Бескаравайный Станислав Сергеевич: другие произведения.

О политкорректности апокалипсисов

Журнал "Самиздат": [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]
Peклaмa:
Конкурс 'Мир боевых искусств.Wuxia' Переводы на Amazon
Конкурсы романов на Author.Today

Зимние Конкурсы на ПродаМан
Peклaмa
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Некоторые закономерности нового начала


Бескаравайный С.С.

О политкорректности апокалипсисов

  
   Тема конца света всегда впечатляла потребителей. Катастрофа, яркая и зрелищная, после которой остается много красивых развалин. Есть герои, злодеи, обязательная массовка и камни из пенопласта, которые чуть не давят основных персонажей. Однако же любой конец несет в себе начало - и самая большая катастрофа не может быть исключением. На руинах заводится жизнь, откуда-то выползают люди, сызнова делаются изобретения и так до следующего краха цивилизации.
   Классический, библейский Апокалипсис - сам по себе политкорректен. Добро побеждает зло, причем не до следующей серии, а уже навсегда. "Дивный новый мир" к полным услугам праведников. Но масс-культура не была бы сама собой, не постарайся она превратить это "новое начало" в такой же штамп, что и сама катастрофа. Не сделай она его простым, доступным и приятным зрителю, одновременно не приправив натуралистичными подробностями.
   Если отойти от религиозного представления о конце света на позиции "пост-катастрофы", то что же может быть таким приятным в этом новом начале? Тяжелый многолетний труд, без надежны сходить на премьеру нового фильма, без черной икры и шампанского, даже без радио. Где казино, где неоновая реклама, где рестораны быстрого питания? Отсутствует баночное пиво и шампунь. Все те радости, жажда к которым внушается современному зрителю, они будут недоступны еще несколько тысяч лет. Или сотен лет - это тоже немало. Отчего зрителю или читателю радоваться?
   Неплохо выглядят простые деревенские удовольствия. Тут и мед, и сметана, и самогон. Неторопливо течет жизнь, весна сменяется летом. Отсутствуют проценты по кредиту, нет шанса попасть под поезд или автомобиль. Домотканая одежда, деревянная посуда. Мужчины снова становятся воинами, а женщины - заботливыми матерями семейств. Но тут проблема - катастрофа ведь была. И не просто все разом одичали, нет. Разрушились химические фабрики и ядерные реакторы. Ракеты вылетели из шахт. Тут хорошей экологии не дождешься. Водичка активная, земелька светящаяся, животные такие, что не вдруг придумаешь новое название, и не с первого раза как следует приготовишь.
   Автор, конечно, может сказать, что прошли тысячи лет, что все ядовитое рассосалось и разложилось. Но к тому времени из остатков и осколков человеческая цивилизация вырастет и возмужает. Возникнут проблемы, читателям совсем непонятные. Это трудно назвать "новым началом", скорее продолжением.
   Потому первый жест, который масс-кульутрный апокалипсис делает в сторону политкорректности - это спасение группы основных персонажей в некоем месте, где конец света почему-то не наступил. Так было с динозаврами, которые в нескольких вариантах фильмов и рассказов идут по холодающей пустыне в некое место, где много еды и тепло. Фильм "Водный мир" представляет другой случай. Повышение уровня океана уничтожило цивилизацию. Остались редкие атоллы, где люди исхитряются выращивать пропитание. Уцелели катамараны и лодки торговцев, что курсируют между ними. И тут вдруг выясняется, что есть земля - большая, обильная и никем не занятая. Герои плывут туда наперегонки со злодеями. Спрашивается - почему эти Эдемы не были уже заняты и окружены минными полями? Нет ответа.
   Фантасты по-разному пытаются решить это затруднение. С. Лукьяненко в рассказе "Теплый край" дает мрачную картину. Оазис теплоты среди начинающегося оледенения так просто не дается. Поезда, что идут туда - падают в пропасть. Людей, что подходят к границе - расстреливают с вертолета. Однако, рассказ короток. В более подробных вариантах этот выход можно рассмотреть у А. Громова в "Мягкой посадке" и у Дж. Уиндема в "Дне триффидов". Громов занимается все тем же оледенением, но еще отягощенным массовым оглуплением населения. Москва завалена снегами, земля не родит, основная часть населения откатывается к югу, но там постоянные войны. Глупость, как эпидемия, выкашивает людей, превращая их в "адаптантов". Главный герой начинает фактически создавать этот самый городок, что может пережить большую зиму. В "Дне триффидов" ситуация более запутана - почти поголовное ослепление людей полюс размножение агрессивных растений. Жить можно везде, но редкие устоявшиеся общины теряют цивилизованный вид, превращаются в дикарей. Выход не в отдельном городе, а в небольшом острове, где растения выпалываются, и где община в несколько сотен человек может поддержать уровень культуры.
   Но эти сценарии как раз настаивают на тяжелой работе. И Громов, и Уиндем пропускают описание ежедневного, ежечасного труда. В "Мягкой посадке" есть только круто заверченная интрига, определившая начало становления городка, и финальные воспоминания главного героя, который оценивает все то, что удалось сделать за десятилетия.
   Есть лишь одно свойство, которое в "новом начале" может показаться приятным потребителю - это знакомый конфликт, уже известная движущая сила, раскручивающая сюжет. Причем лучше эту движущую силу оформить в привычные декорации.
   И вот тут фантастика, случается, хромает на обе ноги - покидают её живость воображения и логика, остаются штампы. Авторы, чтобы избежать развития проблем, неудобных в настоящем, рассматривают катастрофу просто как способ лучше ответить на заранее известные вопросы. Неудобные проблемы уничтожаются апокалипсисом (люди и техника, понятно, тоже страдают), и можно со свежим пылом доказывать ближним, как хороши свобода, равенство, братство.
   Бывает, актуальные политические требования буквально врываются в тот постапокалиптический мир, что так заботливо выстраивал автор. Показательна в этом смысле вещь Н. Романецкого "Прозрение крота", созданная под влиянием романтизма Перестройки. Рисуются последствия третьей мировой. В этом её варианте обошлось без ракетно-ядерных ударов, поработали мощные орбитальные лазеры. В обширном убежище существует община, возникшая из интернационального поселения ученых. Наружу выходят редко - боятся лазерных лучей оставшейся орбитальной военной станции. Уже несколько десятилетий заправляет в общине бывший военный, который может предсказывать появление станции и уводить людей под землю от её ударов. Естественно, заводятся молодые бунтари, жадные до изучения документов. Главные из них носят славянские имена. Слов "демократия" и "гласность" не произносится, но без слова "диалектика" автор обойтись не смог. Финал - истинно демократичен, когда молодой экстрасенс, силой воли разрушивший эту самую станцию, обращается к жителям приюта с патетической речевкой о свободе. Жители, правда, воспринимают её без энтузиазма. Так что в итоге группа "зародышей новой цивилизации", обладающих сверхъестественными возможностями, просто сидит в тюремной камере и думает, как жить дальше.
   Аналогичен "Почтальон", достаточно слабый, хоть и крупнобюджетный, фильм, в котором после войны США восставали из дикости и раздробленности благодаря почте. Фильм, по сути, это скрытая реклама журналистики. Герой, преисполнившись благородных порывов, начинает изображать почтальона, работающего на якобы сохранившееся правительство. В результате сумма переданных им посланий достигает критической массы - и вот это правительство, пусть и самозванное, появляется. Разумеется, поблизости вертится главный злодей, бывший коммивояжер, который воображает себя основателем нового порядка и желает устроить то ли новую Спарту, то ли четвертый Рейх. Его благополучной убивают в финальной битве. Но остается вопрос - почему почта? Она до некоторой степени романтична, но её совершенно недостаточно. Торговля и армия воссоздают государства, одинокого почтальона элементарно пристрелили бы.
   Более тонко, хотя и не без недостатков, проблему "отцов и детей" обыгрывает Дж. Уиндем в романе "Отклонение от нормы". Ядерная война была "без дураков" - от Нью-Йорка остались обугленные небоскребы. Новая цивилизация возникла на Лабрадоре, в бывшей Канаде. В её основе - суровая протестантская этика, дополненная постоянной борьбой с мутациями. Уровень техники - XVIII век. Основные герои романа - дети, развивающие в себе телепатические способности, так сказать, очередное поколение человечества. В итоге их раскрывают, но из Новой Зеландии на вертолете прибывает подмога от телепатов, уже сколотивших новое общество. Какие тут могут быть вопросы, к чему придраться? Да самые простые. Почему как цивилизованные страны упоминаются только Новая Зеландия и Лабрадор - осколки англосаксонского мира? Почему ни Индия, ни Вьетнам, ни Мадагаскар, ни Аргентина, которые не должны были пострадать так жестоко, как север Канады, и имели много больше возможностей сохранить технические знания? Это уступка автора политической корректности. И невозможно отговориться послевоенной раздробленностью мира - корабли жителей Лабрадора к моменту действия романа уже исследовали всю северную Атлантику. Почему они не столкнулись с кораблями жителей Бразилии или Гвинеи? Или с теми же новозеландскими вертолетами?
   Особенно хорошо этот порок проявляется, если сравнить роман Г. Уэллса "Машина времени" и экранизацию этого романа (2005года). В книге герой прибывает в конец времен. Человечество, по сути, кончилось. С выродившимися, изнеженными людьми, живущими во дворцах, герой нормально поговорить так и не смог, с подземными морлоками - тем более. Что же в фильме? Герой отправляется в будущее, думая найти способ спасти нелепо погибшую любимую девушку. По дороге видит падение Луны на Землю и последующее оледенение. Способа помочь своей проблеме не находит, но людей встречает вполне адекватных (политкорректной наружности - европейской с некоторой примесью негритянской крови). Начинается противостояние сил света, наивных и очень сельскохозяйственных, и сил тьмы - подземных, технократических и коварных. С морлоками герой борется и успешно их уничтожает. Находит новую любовь. В итоге на месте Нью-Йорка - очередное новое начало цивилизации.
   Но много более пикантно выглядят подобные уступки, когда автор пытается воплотить благодаря мировой катастрофе противоположные идеалы, придать резкость даже не возрастному, но культурному конфликту! В повести Х. Эллисона "Парень и его пес" на развалинах всё того же Нью-Йорка существуют стаи рокеров, панков и прочих контркультурных элементов. Марихуана, перестрелки, боевая помощь собак, которых перед войной успели сделать разумными. Коллективы практически сплошь мужские и женщин катастрофически не хватает. В то же время в прекрасно оборудованных подземных убежищах сохранилось викторианское общество, причем самого ханжеского толка. По очевидному совпадению - там страшно не хватает мужчин. Обывательско-бюргерский и контркультурный образы жизни пожирают сами себя. Как результат, автор фиксирует, что и те, и другие начали отчетливо сталкиваться с демографическими проблемами.
   Один из самых, пожалуй, тонко сделанных романов, решающих проблему культурной ситуации после конца света - "Город иллюзий" У. Ле Гуин. Катастрофа была не от войны, а от лжи. Некие человекоподобные пришельцы, обладавшие искусством "лгать мыслью" смогли перессорить землян, к тому времени в общении и судопроизводстве полагавшихся на телепатию. Целиком население уничтожено не было, и остались отдельные полудеревенские общины, частично сохранившие уровень технических знаний. Вот уж, воистину, "народы сменили народы, и лик изменился Земли". Главный герой, потерявший память, воспитывается в такой общине, а потом проходит через несколько других человеческих поселений. Он встречает разный уровень знания, разные этнические группы, разные культуры. Большая часть - это изолянты. Секты, индейские племена из резерваций, отдельные деревни. Они смогли пережить катастрофу за счет внутренней спайки и замкнутости, но их рост ограничен действиями пришельцев. Собственно, "американской мечты" или "американского образа жизни", не остается.
   Хотя, если рассуждать объективно - написать постапокалиптическую культуру не такая уж и простая задача. Авторам проще работать с уже известным материалом, и они выбирают вариант с возрождением собственного государства. Пожалуй, самый радикальный выход нашли А. и Б. Стругацкие в романе "Обитаемый остров". Описана постядерная ситуация - но на другой планете. Есть возможность задавать некие усредненные образы, не связанные с конкретными земными оригиналами.
   Бывает, что авторы уходят в противоположную крайность, и, спасая некую определенную культуру, строят апокалипсис именно как смерть иной культуры. Сейчас чуть ли не самое модное произведение этого направления - "Мечеть парижской богоматери". Название расшифровывает книгу: мусульманские эмигранты заполони Европу, и западная её часть стала халифатом. Атеизм в начале привел к власти исламистов, но потом же ими и был запрещен. Во Франции христиане живут в гетто, полиция разыскивает последних виноделов. Правда, Россия устояла и даже Польша стала к ней дружелюбна, опасаясь своих новых исламских соседей.
   Культуру, конечно, можно разрушить "до основания" и наслаждаться чисто варварским поведением персонажей. Таковы множество голливудских низкобюджетных фильмов. Из наиболее ярких можно назвать - "Безумный Макс. Воин дороги". Вопли, много лохмотьев, погони, заточки и мясницкие топоры, резня. Но подчеркнутый пофигизм как злодеев, так и героев уничтожает саму идею "нового начала". Началом тут не пахнет, еще продолжается конец.
   Но просто сохранить некую культуру - это одно. Другое - построить произведение на старой проблеме, которая лишь с помощью катастрофы вновь становится актуальной, и никак иначе сейчас интересной стать не может. Сделать апокалипсис полезным.
   В яркости постановки редкий режиссер сможет потягаться с братьями Вачовски. Закончив с "Матрицей" они взялись за тему гражданского общества. И вышел у них фильм "V - как вендетта". Англия - современная и не совсем добрая. Там утвердилась диктатура фашистского типа. Диктатор, партия, репрессии, лагеря - все как полагается в 1984-м году, только немного позднее. Герой, некая жертва биологических экспериментов, одевает маску Гая Фокса и занимается устроением революции по типу тех цветных событий, что имели место в СНГ. Очень много разговоров про свободу, про демократию, про достоинство личности. Все вроде как хорошо, но маленькая подробность - нет мусульман. Введена смертная казнь за хранение Корана. Словом, в этническом смысле ситуация возвращена на 50-60 лет назад. Возникает неполиткорректный вопрос: неужели авторы намекают, что за гражданские права можно бороться, только разделавшись с мусульманами?
   Во много большем масштабе схожую идею воплотил К. Бенедиктов в книге "Война за "Асгард". Завелся в Хьюстоне некий пророк, который поднял флаг Белого Возрождения. Англосаксы устроили на Земле новый порядок. Китайцев стало только 300 миллионов. Арабы еле отстояли свои исламский статус. Россия лишилась Сибири, а заодно получила реставрацию феодализма в самых мрачных формах семибоярщины. Множество народов пропололи, как грядки, выискивая генетически неполноценных. В средней Азии вообще устроили что-то вроде концлагеря на сотни миллионов людей - их всех перебрасывают в параллельное то ли пространство, то ли время. Разумеется, есть Сопротивление, которое пытается устраивать диверсии, покушается на Хьюстонского пророка и вообще, заявляет о себе. Дерутся за свободу, понятное дело. Однако, если отбросить лазеры, переброску во времени и компьютеры - то ситуация возвращается к началу ХХ-го века. Колониализм плюс фашизм с поправкой на новые технологии. Как драться против них - понятно.
   Но вершиной, настоящим шедевром "полезного апокалипсиса" отметилось содружество И. Андронати и А. Лазарчука. Сериал, открываемый романом "За право летать". Войны не было - всего лишь напали инопланетяне. Причем они еще и дрались между собой. На земле из-за "хроносдвигов", вызванных работой двигателей их кораблей, стала отказывать электроника. Понятно, загнулась вся высокая технология; в кремниевой долине, что в Калифорнии - теперь просто несколько коттеджных поселков. На этом фоне Россия снова вдруг становится супердержавой. Как? А вот так. Посылая в бой подростков, и разрабатывая новую, устойчивую к хроносдвигам электронику. В самом скором времени у землян обнаруживается флот из боеспособных кораблей. Что к этому добавить?
   Опять таки, к перечислению этих недостатков в произведениях можно подобрать контрдовод. Ведь если цивилизация делает несколько шагов назад, то откуда взяться новым проблемам? Приходиться заново проходить старое и люди пытаются припомнить уже готовые решения. Весь вопрос в степени этих "припоминаний". Эпоха Возрождения при всем осознанном желании подражать античности - не занималась простым копирование древней Греции, не просто учила латынь. Европа стала уже другой, и невозможно было вернуться в прошлое. Новое начало, даже при полном тождестве идей, не может оказаться тождественным и в предметах. Если кто-то в этом сомневается, пусть вспомнит Робинзона Крузо. Это индивидуальный конец света - ведь человек выпал из культуры и цивилизации. Но разве его техника, за исключением инструментов, была английской техникой XVIII-го века? Нет. Ошибки, неудачи, изобретения - были у него свои. А если припомнить, как жил прототип Робинзона, и в какой дикости встретил он случайный корабль, то становится вообще грустно.
   Аналогично, существует множество произведений, где проблемы "нового начала" раскрыты очень подробно, и аккуратно. Новые племена, их язык, обычаи - сконструированы вдохновенно и непротиворечиво. Но пусть читатель сам судит о них.
  

Сентябрь 2006

  

 Ваша оценка:

Популярное на LitNet.com Т.Мух "Падальщик 3. Разумный Химерит"(Боевая фантастика) В.Свободина "Демонический отбор"(Любовное фэнтези) Д.Сугралинов "Кирка тысячи атрибутов"(ЛитРПГ) М.Юрий "Небесный Трон 3"(Уся (Wuxia)) А.Куст "Поварёшка"(Боевик) К.Федоров "Имперское наследство. Забытый осколок"(Боевая фантастика) Д.Сугралинов "Дисгардиум 5. Священная война"(Боевое фэнтези) С.Нарватова "Последние выборы сенатора"(Научная фантастика) С.Елена "Избранница Хозяина холмов"(Любовное фэнтези) А.Верт "Пекло 2"(Боевая фантастика)
Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Батлер "Бегемоты здесь не водятся" М.Николаев "Профессионалы" С.Лыжина "Принцесса Иляна"

Как попасть в этoт список
Сайт - "Художники" .. || .. Доска об'явлений "Книги"