Давеча меня осенило, что называется. Музыка - не только звуки, но и структура, причём даже визуальная. Как-то полёживал я, по обыкновению, в бессоннице; вертелись в мозгу, как и всегда, всякоразные мотивы-мелодии-гармонии... и вдруг! осозналось отчётливо, что все эти звучания и не звучат во мне вовсе, а ткутся, выплетаются, вычерчиваются, причём в полной тишине! Ни малейшего звука, тона, а только лишь динамичная структура - структура в движении. И этого уже достаточно для СЛЫШАНЬЯ.
Заворожённый сей догадкой, не преминул её проверить: "прокрутил" в тиши себя ещё фрагменты симфоний, клавирных концертов, сонат, песен... И действительно: музыка приходит нам не только в ипостаси звука, но и как осязаемая всеми чувствами субстанция, самодостаточная, полноценная среда - для слышанья музыки не обязательны уши!
Причём визуальность и помимо того сопричастна ведь музыке: её, музыку, рисуют испокон - наносят на нотный стан, чертят, ткут, делают зримой.
Так-то вот.
ДИСКУССИОННОЕ
И как мелодист Шостакович великолепен. Вообще, довольно странное противопоставление, ведь мелодия неотторжима от композиции, это её главная компонента, а переплетение мелодий создаёт гармонию, полифонию, контрапункт. "Опорный" басовый БАЗОВЫЙ ритмический рисунок - это тоже, по сути, мелодия.
Кроме того, ГОЛОС (также и в широком или переносном смысле) подразумевает именно мелодию. Композицию голосом не сотворишь.
Конечно, далеко не всегда можно проследить, то есть услышать мелодические линии сопровождения (да и не нужно), тем более в "связке", сочетании звуков, аккордах. Есть, так сказать, и чистая гармония, услаждающая слух именно комбинацией тонов, что ярко проявляется, к примеру, в джазе или в окрашенном национальным колоритом хоровом пении, где движется не столько мелодия, сколько гармония - завораживающе дивные ХОДЫ богатых и необычных аккордов имеют место, скажем, в грузинской народной музыке или у ряда африканских (негритянских) племён - изумительные, бесподобные, потрясающие, покоряющие душу созвучия!
Собственно, я и сам пленяюсь чаще (с раннего детства) полифонией, нежели мелодией, пусть и чудесной.
Понимаю, все эти разделения-обособления-вычленения в данной теме весьма условны, и рассуждения по сему поводу довольно-таки отвлечённы.
Впрочем, я тут отчасти впал в противоречие - зачем, спрашивается, утверждать нечто такое, что сам же и отвергаю (в определённой мере)... Как бы там ни было, поэзия музыки, её самое сокровенное выражается именно мелодией. Которая только и делает возможным воспарение над миром.
----------
Шостакович, наверное, самый глубокий и необычный композитор ХХ века. Даже на фоне таких титанов как Рахманинов, Прокофьев или Шнитке.
Вот, среди прочего:
https://m.youtube.com/watch?v=JlMHjo7Jwhk
https://m.youtube.com/watch?v=g64AsMg8FBM
Адажио (анданте) из 2-го фортепианного концерта и финал 4-й симфонии. Это нечто. Совершенно ошеломляющее воплощение смятения, потерянности, безысходности ввиду большевистского террора.
----------
Рахманинов испытал большое влияние Грига - в частности, его знаменитого фортепианного концерта, что особенно отчётливо слышится в "очень русской" музыке 2-го концерта, более всего во 2-й части - без напряжения улавливаются те же интонации, манера, местами даже сходство темы (мелодии). Но, разумеется, это не компиляция, а именно влияние. Рахманинов создал истинный шедевр, непреходящий.