. Нашли дураков! А наоборот? Сколько женщин живут с алкашами? Да полно. Можно жить с мужем-алкоголиком, можно работать Глав-ед-бухом, почему нет? Всё равно, счастья в жизни нет. То есть, вообще-то есть, но его надо искать, за него надо бороться. Чтобы найти СВОЁ счастье, надо не только мужа хорошего отыскать, надо ещё и дело по душе найти и сделать его своей профессией. Ведь нельзя добиться успеха в деле, которое не любишь!
   По поводу того, что у всех профессий есть свои заморочки, я абсолютно согласна. Допустим, менеджер - работа нервная. Но в этих профессиях существуют "мертвые сезоны": 31 декабря, 22 февраля, 7 марта, в Новогодние каникулы он работать не будет, просто не с кем, да и сезонные колебания спроса существуют. Брокер - куда уж более нервная работа! Но и он может позволить себе расслабиться после удачной сделки. За несколько лет хороший брокер заработает себе капитал, потом он отдохнёт, и займётся чем-нибудь для души. Или врач в больнице. Работы много, присесть некогда, больные, родственники бумаги заполнять... Но: отпуск немальенький, и после отпуска кто-то будет его замещать и его больных лечить и выписывать, а не укладывать их штабелями в палатах, со словами: "Вернётся ваш доктор, и разберётся с вами, а пока лежите так". А Глав-ед-бух вернётся из отпуска (если ему удалось этот отпуск выцарапать) и получит 10 кг неразобранных бумаг на столе, кто за него что сделает? Или учитель. Зарплата маленькая? А поборы с родителей? Уж что-то оседает и у них в карманах, не всё же идёт директору "на нужды школы". И при этом - каникулы. Три раза в год просто расслабление на рабочем месте, а летом - отпуск около двух месяцев. А у Глав-ед-буха не бывает "мёртвых сезонов". У него всегда есть работа, и много. Только что баланс сдал? А новых бумаг сколько за это время накопилось! А "Инструкцию ..." новую изучить. И пора зарплату начислять, а ещё налоги заплатить.
   Недавно я заходила по делам к своей подруге. Она работает в новой мини-гостинице, на тот момент ещё шел ремонт, а управленцы налаживали связи на будущее. Составляли прайсы, готовили договора, но работы большой ещё не было. Приходили в 11-00, уходили в 16-00, да и в это время больше болтали да чаи распивали. Угадайте, кто единственный из управленцев в тот период уже вовсю пахал? Директор? Ну, он, конечно, всё контролировал. Но, однако, тоже работал с 11 до 16. А кто приходил в 10-00, уходил в 20-00, и работал не разгибаясь? Кто-кто, она, родимая, Глав-ед-бухша. Но это так, к слову.
  
   Я могу понять молодых людей, которые идут на экономистов учиться, в "бухи" они не пойдут, а так - пристроятся куда-нибудь. Или девушек, которые действительно предпочитают заниматься точными науками, или просто не имеют никаких особых склонностей. Но ведь, сколько я повидала молодых девушек, которые имели способности кто к рисованию, кто к рукоделию, кто к педагогике, кто к языкам, короче говоря, явных гуманитариев. Так и шли бы по этой дороге, развивали свой талант! Можно поучиться и стать если не художником, то дизайнером, конструировать одежду, украшения и т.п. Или пойти гувернанткой, няней, репетитором. Или экскурсии водить, переводить, опять же школьников-студентов натаскивать, если языки легко даются. Но нет! Ах, дизайнеров много, художников тоже, пока пробьёшься, пока научишься себя рекламировать и проталкивать, много воды утечёт. Няней, гувернанткой? Да как-то несолидно. Переводчиков много, тоже надо шевелиться, пока место под солнцем найдешь. А тут сразу верный кусок хлеба. Экономист! Да и модно, все туда идут, а я что, рыжая?
   И зарывают свой талант, и идут в эти экономисты - бухгалтера. А после института, если нет папы со связями, на экономиста устроиться не могут, идут помощниками бухов, доучиваются на курсах и становятся Глав-ед-бухами. А, осознав, какой геморрой получили в виде профессии, сделать уже ничего не могут. Куда ж теперь, 30 лет, дети, да и столько лет потрачено, зря, что ли? И тянут эту лямку, превращаясь постепенно в усталых кляч, и плачутся, что жизнь у них не сложилась. А с колеи свернуть трудно. И страшно. Вроде и жизни нет никакой, и работа вконец опротивела, а всё равно. Ладно уж, столько лет промучилась, помучаюсь ещё.
  
   Заключение.
   Я ещё в школе любила всякие истории, сказки, очерки разные писать. И вместо того, чтобы развиваться в этом направлении, пошла в бухи. Спрашивается, зачем? Действительно ли мне так уж хотелось делать однотипную работу день за днём, месяц за месяцем, год за годом до самой пенсии? Наверное, надо было после школы пойти да посидеть в какую-нибудь бухгалтерию, пусть за копейки на какую-нибудь элементарную операцию. Главное, проникнуться духом этой кухни. А после работы "Изменения и дополнения..." почитать. Быстро бы вся дурь из головы вылетела, ноги бы моей не было на факультете экономики. А так десять лет жизни - коту под хвост. Теперь вот нашла себе непыльную работу, а в свободное время пытаюсь наверстать упущенное.
   Между прочим, если не лениться, выход найти можно и после 30 лет. Есть у меня одна такая знакомая - бывшая Глав-ед-бухша. Пахала она, пахала, а потом взяла, и закончила курсы по моделированию ногтей (гелевые ногти наращивала, рисунки интересные делала - вспомнила молодость, свои зарытые способности к рисованию). Себе сделала, кому-то из родственников-знакомых, потом знакомых знакомых, и т.д. Через полгода она ушла из бухгалтерии, зарегистрировалась как частный предприниматель, и зарабатывать стала не меньше, чем раньше (Глав-ед-бухам на небольшом предприятии платят не так уж много, сейчас, например, тысяч 15 считается нормальным для такой работы). Потом она закончила другие курсы, научилась делать плетёную мебель, нашла покупателей, и зарабатывает очень даже прилично. И при этом видит своих детей, может поговорить с ними, помочь с уроками, погулять в выходные и каникулы. И летом уезжает на два месяца, на отдыхе может и подработать - ногти кому-нибудь сделать. А свою прошлую Глав-ед-бухскую жизнь вспоминает с отвращением, как тяжёлую и беспросветную.
   Конечно, все не могут делать гелевые ногти и плести стулья. Но что-то же может каждый! Если бы не стояли бухи в очередь на эту каторгу, если бы они разбежались кто куда, и их вдруг стало мало, то они могли бы ставить условия - например, нанять зама нормального на нормальную зарплату, нанять курьера, чтоб в очередях не стоять, не экономить на консультациях аудиторов, не дёргать её перед балансом ("брось всё и сделай мне срочно выкладки по новой сделке, напечатай платёжку и беги в банк" и т.п.). Но ничего не изменится, пока толпы абитуриентов штурмуют экономические факультеты, а потом пополняют армию мазохистов - Глав-ед-бухов.
  
   ЗЫ:
   1) Тем Глав-ед-бухшам, которым до пенсии осталось всего ничего, нет смысла менять работу. Конечно, есть большой риск от постоянного перенапряжения получить инсульт-инфаркт, но об этом обычно не думают.
   2) Утверждение "сегодня всем нужны сисадмины, завтра - специалисты по PR, а Глав-ед-бух нужен всегда, с этой профессией не пропадёшь, она универсальная" - это миф. Раньше - может быть, а теперь работодатели очень даже разборчивы. Сейчас сколько угодно объявлений типа "Требуется бухгалтер с опытом работы с продовольственными товарами (а то и вообще именно с бакалеей, именно с хлебобулочными изделиями и пр.), с опытом работы в транспортной компании, с опытом работы с книжной продукцией и т.п. Т.е. УЗКИЙ СПЕЦИАЛИСТ. И хозяину не интересно ждать, пока новый бух изучит нюансы на новой работе, он только свиснет - и к нему прибежит 10 Глав-ед-бухш - хлебобулочниц. Получается, что опять место работы надо по знакомству искать, или ждать, когда идеально совпадёшь с требованиями и вырывать рабочее место в тяжкой борьбе с конкурентками.
   И ещё. В связи с огромным количеством бухгалтеров, препятствием к приёму на работу может стать что угодно. Например, возраст. 20 лет? У Вас опыта мало. 25 лет? Ой, Вы ещё в декрет уйдёте, зачем нам это. Есть ребёнок? А сколько ему? Шесть? Ну, это несерьёзно. Ребёнок маленький, внимания требует, и в школу скоро. У нас тут очередь из претенденток, у которых детям лет по 14, зачем Вы нам сдались? 50? Старая кашёлка. Или не возьмут, или платить будут меньше. И где тут стабильность, уверенность в завтрашнем дне, обеспеченном замечательной профессией? Да, в других профессиях тоже есть проблемы с возрастом. Но тогда ради чего все эти Глав-ед-бухские мучения?
   2) Рядовым бухом в приличном месте вполне даже можно. Вести свой участок - зарплата там или расчёты с поставщиками (учёт материалов и запчастей посложнее будет, там чёрт ногу сломит) - вполне приемлемая работа, не хуже других. Трудно только удержаться в середине, особенно молодым девушкам после института. Плохо будет девушка работать - выгонят, а если хорошо работает - начнет думать, что ей мало платят, а она ведь умная, может делать более серьёзную работу за хорошие деньги. Расти по служебной лестнице без знакомств долго и нудно, и начнет она, искать работу "поденежнее", и в результате оглянуться не успеешь, как станет где-нибудь Глав-ед-бухом.
   Ну, а дальше Вы знаете.
  
  
Оценка: 6.41*6  Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"