Бескаравайный Станислав Сергеевич : другие произведения.

Газопроводный фетишизм

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Об извращенной любви к системе труб большого диаметра


Бескаравайный С.С.

Газопроводный фетишизм

   С 1991-го года Украина не дает соседям забыть о своём выгодном расположении. И всё, что идет через её территорию, автоматически попадает в сферу "национальных интересов". Сами по себе интересы - необходимая вещь. Да только на Украине под этими словами понимается выгода, которую могут извлечь из транзита основные группировки чиновников и бизнесменов.
   Понятно, что чем больший поток товара движется по территории, тем больше с него можно взять средств. А если этот поток невозможно развернуть или остановить - он становится идеальным средством обогащения. В этом смысле газопроводы - само совершенство. Любой другой груз можно везти в обход Украины. Автопоезда разворачиваются, железнодорожники используют Белоруссию. Даже нефть теперь Россия старается экспортировать через целую сеть портов, включая Новороссийск на Черном море и Приморск на Балтике - диверсифицирует поставки. А с газом так не выходит. Долго строить обходные пути.
   Закономерно газотранспортная система стала главным фетишем украинской политики. Вокруг неё всегда самые жаркие схватки, все больше всего опасаются, что её отдадут в непатриотические руки, а особенно во владение "нашего северо-восточного соседа".
   Схема получения средств от торговли газом в общих чертах сложилась при П.Лазаренко, и сколько бы не пытались потом назначить подходящих людей, и уверить население, что всё будет по-честному, неизменно всплывают коррупционные деньги.
   В результате все расчеты на "альтернативный газовый и нефтяной транзит" - заведомо пошли прахом. Кто захочет вкладывать миллиарды, строить трубопроводы, чтобы любой киевский чиновник, заговоривший об угрозе суверенитету державы, мог рассчитывать на "долю малую"? Вот и есть у нас нефтепровод Одесса-Броды, который уже много лет работает в реверсном направлении. И нефть там российская, что особенно оскорбляет "сознательных украинцев".
   Идеи об "энергетической независимости" тоже не слишком утешают. Если богатая и развитая Европа, при всех своих вложения в альтернативную энергетику, всё равно наращивает и наращивает потребление газа, то как быть Украине? Только разрушить собственную промышленность.
   Таким образом, Украину ждут большие проблемы, которые возникнут в среднесрочной перспективе. Когда достроят обходные газопроводы (а Северный и Южный Потоки тянут по дну морскому, лишь бы не по территории Украины), когда будет создана альтернативная сеть газохранилищ, произойдет то же самое, что и с нефтью. Объем её перекачки так упал, что приходится платить по мировой цене, да ещё страшно сократились объемы переработки - нефтехимические заводы либо поставлены на реконструкцию, либо там идет "спор хозяйствующих субъектов".
   Однако до последнего времени близкие перспективы выглядели совсем неплохо. Политики не уставали нам напоминать электорату, что мимо Украины газ в Европу не попадет. Страна остаётся транзитером-монополистом. Требования на переговорах доходило до того, что России намекали на долю Украины в тюменских нефтяных запасах - на том основании, что при освоении месторождений там трудилось много этнических украинцев. Это, конечно, был блеф. Только пока переговорами занимались компетентные люди, вроде Ю.Бойко, для которых лозунги не превращались в самоцель - всё было в порядке. Они понимали, что часть меньше целого, и что если учесть некоторые частные интересы в Москве, то можно привезти общественные выгоды для промышленности и людей на Украине.
   Начинающий политик в Киеве, при любом градусе своей националистической риторики, мог рассчитывать, что "на его карьеру ещё хватит".
   Однако, после 2004-го Киев перестал быть единым субъектом переговоров. Собственно, государство, как жестко централизованная система просто исчезло: есть ряд чиновников, которые не могут договориться об элементарных вещах, а если и приходят к согласию, так под прямой угрозой гражданской войны, как было весной 2007-го. В 2005-2006-м годах это привело к разрыву выгоднейших контрактов, который заключались Россией под "своего" В. Януковича. Начало этого процесса обнародовано не было, сор ещё оставался в оранжевой "избе" и весной 2005-го многим казалось, что два больших "Ю" - это одна команда. Сейчас маски сброшены, нет смысла изображать взаимную любовь. Президент и премьер ищут новые источники финансирования - ведь избирательная компания стоит дорого (рано или поздно новые выборы придется проводить). Отсюда - проблемы вокруг тендерной палаты: если поставить своих людей на государственные закупки, то какой-то процент от казенных средств сам собой "отломится". Отсюда же - проблемы с приватизацией и реприватизацией, которые стоили много нервов социалистке В.Семенюк. Но ничто не сравниться с привычным "газовым фетишем".
   Началась междоусобная бюрократическая война за доступ к финансовым потокам. А на войне как на войне: если нельзя самому получить доступ к ресурсу, надо его просто уничтожить. Потому президент заключает контракты, а премьер их демонстративно отказывается выполнять. Г-жа Ю. Тимошенко хотела бы сама заключать сделки, устранят посредников и нести благо народу. Только ей не дают, особо упирая на то, что она одних посредников может заменить другими. Поэтому премьер в открытых письмах требует публикации подробностей - пусть чужие контракты сгорят ясным пламенем. И переговоры утрачивают со стороны Украины всякую конфиденциальность - то единственное качество, которое помогало заключать "ассиметричные" сделки с "Газпромом".
   Конечно, некоторые "сознательные украинцы" думают, что идёт стандартная игра в доброго и злого следователя. Президент выпрашивает газ, соглашается на всё, но благодаря ссоре с премьером, за этот газ можно не платить. Только слабо вериться в такую слаженность киевской команды. Нет там слаженности. А процесс всё более напоминает бесконечную ссору между князьями Киевской Руси.
   Позиция России используется как орудие, как пресс, как внешний фактор в киевской политической тусовке. То есть оранжевые деятели, которые больше всего говорят о чуждости России, о необходимости отгородиться от неё высоким забором - сами же приглашают "Газпром" для нанесения взаимного политического ущерба. Каждый удар, который президент наносит премьеру, стоит больших денег и новых уступок российской монополии. Например, открытия внутреннего газового рынка Украины.
   Как будет развиваться ситуация?
   "Газпром" продолжит давление. "Газпром" будет восстанавливать и дополнять структуру ещё союзного газового хозяйства. Это требование экономики, необходимость инфраструктурного единства. Только развивать свою газопроводную сеть российская монополия станет не на основе взаимовыгодных соглашений, как в Белоруссии, а взыскивая просроченные платежи, задолженности, кредиты - как было в Молдавии. В отношении Украины у Газпрома нет причин отказываться от нынешней линии поведения: угрозы, время от времени дополняемые перекрытием вентиля. Какие-то деньги будут получены. После чего пройдет несколько месяцев, и вентиль снова перекроют или начнут угрожать его закрытием (требовать оплаты за российский газ по полной цене, выбивать долги, оставшиеся с прошлых лет или накопится новая задолженность - не суть важно). Начнутся очередные переговоры, и снова президент и премьер попытаются подставить друг друга, а в час-пик по телевизору политики будут выяснять, кто из них крепче любит Украину, и кто уже приковал себя цепями к трубопроводной системе, чтобы она не досталась "либеральной империи".
   Но до каких пор это будет продолжаться?
   Возможно, Россия всё-таки возьмет под контроль газопровод или наладит систему по выбиванию необходимых сумм (допустим, Газпром получит неограниченный прямой доступ на рынок Украины). Только это будет означать для "национально сознательных" политиков буквальную утрату фетиша, отъём любимой игрушки. Они сделают всё, чтобы не расставаться с ним до того момента, пока "Нафтогаз" останется дойной коровой, с которой можно легко и быстро получить несколько сотен миллионов долларов. Проще всего взять под залог трубы в долг, разумеется на западе. И сейчас газотранспортная система уже в долгах, как в шелках. В тот день, когда долги окончательно сделают компанию банкротом - нынешние политики о ней забудут. Как по мановению волшебной палочки прекратятся стычки за право назначить туда своих людей. И начнутся бесконечные разбирательства - кто и сколько украл, кто первые подвёл компанию к обвалу. "Трубу" без лишнего шума сплавят главному кредитору. Или, возможно, там расщедрятся и дадут еще несколько сотен миллионов евро - тогда киевские политики объявят сделку сверхвыгодной приватизацией. Еще придется сменить стереотип поведения, и разбавить привычные фетишистские мотивы элементами садомазохизма - надо же дать людям "кровавых" зрелищ во время кризиса?
   Расплачиваться по долгам будут, как всегда, обычные граждане Украины. И тысячью "премьерских" гривен отделаться не выйдет.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"