Берзин Юрон Маркович : другие произведения.

Тихий скандал вокруг Библейской новеллы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

   Тихий скандал вокруг Библейской новеллы . Очень давно,3000 лет назад царь Соломон написал изумительную новеллу "Песня песней". И рассказал в ней , как страстно он любил прелестную Суламиту. Параллельно с этой новеллой в Библии зафиксирован отчёт его биографов о несметном гареме- 700 жён, 300 наложниц и девицы без числа. Ох, эти магические числа..! Они всех шокируют. И вызывают глубокое сомнение. Ведь ни в одном из этих источников не сказано, что вся несметная когорта красавиц побывала в горячих руках царя. И на его нежном ложе. И вот столетие назад, в 1908 году Александр Куприн написал красивейшую повесть "Суламифь" и твёрдо изрёк "-Да, побывали!" ... Вот здесь и рождается сомнение. С тех пор скандал не утихает и будоражит белый свет. Максим Горький резко осудил эту Повесть в альманахе "Земля" Љ1, 1908г.за уход от действительности. Он же, в беседе с писателем С. Ауслендером сказал: "Куприн хороший бытописатель, но совсем незачем было ему трогать "Песню песней" -- это и без него хорошо. А Соломон его смахивает всё же на ломового извозчика".(С.Ауслендер, статья "Кукольное цаство" в жур."Золотое руно", Љ6, 1908г., стр.72-73). А что бы сказала наша Анна Ахматова? -Так его же там не стояло. Это об А. Куприне. Каков же вывод? А вывод такой, что Куприн взял на себя таковую дерзость, имея причину...(разберёмся). А нам - потомкам вполне позволительно усомниться и задуматься. ...Царь имел гарем, как и все монархи того времени. Такова была мода. И придворные писари-биографы превозносили до небес их несметные сокровища, приписывая в лакейском экстазе тысячные нули. Это же сказал наш современный исследователь Даниэль Клугер: "... античные историки занимались сочинительством невероятных сказок , а вовсе не добросовестным изложением фактов". ("Тайна Митридата Евпатора",жур. Гриф, Љ10(113), 9.03.1999г.)... И что же делали с девушками эти монархи? Ох, лучше не вспоминать. -Вон, Шехерезада едва спаслась. (так говорит наша современница, юмористка Маша Пивоварова). Ещё б чуть-чуть и - "песец". Она была такая умница, что и других спасла. А наш Соломончик не такой, как все. Он девочек жалел, спасал от уличного сиротства и голода. И учил их грамоте. И дворцовому этикету. А мы-то думаем, ну почему нет песни про такого царя? Теперь понятно. На нём же печать гаремника (греховника) по новым общественным раскладам. Вот никто его и не хвалит.Вернее , когда-то хвалили за это, а теперь считают греховником. Коньюктура переменилась. А он, бедный ворочается под плитой и просит правильно его понять. (так и Лев Болеславский писал о Сальери). Весь ХХ век он просит справедливости . Но всем не до него. Каждый чиновник думает:- А что шеф скажет? А каждый шеф имеет своего шефа. А тот - своего. И на каком - то этапе созревает "глыбокая" мысль: -Оно мене надо? Вот и всё. Приехали...На весь ХаХа век зависла проблемв, и всё бЭстолку. А царь тот был такой мудрый, такой весёлый. Все соседние монархи любили приезжать к нему. Налаживали торговлю, делали свою прибыль. Строили свои дворцы и виллы. Разводили сады и отары. Отправляли торговые караваны к египетскому фараону. Жизнь кипела и весело клокотала. Тогда никакой войны не было. Народы отдыхали. Они работали на полях и в садах, растили детей. Это была благословенная эпоха. Единственная в нашей истории. Вот почему много веков спустя, гуманисты-утописты размечтались о благословенных райских островах, где можно устроить такие же Кукольные царства для мирных людей. Не зря же обширный тихоокеанский архипелаг назван - "Соломоновы острова". ...А та счастливая эпоха продолжалась, пока жив был царь Соломон . ..Потом кому-то опять захотелось воевать и грабить. И пошло-поехало. ...Проливають молодые и старые кровя и называют это рыцарством и доблестью.
  Часть 2.
  В русской литературе сложился необычный реестр: Пушкин не пощадил композитора Сальери (Моцарт и Сальери); Чехов не пощадил художника Левитана (Попрыгунья); Куприн не пощадил царя Соломона (Суламифь); Андрей Синявский не пощадил Пушкина (статья ...).
  ...Почему такое происходит? Можно ли это оправдать? Есть мнения : писателю нужен только повод для сюжета. Остальное - плод его личной фантазии. Это может быть слабеньким оправданием Чехову, не назвавшему конкретного прототипа. Он использовал только саму житейскую ситуацию.(однако, судьба Левитана была сломана). А остальные наши герои заслуживают заочного порицания. Всё-таки они ударили по национальным культурам. Они хоть и гении, но рвали по живому, как простые репортёры (конечно, такие лакомые фактуры).
  2) Говорит Михаил Дон, "Бумеранг", жур. Гриф,Љ49(101), 15.12.1998г.
  "Правдивость никого не интересует. Гораздо важнее само движение сюжета и его занимательная простота". Понятно. Убедительно. Но зачем народы обижать? (Австрия обижена за Антонио Сальери. И благодарна храбрым поэтам Льву Болеславскому и Илье Сельвинскому за реабилитацию их Героя). ...Вернёмся снова к маэстро А.И. Куприну... Допустим на минутку, что он прав, и царь Соломон действительно "продегустировал" всю эту нимфо-дивизию. Возникает вопрос: -Что стало с его душой? Как он психологически переменился? Это же неизбежно. Он деградировал? -Нет. ...Так о чём речь? ...Имя царя Соломона прошло через тьму веков и осталось чистеньким, как стёклышко. А теперь на нём пятно. Появилось сомнение. Аскетом он не был, но и не машиной же? Наше читательское мнение:-Куприн не прав. Соломон не машина, втягивающая и выбрасывающая. Он был способен любить. И ему не чужды были ответная страсть и обожание.В любящих глазах, как в зеркале, человек видит себя ТАКИМ замечательным.Даже удивляется. А сладкая привычка к единственной и неповторимой? Он был способен на постоянство. Хотя бы относительное. ....Гарем-это не конвейер, а возможность выбора. Только и всего.И гарантированная безотказность. Главная задача гарема - быть всегда под рукой. На всякий случай. Мало ли какой стресс придётся расслабить Большому человеку? ...Ну, не водку же пить.
  Часть 3.
  А.И. Куприн создал (там же) очень колоритный образ царицы Астис, первой жены царя Соломона. У них произощёл разлад и она стала жить отдельно,в Храме "Озириса и Изиды". Она ревновала Соломона и вынашивала план мести. Она "заказала"его офицеру охраны. При этом погибла прелестная Суламита, метнувшаяся навстречу киллеру в темноте, на роковой меч. Жалко "ласточку"!. Такая хорошенькая! Вопрос: как Астис посмела ревновать? Кто позволил ей так понимать свободу? (да она просто бестужевка (!) по нашим понятиям). У настоящего деспота ведь не поревнуешь. Он так пригладит, что мало не покажется. Вывод: значит Соломон деспотом не был. Он был добрым человеком.
  Вывод- 2: А поскольку он не был десптом, то и брать девушек по конвейерной схеме он не мог. Совесть не позволяла. Мучительно же отсылать их утром с глаз долой. Это же потеря Лица. ...Нет, не такова у него душа. Не стыкуется образ. ...Так что А.И. Куприн сам же и подрубил свою версию о "конвейере". ...Порассуждаем дальше. Поставим себя адвокатами А.И. Куприна. Вспомним его эпоху. Вспомним отголоски И.С. Тургенева. Он (Тургенев) выстроил небывалую концепцию женской нравственности, то есть абсолютной непорочности.Феминистки благодарно восславили его , а потом, к нашему огорчению, стали чахнуть и рано умирать. Он однобоко высветил эту проблему, оставляя в тени другую- сексуальный голод, необогретость, необожаемость, одиночество. Этот голод так же трагичен, как голод хлебный....И вот в начале ХХ века возникло Движение декадентов, ратующих за прямо противоположную концепцию-полную сексуальную свободу.И призвали к сексуальной революции. (это и прозошло в США через полвека). То есть, действие вызвало противодействие. Грозились даже устроить марш нудистов по главной улице с оркестром. А.И . Куприн это предвидел и провёл встречный демарш, создав лирическую повесть "Суламифь". Он надеялся оттянуть страсти читающей массы от крайнего экстрима (увлечения). И для понимания Соломонова примера он изложил этот эпизод в аспекте неожиданном, ослабляя этим бытующие супружеские оковы, зачастую переходящие в женский деспотизм . Он описал весёлое любовное игрище , где нет обойдённых галантностью, где все согласны без ревности в этой эротической коммунаде. И никто не претендует на монопольное первенство. Он противопоставил грубым нудистким призывам этот утончённый , милый образец взаимолюбования и восхищения. Красота, молодость, манеры изящные, изумительные наряды. И музыка!!! ( Конец разборки).Каков же вывод о наших героях?: Царь Соломон реабилитирован, поскольку обиженных не было. А.И. Куприн также заслуживает реабилитации за свой неназванный подвиг,и даже за его очарованное блуждание в этих нимфеточных мотивациях.(таков вердикт). Широко известно юридическое изречение: неразрешимость проблемы иногда оказывается ключом к её решению.
  
   Послесловие
  Ради справедливости следует поставить все вопросы, оставшиеся за кадром. Независимо. Иначе, их несомненно зададут любознательные читатели. Группа обвинения Куприна выступила всеохватно. Группа защиты потрудилась меньше. Давайте ещё послушаем их:
  1. В.В. Воровский в статье о Куприне писал, что "Суламифь"-- "Гимн женской красоте и молодости". (В.В.Воровский, лит.-критические статьи, М., 1956, стр.275). Независимый читатель может ответить,что это высказывание приятно звучит, но не глубоко. В нём нет и тени сомнения. Так может сказать любой:- Я счастлив прочитать об этой изумительной коммунаде , о ваимолюбовании и красоте.
  2. М. Горький высказался перед малоизвестным С. Ауслендером . Это было только сказано, но нигде его рукой не написано и не подписано. ..Почему? Возможно М. Горький подспудно чувствовал, что за фантазией Куприна кроется нечто весьма серьёзное (Выше мы уже разобрались). А Горький тогда был ещё неосведомлён. Но ясно одно - ему претило вламывание в интимную прелесть "сказки". Это неприлично. Он, видимо, решил не настаивать больше, полагаясь на ВРЕМЯ. И не подписал.
   3.Но в повести-то показан утешительный пример: как развеять извечную тоску по новизне. Тут сталкивается ненасытная физиология и робкое сознание. Что с этим делать? Вечный вопрос. Кто-нибудь скажет:-Я тоже так хочу!.. (А где возьмёшь?) . Некоторые группировки нечто подобное и устраивают, но у них это получается грубо и превращается в садизм. Видимо, о таких эпизодах и узнал Куприн. Он не хотел, чтобы ТАКОЕ... разрослось в эпидемию. Поэтому он и рассказал о милой коммунаде. Он сказал СВОЁ слово. И поставил полную пропись имени собственного.
  4.Кстати говоря, первая жена царя Соломона Астис была египетской принцессой. Соломон попросил её руки, отводя войну от Иудеи. Всего
  таких жён у него набралось шесть. Но это же не сердечный выбор, а
  чисто деловой, политический. Его сердечной любимицей была простая
  скромная девушка Суламита, единственная и неповторимая.
  
  Приложение: Калейдокоп.
   Царство Соломона. Берег. Берег помнит царя Соломона и амурное "Дело..." его - он спасал десять
  сотен девчонок под покровом Дворца своего.
  Города поднимал он и веси, величая Господни дела. А удача в медовом
  замесе по фронтонам узоры плела.
  Он готовил разящее войско для защиты святых берегов от разбоя геенны
  заморской и предательства давних врагов.
  Первый Храм он ваял как балладу и кедровый декор воспевал. И росла
  неземная Громада, над которою Бог повивал.
  Он судил справедливым Укладом: плутоватым Завет открывал, а жиганам
  пенял по наряду и крутые резоны давал.
  Прозвенела струна до хазаров, распахнула бутоны дверей. И к манежу весёлых базаров навела закордонных царей.
  Берег помнит царя Соломона и заветное "поле" его - он растил мировые
  каноны, тяготея к ним прежде всего.
  Припев:
  Моряна средиземная гуляет и Яффа хороводит паруса... Верблюды к
   фараону пропыляют и караван ушёл под небеса.
  
  Юрон Берзин, апрель 2008г.(время возвращения Героев).
  Теплица "МОнАД".
  Материал подготовлен на основе
  информации открытых источников.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"