Бернгард Эдуард Оттович : другие произведения.

Изваянная Эвтерпа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  
  Эдуард Бернгард
  
  ИЗВАЯННАЯ ЭВТЕРПА
  
  Давеча меня осенило, что называется. Музыка - не только звуки, но и структура, причём даже визуальная. Как-то полёживал я, по обыкновению, в бессоннице; вертелись в мозгу, как и всегда, всякоразные мотивы-мелодии-гармонии... и вдруг! осозналось отчётливо, что все эти звучания и не звучат во мне вовсе, а ткутся, выплетаются, вычерчиваются, причём в полной тишине! Ни малейшего звука, тона, а только лишь динамичная структура - структура в движении. И этого уже достаточно для СЛЫШАНЬЯ.
  Заворожённый сей догадкой, не преминул её проверить: "прокрутил" в тиши себя ещё фрагменты симфоний, клавирных концертов, сонат, песен... И действительно: музыка приходит нам не только в ипостаси звука, но и как осязаемая всеми чувствами субстанция, самодостаточная, полноценная среда - для слышанья музыки не обязательны уши!
  Причём визуальность и помимо того сопричастна ведь музыке: её, музыку, рисуют испокон - наносят на нотный стан, чертят, ткут, делают зримой.
  Так-то вот.
  
  
  
  
  ДИСКУССИОННОЕ
  
  И как мелодист Шостакович великолепен. Вообще, довольно странное противопоставление, ведь мелодия неотторжима от композиции, это её главная компонента, а переплетение мелодий создаёт гармонию, полифонию, контрапункт. "Опорный" басовый БАЗОВЫЙ ритмический рисунок - это тоже, по сути, мелодия.
  Кроме того, ГОЛОС (также и в широком или переносном смысле) подразумевает именно мелодию. Композицию голосом не сотворишь.
  
  Конечно, далеко не всегда можно проследить, то есть услышать мелодические линии сопровождения (да и не нужно), тем более в "связке", сочетании звуков, аккордах. Есть, так сказать, и чистая гармония, услаждающая слух именно комбинацией тонов, что ярко проявляется, к примеру, в джазе или в окрашенном национальным колоритом хоровом пении, где движется не столько мелодия, сколько гармония - завораживающе дивные ХОДЫ богатых и необычных аккордов имеют место, скажем, в грузинской народной музыке или у ряда африканских (негритянских) племён - изумительные, бесподобные, потрясающие, покоряющие душу созвучия!
  Собственно, я и сам пленяюсь чаще (с раннего детства) полифонией, нежели мелодией, пусть и чудесной.
  Понимаю, все эти разделения-обособления-вычленения в данной теме весьма условны, и рассуждения по сему поводу довольно-таки отвлечённы.
  
  Впрочем, я тут отчасти впал в противоречие - зачем, спрашивается, утверждать нечто такое, что сам же и отвергаю (в определённой мере)... Как бы там ни было, поэзия музыки, её самое сокровенное выражается именно мелодией. Которая только и делает возможным воспарение над миром.
  ----------
  
  Шостакович, наверное, самый глубокий и необычный композитор ХХ века. Даже на фоне таких титанов как Рахманинов, Прокофьев или Шнитке.
  Вот, среди прочего:
  https://m.youtube.com/watch?v=JlMHjo7Jwhk
  https://m.youtube.com/watch?v=g64AsMg8FBM
  Адажио (анданте) из 2-го фортепианного концерта и финал 4-й симфонии. Это нечто. Совершенно ошеломляющее воплощение смятения, потерянности, безысходности ввиду большевистского террора.
  ----------
  
  Рахманинов испытал большое влияние Грига - в частности, его знаменитого фортепианного концерта, что особенно отчётливо слышится в "очень русской" музыке 2-го концерта, более всего во 2-й части - без напряжения улавливаются те же интонации, манера, местами даже сходство темы (мелодии). Но, разумеется, это не компиляция, а именно влияние. Рахманинов создал истинный шедевр, непреходящий.
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"